Виа червоны гитары история

Группа «Czerwone Gitary» (Червоны гитары)

Во второй половине 60-х этот музыкальный коллектив для Польши считался настоящим символом рока и рассматривался неким польским эквивалентом самих Битлз. В те времена группа интенсивно выступала за пределами страны. Ее гастрольный график проходил по территориям СССР, Чехословакии, Германии, Венгрии и даже США. Сами участники ансамбля решили назвать свою группу «Красные гитары», так как именно они музицировали на инструментах такого цвета. Группа из Гданьска была сформирована в 1965-м. В ее составе были Бернард Дорновский, Кшисек Кленчон, Ежи Косселя, Ежи Скшипчик и Хенрик Зомерский. Уже в 66-м музыкантам удалось записать свой дебютный полноценный альбом. Первый же его тираж достиг 160 тысяч экземпляров. А второй студийный релиз, датированный 1967-м, был продан рекордным для Польши тиражом 240 тысяч.

Таким образом, начался период наибольшей популярности группы. Увы, но именно в это время один из основателей коллектива Косселя решил оставить ансамбль. Тем не менее, остальные музыканты продолжали работать, и вскоре вышла третья пластинка коллектива. В 1969-м на фестивале в Каннах участникам ансамбля вручили престижный приз «Мидем» в виде мраморной пластинки.

Эту награду музыканты получили из-за самого большого количества проданных в Польше пластинок. В 1970-м, в процессе работы над новым релизом ансамбль покинул и Кшисек Кленчон, чуть позднее он эмигрировал в США. Как трио, группа продолжала выступать с концертами, а после и вовсе на четырнадцать лет исчезла с эстрадных площадок Польши. В 1991-м группа воссоединилась в составе — Бернард Дорновский, Северин Краевский, Ежи Коссель и Ежи Скшипчик . В рамках 25-летнего юбилея коллектива музыканты запланировали почти сорок концертов по всей стране, но на поверку они выступили гораздо больше.

Читайте также:  Гитары акустические гриф нато

Северин Краевский

В 1997-м из группы уходит лидер Северин Краевский. А сам коллектив, несмотря ни на что, продолжал работать на радость многочисленных поклонников. За полтора года музыканты смогли проделать колоссальную работу, подготовив не только новую концертную программу, но и совершенно новый альбом. В 2000-м группа приступила к подготовке к самому большому в ее истории концертному туру, коллектив дал 137 концерта. А по итогам всего турне местное издание Polityka назвало группу одним из самых лучших польских коллективов двадцатого столетия.

Позднее ансамблю вручили и престижную премию «ПРОМЕТЕЙ 2000». Эта награда вручается только тем исполнителям, которые за многолетнюю карьеру не только смогли добиться наивысших результатов, но и стать, в действительности, знаковыми фигурами для всей культуры Польши.

Источник

«Червоны гитары» — битлы из соцлагеря

Czerwone gitary (Червоны гитары) — польская рок-группа, основана в 1965 году в Гданьске. В конце 1960-х – начале 70-х «Червоны гитары» была одной из самых известных в мире групп из-за «железного занавеса».

Отцами-основателями группы стали Ежи Коссела (Jerzy Kossela) и Хенрик Зомерски (Henryk Zomerski). Спустя несколько недель позже к ним присоединились Бернард Дорновски (Bernard Dornowski), Кшиштоф Кленчон (Krzysztof Klenczon) и Ежи Скшипчик (Jerzy Skrzypczyk). В этом составе парни записали свою первый миньон. На мини-диске были представлены четыре песни: «Ведь ты боишься мыши», «Такая, как ты», «Считай до ста» и «Плюшевые мишки».

Долгое время считалось, что название группы типа отражает цвет коммунизма, мол, наши «гитары с нашим знаменем цвета одного». На самом деле у основателей группы в арсенале были гитары «Музима» (пр-ва ГДР) – у них традиционно использовался темно-вишневый (по-польски «червоный») колер покрытия корпуса – отсюда и название.

