Весна ликующей природы пробуждение ноты

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Пробуждение Весны

Перевод: Пробуждение Птицы весны . юношеские, фортепиано. Йорис ван дер Herten. Инструментальное соло.

Перевод: Пробуждение Птицы весны . струнного трио. Йорис ван дер Herten. Трио.

Перевод: Пробуждение весной — Ну, сладкие голоса все. Пробуждение весной — Ну, сладкие голоса все. Голос: ноты. Хор ноты.

Перевод: Я никогда не ел облако. Буд Уэйн Bisbee. Хор ноты. Я никогда не ел облако. CME Начало. Состоит из Бад Уэйн Bisbee. Для хорового. ШТАТЫ.

Перевод: Песня весны . Песня весны . Музыка затем переходит в ликующей повествования, изображающие пробуждение природы. Хор ноты.

Перевод: Во время Серебряный дождь. Одри Снайдер. Хор ноты. Во время Серебряного дождя в составе Одри Снайдер и Лэнгстона Хьюз. Для хорового. SSA.

Перевод: Все, что известно Джонатан Groff. от весеннего пробуждения . Весеннее пробуждение . — Нот. План. Вокальный. Гитара. Певица Pro.

Перевод: Все, что известно Джонатан Groff. от весеннего пробуждения . Весеннее пробуждение . — Нот. План. Вокальный. Гитара. Певица Pro.

Перевод: Все, что известно Джонатан Groff. от весеннего пробуждения . Весеннее пробуждение . — Нот. План. Вокальный. Гитара. Певица Pro.

Перевод: Все, что известно Джонатан Groff. от весеннего пробуждения . Весеннее пробуждение . — Нот. План. Вокальный. Гитара. Певица Pro.

Перевод: Все, что известно Джонатан Groff. от весеннего пробуждения . Весеннее пробуждение . — Нот. План. Вокальный. Гитара. Певица Pro.

Перевод: Все, что известно Джонатан Groff. от весеннего пробуждения . Весеннее пробуждение . — Нот. План. Вокальный. Гитара. Певица Pro.

Перевод: Все, что известно Джонатан Groff. от весеннего пробуждения . Весеннее пробуждение . — Нот. План. Вокальный. Гитара. Певица Pro.

Перевод: Восемнадцать Характерные Исследования, соч. 109. Весна . Пробуждение в лесу. Метод фортепиано ноты. Piano Solo ноты.

Перевод: Песня Пробуждения . Вероника, весна здесь. Голос: ноты. Liederstern Heft 9 раз редактировалось Санна Dinse. Для голоса.

Перевод: BurgmÃller — 18 Характерные Исследования, соч. 109. Пробуждение в лесу. Весна . Метод фортепиано ноты. Piano Solo ноты.

Перевод: Сборник этюдов для фортепиано. Весна . Пробуждение в лесу. Метод фортепиано ноты. Piano Solo ноты. Под редакцией Луи Эстерле.

Источник

Природа и музыка: Весна (часть 1)

ПРИРОДА И МУЗЫКА: ВЕСНА

Самуил Майкапар. Весною
Эдвард Григ. Ручеёк
Эдвард Григ. Весной

1-е занятие

Программное содержание. Воспитывать в детях чувство красоты (природы, поэтического слова, музыки).

Ход занятия:

П е д а г о г. Весна — это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Ранней весной зима еще дает о себе знать — напускает ветры, снежные метели, но, в конце концов, весна все-таки побеждает:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все гонит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит .
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя .
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Ф. Тютчев

Все вокруг радуется весне, ждет ее:

Весна, весна! и все ей радо.
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
И. Бунин

А как изобразил весну композитор С. Майкапар в пьесе «Весною»? Какая музыка по настроению? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Музыка нежная, веселая.

П е д а г о г. Да, музыка приветливая, светлая, радостная, нежная. Какая картина весны видится Вам? (Исполняет пьесу повторно.)

Д е т и. Бегут ручейки, поют птицы.

П е д а г о г. Пригрело весеннее солнышко, и природа пробудилась, все оживилось. Вот как музыка звуками может изобразить картину природы!

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности.

Ход занятия:

П е д а г о г. Сейчас я сыграю вам пьесу С. Майкапара «Весною». Прислушайтесь и скажите, какие звуки весенней природы слышатся в музыке. (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Поют птицы, бегут ручейки, звонко капает капель.

П е д а г о г. Да, действительно, в начале пьесы слышно будто робко побежал первый ручеек, пригретый Весенним солнышком, — мелодия весело скользнула сверху вниз (играет 1-4-й такты). Потом музыка становится светлой, приветливой. Ее звуки похожи на щебет птиц, их гомон и перекличку: природа оживает, пробуждается. (Исполняет 5-21-й такты.)
А вот и весенняя капель! (Исполняет 22-24-й такты.) Весело зажурчали прозрачные струйки маленьких ручейков, слышатся птичьи голоса (играет 25-30-й такты). Свежестью, светом веет от этой музыки (играет последние одиннадцать тактов). В самом конце слышно, будто упали две серебристые капельки. (Играет два последних такта.)
Русский поэт Василий Андреевич Жуковский написал стихотворение «Весеннее чувство». Послушайте, сколько в нем нежности!

Легкий, легкий ветерок,
Что так сладко, тихо веешь?
Что играешь, что светлеешь,
Очарованный поток?
Чем опять душа полна?
Что опять в ней пробудилось?
Что с тобой, к ней возвратилось,
Перелетная весна?
Я смотрю на небеса .
Облака, летя, сияют
И, сияя, улетают
За далекие леса.

