Вестерн гитара с нейлоновыми струнами

Все о вестерн-гитарах

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

У многих вестерн-гитара ассоциируется с североамериканским Диким Западом прошлых веков. Но на самом деле к ковбоям этот музыкальный инструмент отношения не имеет, хотя его и отличает энергичное, напористое звучание. История его создания более прозаична, но, несомненно, будет интересна для ценителей музыки.

Что это такое?

Особенности строения вестерн-гитары обусловлены ее основным назначением – она задумана как аккомпанемент для вокалиста. Они заключаются в следующих моментах:

  • широкий, массивный корпус в сравнении с другими гитарами;
  • гриф, напротив, менее широкий, чем у классической гитары, поэтому на нем проще воспроизводить сложные аккорды;
  • струны для инструмента используются исключительно в металлической оплетке, чтобы музыка звучала четко и контрастно по сравнению с голосом исполнителя;
  • дека крепится к грифу на 14-м ладу, в то время как у классической гитары – на 12-м;
  • усиленная конструкция гитары.

Благодаря своему габаритному корпусу этот струнный инструмент позволяет получить громкий и «мясистый» звук. За это вестерн-гитары завоевали особую популярность в середине XX века, да и в наши дни у них немало поклонников среди музыкантов.

Жесткие струны из металла очень сильно натягиваются на вестерне. Чтобы выдержать напряжение, корпус тоже должен быть довольно мощным. По этой причине изнутри его поддерживает система реек, а внутри грифа установлен укрепляющий анкерный стержень.

Играя мелодии медиатором, на вестерне можно получить еще более чистое и правильное звучание.

Нередко на грифах вестерн-гитар присутствуют точки на нечетных ладах, как у инструмента джамбо. Есть они и на передней части грифа, и на боковой. Это позволяет аккомпаниатору быстро и правильно ставить руку на нужный лад. Кроме того, точки указывают на тоники и опорные ступени гамм. Если взять для сравнения классическую гитару, то там их можно найти лишь на боковой стороне грифа.

Немного истории

Вестерн-гитара имеет почти столетнюю историю. Ее появление ассоциируется с фирмой по производству акустических гитар C. F. Martin & Company (Нью-Йорк). В 20-30-х годах XX века ее разработчики решили модернизировать акустику таким образом, чтобы она была слышна как можно громче. Более мощная гитара была востребована среди музыкантов, выступающих в барах. Ведь усилителей звука тогда еще не изобрели, как не было тогда и электрогитар.

Если в классической гитаре тех времен стояли жильные струны, то в этой наконец-то появились металлические, которые мы привыкли видеть на большинстве современных инструментов. Это позволяло исполнителям пробиться сквозь шум толпы и донести свою музыку до публики. Разница в звуке новинки и гитар стандартного типа была весьма ощутимой.

Изначально ее назвали фолк-гитарой, но в народе больше укоренилось название вестерн.

Сегодня под фолком подразумевают совсем другие гитары, имеющие обычные размеры, и чтобы не возникло путаницы, термин «фолк» применительно к вестерну мы использовать не будем.

Критерии выбора

Выбирают вестерн по тем же принципам, что и любую другую гитару. Оценивается качество изделия: чтобы внутри не было клея, колки все крутились с одинаковым усилием, ровная дека и другие нюансы. Важно, конечно, и подержать инструмент в руках, ведь такая форма и натянутость струн будут совсем не для новичка. Если вы раньше не играли медиатором, то придется приспособиться еще и к новому способу игры.

Если вы хотите приобрести инструмент, выполненный в лучших традициях, то обращайте внимание на материал всех его частей. Ведь они определяют звучание в момент извлечения ноты, ее затихания. Так, для передней деки оптимально подходят ель и кедр. Для задней деки и обечайки оптимальными вариантами служат палисандр, красное дерево, клен, орех, коа. Материал грифа и накладки не так важен, но все же можно порекомендовать для первого – красное дерево или клен, а для второй – палисандр.