Осенью 1965 года они отправились в первое концертное турне под лозунгом: «Мы играем и поём громче всех в Польше». Тур был направлен на поддержку первого миньона коллектива. В декабре из группы ушёл Зомерский и его место занял Краевский. В конце 1966 года музыканты записывают первый полноценный альбом «To właśnie my» (Это именно мы). Первый тираж пластинки достиг 160 тысяч экземпляров и быстро разошелся в продаже. Однако в марте 1967 года группу покинул её музыкальный руководитель — Ежи Косселя. Его место занял Кленчон. Окончательно оформился классический «золотой» состав Червоных гитар.

В мае 1967-го группа записывает альбом, названный Czerwone gitary — 2. Пластинка разошлась огромным для Польши тиражом в 240 тысяч экземпляров. И сразу же диск был переиздан в ГДР. Стоит отметить, что песни на немецком языке занимали большой пласт творчества «червоных гитаристов». У восточных немцев они проходили под лейблом Rote Gitarren.

Закреплять успех группа отправилась в турне – СССР, ГДР, Венгрия. Везде аншлаг. Было наработано огромное количество музыкального материала, которого с лихвой хватило на новый альбом Czerwone gitary 3 (вышел в 1968 г.), разошедшийся тиражом в 220 тысяч.

«Червоны гитары» стали культовой группой не только Польши, но и всей территорий стран социалистического содружества. Парни штамповали шлягер за шлягером Наиболее известные из них: «Матура» (Matura), «Не задирай нос» (Nie zadzieraj nosa), «Ведь ты боишься мышь» (Bo ty sie boisz myszy), «Не успокоимся» (Nie spochniemy), «Никто на свете не знает» (Nikt na swiecie nie wie), «Белый крест» (Bialy krzyz), «Анна Мария» (Anna Maria), «Цветы в волосах» (Kwiaty we wlosach) etc.

Популярности способствовал тот факт, что песни на польском прекрасно понимали чехи, сербы, словаки, украинцы, белорусы, болгары, литовцы, русские.

Хиты из альбомов Czerwone Gitary -2 и Czerwone Gitary -3 начали активно крутить европейские радиостанции. До появления в ротации песен поляков, многие на Западе были уверены, что рок можно петь лишь на английском… Именно «Червоны гитары» сумели пробить брешь на европейский музыкальный рынок и разрушили данный стереотип!

В январе 1969 года во Франции, в Каннах группе вручили награду «Мидем» в виде мраморной пластинки как приз за самое большое количество проданных в их собственной стране пластинок. Такой же приз получила в 1969-м на этом фестивале и группа The Beatles. Чувствуете уровень?

Однако вскоре группу из-за творческих разногласий покинул Кшиштоф Кленчон. Краевский, Дорновский и Скшипчик продолжили выступления втроём. В 1970 году к ним присоединился Доминик Конрад. В том же году вышел альбом Na fujarce («На флейте»), который некоторые музыкальные критики считают лучшим в истории группы. Однако, поклонниками это диск был встречен с прохладцей, коммерческого успеха «Czerwone Gitary -2» и «Czerwone Gitary -3» «флейта», увы, не достигла. Хотя пластинка действительно интересная.

В 1971 году вышел альбом Spokój serca («Спокойствие сердца»). На музыкальном фестивале в Ополе песня «Płoną góry, płoną lasy» («Пламенеют горы, пламенеют леса») завоевала приз зрительских симпатий. «Червоны гитары» успешно гастролировали в СССР и ГДР. В 1974 году вышел альбом Rytm Ziemi («Ритм Земли»). В 1976 году вышли два альбома Dzień jeden w roku («Единственный день в году») и Port piratów («Порт пиратов»). В 1977 году группа с успехом выступила на музыкальном фестивале Интервидение 1977 в Сопоте с песнями «Niebo z moich stron» («Небо в моих краях») и «Nie spoczniemy» («Не успокоимся»), которые стали очень популярными во всём мире.

