Виа серебряные гитары владимирской филармонии

Вокально-Инструментальная Эра (1960-1988)
www.via-era.narod.ru

Пора отдыхать!

Геннадий Жарков.

-Геннадий Павлович, расскажите где вы родились?

Я родился в Мордовии, в городке Потьма. Это от Москвы километров 500. Моя мама приехала туда к своим родственникам, к бабушке с дедушкой. Там я и родился. А жили мы в Москве в районе Преображенки в коммунальной квартире. Отца своего я не помню, они развелись с мамой сразу после моего рождения.

-Получается, что вы были практически соседом Леонида Бергера? Он тоже с Преображенки…

Он, скорее, из Гольяново. Мы бывали у него дома с Юрой Петерсоном, который меня с ним и познакомил. Было видно, как Леня работал – у него весь рояль был заплеван… У него была такая методика постановки вокала через дыхание. Играл, пел и сразу записывал на магнитофон, чтобы учесть недочеты. Леня – очень трудолюбивый. Помимо музыки, он тогда, перед отъездом, усиленно учил правила дорожного движения. Готовился к тому, чтобы там сразу сдать на водительские права. А вообще Лёня – прекрасный певец, пел «фирменным» голосом. Он мне всегда очень нравился.

-Согласен с вами. Вы учились в музыкальной школе?

Нет. Позже, в 80-ом я закончил музыкальное училище. Это 2-ое московское областное музыкальное училище, которое тогда располагалось в Царицыно. Я учился на эстрадно-джазовом очном отделении. Там были замечательные преподаватели. Вспоминаются Саша Сухих, Воронцов Юрий Сергеевич – они очень хорошо преподавали. Прекрасный преподаватель Виктор Зельченко вел оркестр. Позже, на московском джазовом фестивале 1978 года я исполнил его концерт для трубы с оркестром. Кстати, из нашего цеха там много ребят училось. Я встречал Алексея Козлова, Стаса Намина, Костю Бахолдина (тромбониста из «Мелодии») и многих других.
А еще учась в общеобразовательной школе, я попал в Дом Пионеров, в музыкальный кружок, где занимался сначала на валторне, потом на трубе. Занимался с нами Анатолий Петрович Денисов. Он из династии музыкантов Большого Театра.

Читайте также:  Кюи сияет солнце ноты

-Что сыграло определяющую роль?

У нас был сосед по коммуналке – музыкант. Он играл на трубе в духовом оркестре. И мне так нравился его инструмент, что появилось огромное желание заниматься музыкой.
В более старших классах я начал заниматься у Юры Перова, моего учителя. Он учился по классу баяна в училище имени Октябрьской революции, но очень любил джаз. Занятия с ним мне дали очень многое.
А с 6-го класса у меня уже начались халтуры. На Третьяковском проезде, недалеко от «Метрополя», была своего рода биржа. Там набирали музыкантов на вечер: где-то нужен трубач, где-то — саксофонист, где-то — пианист. Тогда же не было дискотек, а на танцах по большей части выступали оркестры. Во многих точках пришлось поработать. Именно тогда я познакомился со многими музыкантами. Например, с легендарным трубачом Андреем Товмасяном.
Летом я выезжал в пионерские лагеря, где был горнистом. А иногда меня, совсем мальчишку, приглашали играть на танцах в оркестре в соседних с пионерлагерем поселках и воинских частях. Обратно меня привозили уже далеко после отбоя.
С этого же времени, я начал слушать музыкальные программы «Голоса Америки». Потом купил магнитофон, чтобы записывать эти программы. Вот так все и начиналось.

-Что было после окончания школы?

Я устроился на фабрику механической игрушки, где был самодеятельный оркестр.

-Кем работали на фабрике?

Токарем. И играл в оркестре. Руководство фабрики не скупилось на самодеятельность и приобрело хорошие музыкальные инструменты. Например, трубы Вельклян.
Через какое-то время я отправился в город Кызыл, работать в оркестре местного музыкального драматического театра. Это был 1967 год. Год я там отработал и вернулся в Москву, чтобы пойти в армию. Меня уже по всей стране отлавливал военкомат (смеется).

В очень известном ныне ансамбле МВД.

-С Елисеевым пересеклись?

Да, он рядовым был и пел в хоре ансамбля. Елисеев был хоровиком, то есть выпускником дирижерско-хорового отделения. А я был музыкантом оркестра ансамбля.

Геннадий Жарков в центре с трубой.

