Объясните пожалуйста, как строить аккорды II53, II63, Т63, S64, II6
«53» или «35» — это трезвучие. Трезвучия строятся по терциям. Если просят построить трезвучие вне тональности, то указывают, какое именно трезвучие нужно. В таком случае, ты измеряешь терции точно — где малая, а где большая. Если же трезвучие нужно строить в заданной тональности, тогда размеры терций тебя уже не волнуют — поскольку трезвучие должно состоять только из звуков данной гаммы, то о величине терций позаботится сама гамма. В таком случае, ты строишь трезвучие, просто беря звуки «через ступень» друг над другом. Например, трезвучие II ступени будет состоять из звуков II, IV и VI ступеней той же самой гаммы.
Обозначения «63» в музыкальной теории НЕТ. Ты ошибочно записала цифры. Должно быть либо «53», либо «64», либо «65».
«S» — это субдоминанта. Так называется IV-я ступень гаммы или любой аккорд на ее основе.
«64» — это второе обращение трезвучия, когда его третий звук оказывается в самом низу аккорда.
«S64» — значит тебе нужно построить трезвучие на IV ступени (по технологии, описанной выше), а затем перетасовать его звуки по разным октавам так, чтобы последний из них оказался ниже всех остальных.
«6» — это первое обращение трезвучия, когда его второй звук находится ниже всех прочих.
«II6» — значит тебе надо построить трезвучие на II ступени (по технологии, описанной выше), а затем перетасовать его звуки по разным октавам так, чтобы второй из них оказался ниже всех остальных.
Источник
solfamusictheory
This WordPress.com. site is about music theory and methodology
Трезвучие VI ступени (VI53)
Базовый курс гармонии. Содержание
Трезвучие VI ступени бифункционально : выполняет функцию тоники в прерванном обороте (D-VI) и прерванном кадансовом обороте ,
а также функцию субдоминанты в обороте T-VI-S:
VI53 используется после T53, D53, D7 и перед аккордами субдоминантовой группы: S53, S6, II6, II65, II43.
В мажоре за VI53 может следовать II53.
VI53 в мелодическом положении терции хорошо звучит с удвоением этого тона в альте в октаву или приму:
Источник
Трезвучие шестой ступени в прерванном обороте
В значении Т трезвучие VI 5 3 вводится после D. Соединение D – VI 5 3 называетсяпрерванным кадансом. Он используется для расширения периода.
Правила голосоведения: бас переходит на ступень вверх, а три верхних голоса – вниз, противоположно басу, соединение мелодическое:
D VI
После D в мелодическом положении терции и D7 в трезвучии VIудваивается терцовый тон, иначе возникают параллельные квинты или октавы:
D VI D7 VI
Прерванная каденция звучит незавершённо; она требует расширения, приводящего к полной каденции и устойчивому завершению.
1. Перед решением задачи проанализировать строение периода, определить типы каденций.
2. Выделить прерванную каденцию, определить масштаб расширения.
3. Найти прерванные обороты внутри предложений, пометить их цифровкой под нотным текстом.
Упражнения на фортепиано:
1. Играть построения по цифровкам в тональностяхF-dur, G-dur, D-dur, B-dur:
· T- D | VI — S |К 6 4 — D |T ||
· T – VI | S – II| К 6 4 – D |T ||
· T – |II – D |VI – II | К 6 4 – D |T ||
· T- S| VI – D| T|| T — | S – VI| K ||
2. Гармонизовать следующие фразы:
3. Досочинить предложение:
- Гармонизовать следующие мелодии и басы:
Задача № 131 (6), Е. Абызова
Выполнить гармонический анализ:
· В. Моцарт, Соната для фп. К 280 F-dur, II ч.;
· В. Моцарт, Соната для фп. К 279 C-dur, II ч.;
· Л. Бетховен, Соната для фп. № 7 D-dur, IV ч.
· Ф. Мендельсон, «Песни без слов» № 20, ор. 53.