Тем более неожиданной стала новость, пришедшая из ПНР в начале 1980 года – «Червоны гитры» объявили о прекращении существования. Музыканты просто устали друг от друга.

Несколько раз предпринимались попытки возродить легендарную группу. Увы, они не привели ни к чему. Кроме, пожалуй, вот этого события: в 1991 году в связи с 25-летним юбилеем группа, в составе которой Северин Краевский, Бернард Дорновский, Ежи Скшипчик и Ежи Косселя, воссоединилась и провела гастрольный тур по Польше.

В 1995 году выпущен альбом Koniec («Конец»), Северин Краевский хотел распустить группу, но остальные участники были против, и в 1997 году Краевский покинул группу. По факту «Червоны гитары» вроде бы существуют, но официальных концертов музыканты не проводят.

1966 — To właśnie my

1967 — Czerwone Gitary -2

1968 — Czerwone Gitary — 3

1970 — Na fujarce

1971 — Spokój serca

1971 — Consuela (альбом был записан и издан в ГДР)

1974 — Rytm Ziemi

1976 — Dzień jeden w roku

1977 — Port piratów

1978 — Rote Gitarren (альбом был записан и издан в ГДР)

1999 — …jeszcze gra muzyka

2005 — O.K. (золотой диск)

2009 — Herz verschenkt (альбом был записан и издан в Германии)

2015 — Jeszcze raz

Czerwone Gitary 1965-1969 Gwiazdozbior muzyki rozrywkowej Vol. 17

Источник

«ЧЕРВОНЭ ГИТАРЫ». Часть 1. Предыстория, окружение, «Червоно-чарны».

Есть на севере Польши на побережье Балтийского моря большая городская агломерация, которая называется Троеградье (Труймясто – Trójmiasto), растянувшееся на 20 км вдоль берега Гданьского залива. Это два сравнительно крупных города – Гданьск и Гдыня и небольшой, тихий и уютный курортный городок между ними – Сопот.
Труймясто, наряду со всем прочим, является и культурно-научно-образовательным центром северной Польши. В Гданьске, например, находятся не только крупнейший в Польше порт и крупнейшая в прошлом, а ныне единственная в стране и давно уже дышащая на ладан судостроительная верфь, в нём активно и успешно функционируют Гданьский университет, Гданьский Политехнический университет, Медицинский университет, Академия физической культуры и спорта, Музыкальная Академия, Академия художеств и другие вузы. Другими словами, Гданьск – это ещё и студенческий город, то есть город молодёжи.
И стоит ли после этого удивляться тому, что Гданьск и Труймясто в целом являются главным очагом зарождения польской рок-музыки.
Нет, не стоит. Тем более, что и Гданьск и Гдыня – порты, причём крупные. А порты, благодаря предприимчивости моряков, всегда были главными местами, куда в немалых количествах прибывал всякий-разный импортный дефицит и контрабанда, к которым в социалистические годы (особенно начиная с 1950-х) относилась и западная музыка (особенно молодёжная и академический аванград).
Ну, и прибавим сюда ещё пару-тройку вещавших из-за рубежа музыкальных радиостаций типа «Родио Люксембург» (хотя последнее и не было особенностью Труймяста)…

Гданьск для Польши – очень большой город, шестой по числу жителей. И это очень древний город – он упоминается в летописи ровно на 150 лет раньше нашей Москвы, причём некое поселение на месте Гданьска существовало уже в V веке. На долгие годы – с 1308 по 1466 и с 1793 по 1945 годы Гданьск присоединялся Германии, точнее, к Пруссии (в своё время он даже был одним из важнейших членов Ганзейского союза), и носил название Данциг. А в 1807 году Наполеон вообще объявил Данциг Вольным городом (Данцигской республикой), но после разгрома наполеоновской армии город снова вернулся в состав Пруссии.

