Конспект открытого урока «Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов»
план-конспект урока по музыке по теме
Этот урок мне хотелось бы посвятить решению техническим проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техническими формулами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispravlennyy_konspekt_otkrytogo_uroka_bez_prilozheniya.doc | 56.5 КБ |
prilozhenie_1_2.doc | 2.43 МБ |
prilozhenie_345.doc | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Департамент культуры молодежной политики и спорта Администрации города Сургута Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детская школа искусств им. Г. М. Кукуевицкого
Конспект открытого урока
«Веселая музыкальная гимнастика для начинающих пианистов»
Автор: Крехно С.О.
Преподаватель по классу фортепиано
1. Активизация интереса учащегося к работе над освоением технических навыков.
2. Развитие технических навыков учащихся первого года обучения в сочетании с задачей постановки игрового аппарата.
1.Освоение приемов технического развития и игровых навыков исполнения на фортепиано.
2. Применение технических формул в сочетании с творческим художественным исполнением музыкальных произведений.
1.Воспитывать умение ученика работать творчески в решении технических задач.
1.Развивать умение самостоятельно работать над техническими задачами в музыкальных произведениях.
Форма урока- индивидуальный урок.
Тип урока- урок закрепления полученных навыков.
3.Работа над техническими формулами.
Оборудование: фортепиано, ноты, иллюстрации.
Организационный момент, сообщение темы урока, вступительное слово преподавателя.
Наш урок мне хотелось бы посвятить решению техническим проблем учащихся на начальном этапе обучения, освоению технических навыков и ознакомлению с различными техническими формулами.
В комплексном воспитании начинающих пианистов очень важна взаимосвязь музыкально-слухового и технического развития. Мировой пианистический опыт накопил немало ценнейших достижений в овладении пианистической техникой. Методические принципы крупнейших мастеров пианизма имеют общие рекомендации по вопросам технического мастерства. В трудах Ф.Шопена, К.Игумнова, Г.Нейгауза, С. Фейнберга, Г.Когана, С. Савшинского раскрываются принципы овладения техникой в исполнительском процессе. Прислушиваясь к рекомендациям великих музыкантов понимаем, что развитие техники нужно начинать с первых занятий на инструменте и главной в этих занятиях должна быть систематичность приобретения навыков.
Авторы лучших фортепианных этюдов и упражнений — Крамер, Черни, Лемуан, Шитте и др. — нашли обобщенные технические формулы, которые в дальнейшем встречаются в различных музыкальных произведениях, и их изучение в этюдах и упражнениях позволяют не возвращаться к ним в каждом новом художественном произведении. Этюды и упражнения позволяют провести приобретение технических приемов в стройном и последовательном порядке.
С первых уроков с маленькими пианистами осуществляется еще одна очень важная работа — работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением всего механизма звукоизвлечения при контакте кончика пальца с клавишей, над осмысленным прикосновением, над художественной техникой.
В условиях раннего исполнительства, необходима возможность сосредоточения внимания детей на интересном, ярком, занимательном. Необходимо, избегая сухих дидактических рекомендаций, провести показ и словесные пояснения конкретными, доступными, наглядными для ребенка приемами педагогического воздействия.
На этом уроке нам хотелось бы представить упражнения из сборника «Веселая музыкальная гимнастика» С.А.Барсуковой. Упражнения из этого сборника легко усваиваются детьми и позволяют в игровой, увлекательной форме познакомить ребенка как с различными техническими формулами, так и разными приемами звукоизвлечения, аппликатурными и динамическими принципами.
Все мы знаем, что дети не любят заниматься сложными техническими упражнения, зато они любят музицировать. им нравиться заниматься физкультурой — бегать, прыгать, приседать. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют массу удовольствия. Эта любовь к движениям положена в основу всех упражнений сборника. Ассоциации с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают почувствовать приятные ощущения в пальцах и руках при игре на фортепиано. Кроме этого упражнения очень полезны для развития координации маленького пианиста, его ощущения клавиатуры. Позволяют ребенку почувствовать себя настоящим музыкантом исполняя упражнения сразу двумя руками в параллельном и расходящемся движении в доступных ему темпах, исполнению различных штрихов, двойных нот, аккордов, гаммообразного движения.