(Звучит пьеса С. Майкапара «Весною»)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать смену характера музыки, оттенки настроений в музыке, стихах.

Ход занятия:

П е д а г о г. Как называется это произведение? (Исполняет пьесу С. Майкапара «Весною». Дети называют пьесу, говорят о характере музыки.)
Сейчас вы услышите другую пьесу о весне – «Ручеёк» Э. Грига. Эдвард Григ — норвежский композитор. Многое из своей музыки он посвятил родной природе. Норвегия — горная страна. Весной в горах тают снега, и горные реки с шумом устремляются вниз, взламывая ледяные покровы. Какая музыка по настроению? (Звучит запись.)

Д е т и. Веселая, игривая. Но потом она становится грустной, тревожной.

П е д а г о г. Да, в этой музыке слышатся не только милые, приветливые, журчащие звуки ручейка, то робкие, то весело искрящиеся (звучит фрагмент, начало пьесы), но и таинственность, тревога. Иногда музыка звучит громко, в низком регистре, встревоженно, грустно-взволнованно, затаенно. Ручеек ведь течет и днем, и ночью, путь его преграждают разные препятствия — камни, овраги, горные темные ущелья (звучит фрагмент). А как заканчивается пьеса? (Звучит фрагмент.)

П е д а г о г. Да, ручеек лучисто, весело блеснул напоследок. Сейчас я прочитаю вам стихотворение Сергея Есенина «Черемуха». В нем говорится и о весеннем ручейке. Давайте сравним, какое настроение выражено в стихотворении и в пьесе Э. Грига «Ручеек».

Черемуха

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Крутом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве; между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Д е т и. Ласковое, нежное.

П е д а г о г. Да, в стихотворении С. Есенина с любовью говорится о красоте весенней природы. Оно светлое, нежное, зачарованное. А пьеса Э. Грига «Ручеек»? (Звучит запись.)

Д е т и. Она более тревожная, таинственная.

П е д а г о г. Да, в этой музыке мы слышим не только светлые краски, но и темные, таинственные, сказочные. Сочините дома сказку про ручеек и нарисуйте его.

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений в пьесах с похожими названиями.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали пьесу С. Майкапара «Весною», Вспомните, какая она по характеру? (Исполняет пьесу, дети высказываются о характере музыки.)

Давайте послушаем еще одну пьесу с похожим названием «Весной» Э. Грига. Чем они отличаются? (Исполняется фрагмент пьесы С. Майкапара и пьеса Э. Грига.)

Д е т и. Первая пьеса светлая, нежная, а вторая – более громкая, бурная.

П е д а г о г. В пьесе Э. Грига мы слышим разные настроения, рожденные картинами весенней горной природы. Музыка то нежная, волшебная, будто природа только просыпается (звучит начало пьесы), то грозная, мощная, бурная, взволнованная, призывная (звучит фрагмент средней части), то восторженная, свежая, открытая, яркая (исполняется фрагмент третьей части). Эта музыка дышит весенней свежестью. Кажется, что все вокруг пышно расцветает.

Небольшие серебристые ручейки струятся и переливаются на солнышке (звучит начало третьей части). В конце мелодия поднимается все выше, как будто солнце светит ярче, озаряя и согревая все вокруг (звучит фрагмент). От этой музыки веет весенним ветром. Она восторженная, свежая, словно умытая весенними потоками.

Я прочитаю вам два стихотворения о весне. Близки ли они по настроению пьесе Э. Грига «Весной»?

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят .
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Ф. Тютчев

А вот другое стихотворение:

Мне снилось, что солнце всходило,
Что птицы очнулись от сна
И стаей неслись легкокрылой
Поведать природе унылой,
Что скоро вернется весна!
Забыты снега и морозы,
Уж льды расторгает поток;
И вот — оживают березы,
Повеяло запахом розы
И теплый пахнул ветерок .
КР.

Д е т и. Да, близки.

П е д а г о г. Первое стихотворение — восторженное, торжественное, ликующее, а второе — тонкое, нежное, одухотворенное, свежее. Все эти чувства переданы и в музыке Э. Грига.

Нарисуйте разные картины весенней природы, переданные в музыке Э. Грига и С. Майкапара. (Звучат пьесы.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 13 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
С. Майкапар. Весною, mp3;
Э. Григ. Весной, mp3;
Э. Григ. Ручеек, mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источник

«Пробуждение весны»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты популярной композиции Поля де Сенневиля под названием «Пробуждение весны ». Ноты для фортепиано доступны для скачивания в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видеоролик с примером его исполнения на фортепиано.

«Пробуждение весны» : скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты композиций Поля де Сенневиля для фортепиано. Все ноты произведений этого автора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Поль де Сенневиль (род. 1933) – французский композитор и музыкальный продюсер. В 1978 году представлял Францию и Монако на конкурсе песни «Евровидение-1978». Большую популярность де Сенневилю принесли инструментальные произведения, написанные в соавторстве с Оливье Туссеном. Как продюсер работал с известным пианистом Ричардом Клайдерманом.

Источник

Майская поэзия: страсть и услада

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня в рубрике «Рифмы жизни» продолжаю разговор о месяцах года в творчестве русских и современных поэтов. Тему назвала так «Майская поэзия: страсть и услада». Все двенадцать месяцев воспеты поэтами разных времен. Месяцы года, словно части одного бессмертного произведения, следуют один за другим. Но каждый год эта вечная симфония звучит по-разному.