В Гданьске функционирует знаменитая Балтийская филармония имени Фридерика Шопена с её замечательным симфоническим оркестром (Балтийский филармонический оркестр) и Балтийская государственная опера, а в Сопоте ежегодно проводился Международный фестиваль песни, являвшийся с 1961 по 1981 годы крупнейшим музыкальным фестивалем не только в Польше, но и в Европе.
Да-да, именно так. Крупнейшим в Европе.
Причём, в первые три года фестиваль этот проводился не в Сопоте, а в Гданьске в зале «Гданьск Верфь Холл» (в Большом зале Гданьской верфи), и лишь в 1964 году его «перевели» в курортный Сопот, где он проводился на открытой концертной площадке – в амфитеатре «Лесная Опера».
Международный фестиваль песни (так он официально именовался) был организован по инициативе знаменитого польского музыканта и композитора Владислава Шпильмана (в то время директора Департамента музыки на Польском радио), которого мы знаем по нашумевшей в нашей стране песне «Сон», исполненной ВИА «Весёлые ребята» (помните?: «Опять мне снится сон, один и тот же сон. Он вертится в моём сознаньи словно колесо…»).
Шпильману и песне «Сон» («Портрет работы Пикассо»), кстати, была посвящена и одна из моих публикаций в Фейсбуке.
А ещё, в Сопоте вырос (не родился, а провёл детство и юность) выдающийся польский музыкант, композитор и певец Северин Краевский (Seweryn Krajewski).

Во время множества восточно-европейских развалов, распадов и неореволюций (в Польше тогда как раз было создано и вовсю куролесило – обратитете внимание, было создано и куролесило именно в Гданьске, на судоверфи имени Ленина – профсоюзное объединение «Солидарсность»), фестиваль этот «заглох», ряд лет он вообще не проводился, затем его реанимировали и он вроде как продолжает существовать, но былой своей славы и огромной популярности, ему вернуть так и не удалось.
В 1956 году в Сопоте был поведён первый польский джазовый фестиваль – предшественник проводящегося ныне ежегодного Джазового Празднества в Варшаве. Он был инициирован и организован уникальной личностью – музыкальным журналистом и критиком, отцом (говорю это без малейшего преувеличения и иронии) польского биг-бита и рока Франтишеком Валицким (Franciszek Walicki).
В 1957 году этот джазовый фестиваль был проведён вторично.

В том же 1957 году Валицкий организовал в Гданьске Джаз-клуб, где организовал чтение лекций о рок-н-ролле, которые сам, в основном, и читал (обращаю внимание на тот факт, что и помещение клуба и всё, что в нём находилось, было окрашено в красный и чёрный цвета).
В 1959 году в рамках Гданьского Джаз-клуба Валицкий организовал первую польскую рок-н-ролльную команду «Rhythm and Blues», которая дала свой первый концерт 24 марта 1959 года. Я не случайно указываю здесь точную дату, поскольку именно этот день принято считать днём рождения польской рок-музыки.
Группа «Rhythm and Blues» выступала в следующем составе: Лешек Богданович (Leszek Bogdanowic), Лешек (Leszek Szymanski), Эндрю Сулёцкий (Andrzej Sułocki) (все трое – фортепиано), Ян Киршник (Janusz Kirsznik – тенор-саксофон), Эдвард Малицкий (Edward Malicki – ударные инструменты) и Богуслав Выробек (Boguslaw Wyrobek), а позже Михай Бурано (Michaj Burano; настоящие имя и фамилия – Wasil Michaj), Марек Тарновский (Marek Tarnowski; настоящие имя и фамилия – Wojciech Zielinski) и Анджей Йордан (Andrzej Jordan; настоящие имя и фамилия – Andrzej Szmilichowski). Временами играл в группе и сам Валицкий.

«Butterfingers» («Растяпа»). Исполняют Марек Тарновский (Marek Tarnowski) и группа «Rhythm and Blues».