Достоинством данного пособия является то, что нотный материал постигается очень легко, благодаря тому, что упражнения состоят из 5-6 нот, которые играются на белых клавишах в одной позиции. Все упражнения ассоциируются с какими-либо гимнастическими упражнениями: ходьба, бег, прыжки, наклоны, приседания, раскачивание и т.д.
Теперь разрешите вам представить Алисултанову Викторию, ей 6 лет, девочка обучается первый год. Вика поможет мне представить упражнения из этого сборника. Сейчас мы покажем вам упражнение на non legato , 3-м пальцем играются ноты расположенные через 2 октавы подряд и обратно. Упр. 1,2 с картинкой и текстом
Все упражнения в сборнике сопровождаются подтекстовкой.
Лапку вправо потяни, а потом назад верни.
Лапку влево потяни, а потом назад верни.
Педагог: Вика, постарайся сыграть ноты мягко с хорошей амплитудой, как бы»рисуя» над клавиатурой радугу. фото
Ученица играет упражнение правой рукой.
Педагог: Молодец, у тебя все хорошо получилось. Как ты думаешь достаточно ли свободной и пластичной была твоя рука?
Ученица: Нет, мне кажется рука у меня была зажатая и не пластичная.
Педагог: Сыграй еще раз и постарайся учесть замечания.
Ученица играет упражнение правильно. После этого упражнение исполняется левой рукой с учетом всех замечаний.
Педагог: Молодец, Вика, ты хорошо справилась с задачей. Теперь наша задача усложняется. Мы будем играть упражнение одновременно двумя руками. Упр. 3,4 Картинка текст фото
Лапки в стороны тяни, а потом соедини.
Упражнение можно играть как в зеркальном так и в параллельном движении, кроме этого следующие упражнения из сборника, являясь вариацией первого, открывают просторы для творчества как педагога, так и для ученика. ( Приложение 1. Упр. 1-7)о тдельным листом только ноты
Упражнения 11-17 из сборника помогают отработать самостоятельные движения 1,2,3 и 4 пальцев. Задержанный 5 палец готовит к исполнению двухголосия. Отдельный лист с нотами
Педагог: Вика, давай покажем самый сложный вариант этого упражнения. Очень важно обратить внимание на задержанный бас в левой руке и длинные ноты в правой. Они должны быть дослушаны до конца. А значит четвертные ноты в обеих руках нужно сыграть легче и бережнее. Попробуй . упр 17 с картинкой
Ученица играет упражнение без должного слухового контроля.
Педагог: Все ли у тебя получилось?
Ученица: Мне кажется, я недостаточно хорошо послушала длинные ноты.
Педагог: Правильно, а еще слишком тяжело сыграла четвертные ноты, попробуй еще раз. Обрати внимание на руки. Локти держи выше, но не зажимай их играй свободной рукой. Кисть опирается на 5 палец, а остальные пальцы двигаются по клавишам свободно на non legato. Пальцы собраны, не должны торчать в разные стороны.
Ученица играет с учетом замечаний
Педагог: Молодец Вика. Ты хорошо справилась с заданием.
Упражнения на non legato помогают усваивать правильные пианистические движения, воспитывают хорошее ощущение клавиатуры, устойчивость пальцев, а главное — ученик постепенно привыкает контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.
Постепенно упражнения в сборнике усложняются, и мы переходим к упражнениям на legato. Главная задача на этом этапе- умение плавно соединять звуки, добиваться «слышимого» legato, а не формального переступания с пальца на палец. Сейчас Вика покажет несколько упражнений. Движение по 2, 3 и 4 звукам поступательные, со сдвигом аппликатуры вверх до 5 пальца и обратно. Здесь важно сочетать приготовленные пальцы с гибким движением кисти, всей руки, которая как бы «идет за пальцами».
