Весело грустно бетховена ноты

Весёлая. Грустная

«Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности» — это слова великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена.

Уже в 7 лет он начал выступать как клавесинист. С 11-и лет — помощник органиста капеллы. В 1782 г. Было издано первое сочинение Бетховена — 9 вариаций для клавира. В 16 лет, в Вене, он играет свои импровизации Моцарту, находя поддержку своему таланту от великого мастера. Взяв на себя материальную заботу о семье, Бетховен служит в должности органиста капеллы и альтиста театрального оркестра. Сочиняя при этом музыку, он становится студентом философского факультета Боннского университета. В 1792 г. Бетховен обосновывается в Вене, где берёт уроки нотной классической музыки у Гайдна и др. Ширится его слава как пианиста — импровизатора (средства от одного из выступлений Бетховен передаёт вдове Моцарта). В это время он создал ранние фортепианные сонаты, среди которых — «Патетическая», как ее назвал сам автор, «Лунная», «С траурным маршем» (эти неавторские названия укрепились за сонатами позже), 3 фортепианных концерта, 2 симфоний, скрипичные и виолончельные сонаты, струнные квартеты, песни, оратория «Христос на Масленичной горе» и другие. Появившееся в 1797 г. признаки глухоты привели его к тяжелому душевному кризису. «Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало», — писал Бетховен. Музыка звучала в композиторе, он писал шедевры, будучи совершенно глухим, а для того, чтобы «попадать» в ритм, прислонялся лбом к инструменту.

Свет, побеждающая тьму, страдания, преодоленные этим великим и сильным духом человеком воплотились как победа над собой в опере «Фиделио» Пятой и Третьей («Героической») симфониях, в «Апассионате» (Сонате №23).

Читайте также:  Концертная симфония моцарта ноты

В Скрипичном концерте, в «Пасторальной» (Шестой) симфонии, фортепианной Сонате №21 («Авроре») воплощен полный динамичной гармонии взгляд на природу.

В «Русских» квартетах, Седьмой симфонии звучат мелодии, истоками которых являются народные мотивы. Мощным оптимизмом полны Четвёртая симфония, Пятый фортепианный концерт. Бетховен зачастую использует в своих произведениях форму фуги. Движение духа и мысли обретает музыкальное развития произведений последних лет. «Торжественная месса» и итоговая — Девятая — симфония с её финалом: «Обнимитесь, миллионы!» (на слова оды «К радости» Ф. Шиллера), оказали сильнейшее воздействие на симфонизм 19-ого и 20-ых веков.

Смотрите также ноты произведений композитора Людвиг ван Бетховен:

Источник

Л.Бетховен — Ноты для фортепиано

Произведения для фортепиано композитора Людвига ван Бетховена

_
Бетховен
Избранные сонаты

для фортепиано
составитель М. Андреева
“Эстонское республиканское отделение музыкального фонда СССР”
(Pdf и DjVu)

  • 1. Соната (Патетическая), соч. 13
  • 2. Соната соч. 14 № 2
  • 3. Соната (Лунная) соч. 27 № 2
  • 4. Соната соч. 49 № 1
  • 5. Соната соч. 49 № 2
  • 6. Соната (Аппассионата), соч. 57

Скачать ноты


Л.Бетховен
Вариации на русскую тему

для фортепиано
редакция Ганса фон Бюлова
«Музыка», 1975г.
номер 4136

В настоящем издании вариации публикуются в редакции Ганса фон Бюлова (1830—1894), выдающегося немецкого пианиста — исполнителя и педагога, дирижера и музыкально-общественного деятеля, сподвижника Листа и Вагнера. Его деятельность как музыканта была в первую очередь просветительской: для того чтобы новые произведения лучше усваивались публикой, он исполнял их в своих симфонических концертах по два раза подряд, его фортепианные уроки-лекции были рассчитаны не только на самих исполнителей, но и на многочисленных слушателей, присутствовавших на этих уроках. Наконец, Бюлов впервые ввел педагогические издания с комментариями, содержащими методические советы, которые были направлены на точное проникновение в авторский замысел произведения и рекомендовали для достижения нужного результата тот или иной пианистический прием. Такие издания сыграли необычайно положительную роль в борьбе против бездумного подхода к фортепианному исполнительству, способствуя повышению общего музыкально-педагогического уровня.