Поскольку появление музыкального коллектива, откровенно пропагандирующего западную молодёжную музыку, и его явный успех у молодых поляков испугали местные власти (а местные власти, как известно, почти всегда более консервативны и опасливы, чем центральная власть), то вскоре с их подачи Министерством Культуры и Искусства Польши было издано распоряжение, запрещавшее ансамблю «Rhythm and Blues» и подобным ему коллективам выступать в залах, имевших больше 400 посадочных мест, что было практически равно реальному запрету концертной деятельности.
Валицким и другими лидерами Гданьского джаз-клуба было решено распустить ансамбль «Rhythm and Blues» и сформировать новый коллектив, действовавший бы как самодеятельный ансамбль в рамках джаз-клуба и обслуживавший бы клубные танцевальные вечера. Таким образом, 22 июня 1960 года группа «Rhythm and Blues» официально прекратила своё существование, а Валицкий на её «обломках» сформировал биг-бит-группу «Czerwono-Czarni» («Красно-чёрные»), в названии которой были отражены цвета Гданьского джаз-клуба.

В первый состав группы вошли: Пшемыслав Гвозьдзёвский (Przemysław Gwoździowski – саксофон), Веслав Беноляк (Wiesław Bernolak – гитара), Збигнев Вилк (Zbigniew Wilk – фортепиано), Веслав Дамьецкий (Wiesław Damięcki – контрабас), Рышард Жук (Ryszard Żuk – ударные инструменты), Януш Годлевский (Janusz Godlewski), Михай Бурано, Марек Тарновский и Анджей Йордан (четверо последних – вокал).
Бурано, Тарновский, Йордан и сам Валицкий были до этого участниками группы «Rhythm and Blues».
Предполагалось, что на танцах в клубе в новой группе будут играть самые разные музыканты-инструменталисты, но вокалисты должны были оставаться, по возможности, одними и теми же. Таким образом участие в составе группы «Czerwono-Czarni» превращалось в настоящую школу рок-н-ролла. Тем более, что Валицкий и музыканты «Красно-чёрных» инициировали и организовали в 1961 и 1962 годах всепольский конкурс «Ищем молодые таланты», который сразу же дал потрясающий (как вскоре выяснилось) результат: четыре его лауреатки – Карин Станек (Karin Stanek), Хелена Майданец (Helena Majdaniec), Марианна Врублевска (Marianna Wroblewska) и Кася Собчик (Kasia Sobczyk) – стали вокалистками группы, превратившись вскоре в реальных звёзд польской эстрады.
Напомню, к слову, что в этом конкурсе участвовал и Кшиштоф Кленчон, который, пробившись в Щецинский финал 1962 года, исполнил (в дуэте с Каролем Варгином – Karol Wargin) детскую песенку «Медвежонок» («Mały miś»), более известную как «Плюшевые медвежата» («Pluszowe niedźwiadki»), которую через 3 года Кленчон включит в состав первой пластинки – миниальбома (EP) – «Червоных гитар».

Изначально в репертуар «Червоно-чарних» входили, за редким исключением, лишь зарубежные рок-н-ролльные шлягеры, но с 1961 года стали появляться песни, написанные участниками группы, например, «Chlopiec z gitara», «Biedroneczki sa w kropeczki», «Jedziemy autostopem», «O mnie sie nie martw» и другие.
Предлагаю послушать две из только что упомянуных песен.

«Chlopiec z gitara» («Мальчик с гитарой»). Исполняет Карин Станек (Karin Stanek) и группа «Czerwono-Czarni».
Карин Станек – одна из самых популярных польских певиц 1960-х годов. Победительница зонального этапа в Забже и регионального этапа в Кракове музыкального конкурса «Ищем молодые таланты» (в 1962 году). Была солисткой группы «Czerwono-Czarni» до 1969 года, когда была внуждена уйти из команды в результате ряда скандалов. Вместе с группой выступала на фестивалях в Сопоте (1962 и 1964) и в Ополе (1963–1966), где была отмечена, в частности, за исполнение вышеупомянутых песен «Едем автостопом» и «Мальчик с гитарой».