Все эти характеристики очень важны для истинных ценителей и экспертов, которые хотят заполучить в свою коллекцию старый добрый вестерн. Но если бюджет не позволяет приобрести гитару из древесины, то придется приглядеться к гитарам из удешевленных материалов. Когда речь идет о шпоне, то это значит, что поверх более дешевого дерева нанесен тонкий слой дерева указанной породы. Ламинат и вовсе подразумевает нанесение рисунка под дерево на обработанную поверхность.

Учитывая, что играть на вестерне с его туго натянутыми струнами и так непросто, то, конечно, модель из древесины будет гораздо предпочтительнее – она лучше звучит и позволяет раскрыть все богатство звука.

Техника игры

Отличия в техниках игры на вестерне и других гитарах есть. Расскажем о них подробнее.

  1. Для туго натянутых стальных струн обычно используется медиатор, чтобы музыкант не повредил ногти и пальцы. Хотя при высоком уровне мастерства возможен и пальцевый вариант игры.
  2. Благодаря маленькой толщине металлических струн, используемых на вестерне, гитаристу легче воспроизводить на нем разные специальные эффекты. Это слайды, бенды, джазовое вибрато.
  3. Играя на вестерне, музыканты используют прием глушения струн ребром кисти руки у подставки. Это помогает иногда приглушить слишком звонкое звучание этого инструмента.

Интересно, что подобные приемы свойственны и для электрогитары. Таким образом, играя на вестерне, можно подготовиться к ее освоению. К тому же в рок-группах акустическую партию зачастую отдают именно вестерну – за его громкость и звучность. Но возможности более современной электрогитары, несомненно, шире, поэтому с вестерном вы только сделаете первые шаги в этом направлении.

Итак, брутальная вестерн-гитара стала большим прорывом для своего времени. Она позволила вокалистам получить более качественный аккомпанемент, а музыкантам – перейти на новый уровень. Сегодня она является ценным экземпляром в коллекциях ценителей музыки, а для некоторых остается любимым инструментом для выступлений. Благодаря громкому звучанию и возможности импровизировать с блюзовыми и джазовыми «фишками» она по-прежнему востребована и ее можно найти в магазинах.

Источник

Ответы на часто задаваемые вопросы о гитарных струнах

В этой статье будут рассмотрены наиболее часто задаваемые вопросы о струнах для акустических и электрогитар, с которыми я сталкивался на протяжении карьеры гитариста и учителя гитары.
В моей практике преподавательской работы часто приходится менять комплекты струн на гитаре моим ученикам и за уже более чем 14-ти летний стаж количество замененных мною струн уже пошло на тысячи. Самый часто задаваемый вопрос после замены:

Когда снова нужно менять струны?

Попробую ответить комплексно.

  1. Внешний вид. Если струны выглядят новыми, значит пусть стоят. Качественные струны долго сохраняют товарный внешний вид. Это касается даже посеребренных струн, которые первыми теряют белоснежный цвет обмотки.
  2. Шершавые на ощупь струны следует заменить, так как у Вас их отбирают заботливые руки коррозии металла (в случае металлических струн). При игре на гитаре на струнах остаются влага и жир из наших пальцев, преступно проникая под обмотку и достигая корда (сердцевины). Если Вы играете на гитаре нерегулярно (пару раз в неделю и реже), то наверняка замечали, какими струны могут быть жесткими после недельных перерывов в игре. Здесь подойдут струны в полимерной оплетке. Они стоят дороже, но за счет специального покрытия коррозия не скоро доберется до обмотки, следовательно – до корда. Так же коррозия неизбежна при высокой влажности воздуха. Как Вы знаете, ни один металл без специальной защиты не спрячется от витающих в воздухе молекул воды.
  3. Гигиена. Следует обязательно мыть руки перед тем, как играть на гитаре. Мне часто приходится видеть налет черной грязи на тыльной стороне струны. В комплексе с описанными выше пагубными действиями коррозии, струны выйдут из строя гораздо быстрее. Кроме того, избыток грязи, который не осел на струнах, загадит Ваш гриф и его придется чистить. Простой тест – оберните струну белой бумажной салфеткой, прижмите и проведите вдоль струны. Затем разверните салфетку и взгляните внутрь. Если цвет не изменился (что возможно только на новых и ухоженных струнах), значит менять не время. Если салфетка почернела, значит, скорее всего, пришло время замены. Хотя, существует специальная жидкость для ухода за струнами. Если не лень – отмывайте и продолжайте использовать.
  4. Звук. Физический износ струн напрямую влияет на их звучание. Во-первых, звук становится каким-то тускловатым и приглушенным. Вследствие растяжения струн, что влечет за собой увеличение амплитуды колебаний, может возникнуть неприятное дребезжание об лады. Гитара перестает строить, так как со временем струнах образовываются канавки от ладов, что приводит к сплющиванию и уменьшению диаметра струн в местах регулярного прижатия.
  5. Моральное устаревание. Иногда просто хочется поменять струны, которые стоят уже месяц-другой но как-то не сильно радуют;)
    Подытожив все вышесказанное, рекомендую не спешить и не затягивать с заменой. Будьте объективными, слушайте звук и мойте руки перед игрой.