Бюлову принадлежат многочисленные редакции произведений Баха, Генделя, Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шопена и других. Но если в произведениях старых мастеров Бюлов (по-видимому, желая приблизить их к своему времени) часто допускал произвольные изменения текста, вводил странную, на наш взгляд, динамику, то в музыке Бетховена его талант педагога-интерпретатора проявился очень тактично и многогранно Его редакции бетховенских сочинений (сонаты соч 13, 26, 27, 31; «Тридцать две вариации», три ранних вариационных цикла, Фантазия с хором, фортепианные произведения, начиная с соч. 53) представляют выдающийся интерес и по настоящее время.
В предисловии к своему изданию трех ранних вариационных циклов Бетховена (ре мажор, ля мажор и фа мажор) Бюлов говорит, что в них «индивидуальность Бетховена проявляется уже настолько сильно, что заставляет отступить на задний план заметные еще здесь черты его предшественников и непосредственных учителей. В первую очередь это проявляется в отношении техники. На каждой странице можно найти новое, до сих пор еще не существовавшее. Нигде не прерывается поток изобретательности в отношении оригинальных технических фигур или фортепианных звуковых эффектов. С точки зрения чисто музыкальной столь же богато и применение полифонических и полиморфных комбинаций. Все сверкает, если можно так выразиться, внезапными озарениями. В таких находках попеременно перевешивает то вдохновение, то анализ (оба эти понятия, собственно, не могут разделяться, а должны быть объединены в художественном размышлении-медитации — ведь без фантазии и анализ будет бесплодным), но здесь это не меняет существа дела, потому что нигде нет никакого шаблона.»

Обращая внимание на естественность развития в музыке Бетховена, на ее цельность, Бюлов очень тонко характеризует диалектику его творчества: «.бетховенский творческий процесс базируется в определенной степени на осознанном природном принципе беспрерывного разрушения и возрождения. Отсюда же и удивительная гармония единства и многообразия.» -Но, исходя из этого, «не следует делать вывод, что эти вариации демонстрируют уже готового мастера; как раз изучение становления может оказаться наиболее поучительным и интересным. И даже если считать их только «частично удавшимися экспериментами», то они и в этом случае дадут возможность внимательному наблюдателю ясно увидеть процесс развития особенностей стиля Бетховена, заглянуть в самые ростки его мастерства, в его духовные лаборатории». Эти вариации Бюлов считает шедевром и говорит, что они «могут показаться устарелыми только в том случае, если исполнитель привнесет в свою игру совершенно неуместное здесь кокетство рококо».

В своем издании «Двенадцати вариаций» Бюлов изменил фразировку, динамический план, темповые указания, распределение материала на нотных станах. Он добавил аппликатуру, в некоторых случаях приписал штили, указывающие на скрытое голосоведение, а в ряде мест изменил нотный текст (на основании аналогичных эпизодов), в коде с целью обогащения звучания баса выписал ossia. В комментариях он дал целый ряд указаний, представляющих ценность не только для учащихся, но и для педагогов.
В настоящем издании в основном сохранен текст Бюлова. Нами сделан целый ряд примечаний (даны курсивом), касающихся преимущественно сделанных Бюловым изменений нотного текста (везде оговоренных), а также вопросов фразировки (с ней не всегда можно согласиться, так как Бюлов, не понимая по-настоящему русскую народную песню, пытается искусственно расчленить цельное пятитактовое построение на два предложения). Вследствие большой распространенности и доступности- оригинальной версии этих вариаций остальные изменения (темпы и т. д.) не упоминаются. Явные опечатки бюловского издания исправлены безоговорочно.

Скачать ноты

Источник

Бетховен. Весело — грустно

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Людвиг ван Бетховен. Весело – грустно

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям о том, что музыка передает разное настроение людей (веселое, грустное, нежное, игривое).

П е д а г о г. У каждого человека может быть то или иное настроение: весёлое или грустное, спокойное или встревоженное. Улыбнулось тебе солнышко, и хочется улыбнуться ему в ответ. Поругала мама за какую-нибудь провинность или сломалась любимая игрушка, и настроение становится грустным, печальным.

Музыка обладает волшебным свойством — она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства, переживания — нежность, волнение, грусть и радость.

Пьеса, которая сейчас прозвучит, называется «Весело — грустно». Эту пьесу написал замечательный немецкий композитор Людвиг ван Бетховен.

Прислушайтесь, настроение музыки будет меняться. (Исполняет пьесу.) Вы почувствовали, что сначала музыка звучала: весело, беззаботно, шутливо (исполняет фрагмент 1-й части), а потом она загрустила, зазвучала печально (исполняет фрагмент 2-й части)? Но вот грусть прошла, и снова хочется улыбаться и шалить (исполняет начало пьесы).

Я уверена, что вы полюбите произведения Людвига ван Бетховена и будете их часто слушать. Столько чудесной музыки создал этот композитор и для детей, и для взрослых! (Пьеса звучит повторно.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей передавать в движениях смену настроений в трёхчастной форме пьесы.

П е д а г о г. Вспомните, как называется пьеса немецкого композитора Л. Бетховена, которую вы слушали на прошлом занятии. (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. «Весело — грустно».

П е д а г о г. Прислушайтесь, как звучит мелодия в первой части пьесы (которая называется «Весело»), плавно или отрывисто? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Отрывисто.