«O mnie sie nie martw». Исполняет Кася Собчик (Katarzyna Sobczyk) (1964).
Катажина Собчик (настоящие имя и фамилия Казимира Савицкая (Kazimiera Sawicka) – одна из популярнейших польских певиц 1960-х годов. Финалистка музыкального конкурса «Ищем молодые таланты» в Щецине (1963 год). Была солисткой группы «Czerwono-Czarni» с 1964 по 1972 годы. Вышла замуж за вокалиста этой же группы Хенрика Фабиана. Была лауреатом музыкальных фестивалей в Ополе (в 1964, 1965, 1966 и 1967 годах) и Колобжеге (в 1980 году).

Первый концерт группы «Czerwono-Czarni» состоялся 23 июля 1960 года в Гданьске в Студенческом клубе.
В апреле 1961 года «Красно-чёрные» выпустили их первый мини-альбом (EP) – «Czerwono-Czarni» – с четырьмя зарубежными композициями. Это была первая польская грампластинка, на которой были записаны западные рок-н-роллы. А через год появился и второй мини-альбом – «Czerwono-Czarni: The Twist».
В январе 1962 года группу покинул вокалист Марек Тарновский, на место которого пришёл Тони Кечер (Toni Keczer; настоящие имя и фамилия – Antoni Kaczor). В 1962 году вышел сингл «Червено-чарних» и их вокалистки Карин Станек. А в 1963 году в группу пришла ещё одна замечательная вокалистка Кася Собчик: её первое выступление в качестве солистки «Красно-чёрных» произошло на первом национальном фестивале песни в Ополе (Opole). В этом же году вышел третий мини-альбом группы «Czerwono-Czarni» и мини-альбомы её вокалистов: «Helena Majdaniec & Czerwono-Czarni», «Michaj Burano & Czerwono-Czarni», «Maciej Kossowski & Czerwono-Czarni», а Карин Станек выпустила даже два мини-альбома «Karin Stanek & Czerwono-Czarni».

Наиболее успешными в истории группы «Czerwono-Czarni» оказались 1964 и 1965 годы. В этот период ансамбль принял участие в целом ряде музыкальных фестивалей и конкурсов, на которых был отмечен множеством престижных наград. В этот же период «Червоно-чарни» совершили своё первое турне по городам США и Канады, удостоившись даже выступления в Карнеги-Холле. Однако, вскоре после этого турне группу покинул гитарист Рысек Позняковский (Rysiek Poznakowski).
В 1964 году «Czerwono-Czarni» выпустили свой четвёртый мини-альбом, а в 1965 году мини-альбом «Katarzyna Sobczyk & Czerwono-Czarni» выпустила Катажина Собчик.
Свой первый лонг-плэй «Красно-чёрные» выпустили лишь в 1966 году и опять назвали его донельзя просто: «Czerwono-Czarni»…
Невозможно переоценить значение группы «Czerwono-Czarni» в развитии польской рок-музыки. Это был высококлассный коллектив. Он, правда, сильно напоминал проходной двор, через который прошло великое множество музыкантов и певцов, но для всех для них этот «проходной двор» был великой школой, которую прошли десятки замечательных польских исполнителей. Однако для нас в данном случае важно, что в 1965 году на гитаре в этой группе – пусть совсем недолго – играл совсем ещё юный Северин Краевский.