Ученица исполняет упражнения, сложная задача требует от нее обостренного слухового контроля. ( Приложение 2.Упр.27-34)упр 30 и 34 фото и отдельный лист просто с одними нотами упр 27-34
Педагог: Ну что, Вика, все ли у тебя получилось?
Ученица: Нет, мне не все понравилось в моей игре. Моя рука была слишком жесткой, поэтому пальцам было сложно играть ловко, плавно переносить вес руки с пальца на палец.
Педагог: Кроме этого твоя рука немного повисла над клавиатурой. Сыграй еще раз и последи за рукой и пальцами.
Ученица успешно выполняет задание.
Педагог: Все эти упражнения, как и предыдущие, можно играть двумя руками в расходящемся и параллельном движении.
Далее в сборнике представлено несколько коротких этюдов, обобщающих пройденный материал, закрепляющих исполнение штриха legato.
Следующие упражнения готовят ученика к исполнению двойных нот и аккордов в различных гармонических вариациях. Здесь нужно работать над одновременным звучанием всех голосов, а так же уделять внимание пианистическому «дыханию». ( Приложение 3. Упр. 42-44) в презентацию упр 44 и картинку и отдельный лист с нотами
Чтобы в хоре распевать
Глубже нужно подышать
Педагог: Вика, сыграй, пожалуйста, следующее упражнение. Обрати внимание на дыхание между легатными мотивами и аккордами. А аккорды постарайся сыграть как один звук. Давай прочитаем какие стихи сопровождают эти упражнения:
Ученица играет упражнение. Мотивы на legato сыграны «жесткой» рукой, а аккорды прозвучали недостаточно стройно.
Педагог: Вика, Ты забыла, что при движении по звукам трезвучия нужно следить за разворотом в запястье к 1 и 5 пальцам, за свободой движения рук. А в аккорд нужно погрузиться всем весом руки, контролируя каждый палец, но бить нельзя — получится очень грубо. Перед тем как взять аккорд нужно сначала найти его глазами.
Ученица выполняет задание.
Педагог: Сейчас тебе понравилось твое исполнение?
Ученица: Мне кажется мне все удалось, разве что аккорды еще пока немного «квакают».
Педагог: Правильно. Над этим нам еще нужно поработать.
Далее автор сборника предлагает упражнения напрямую подготавливающие детей к исполнению гамм . Детям играть гаммы сложно, так как детское внимание очень непросто удержать на протяжении длинных однотипных построений. Однако ценность этого материала неоценима. В гаммах закрепляются и развиваются навыки игры legato, вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно знакомится с закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т. д.
Упражнения на подкладывание 1 пальца сопровождаются интересными стихами и дети с удовольствием их выполняют. ( Приложение 4. Упр. 48-52)картинку и упр 48 50
Делай, делай, барсучок, и отдельно лист с нотами
Повороты на бочок. 48,51,52
Через голову и вниз
Не спеша перевернись.
Педагог: Вика, давай исполним это упражнение и скажи, пожалуйста, какие задачи ты перед собой здесь ставишь?
Ученица: Я постараюсь, чтобы при подкладывании и перекладывании пальцев у меня руки двигались без толчков, ровно.
Педагог: Да, нужно контролировать подкладывание 1 пальца. 1 палец готовим заранее, он должен быть свободен во время игры других пальцев. В момент взятия звука 1 пальцем важно не допускать «ныряния» запястья вместе с пальцем. При перекладывания 3 пальца проследи, чтобы 1-й держался на клавише уверенно и кисть была развернута по направлению движения . упр 52
Ученица играет упражнение, учитывая замечания и пожелания педагога.