Если представить весну в виде музыкального произведения, завершающая часть этой симфонии будет звучать особенно ярко. Ведь месяц май – это, по сути, переход от весны к долгожданному лету. Когда природа пробудилась, а солнце не жалеет своего живительного тепла, сердце настраивается на лирическую волну.

Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.

Майская поэзия: страсть и услада

Майская поэзия мастеров слова всех эпох красочно передает лирическое настроение последнего месяца весны. Так хочется вечером пройтись по тихим улочкам, вдыхая полной грудью неповторимый весенний аромат. И, как писал в своем знаменитом стихотворении Сергей Есенин, когда синий май засыпает под белой накидкой черемухи, снова хочется любить и быть любимым. Поэтому самое время отправиться на рандеву, где майская услада лучших в мире рифм кружит голову и заставляет трепетать сердце.

Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада. (Сергей Есенин).

Природа ликует в сиянии света

С первых строк стихотворения «Приход мая» русского поэта Алексея Гавриловича Волкова погружаешься в весеннюю атмосферу радости и счастья. И хотя на первый взгляд поэт просто перечисляет процессы, происходящие в природе, описание получается очень живым и ярким. «Май, природы нежный друг»– так обращается поэт к весеннему месяцу.

Что вокруг всё так смеется,
Всё веселью предается,
Восхищает сердце, дух,
Взор пленяет, нежит слух?

И заря поверх долины,
Озлативши гор вершины,
Так румяна, так ала
По лазури востекла?

И, росою серебристой
Ожемчужив луг цветистый,
Тихо так и так светло
Утро красное взошло?

Что природа так играет,
Взор умильно осклабляет?
Май, природы нежный друг,
Низлетел на красный луг,
С ним забавы ниспустились,
Игры, пляски возвратились;
В полном блеске к нам весна
С ним сошла обручена!

Кто ж теперь не умягчится
И природой не пленится,
Сердце камень у кого,
Зря на прелести всего!

Кто ж с любезными друзьями,
Кто поспешными шагами
Не пойдет весны встречать,
Жизни сладость ощущать:
То под тению густою,
Утра, вечера зарею,
Близ шумящего ручья,
Песнь внимая соловья;

То гуляя красным лугом
Иль один, иль с милым другом,
По пестреющим цветам
И по злачным берегам;

То с вершины в утро ясно
Восходяще солнце красно,
То за синие моря
Заходяще солнце зря;
То в струях прозрачных, чистых,
Под навесом древ ветвистых,
Зажемчужив волны вкруг. (Алексей Волков).

В старорусском календаре май упоминается, как травень. И такое название этому чудесному времени не зря дано. Ведь весна своей щедрой рукой наряжает деревья и кусты в яркие одежки, расстилает на лугах и полях травяные ковры. Перемены происходят каждый день, поэтому не заметить их невозможно.

Так нежно небо зацвело,
А майский день уж тихо тает,
И только тусклое стекло
Пожаром запада блистает.

К нему прильнув из полутьмы,
В минутном млеет позлащеньи
Тот мир, которым были мы…
Иль будем, в вечном превращеньи?

И разлучить не можешь глаз
Ты с пыльно-зыбкой позолотой,
Но в гамму вечера влилась
Она тоскующею нотой.

Над миром, что, златим огнем,
Сейчас умрет, не понимая,
Что счастье искрилось не в нем,
А в золотом обмане мая,

Что безвозвратно синева,
Его златившая, поблекла…
Что только зарево едва
Коробит розовые стекла. (Иннокентий Анненский).

Неслучайно удивительные краски природы в мае больше всего привлекали поэтов. И каждый автор находил свои, особенные слова для описания картины окружающего мира. Русская поэтесса Евдокия Растопчина прекрасно изобразила майское утро:

Скорей гардины поднимите,
Впустите солнышко ко мне,
Окошко настежь отворите
Навстречу утру и весне!

Он прилетел, наш гость желанный,
Он улыбнулся, светлый май!
Всей жизнью, нам благоуханный,
Твори, и грей, и воскрешай!

Пора. Смотри, в природе целой
Всё ждет тебя, зовет к тебе.
Изнемогла и помертвела
Она со стужею в борьбе.

В уничтожающих объятьях
Всеразрушающей зимы,
В напрасном ропоте, в проклятьях
Изнемогаем тоже мы.

Ты, голос ласточке дающий,
Подснежнику дающий цвет, —
Дух Божий, жизни дух могущий, —
Ты не забудешь нас, о нет.

Дающий всякому дыханью
Что нужно естеству его, —
Внуши разумному созданью,
Что для него нужней всего.

Расширь на смелое стремленье
Крило незримое души
И в битве жизненной терпенье
И силу воли нам внуши! (Евдокия Ростопчина).

А так проникновенно и коротко передал свое отношение к майскому месяцу русский писатель и поэт Алексей Константинович Толстой:

Теперь в ветвях берёзы
Поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,
В полях поют ручьи.

И много, в небе рея,
Поёт пернатых стай –
Всех месяцев звончее
Весёлый месяц май! (Алексей Толстой).

В знакомом всем со школьной скамьи стихотворении «Весенняя гроза», не жалея радужных красок, Федор Тютчев описывает теплый дождик, после которого солнышко развешивает над миром свои золотистые нити.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила. (Федор Тютчев).