Можно ли ставить нейлоновые струны на вестерн-гитару, а металлические струны на классическую гитару?

Этот вопрос, пожалуй, лидирует среди остальных. Ответ: «Нет». Если поставить металлические струны на классическую гитару, то возможны (а то и неизбежны) негативные последствия. Какие именно? Металлические струны имеют более сильное натяжение, по сравнению с нейлоновыми, отсюда следует, что возрастает нагрузка на все узлы крепления струн:

  • подставка (бридж) может просто оторваться,
  • бывало, что раскалывался нижний и/или верхний порожек,
  • раскалывались пластиковые трубочки, надетые на металлические части колков, где наматываются струны.
  • Возрастает нагрузка на внутренние пружины корпуса гитары, что может деформировать верхнюю деку (в случае с дешевыми китайскими гитарами лично видел изогнутую под натяжением металлических струн верхнюю деку)
  • Накладка на гриф классической гитары часто делается из более мягкой древесины, чем у эстрадной, что при частой игре аккордами протирает накладку до ямок на ладах.
  • Лады недорогих классик так же делаются из более мягких сплавов, по сравнению с ладами вестернов. Следовательно, металлические протирают лады чуть ли не до накладки за считанные месяцы.

Некоторые скажут: «У меня на Кремоне, Орфее, Мьюзиме и т.д. стоят металлические и ничего». Позволю себе заметить, что во времена производства «тех» гитар на материалах не экономили и ставили добротную древесину и металл на лады. Это же касалось не только гитар (Кузова автомобилей Mersedes, BMW, Volksvagen, выпущенные в 80-е годы до сих пор ездят, тогда как современные быстрее поддаются коррозии).
Теперь рассмотрим случай установки нейлоновых струн на акустическую эстрадную (вестерн) гитару.

  • В первую очередь, в случае современных вестернов, Вы столкнетесь с реальным неудобством установки нейлоновых струн при креплении их в районе бриджа. Последние годы производители делают гнезда для продевания струн в бридж не «сквозного» типа, а сверлят отверстия для просовывания внутрь корпуса наконечника струны с последующим углублением и фиксацией ее в бридже пластиковым стержнем. В случае установки нейлона, приходится изобретать кучу малоэффективных узлов, что испортит красивый вид бриджа и отнимет у Вас несколько часов труда.
  • Если Вы все же установили нейлоновые струны на бридже вестерна, Вы столкнетесь со сложностью наматывания их на колки. На вестерне, в отличии от классической гитары, колковый барабан имеет меньший диаметр. Ведь для натяжения металлической струны хватит минимум три тонких витка, для нейлоновой может не хватить и 5. Чтобы нейлоновая струна не проскользнула, опять же, придется сквозь кучу узлов, делать кучу витков, обвив барабан до невидимости. После чего придется долго ждать и много раз вытягивать и настраивать струны, пока эти бесчисленные витки «усядутся». 30-40 подстроек в день на протяжении первых двух недель обеспечены.
  • Если Вы установили нейлоновые струны на вестерн-гитару, Вы – молодец! Наслаждайтесь прекрасным звуком! Прекрасным звуком дребезжания нейлоновых струн об гриф и лады. Синтетические струны, в отличии от металлических, имеют бОлшую амплитуду колебаний, а посадочные места для струн эстрадной гитары ниже, чем у классической. Поэтому избежать дребезжания можно будет только в одном случае: если не играть на такой гитаре.