Молодец, Вика. Ты сегодня очень хорошо работала на уроке. Я ставлю тебе за урок пятерку, спасибо тебе за старание, до свидания.
Мы познакомили вас с наиболее интересными упражнениями из этого сборника. Но этим работа над техникой в нашем классе не заканчивается. Известно, что одним из главных недостатков в техническом развитии пианиста является скованность, зажатость аппарата. Одна из причин этого — в искусственности игровых приемов, не связанных с музыкальными задачами. Поэтому необходимо с первых занятий приучать детей к осмысленной работе над техникой — не столько скорость, сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь, какими бы длительностями не был записан пассаж, это прежде всего музыка. Развивая технику начинающих музыкантов, необходимо прежде всего развивать их музыкальность в широком понимании этого слова.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этот урок продолжительностью 30 минут согласно критериям конкурса. Он проводился на чужой базе, с чужими учащимися без предварительного знакомства с учениками. Урок прошёл на высоком уровне, дети были.
«Обучение упражнениям на гимнастических снарядах».
В уроке применяются мультимедийные технологии.
Задачи урока:1. Образовательные: 1.1. Совершенствование навыков лазанья. 1.2. Закрепление навыков перелезания и переползания, висов и упоров. 1.3. Повторение компл.
Задачи урока:1. Образовательные: 1.1 Закрепление акробатических элементов (гимнастического моста, стойки на лопатках, кувырка вперёд, акробатической комбинации). 1.2. Повторен.
ЦЕЛИ:- познакомить воспитанников с отраслью сельского хозяйства-птицеводством-дать необходимые знания по разведению и содержанию на приусадебном участке-утки-приобщение детей к оказанию посильной помо.
план-конспект может быть использован при подготовке к уроку. предложенные комплексы упражнений и упражнения для профилактики зоболеваний мшгут быть использованы и на других уроках.
Источник
Веселые уроки по фортепиано
Азбука игры на фортепьяно.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО И ПЕРВОГО КЛАССОВ ДМШ
Азбука игры на фортепиано является учебным пособием для детей 5-7 лет, начинающих обучение в подготовительных и первых классах детских музыкальных школ и студий.
Главная задача этого пособия — представить новый пианистический материал. Автор не ставит цель детально объяснить методику обучения, предполагая разно плановость существующих методик и предлагая творческий подход преподавателей к пособию. Материал пособия построен по принципу постепенного усложнения, в строгой последовательности от простого к сложному.
Предлагаемое количество материала дает возможность педагогу импровизировать в выборе объема программы в зависимости от возможностей ученика.
Ноты басового ключа рекомендуется изучать одновременно с нотами скрипичного, используя ноту До первой октавы как переходное звено.
Представленный нотный материал большей частью основан на музыке разных народов. Он дополнен ранее не издававшимися произведениями в джазовом стиле и обработками современной эстрадной музыки, что поможет развить разносторонние вкусы у детей.
Нотный материал II и III разделов изложен в ансамблевом варианте, т. е. партия ученика плюс партия учителя. Партия учителя доступна для исполнения учениками различных классов.
Музыкальный материал сопровождается текстами, поэтому его можно использовать как для игры на фортепиано, так и для пения со словами, сольфеджирования и подбора на слух.
В книге изложены основные разделы музыкальной грамоты, которые могут быть дополнены пояснениями педагога.
Предлагаемые игры-упражнения будут способствовать лучшему усвоению музыкальной грамоты. В них могут участвовать и дети и взрослые. «Немую клавиатуру» рекомендуется наклеить на картон. Ее можно использовать для репетиционных упражнений на занятиях как дома, так и в классе. Иллюстрации выполнены так, что их можно раскрашивать.
Дорогой дружочек! Первое, что ты должен узнать — это то, что музыкальный инструмент, на котором ты собираешься играть, появился в начале XVIII века (1710 г.). Его создатель — итальянец Кристофори. На этом инструменте можно извлекать звуки громкие и тихие. Название инструмента «фортепиано» в переводе с итальянского означает «громко-тихо».