Иван Бунин в коротком стихотворении, посвященном березовому лесу, несколькими словами метко отмечает изменения майской природы. Ведь соловьиные нежные трели напоминают о далекой юности.

Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Все цветет и поет, молодые надежды тая…
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя! (Иван Бунин).

Удачно передает весеннее настроение Константин Романов в стихотворении «Вернулся май». Поэт мастерски описывает природные пейзажи, подбирая лучшие слова. Он словно художник яркие краски наносит на холст.

Вернулся май! Уж журавли
Обратно прилетели,
Луга цветами зацвели,
Леса зазеленели.

За богатырским сном зимы
Настало пробужденье,
Как после ночи долгой тьмы
Денницы возрожденье.

Земля как будто лишь ждала
Весеннего лобзанья,
И в миг природа ожила,
И всюду ликованье.

Весь мир поет, и ширь полей,
И рощи тихий шелест,
И в каждой песне соловей
Весны волшебной прелесть.

Порою вешнею счастлив
Поэт: уж он не дремлет
И силы творческой прилив
Душою чуткой внемлет;

Он ударяет по струнам,
И, полно вдохновенья,
Его свободно к небесам
Несется песнопенье. (Константин Романов).

Торжествуй, веселый Май!

Александр Тиняков в своем произведение искренне просит май одаривать окружающий мир весенними щедротами. Чтобы можно было, позабыв про сон, выйти на балкон, и спеть гимн во славу этого прекрасного месяца.

Торжествуй, веселый Май!
Развевай
Над землею стяг лазурный
И рукою щедрой лей
Нам елей
Ласки нежной и безбурной.

Брось на внешний луг покров
Из цветов,
Облети вокруг беседки,
Где к жасмину льнет сирень,
И одень
Млечно-белым пухом ветки.

А когда луна взойдет
И вздохнет
Ночь, печали убаюкав,
Пусть рассыплет средь ветвей
Соловей
Перекатный жемчуг звуков.

Позабыв тогда про сон,
На балкон
Выйду я, ему внимая,
Душу с ним свою солью
И спою
Светлый гимн во славу Мая! (Александр Тиняков).

Русский поэт Алексей Апухтин в стихотворении «Май в Петербурге» упоминает про май, как о предвестнике близкого лета. Но в «месяц песен соловьиных» протекали дни без забот и печали.

Месяц вешний, ты ли это?
Ты, предвестник близкий лета,
Месяц песен соловья?
Май ли, жалуясь украдкой,
Ревматизмом, лихорадкой
В лазарете встретил я?

Скучно! Вечер темный длится —
Словно зимний! Печь дымится,
Крупный дождь в окно стучит;
Все попрятались от стужи,
Только слышно, как чрез лужи
Сонный ванька дребезжит.

А в краю, где протекали
Без забот и без печали
Первой юности года,
Потухает луч заката
И зажглась во тьме богато
Ночи мирная звезда. (Алексей Апухтин).

Отличительной особенностью творчества русского поэта Константина Фофанова является то, что он никогда при жизни не принадлежал ни к одному течению или литературной школе. Однако, это не мешает найти в его работах черты русского романтизма XIX века. «Это май-баловник, это май-чародей»– так поэт обращается к последнему месяцу весны.

Бледный вечер весны и задумчив и тих,
Зарумянен вечерней зарею,
Грустно в окна глядит; и слагается стих,
И теснится мечта за мечтою.

Что-то грустно душе, что-то сердцу больней,
Иль взгрустнулося мне о бывалом?
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Там, за душной чертою столичных громад,
На степях светозарной природы,
Звонко птицы поют, и плывет аромат,
И журчат сладкоструйные воды.

И дрожит под росою душистых полей
Бледный ландыш склоненным бокалом, —
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Дорогая моя! Если б встретиться нам
В звучном празднике юного мая —
И сиренью дышать, и внимать соловьям,
Мир любви и страстей обнимая!

О, как счастлив бы стал я любовью твоей,
Сколько грез в моем сердце усталом
Этот май-баловник, этот май-чародей
Разбудил бы своим опахалом. (Константин Фофанов).

Май жестокий с белыми ночами.

Немного грустных ноток вносит поэзия Константина Бальмонта в стихотворении «Уходит светлый май». Поэт сожалеет о скоротечности времени, предвидит утрату своих романтичных взглядов, размышляет о своих сомнениях на жизненном пути.

Уходит светлый май. Мой небосклон темнеет.
Пять быстрых лет пройдет, — мне минет тридцать лет.
Замолкнут соловьи, и холодом повеет,
И ясных вешних дней навек угаснет свет.

И в свой черед придут дни, полные скитаний,
Дни, полные тоски, сомнений и борьбы,
Когда заноет грудь под тяжестью страданий,
Когда познаю гнет властительной судьбы.

И что мне жизнь сулит? К какой отраде манит?
Быть может, даст любовь и счастье? О нет!
Она во всем солжет, она во всем обманет,
И поведет меня путем тернистых бед.

И тем путем идя, быть может, падать стану,
Утрачу всех друзей, моей душе родных,
И, — что всего страшней, — быть может, перестану
Я верить в честь свою и в правду слов своих.

Пусть так. Но я пойду вперед без колебанья —
И в знойный день, и в ночь, и в холод, и в грозу:
Хочу я усладить хоть чье-нибудь страданье,
Хочу я отереть хотя одну слезу! (Константин Бальмонт).