Несколько слов необходимо сказать о том времени, о замечательных 1960-х годах.
Как и во всём мире, в Польше тогда начался расцвет популярной музыки, её золотой век. И польский биг-бит был одним из проявлений этого расцвета, ещё одним бутоном на пышном дереве польской музыки в целом. Это вполне объективный факт, ни в малейшей степени не зависящий от того, кто и как относится к рок-музыке.
Хорошо ощутимый качественный скачок произошёл тогда во всей польской музыке – от академического аванграда, вершиной которого стало творчество Кшиштофа Пендерецкого, до массового эстрадного песенного мейнстрима. Высочайшего развития достиг польский джаз. Причём все его направления и ответвления, которые «проникали» и в рок и в эстрадный мейнстрим, и положительно повлияли на них. Для примера приведу два грандиозных хита 1960-х, написанные одной из легенд польского джаза саксофонистом и композитором Ежи «Дудушем» Матушкевичем (Erzy «Duduś» Matuszkiewicz).
Пусть кто-нибудь возмёт на себя смелость определить, каким термином обозначить жанр этих двух произведений: «джаз», «бит» или тогдашняя «попса».
Одна из этих композиций – «Песенка из предместья» («Piosenka z przedmieścia») – была написана для вышедшего в 1963 году комедийного художественного фильма «Два ребра Адама» и записана для саундтрека фильма в инструметальном исполнении джазового ансамбля под управлением самого Матушкевича. Кроме того, эта композиция была записана и как песня (со словами Януша Кондратовича) популярнейшим в те времена в Польше эстрадным и опереточным певцом Мечиславом Войницким (Mieczysław Wojnicki).
Вторую песенку – «Влюблённые среди нас» («Zakochani są wśród nas») – первой исполнила тогдашняя звезда польской рок-н-ролльной сцены «королева польского твиста» Хелена Майданец с группой «Сине-чёрные», в которой она тогда была вокалисткой. С этой песней она в 1965 году триумфально выступила и на международном песенном фестивале в Сопоте, и на всепольском фестивале в Ополе.

«Песенка из предместья» («Piosenka z przedmieścia»).
Музыка Ежи Матушкевича, слова Януша Кондратовича. Исполняет Мечислав Войницкий (Mieczysław Wojnicki).

А вот так эта же песенка звучит в исполнении джаз-банда Ежи Матушкевича в фильме «Два ребра Адама».
Мне не удалось найти «вырезку» песенки и я даю ссылку на весь фильм, учитывая то,
что вся целиком и без всяких помех песенка эта звучит во время титров в первые же две минуты фильма.
«Dwa żebra Adama» (1963). Режиссёр Януш Моргенстерн (Janusz Morgenstern).

«Влюблённые среди нас» («Zakochani są wśród nas»). Музыка Ежи Матушкевича, слова Януша Кондратовича.
Исполняет Хелена Майданец (Helena Majdaniec). Запись с концерта на фестивале в Ополе (1965).

Примечание. Я не знаток польского языка, поэтому не понимаю, почему в большинстве случаев название этой песни переводится как «Чужие среди нас». Но считаю своим долгом указать на существование такой версии перевода. Возможно, что она и есть правильная.

В те удивительные времена демонстративного музыкального противостояния и одновременно сильнейшего взаимовлияния и глубочайшего взаимопроникновения, жанровые различия порой стирались настолько, что сейчас даже трудно себе представить, что, например, «кошмарная попсовая» (с точки зрения наших ярых критиков эстрадного мейнстрима) песенка, которую в СССР с огромным успехом пела Тамара Миансарова – «Рыжик» (вы помните: «Руды, руды, руды, руди ридз, а по-русски рыжик), – оказывается, была умопомрачительным рок-н-рольным хитом, который исполняла всё та же Хелена Майданец и довольно часто с группой «Czerwono-Czarni». При этом сочинил данную песенку не юный рок-н-ролльщик с гитарой, и не дипломированный и навечно ангажированный слащавым, пустым и бездушным мейнстримом член официального композиторского союза, а 42-летний джазист, после войны руководивший знаменитой командой «Буги Бэнд» («Boogie Band» – не той, что есть сейчас, а той старой, знаменитой, послевоенной) и прославившийся как первый из польских джазистов, начавших играть би-боп.
Вот такие вот неожиданные всплески и пересечения…
Интересные совпадения: песня «Rudy rydz» была написана в том же году, что и наш «Чёрный кот». И ту и другую песню написали джазовые музыканты в танцевальном ритме твиста. И та, и другая почти мгновенно стали супер-хитами в своих странах. «Rudy rydz» очень быстро попала в нашу страну и стала в СССР супер-хитом. «Чёрный кот» так же быстро попала в Польшу и тоже стала там хитом. «Rudy rydz» в нашей стране раскрутила та же певица, что раскрутила и «Чёрного кота» – Тамара Миансарова. Над Юрием Саульским снобы в нашей стране из-за этой песни снисходительно посмеивались, не избежал этого в некоторой степени и Богуслав Климчук в Польше.
(Из Википедии: «Саульский также рассказывал, что после появления этой песни даже друзья, и те спрашивали: «Юра, как ты мог? Ведь ты же серьёзный музыкант?»)