Нажимая на клавиши этого инструмента, ты слышишь звуки. Но они исходят не от клавиш, а от струн, которые натянуты внутри инструмента. Если они натянуты вертикально, то это пианино, оно не очень большое и предназначено для игры в небольших помещениях. Если струны натянуты горизонтально, то это рояль. Звук у него более громкий, на этих инструментах играют в больших концертных залах.
Открыв крышку пианино или рояля и заглянув внутрь, ты увидишь много интересного. Твой преподаватель подробно расскажет тебе, как рождаются музыкальные звуки на твоем инструменте.
Три точки опоры:
1. Ноги — это первая точка опоры.
Ноги слегка расставлены и упираются в пол или специальную подставку.
2. Сиденье стула — это вторая точка опоры.
Не следует садиться на все сиденье стула, а только на половину. Высота сиденья должна регулироваться винтом или подставкой.
3. Пальцы — это третья точка опоры.
Спину надо держать ровно, слегка наклоняясь вперед к инструменту. Локти не должны прижиматься к туловищу, их следует немного отвести в стороны.
Сидеть нужно настолько близко, чтобы локти были несколько впереди груди. Высота стула должна быть такая, чтобы локти и предплечья не находились ниже клавиш, а как бы продолжали их линию.
Пальцы слегка закруглены и кончиками упираются в клавиши.
Рассмотри внимательно картинки и выбери ту, где ученик сидит правильно:
Дорогой дружочек! В музыке существует 7 основных звуков: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Нажимая на клавишу, ты слышишь один из этих звуков. Клавиша имеет такое же название, как и звук, который она издает. Клавиш на фортепиано много, сразу их запомнить непросто. Тебе в этом поможет «немая клавиатура», которую следует вырезать по пунктирным линиям и склеить (стр. 7-17).
Страницу № 17 раскрасить, разрезать по пунктирным линиям и учиться раскладывать получившиеся цветные клавиши на «немой клавиатуре».
Все правила, которые обозначены на «немой клавиатуре», тебе поможет прочитать твой учитель.
Для записи звуков используют пять линеек. Они называются нотный стан. Считать линейки начинают снизу вверх. Звуки, записанные на бумаге, называются нотами, они обозначаются кружочками. Ноты пишутся на линейках и между линейками. Если известные тебе ноты до, ре, ми, фа, соль, ля, си расположить по порядку на нотном стане, ты увидишь, что ноты на линейках и ноты между линейками чередуются друг с другом. Точно также они чередуются на клавишах.
Название каждой ноты открывает знак — ключ, который всегда ставится в начале нотного стана.
Этот знак называется басовый ключ, или ключ «Фа», он начинается от четвертой линии, нота на этой линии будет называться фа.
Дорогой дружочек ! Внимательно посмотрев на этот рисунок, ты поймешь, что басовый ключ — это перевернутый скрипичный. И очень важно, что нота До на дополнительной линейке соединяет ноты басового и скрипичного ключей.
Следующее важное правило: твои пальцы помогут тебе выучить ноты на линиях и между линиями. Заодно ты выучишь цифровые обозначения пальцев, что будет очень нужно для позиционной игры на фортепиано.
В этом такте два слога.
На этот длинный звук можно проговорить и прослушать четыре слога:
Если музыкальный звук тянется НА ПОЛОВИНУ такта, он записывается ПОЛОВИННОЙ нотой — В одном такте таких нот две:
На этот менее длинный звук можно проговорить и прослушать два слога:
А если на один слог звучит два звука, они записываются восьмыми нотами: или так , или так . В такте таких нот восемь:
(форте) — громко (меццо-форте)- не очень громко
(пиано) — тихо (меццо-пиано) — не очень тихо
diminuendo (диминуэндо) — постепенно затихая
crescendo (крещендо)- постепенно усиливая звук
ritenuto (ритенуто) — замедлить
a tempo (а темпо) — в темпе
(диез) — знак, который повышает ноту на 1/2 тона
(бемоль) — знак, который понижает ноту на 1/2 тона
(бекар) — знак, который отменяет повышение или понижение
Знаки, которые стоят после ключа, называются ключевыми, или натуральными.