Настроение нечто непредвиденного прослеживается и с первых строк поэта Александра Блока в стихотворении «Май жестокий с белыми ночами». Для лирического героя май несет не только весну и радость, но и тяжелое предчувствие. Этому месяцу свойственно смятение души, ожидание стихии страсти, а возможно и гибели.

Май жестокий с белыми ночами!
Вечный стук в ворота: выходи!
Голубая дымка за плечами,
Неизвестность, гибель впереди!
Женщины с безумными очами,
С вечно смятой розой на груди!-
Пробудись! Пронзи меня мечами,
От страстей моих освободи!

Хорошо в лугу широком кругом
В хороводе пламенном пройти,
Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести,
Раздарить цветы чужим подругам,
Страстью, грустью, счастьем изойти, —
Но достойней за тяжелым плугом
В свежих росах поутру идти! (Александр Блок).

Даже в чеканных строках Владимира Маяковского очень оптимистично описывается месяц май. Поэт в свойственной только ему манере рассказывает, как бодро майская песенка вместе с весной шагает весело по планете Земля. И в ее легкой поступи четко угадываются рифмы жизни, в которой есть место трем главным основам: Вере, Надежде, Любви.

Зеленые листики —
и нет зимы.
Идем
раздольем чистеньким —
и я, и ты,и мы.

Весна сушить развесила
свое мытье,
Мы молодо и весело идем!
Идем! Идем!

На ситцах, на бумаге —
огонь на всем.
Красные флаги несем!
Несем! Несем!

Улица рада,
весной умытая.
Шагаем отрядом,
и мы, и ты, и я. (Владимир Маяковский).

Ближе к природе, к ее незримой одухотворенной жизни поселяне из стихотворения «Пляска мая» русского поэта Игоря Северянина. Тем не менее и им не дано увидеть молодого Мая, пляшущего на плотине наравне с другими. Видит его лишь поэт, воодушевленный картиной весеннего разгула.

Вдалеке от фабрик, вдалеке от станций,
Не в лесу дремучем, но и не в селе —
Старая плотина, на плотине танцы,
В танцах поселяне, все навеселе.

Покупают парни у торговки дули,
Тыквенное семя, карие рожки.
Тут беспопья свадьба, там кого-то вздули,
Шепоты да взвизги, песни да смешки.

Точно гул пчелиный — гутор на полянке:
«Любишь ли, Акуля. » — «Дьявол, не замай. »
И под звуки шустрой, удалой тальянки
Пляшет на плотине сам царевич Май.

Разошелся браво пламенный красавец, —
Зашумели липы, зацвела сирень!
Ветерок целует в губы всех красавиц,
Май пошел вприсядку в шапке набекрень.

Но не видят люди молодого Мая,
Чувствуя душою близость удальца,
Весела деревня, смутно понимая,
Что царевич бросит в пляске два кольца.

Кто поднимет кольца — жизнь тому забава!
Упоенье жизнью не для медных лбов!
Слава Маю, слава! Слава Маю, слава!
Да царят над миром Солнце и Любовь! (Игорь Северянин).

Любви распахнуты в мае сердца

Май – месяц бурного цветения и сладких соловьиных песен. Разве можно пройти мимо заневестившихся садов, о которых упоминает в своем стихотворении Михаил Садовский.

Зайцы после зимней стужи
Вербе хвостики отдали,
Белый хвостик им не нужен —
Зайцы серенькими стали!

В мае мир глядится новым:
Небо в цвете васильковом,
Переполнились пруды,
Заневестились сады,
Всё цветёт … и нет ответа:
Где весна, а где тут лето?! (Михаил Садовский).

Но время скоротечно, поэтому классические авторы стремятся запечатлеть его мельчайшие подробности, как художник на холсте. Вот так описывает май татарский поэт Муса Джалиль:

Ночь нас одарила первым теплым ливнем,
Он унес последний холод с мраком зимним,
Вся земля покрылась пестрыми коврами,
Бархатной травою, яркими цветами.

Белая береза распахнула почки:
Не стоять же голой в майские денечки!
Босиком помчались мы под ветром мая.
Растянись на солнце, грейся, загорая! (Муса Джалиль).

Май наполняет сердца ожиданием, когда вспыхнет любовная страсть с новой силой. Это удивительное время преображений и надежд отчетливо прослеживается в лирике поэта Льва Озерова «Когда в последних числах мая».

Когда в последних числах мая
Днепр покидает острова,
Со щебетом, еще слепая,
Вылупливается листва,

Когда картавая грачиха
Раскачивает провода,
Проходит дождь, свежо и тихо,
С Тарасовской бежит вода,

Когда все движется, все живо,
И синева — бескрайний звон, —
Тогда — в час вешнего разлива, —
Мне люб и тон, и полутон,

И по ветру летящий волос,
И эти гулкие мосты,
Шепоток, и громкий голос,
И вся вселенная, и ты. (Лев Озеров).

«На земле прошлогодние листья…»– так начинает свое небольшое лирическое стихотворение поэт Андрей Дементьев, напоминая всем, что «новые почки, как новые мысли» таят весенние дерева.

На земле прошлогодние листья,
Как кем-то оброненные слова.
И новые почки, как новые мысли,
Таят весенние дерева.

Скоро они их выскажут вслух
В пору майского вдохновенья.
Да так, что у ветра захватит дух
И небо ахнет от удивленья. (Андрей Дементьев).

О последнем весеннем месяце можно говорить бесконечно. Ведь это особое время, когда малейшее дуновение ветерка или робкий солнечный блик на оконном стекле вдохновляют на возвышенный слог.