«Рыжик» («Rudy rydz»). Музыка Богуслава Климчука (Bogusaw Klimczuk), слова Адама Хоспера (Adam Hosper).
Helena Majdaniec в сопровождении инструментального ансамбля под управлением Богуслава Климчука.

К слову сказать, в репертуаре Хелены Майданец была ещё одна песня – и тоже супер-хит – Богуслава Климчука с ничуть не более «содержательным» текстом, чем у «Rudy rydz» – «Чёрный Али-баба» («Czarny Ali Baba) на слова Тадеуша Ургача (Tadeusz Urgacz).
Текст тогда имел в рок-н-ролле не такое уж важное значение. Ничего страшного, что речь шла о всякой ерунде. Главное, чтобы музыка по форме соответствовала новым веяниям, в которых гораздо большее значение, чем прежде, имел ясный, чёткий, хорошо обозначаемый в звуке ритм. Если есть заводоной ритм, сойдут любые слова. Вот, например, очередной твист от Королевы Хелены и её «чёрно-красной» свиты.

«Вечер на рейде». Музыка Василия Соловьёва-Седого, слова Александра Чуркина.
Исполняют группа «Czerwono Czarni» и Хелена Майданец (Helena Majdaniec).
Запись с первого альбома Хелены Майданец (1963). Ниже даты загрузки и в конце клипа перечислены музыканты,
входившие в состав группы «Красно-чёрные» того периода.

И ещё одной замечательной особенностью популярной музыки того времени было то, что пришедшие в неё музыканты-самоучки или музыканты, имеющие образование не выше музыкальной школы, стремительно превращались в исполнителей очень высокого класса. В Польше это было повсеместным и всевременным явлением. В отличие от того, что было в нашей стране, в которой рок-коллективы первой волны (эпоха «Сокола» и «Скифов») воспитали в своих рядах несколько выдающихся (без преувеличения) музыкантов-виртуозов (гитаристов, барабанщиков и т. п.), в то время как рок-коллективы второй волны (эпоха «Машины времени» и «Воскресения») не воспитали ни одного более или менее достойного упоминания классного исполнителя. С третьей нашей волной рок-музыки (ленинградский и свердловский рок-клубы и московская рок-лаборатория) в этом плане дело обстояло серединка-на-половинку.

И в завершение этой части вернёмся на пять минут к выдающемуся проекту группы «Czerwono-Czarni» под названием «Ищем молодые таланты». Посмотрим маленький трёхминутный ролик, на котором представлены пять лауреатов финала, проводившегося в городе Щецин. Трое – финалисты 1962 года. Это Войцех Корда (настоящая фамилия Кендзёра), Карин Станек и Хелена Майданец. И два финалиста 1963 года: Кася Собчик и – я обращаю ваше особое внимание – дуэт Мира Кубасиньска – Тадуш Налепа. Дуэт двух в будущем великих польских музыкантов, выдающихся представителей белого рок-блюза.

Фестиваль «Ищем молодые таланты» (Festiwale Młodych Talentów), Щецин (Szczecin), финалы 1962 и 1963 годов.

И второй ролик – выступление на том же фестивале в том же городе Щецин в 1962 году ещё одного выдающегося польского музыканта Кшиштофа Кленчона, одного из создателей и лидера рок-группы «Червоны гитары». Я уже упоминал выше, что Кленчон выступал Щецине в дуэте с Каролем Варгином (Karol Wargin), с которым они спели детскую песенку «Медвежонок» («Mały miś»).

«Mały miś». Исполняют Кшиштоф Кленчон & Кароль Варгин (Krzysztof Klenczon & Karol Wargin).
Щецин (Szczecin), 1962 год. Festiwal Młodych Talentów.

Источник

Оцените статью