ТРЕЗВУЧИЕ III СТУПЕНИ
Трезвучие IIIступени относится к аккордам доминантовой группы лада. В мажоре III 5 3 —минорное. В миноре натуральном – мажорное. III 5 3 является самой «слабой» доминантой, т.к. меньше других контрастирует по звучанию с тоникой (содержит 2 общих звука). Применение III 5 3 связано с гармонизацией плавного хода по звукам верхнего нисходящего тетрахорда. Подготавливается III 5 3 часто Т 5 3 или VI 5 3.
T III S T 3 T 3 III T VI III S D
VI III S D VI III S T VI III D T
Разрешение III 5 3 в Т, обычно через S и VI. При соединении III 5 3 и D во избежание переченья в миноре гармоническом хроматический ход необходимо оставлять в одном голосе; соединение гармоническое. Переченьем называется передача хроматического хода из одного голоса в другой.
Взарубежной классической музыке III 5 3 встречается редко, из-за недостаточной функциональной определённости. В русской и славянской музыке III 5 3 применяется часто в роли доминанты натурального параллельного минора с разрешением в Т или VI.
Практические рекомендации
1. Перед решением задачи найти характерный мелодический оборот – нисходящее движение по звукам верхнего тетрахорда; найти повторения мелодических звуков, предполагающие перегармонизацию.
2. Обозначить скачки терцовых тонов.
Выполнить гармонический анализ:
· М. Мусоргский, «Картинки с выставки», «Богатырские ворота»;
· П. Чайковский, хор «Соловушка»;
· С. Рахманинов, Прелюдия си минор ор. 32 № 10;
· Ф. Шопен, Ноктюрн до минор ор. 48 № 1 (средняя часть).
Гармонизовать мелодии и басы:
Задача № 192 (1), Е. Абызова
Задача № 192 (3), Е. Абызова
Задача № 192 (7), Е. Абызова
Задача № 34 (1), Т. Мюллер
Задача № 39 (3), Т. Мюллер
Задача № 75, Б. Уткин
Задача № 77, Б. Уткин
Задача № 157 (16), Е. Абызова
Задача № 157 (18), Е. Абызова
ЗАДАНИЯ
· В заданных мелодиях отметить все скачки терцовых тонов.
· Определить внутренним слухом функциональное значение каждого звука, отделить скачки при перемещении от скачков терций. Отметить скачки терций скобками.
· Продумать и обозначить буквами т и ш смену расположения на скачках терцовых тонов.
1. Решить задачи:
Задача № 24, Б. Уткин
Задача № 166 (1), Е. Абызова
Задача № 166 (7), Е. Абызова
Задача № 166 (2), Е. Абызова
Задача № 166 (4), Е. Абызова
Задача № 166 (9), Е. Абызова
Задача № 29, Б. Алексеев
Задача № 31, Б. Алексеев
Задача № 33, Б. Алексеев
Задача № 34, Б. Алексеев
Решить задачи со скачками терций в теноре:
Задача № 48, Б. Уткин
Задача № 49, Б. Уткин
Задача № 56, Б. Уткин
Задача № 62, Б. Уткин
Задача № 66, Б. Уткин
Найти ошибки в цифровке, исправить их:
2. На фортепиано:
· Играть обороты T – D, D – T, T – S, S – T со скачком терцовых тонов в сопрано и теноре в тональностях C, H, Es, d, fis, g.
· Играть в тональностях до 4-х знаков:
3 T — 3 D – T – T | S – T – D – D | T — 3 S — 3 T — S | D – D – T ||
3 t — 3 D – t | s – s — 3 D | 3 t – s — D | t ||
· Сочинить период, используя материал предыдущего упражнения в качестве первого предложения.
· Сочинить и играть секвенцию, применяя скачки терцовых тонов. Исходную тональность, направление и шаг выбрать самостоятельно.
· Играть секвенции на следующие мотивы:
3. Анализировать:
· И. С. Бах. Хоралы 13, 28, 58.
· Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 2, II ч.