Прояснилось небо, потеплело.
Отгремел последний ледоход.
Юный месяц май в цветенье белом
По земле оттаявшей идет.

Зеленеют первые пригорки,
Первый гром грохочет, как салют.
И концерты первые на зорьке
Соловьи несмелые дают… (Юлия Друнина).

Лирическая героиня поэтессы Беллы Ахмадулиной в стихотворении «В тот месяц май, в тот месяц мой» вспоминает о мае, называя его своим. Она признается, что в то время чувствовала себя легкой, невесомой, поэтому ощущала летность погоды. Героиня была счастлива, поэтому предвкушала пение, резвилась в ярких нарядах: «с легкомыслием щегла я окунала в воздух перья».

В тот месяц май, в тот месяц мой
во мне была такая легкость,
и, расстилаясь над землей,
влекла меня погоды летность.

Я так щедра была, щедра
в счастливом предвкушенье пенья,
и с легкомыслием щегла
я окунала в воздух перья.

Но, слава богу, стал мой взор
и проницательней, и строже,
и каждый вздох и каждый взлет
обходится мне все дороже.

И я причастна к тайнам дня.
Открыты мне его явленья.
Вокруг оглядываюсь я
с усмешкой старого еврея.

Я вижу, как грачи галдят,
над черным снегом нависая,
как скучно женщины глядят,
склонившиеся над вязаньем.

И где-то, в дудочку дудя,
не соблюдая клумб и грядок,
чужое бегает дитя
и нарушает их порядок. (Белла Ахмадулина).

Победный май

Последний весенний месяц занимает особенное место в современной истории. Для всего цивилизованного человечества май стал символом мира. Уже больше семи десятилетий отделяют нас от той победной весны 1945 года. Но мы каждый год вновь и вновь вспоминаем, какой ценой досталось нам счастье жить и любить под мирным небом. Поэтому стоит рассказать немного о 9 мае – празднике, который дорог сердцу каждого человека. Много прекрасных строк русского советского поэта Эдуарда Асадова посвящены Дню Победы.

Майский бриз, освежая, скользит за ворот,
Где-то вздрогнул густой корабельный бас,
Севастополь! Мой гордый, мой светлый город,
Я пришел к тебе в праздник, в рассветный час!

Тихо тают в Стрелецкой ночные тени,
Вдоль бульваров, упруги и горячи,
Мчатся первые радостные лучи,
Утро пахнет гвоздиками и сиренью.

Но все дальше, все дальше лучи бегут,
Вот долина Бельбека: полынь и камень.
Ах, как выли здесь прежде металл и пламень,
Сколько жизней навеки умолкло тут…

Поле боя, знакомое поле боя,
Тонет Крым в виноградниках и садах,
А вот здесь, как и встарь — каменистый прах
Да осколки, звенящие под ногою.

Где-то галькой прибой шуршит в тишине.
Я вдруг словно во власти былых видений,
Сколько выпало тут вот когда-то мне,
Здесь упал я под взрывом в густом огне,
Чтоб воскреснуть и жить для иных сражений,

О мое поколенье! Мы шли с тобой
Ради счастья земли сквозь дымы и беды,
Пятна алой зари на земле сухой
Словно память о тяжкой цене победы…

Застываю в молчании, тих и суров.
Над заливом рассвета пылает знамя…
Я кладу на дорогу букет цветов
В честь друзей, чьих уже не услышать слов
И кто нынешний праздник не встретит с нами.

День Победы! Он замер на кораблях,
Он над чашею вечное вскинул пламя,
И грохочет и бьется в людских сердцах,
Опаляет нас песней, звенит в стихах,
Полыхает плакатами и цветами.

На бульварах деревья равняют строй.
Все сегодня багровое и голубое.
Севастополь, могучий орел! Герой!
Двести лет ты стоишь над морской волной,
Наше счастье и мир заслонив собою!

А когда вдоль проспектов и площадей
Ветераны идут, сединой сверкая,
Им навстречу протягивают детей,
Люди плачут, смеются, и я светлей
Ни улыбок, ни слез на земле не знаю!

От объятий друзей, от приветствий женщин,
От цветов и сияния детских глаз
Нет, наверно, счастливее их сейчас!
Но безжалостно время. И всякий раз
Приезжает сюда их все меньше и меньше…

Да, все меньше и меньше. И час пробьет,
А ведь это случится же поздно иль рано,
Что когда-нибудь праздник сюда придет,
Но уже без единого ветерана…

Только нам ли искать трагедийных слов,
Если жизнь торжествует и ввысь вздымается,
Если песня отцовская продолжается
И вливается в песнь боевых сынов!

Если свято страну свою берегут
Честь и Мужество с Верою дерзновенной,
Если гордый, торжественный наш салют,
Утверждающий мир, красоту и труд,
Затмевает сияние звезд вселенной,

Значит, стужи — пустяк и года — ерунда!
И значит, будут цветам улыбаться люди,
Значит, счастье, как свет, будет жить всегда
И конца ему в мире уже не будет! (Эдуард Асадов).

Военной тематике уделяют сегодня внимание авторы, которые узнали о тех событиях от своих дедов и прадедов. Талантливый поэт Михаил Владимов очень точно передал в своем стихотворении «Когда нас не было на свете» ту атмосферу всеобщего ликования, когда все узнали о Победе над страшным врагом.

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!

Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
И мирный дом,
За мир, в котором мы живём! (Михаил Владимов).