Знаки, поставленные в других местах, называются случайными.
(фермата) — знак, который показывает, что ноту надо выдержать несколько дольше, чем она написана.
Если лига связывает две ноты одинаковой высоты, это значит, что вторая нота не играется, а звучит как продолжение первой.
Если справа от ноты стоит точка — это значит, что к ноте надо добавить половину ее длительности:
Если музыкальная фраза, предложение начинаются с затакта (неполный такт), то заканчиваются они тоже неполным тактом, который вместе с затактом составляет полный такт.
Синкопа – это перенос акцента с сильной доли на слабую.
▪Развитие слуха — это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, — прислушайся, какие звуки они издают.
▪Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой.
▪Изобрели так называемую «немую клавиатуру»; попробуй немного поиграть на ней, чтобы убедиться в ее полной непригодности. Немые не могут научить говорить.
▪Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера!
▪Изучи как можно раньше основные законы гармонии.
▪Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же.
▪Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы.
▪Тянуть и спешить — одинаково большие ошибки.
▪Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные.
▪Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента.
▪Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию.
▪Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо.
▪Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает.
▪Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме.
▪Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувствуешь усталость, не принуждай себя к дальнейшему труду. Лучше отдыхать, чем работать без охоты и бодрости.
▪Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете.
▪На сладостях, печенье и конфетах из ребенка никогда не вырастить здорового человека. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; ее и придерживайтесь.
▪Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям.
▪Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности.
▪Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают.
▪Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, — искажение.
▪Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.
▪Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени.
▪Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов.
▪Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы.
▪Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы.
▪Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом.
▪Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно.
▪Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам.
▪Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте.
▪Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре.
▪Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами.
▪Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И. С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом.
▪Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты.
▪Отдыхай от своих музыкальных занятий, усердно читая поэтов. Броди почаще в поле и в лесу.
▪У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им.
▪Много людей живет на свете. Будь скромен! Ты еще не изобрел и не придумал ничего такого, чего до тебя уже не придумали и не изобрели другие. А если бы тебе это и удалось, то считай свое открытие общим достоянием.
▪Изучение истории музыки, подкрепляемое живым слушанием образцовых произведений различных эпох, скорее всего, излечит тебя от самомнения и тщеславия.
▪Исследование Тибо «О чистоте стиля в музыке» — прекрасная книга. Когда ты станешь старше, читай ее.
▪Если ты проходишь мимо церкви и слышишь, что в ней играют на органе, войди и слушай. Если тебе посчастливится самому сесть на органную скамью, то испытай свои маленькие руки на клавишах этого инструмента и удивляйся могуществу нашего искусства.
▪Не упускай случая поупражняться на органе; нет инструмента, который так же быстро мстил бы за неряшливость и грязь в сочинении и в исполнении.
▪Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта.
▪Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, — остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, — словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце.
▪Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость — дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром.
▪Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности.
▪Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов.
▪Практикуйся с раннего возраста в чтении старых ключей. Иначе для тебя останутся недоступными многие сокровища прошлого.
▪Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску.
▪Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу.
▪Высоко чти старое, но и новое встречай с открытым, горячим сердцем. Не относись с предубеждением к незнакомым тебе именам.
▪Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте.
▪В суждениях о музыке различай, принадлежит ли произведение к области профессионального искусства или создано только для дилетантского развлечения; первые отстаивай, по поводу других не гневайся!