И последнее, что касается обеих гитар. Однажды один старый мастер с авторитетным отчеством Соломонович (а таких людей авторитет в музыкальных кругах безоговорочен) поведал мне следующую тайну, мол, ты, пацан, когда-то играл на классике с металлом или вестерне с нейлоном? Я утвердительно кивнул. Он задал вопрос: «Ну и как тебе звук?». Я ответил, что не очень. Он продолжил: «А все потому, что в нормальных классических гитарах используются мягкие породы древесины, которые лучше будут резонировать с нейлоном, а в хороших эстрадных гитарах корпуса делают из более твердых сортов, что лучше подчеркнет звучание металла». Почитай, говорит, спецификации и увидишь, что дерево на корпус и накладку у них отличается. Отсюда и несовместимость нейлон-вестерн и металл-классика. В заключение он добавил: «Колесо придумали много веков назад. Но мы же не ставим на автомобиль велосипедные колеса, на КАМАЗ деревянные от гужевой телеги?» Я снова утвердительно кивнул. «То-то же»,- ответил Б. Соломонович.

Так какие же мне ставить струны? (Производитель, цена, толщина, материал, тип обмотки и т.д.)

Таким вопросом обычно задаются начинающие гитаристы, профи сами знают, что им нужно. Этой теме посвящено море статей. Можно обчитаться до взрыва мозга. Поэтому я только немножко добавлю от себя к описанному материалу.
Итак: каковы задачи струн и чего Вы от них ждете?
Со струнами, как и в случае с автомобилем, носками или айфоном, лучше всего, когда они новые. Мне приходилось играть на noname-струнах мэйд ин сами понимаете кто, которые стоили как пара банок смазки для нервных волокон души. И я Вам скажу, что первые недели две они полностью справлялись с первородными задачами струн. Они держали строй, звучали и не рвались. Звучание довольно быстро тускнело и на третьей неделе порвалась первая струна. Но свои деньги они отстояли. Так вот, для гитары класса «Лес-Шашлык-Колхозный Панк» я бы не рекомендовал ставить Dunlop. Достаточно толщины 0.11-0.12 китайских или постсоветских струн. Если, конечно, Вы не собираетесь идти на шашлыки с Эриком Клэптоном или Кирком Хамметом.
Если Вы желаете играть по несколько часов в день, то я рекомендую для электрогитары американские струны Ernie Ball RPS или Rock-n-Roll. Меняю их раз в 1-2 месяца и все в порядке. На втором месте у меня для электро Roto Sound Nexus, затем обычный никелированный Roto Sound. Замыкают круг Dunlop и Dean Markley (никель). Играю исключительно на комплектах 10-46. Для меня эта толщина оптимальна. Более тонкие струны обладают худшим сустейном и я их как-бы плохо чувствую. Они мне как «паутинки», а более толстые в стандартном строе затрудняют скоростные соло-партии.
На эстрадную гитару я ставлю Ernie Ball 2047 (это их артикул на пачке. Толщина 0.10, бронза, с шелковой нитью между кордом и обмоткой). Дает приятное мягкое звучание. Кому надо круто звенеть – рекомендую Elixir.
На классическую гитару я тоже ставлю Ernie Ball (арт.2409. Бронзовые). Если Вы любите тихие динамические оттенки, то рекомендую посеребренные струны. Серебро дает наиболее тихое и мягкое звучание. Для романсов и аккомпанемента в p, pp или mp – самое оно. Для Классики в тех же динамических оттенках тоже подойдут. Но если Вы любитель поиграть на классике разные фингерстайлы и больше любите форте, то лучше брать бронзу. Да и товарный вид она держать будет подольше, так как не белого цвета.
Пишите комментарии, добавляйте страницу в избранное, делитесь с друзьями!
С уважением, Алексей Грифф

Источник

Читайте также:  Нет не любил он минус пианино
Оцените статью