Мастерски описывает тот памятный майский день и поэт Терентий Травник. Многие современные авторы тоже считают своим гражданским долгом напомнить всем о том, как важно сохранить мир на планете.

Тогда, в далеком сорок пятом,
Такой же солнечной весной
Шли поседевшие ребята —
С победой шли к себе домой.

И белоснежным безмятежьем
Мели деревья и кусты,
Как будто не было ни смерти,
Ни слез, ни горя, ни войны.

Но плакали сады, склоняясь
Ветвями к стоптанной траве,
И пахло порохом от яблонь —
Напоминаньем о войне.

Был май, была весна в разгаре,
И день, и ночь, и снова день…
Цвела по всей земле, пожаря,
Неопалимая сирень. (Терентий Травник).

А слово – это самый мощный инструмент в талантливых руках. Нельзя забывать, чтобы мы живем и наслаждаемся сегодня майскими красотами только, благодаря мужеству и героизму наших предков.

Май смеётся, май хохочет,
Май летит из края в край.
Всех теплом согреть он хочет,
Май с улыбкою встречай!

Май гордится: «День Победы
В мае празднует народ!»
Внук шагает рядом с дедом —
Май гвоздики раздаёт.

Фейерверки, шутки, песни,
Солнце льётся через край.
Нету месяца чудесней,
Чем весёлый, звонкий май! (Елена Раннева).

Финальная песня весны

А как приятно пьянит голову медовый весенний аромат вечеров под сенью зацветающих акаций. Известная поэтесса Натали Самоний сравнивает их цветочное украшение с жемчужным ожерельем. Еще все впереди: и время пышного цветения, и спелость хлебного колоса, и радость без края от осознания, что весна пришла.

Зазвенел жемчужный май
Ожерельями акаций,
Сердце щедро напоил
Мёдом райских вечеров.
И оно опять поёт
Под мелодию оваций…
Наконец-то, отогрелось
У тюльпановых костров!

Зазвенел жемчужный май
Скромных ландышей стозвоном.
В землю взгляды устремив,
Улыбаются цветы –
Будто солнцу отдают
Благодарные поклоны –
За рожденье новой жизни,
За ожившие мечты!

Зазвенел жемчужный май
Одуванчиков шарами –
Парашютики семян,
Словно нотки, ввысь летят.
Хорошо когда зима
За далёкими горами –
Чувства хлещут безустанно,
Новой музыкой звучат! (Наталья Самоний).

Этот теплый солнечный месяц расцветет в чьем-то сердце новой любовью, кому-то подарит счастье материнства. А кто-то, как и прежде, посвятит себя заботам о делах земных. Как в своем майском посвящении описывает поэт Лев Медведев проникновенную песню хлебного поля, где так легко и свободно дышится.

Выйди майским утром в золотое поле
Да прочувствуй шёпот молодых хлебов,
Дышится свободно на широкой воле.
Мигом ты проснёшься от тяжёлых снов.

Тихо лёгкий ветер веет на просторе,
Свежести природа, как дитя, полна,
И, как будто волны в тихий час на море,
Мирно всколыхнулась хлебная волна.

А в лесу, за полем, нивой колосистой,
Под уютной сенью молодых ветвей
Гимн заре-богине трелью серебристой
Засвистал, защёлкал в чаще соловей.

Подойди ты к роще. Под дыханьем утра
Ландышем запахла на листах роса,
А сквозь зелень веток блеском перламутра,
Бледной синевой сквозятся небеса.

Только на востоке, как багрянец розы,
Загорелось пламя зорьки золотой;
И роняют листья утренние слёзы:
За росой росинку – слёзку за слезой.

И бегут на север резвою толпою,
И сквозят румянцем тучки-облака.
А вдали. чуть видно. под горой крутою
Серебро колышет ясная река. (Лев Медведев).

Месяц май заслуживает самых высоких эпитетов. Это время пробуждения природы и свершения новых дел. У каждого музыкального произведения есть финальная, то есть заключительная часть. Но май не кончится, когда мы перевернем календарь на лето. Поэтесса Ирина Самарина называет «май — озорным и чарующим» и искренне людям советует «просто заметить прекрасное, дни забывая ненастные».

Пахнет черёмухой улица…
Ветер с сиренью целуется,
Локоны гладит пушистые…
Шепчет про помыслы чистые…

Вечер – глоток безмятежности…
Май – воплощение нежности…
Как огонёчки бенгальские
Звёзды включаются майские…

В эти мгновенья волшебные
С неба волною целебною
Нужные мысли вливаются.
Раны души заживляются…

Май в пиджаке фиолетовом
Искренне людям советовал
Просто заметить прекрасное,
Дни забывая ненастные…

С праздников май начинается…
Все на пикник собираются
Вместе с родными, любимыми,
Нежными, незаменимыми…

Наши желанья сбываются…
Пусть о хорошем мечтается
Этой весною волнующей…
Май – озорной и чарующий… (Ирина Самарина).

Светлый май раскрасит все рассветы.

Неслучайно по вечерам на парковых аллеях появляется все больше влюбленных парочек. Они с упоением, затаив дыхание слушают соловьиные трели. Каждый человек, которому не чуждо чувство прекрасного, стремиться насладиться красотой пунцовых закатов и алых рассветов.

Майский дождь стучит по мокрой крыше,
Барабанит звонко по стеклу.
Воробьи резвятся в грязной луже,
Радуясь весеннему теплу.

Небо в хмурых тучах тёмно-серых,
А дождинки чище, чем слеза.
И грохочет, путается в вербах,
Первая весенняя гроза.