▪«Мелодия» — боевой клич дилетантов, и действительно, музыка без мелодии —не музыка. Пойми, однако, что они имеют в виду: они признают лишь мелодию, легко воспринимаемую, ритмически привлекательную. Но ведь есть и другие, иного склада, и где бы ты ни раскрыл Баха, Моцарта, Бетховена, на тебя глядит тысяча мелодий различных видов; убогое же однообразие, особенно типичное для новых итальянских оперных мелодий, надо надеяться, скоро наскучит.
▪Если ты подбираешь на фортепиано маленькие мелодии, это, конечно, очень мило, но если они являются сами, а не за инструментом, то радуйся еще больше — значит, в тебе пробуждается внутреннее музыкальное сознание. Пальцы должны делать то, чего хочет голова, но не наоборот.
▪Когда ты начнешь сочинять, проделай все мысленно. Только когда пьеса совершенно готова, попробуй сыграть ее. Если твоя музыка вылилась из души, если ты ее прочувствовал, — она так же подействует и на других.
▪Если небо одарило тебя живой фантазией, то в часы уединения ты будешь, как зачарованный, сидеть за инструментом, пытаясь в гармониях излить свое внутреннее я, и тем таинственнее ты будешь чувствовать себя как бы вовлеченным в магический круг, чем менее ясным будет для тебя еще в это время царство гармонии. Это будут самые счастливые часы твоей юности.
▪Берегись, однако, слишком часто отдаваться влечению таланта, который соблазняет тебя тратить силы и время на создание как бы призрачных образов. Овладение формой, сила ясного воплощения придут к тебе только вместе с нотными знаками. Итак, больше сочиняй, чем фантазируй.
▪Как можно раньше познакомься с дирижированием. Почаще наблюдай хороших дирижеров; вместе с ними можешь потихоньку дирижировать. Это принесет тебе ясность.
▪Внимательно наблюдай жизнь, а также знакомься с другими искусствами и с науками. Законы нравственные те же, что и законы искусства. Старанием и прилежанием ты всегда достигнешь более высокого.
▪Из фунта металла, стоящего несколько грошей, можно сделать тысячи часовых пружин, ценность которых увеличится в сотни тысяч раз. Фунт, полученный тобой от Бога, используй добросовестно.
▪Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
Искусство не предназначено для того, чтобы наживать богатство. Совершенствуй себя как артист, остальное придет само собой.
▪Лишь тогда, когда станет тебе вполне ясной форма, тебе ясным станет и содержание. Быть может, только гений понимает гения до конца.
▪Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить.
Музыкальное образование помогает развивать слух , обыкновенную слуховую и музыкальную память . Люди профессионально занимающиеся музыкой , звуки слышат под другим понимание мышления , они острей улавливают все тонкости мелодий и могут их записать или нарисовать на бумаге . Обыкновенная музыкальная школа , может оказаться храмом искусств . В музыкальной школе обучают не только игре на инструменте , но и быть воспитанным , дисциплинированным , грамотным , культурным человеком . В процессе обучения формируется характер человека , а музыкальное образование остаётся на всю жизнь .
При обучении в многоквартирном доме всегда возникают проблемы с правилами общежития . В каждом регионе могут оказаться свои правила общежития . Особенно раздражает соседей , вовремя тренировок игры на громком инструменте , “ корявая ” громкая музыка . Необходимо много раз играть с ошибками , чтобы , в конце концов , появилась прекрасная мелодия . В основном эти правила мало меняются , с утра , примерно с 8.00 и до вечера , примерно до 22.00 часов можно играть на музыкальном инструменте . Обязательно перерыв с 13 до 15 часов , в это время отдыхают маленькие дети . Так — как , все музыканты очень воспитанные и культурные люди , они договариваются с соседями , когда можно громко играть на инструменте не мешая отдыхать соседям . Или вкладывают средства , покрывая стены , звуконепроницаемыми материалами . Звук не должен превышать более 30 Децибе ́ л ( д БЛ ) «dB».
Источник