П е д а г о г. Да, весёлая, шутливая мелодия этой части звучит отрывисто, легко и нежно. А мелодия второй части пьесы, которая называется «Грустно»? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Плавная.

П е д а г о г. Правильно. Грустное, печальное настроение этой части создается плавной, «гладкой» мелодией. Давайте попробуем передать настроение музыки движениями рук — отрывистыми, четкими, или плавными, размашистыми. (Исполняет пьесу, дети «дирижируют»).

Вы правильно почувствовали, как меняется настроение музыки. В начале и в конце пьесы оно было веселым, беззаботным, игривым, озорным, а ваши движения — лёгкими, чёткими, отрывистыми, как и мелодия. А в середине, когда музыка звучит грустно и плавно, ваши, руки правильно передали характер музыки — печальный и нежный.

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей соотносить настроение музыки с различными тембрами музыкальных инструментов и игрушек.

П е д а г о г. Как называется эта пьеса композитора Л. Бетховена? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. «Весело — грустно».

П е д а г о г. На прошлом занятии мы движениями рук передавали разное настроение в этой пьесе. Весёлое, шаловливое — отрывистыми движениями, грустное, печальное — плавными, размашистыми. (Напевает фрагменты и дирижирует.) Вы помните, что весёлое настроение в пьесе вернулось снова после грустной, печальной части. Давайте, как на прошлом занятии, внимательно послушаем музыку и движениями рук покажем, как меняется её настроение. (Дети выполняют задание.)

Передо мной лежит маленький колокольчик и музыкальный инструмент — треугольник. Как весело позвякивает колокольчик! У него отрывистый, нежный, короткий звук. (Вызванивает колокольчиком ритмический рисунок первой части пьесы и напевает мелодию.) А треугольник звенит тоже нежно, волшебно, но звук у него долгий, продолжительный. Прислушайтесь! (Напевает мелодию пьесы «Грустно» и играет на треугольнике начало каждой фразы.)

Кто хочет поиграть вместе со мной? Я буду исполнять пьесу на фортепиано, а вы на колокольчике и треугольнике. Колокольчик должен звенеть тогда, когда зазвучит весёлая отрывистая музыка, в первой части пьесы «Весело», а треугольник — в части пьесы «Грустно». Его продолжительный, нежный звон будет сопровождать плавную, печальную мелодию. (Исполняет пьесу вместе с детьми.)

4-е занятие

Программное содержание. Дать детям представление об оттенках чувств, настроений: одно чувство, например нежность, может быть радостным или грустным.

П е д а г о г. Вы познакомились с пьесой Л. Бетховена «Весело-грустно», играли на колокольчике и треугольнике. Мы не случайно выбрали эти инструменты. Оба звучат очень нежно, но один отрывисто, а другой более плавно, как и мелодии частей пьесы «Весело — грустно». Прислушайтесь: первая, весёлая часть звучит нежно (исполняет фрагмент, 9-12-й такты, затем начало пьесы). И вторая, грустная, часть — тоже нежная (исполняет фрагмент).

Одно и то же чувство (нежность) может быть окрашено весёлым или грустным настроением. Так бывает и в жизни: мама всегда ласково, нежно приласкает, и когда тебе весело, и когда грустно. Сейчас я дам каждому из вас по две карточки розового, нежного цвета, но на одной нарисована улыбающаяся девочка, а на другой — грустная. Когда вы услышите музыку нежную и весёлую, вы поднимете первую карточку, а когда нежную и грустную — вторую. (Дети выполняют задание.)

Рекомендации по исполнению. Пьеса написана в трёхчастной форме. Крайние части передают веселое, беззаботное, шутливое настроение, средняя часть — печальное, грустное. Указаний композитора на смену темпа в тексте не содержится. Но, по-видимому, возможно некоторое незначительное замедление темпа во второй части — «Грустно» по сравнению с оживленным темпом первой части — «Весело». Исполняя пьесу, важно обратить внимание на частую смену штрихов. Например, окончание фразы (2-й такт) должно звучать мягче и продолжительнее (четвертная длительность), чем восьмые ноты, non legato (1-й такт). Начало мелодии (9-й такт) играется legato, нежно, а затем (10 — 12-й такты) — мелкими лигами, игриво, шутливо. Важно также обратить внимание на смену динамики: в каждой фразе есть своя кульминация. Во второй части пьесы («Грустно») важно добиться красивого, певучего звучания мелодии и мягкого аккомпанемента, прозрачной педализации, найти кульминации.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 8 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Весело, mp3;
Бетховен. Грустно, mp3;
Бетховен. Весело-грустно (вместе), mp3;
Бетховен. Весело-грустно (vinil-rip), mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

В презентации использованы репродукции картин художника Ф. Моргана.

Источник

Оцените статью