Всё вокруг зелёное, цветное.
Воздух ароматный и хмельной.
Дождь пройдёт и небо голубое
Солнца луч прорежет золотой.

Как алмазы заблестят на ветках
Капельки прошедшего дождя.
Светлый май раскрасит все рассветы,
Радость в наши души принеся. (Татьяна Лаврова)

Возможно, именно поэтому майская поэзия более лирична и проникновенна, чем стихи, посвященные другим месяцам года. Жаль, что пора весеннего чуда очень скоротечна.

Что нам принёс весёлый май,
Спросили мы весну,
Что нам принёс он, отвечай,
В счастливую страну?

Принёс с собой он почки,
В них спрятаны листочки.
Развесил их по веткам голым,
Чтоб стал весёлым сад.

Что взял ещё с собой он,
Спросили мы весну.
Из дальних что принёс сторон
В счастливую страну?

Принёс он одуванчик,
Прозрачный сарафанчик,
Принёс он белоснежный ландыш,
Чтоб стал весёлым луг. (Светлана Прокофьева).

Пусть мир торжествует на свете.

Хочется, чтобы майская поэзия открыла каждому человеку что-то новое. Пусть красивые строки наполнят сердца добром и верой, что все повторится вновь. Ведь весна случится снова.

Шумливые тёплые ветры
Весну на поля принесли.
Серёжки пушатся на вербе,
Мохнатые, точно шмели.

Речные запруды ломая,
Весенняя хлещет волна.
Да здравствует Первое мая!
Да здравствует труд и весна!

Пусть мир торжествует на свете
И дружат народы земли,
И так же на солнышке дети
Пускают весной корабли! (Яков Аким).

Поэт Юрий Слащев в стихотворении «Майская услада» с особой нежностью описывает весеннее состояние природы. Вспоминает о дождях и грозах, сирени и пионах. Не забыл про алые маки и серебристые одуванчики. Одним словом, весна устроила, как заметил поэт, небольшой «балаганчик».

Весна не балует дождями
и не пугают небо грозы.
Жара, с холодными ночами,
— вещала в мае нам морозы.
Апрель обещан быть дождливым
и лишь к концу ушла прохлада.
Все пререканья кропотливо,
сменились в майскую усладу.

Рассвет тонул в туманном тлене,
весна делилась порционом.
Как быстро отцвели сирени,
— но сразу вспыхнули пионы.
Порой, природы индивиды
цвели не к сроку в удивленье.
Стирались прежние обиды,
менялись лица, настроенье.

Весна, устроив балаганчик,
— средь алых маков на поляне,
засеребрился одуванчик,
— восход лучами зарумянил.
Как тишиной после рассвета,
— я наслаждался пеньем, звоном.
И по росе босым, раздетым,
бежал за утренним озоном. (Юрий Слащев).

Поэтому мы не будем говорить этому прекрасному месяцу: «Прощай!». Мы повторим, как в стихотворении Валентины Гула «До свидания, прекрасный май!» Талантливая поэтесса, прощаясь с третьим и последним месяцем весны, признается ему в любви. Уверяет, что не забудет его тепла и нежности. А мы напоминаем, что новая встреча состоится ровно через год.

До свидания, май, до свидания!
Знаешь ты, как тебя я люблю.
Пусть короткими были свидания.
Не забуду я нежность твою.

Ты, прекраснее всех, без сомнения
И всё стрелы твои прямо в цель!
Не забыть нам сирени цветение
И черёмухи белой метель.

В карантине судьба наша трудная
И без маски нам выхода нет.
Ах, какая трава изумрудная,
У листвы молодой тот же цвет.

До свидания, май, до свидания!
Ты вернёшься опять через год.
Снова встреча с тобой и свидания,
И сухой даже пень расцветёт. (Валентина Гула).

Напоследок

Современные авторы в своих стихах упоминают, что майская поэзия: страсть и услада. Можно бесконечно описывать этот месяц, подбирая для него самые красивые эпитеты. Каждый из нас воспринимает по-своему этот период года. Но всех живущих на Земле людей объединяет одно – вера в то, что этот удивительный месяц принесет всем счастье.

Майских дней, ночей услада,
Трели соловья,
И цветы, цветенью рады,
На тебя глядят из сада,
Красотой маня.

Озирая эту прелесть,
Чувствуешь в себе,
Возникающую нежность,
Что приносит сердцу свежесть,
И покой душе.

Расцветает чувств плеяда,
Словно ты в Раю,
Сердцу и Душе отрада,
Свыше данная награда,
Как Цветок цвету.

В этот миг я понимаю,
Что я счастьем обладаю. (Евгений Геркин).

Но не только поэты передают прекрасные чувства весны в своих произведениях, к ним присоединяются и музыканты. Прекрасные звуки музыки можно услышать в публикации, посвященной приходу весны – «Пришла пора весенняя. .» .

Поэзия мая отлично ложится на музыку. Приглашаю вас послушать песню «А за окошком месяц май. » в исполнении Гарика Сукачева и группы «Неприкасаемые».

Спасибо вам за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась публикация и хотите больше знать о современной поэзии, то подписывайтесь на обновление статей в рубрике «Рифмы жизни» . Также не забывайте рекомендовать статью своим друзьям в социальных сетях! Приглашаю посмотреть видеофильмы на моем канале You Tube.

Источник

Читайте также:  Бас гитара лемми килмистер название
Оцените статью