Тема: ПОЛНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЖОРА
Функцией называется роль аккорда в ладе. Функциональные отношения между аккордами рождаются на основе гармонических и мелодических тяготений. Гармонические тяготения основаны на квинтовом соотношении тонов. Они определяют функции мажоро-минорной ладовой системы, которая представлена в первую очередь главными трезвучиями. В мажоре образуются три функциональные группы, каждая из которых имеет в центре своё главное трезвучие. По функции главного трезвучия получает название и вся группа.
Главными трезвучиями являются T, S, D, т.к. они отражают ладовый характер звучания: в натуральном мажоре они мажорные. На терцию выше и на терцию ниже каждого из главных трезвучий расположены побочные трезвучия, находящиеся в близком функциональном родстве с главными. Это родство обусловлено наличием у этих аккордов двух общих звуков.
Совокупность главных и побочных трезвучий лада в их закономерных функциональных отношениях образует полную диатоническую функциональную систему.
Основу функциональности образует контраст функций. Функцию устойчивости в ладу воплощает тоника. Кроме гармонии первой ступени в тональности никакая другая гармония не может придать звучанию характер полной устойчивости, завершенности.
Функцию доминантовой неустойчивости в полной функциональной системе воплощают трезвучия, в состав которых входит вводный тон – VII ступень лада. Это трезвучия V, VII и III ступеней.
Функцию субдоминантовой неустойчивости — более мягкой, спокойной по сравнению с доминантовой – воплощают трезвучия, в которых отсутствует вводный тон. Это трезвучия II, IV и VI ступеней (с общим тоном VI ступенью лада).
Наиболее контрастны к тонике аккорды, которые не содержат с ней общих звуков. В субдоминантовой группе это трезвучие II ступени; в доминантовой – уменьшенное трезвучие VII ступени, употребляется в виде секстаккорда. Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой. Это V 5 /3 в доминантовой группе и IV 5 /3 в субдоминантовой. Трезвучия V и IV ступеней являются воплощением доминанты и субдоминанты в классической гармонии; это их основные представители.
Наименьший контраст с тоникой характерен для трезвучий, имеющих с ней два общих звука. Это трезвучие VI ступени в субдоминантовой группе и трезвучие III ступени в доминантовой группе. Трезвучия VI и III ступеней обозначаются словом «медианта» — от лат. «находящаяся посередине». Обозначения побочных трезвучий мажора состоят из большой буквы (T, S, или D), определяющей функционльную принадлежность аккорда, и римской цифры, указывающей ступень гаммы, от которой этот аккорд строится по терциям. Трезвучия, входящие в две разные группы, обозначаются двойными буквами (DTIII, TSVI). Их функция может меняться в зависимости от ближайшего аккордового окружения (так называемая переменность функции). Ярче всего ладо-функциональная переменность проявляется в русской классической музыке.
Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости: более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный» (VI – IV, IV – II, VI – II; III – V, V – VII, III – VII). Обратное движение нетипично для гармонии венско-классической школы. Оно встречается как эффект «упрощения» гармонии, ослабления функциональной напряженности в музыке композиторов XIX – XX веков.
Основное направление гармонического движения выражается формулой: T – S – D – T. Она может охватить важнейшие гармонические сочетания, которые содержат в себе не только главные трезвучия, но и побочные. Так, любая функция этой формулы может быть представлена одним из побочных аккордов соответствующей группы, который в этом случае как бы заменяет своё главное трезвучие. Подобное трезвучие может появиться не только вместо своего главного трезвучия, но и после него.
Любое из трезвучий функциональной системы может быть превращено в септаккорд путём добавления септимы. Такое усложнение звучания на функциональных соотношениях аккордов в общем неотражается. Значительным напряжением обладает вводный септаккорд (DVII7), как малый, так и уменьшенный, благодаря полному отсутствию в нём звуков тоники. В последовательностях аккордов одной функции септаккорды чаще применяются после трезвучий, как аккорды более напряженные.
Источник