-Куда вы направились после службы?

В ансамбль «Серебряные гитары» Владимирской филармонии. Я не помню точно, кто меня туда порекомендовал. У них не было трубача и меня взяли.

-Сергей Березин уже там работал, когда вы пришли?

Да, Сергей уже был. А руководителем коллектива был Евгений Латышев.

-На каком инструменте играл руководитель ансамбля?

Латышев играл на бас-гитаре, хотя по образованию был домристом. Кстати, в дальнейшем он работал в оркестре Зыкиной именно на домре.

-Кто из известных в будущем музыкантов еще работал в составе?

Не знаю, насколько он известен, но солистом был Ионас Мажейка – лауреат какого-то конкурса. Более известна тогда была его сестра, которая работала в ВИО-66. Это Джильда Мажейкайте – яркая джазовая певица.
Еще работали: Павел Левицкий – саксофонист высочайшего уровня, играл в оркестре Эдди Рознера. Мой напарник по духовым инструментам. Мы с ним на гастролях селились в одном номере. Был барабанщик Виктор Канишев. Неплохой музыкант, но насколько я знаю, судьба его сложилась трагически. Он попал в жуткую автокатастрофу, от которой так и не оправился.
Еще был вокалист Николай Воробьев. В дальнейшем он организовал ВИА «Музыка». Очень неплохо пел. Исполнял пару песен на английском, одна из которых — рок-н-ролл. Также вокалистом был Слава Гешкенбейн.
Чуть позже появилась тройка — гитаристы Валера Селезнев и Дарик Щукин, бас-гитарист Юра Захаров. Они очень здорово и слаженно пели композиции Битлз. Тогда я и познакомился с Валерой Селезневым.

ВИА «Серебряные гитары» (1971):
Павел Левицкий, Валерий Селезнев, Юрий Захаров, Адриан Щукин.
За барабанами Виктор Канишев.
Внизу Слава Гешкенбейн.

-А еще что исполнял ВИА «Серебряные гитары»?

Эстрадные песни. У нас были очень неплохие аранжировки, песни слушались довольно свежо. И исполняли обработки народных песен. Это шло от Евгения Латышева, от его народности.

-По всей Владимирской области проехали?

Это была наша обязанность. Но выступали и в крупных городах в других регионах. Помню точно, что были в Тюмени, в Челябинске, в Нефтеюганске…
Где-то год я там проработал, а потом Сергей Березин перешел в Москонцерт, в «Самоцветы», и пригласил меня. Так я оказался в составе вокально-инструментального ансамбля «Самоцветы». Это было лето 1971 года. Только тогда у нас не было названия, просто – вокально-инструментальный ансамбль под управлением Юрия Маликова.

-Аккомпанировали Олегу Анофриеву?

Этот период я не застал, так как пришел позже. А через несколько месяцев по радио в передаче «С Добрым утром» объявили конкурс на название нашего коллектива.

-Название «Самоцветы» всем пришлось по душе?

Вроде бы несогласных не было, довольно спокойно было всеми воспринято.

-Ощутили разницу с Владимирской филармонией?

Пожалуй, только по масштабам и в организации гастролей. По уровню музыкантов и по оплате не почувствовал. Ставки были такими же. Уже позже мы получили ставку высшей категории — 10 рублей.

-Где были первые выступления с вашим участием?

На ВДНХ, на открытых площадках. Это были сборные концерты, кажется, «Товарищ кино».

-Кто тогда был в составе?

Кроме Березина и Маликова были: Леша Пузырев, вместе поработали пару месяцев, и он перешел в «Веселые ребята». Гитарист и вокалист Эдуард Кролик, солист Лев Пильщик. Они тоже проработали недолго. Лев собирался уезжать на Запад, и поэтому покинул коллектив. А Кролик ушел к Лундстрему. Еще Ирина Шачнева и ее муж, который был звукорежиссером.

Еще не «Самоцветы (1971 г.):
Пузырев, Шачнева, Маликов, Кролик, Раппопорт, Жарков и Березин.

-Алексей Шачнев был неплохим бас-гитаристом, но много лет не выходил на сцену?

Да. По сути он только в «Пламя» стал выходить на сцену.

-Когда пришел Валентин Дьяконов?

Немного позже пришел Валя Дьяконов. Как он попал в ансамбль – я не знаю.

-Вы наблюдали ажиотаж вокруг Дьяконова?

Была у Вали популярность. Симпатичный мальчик, девочкам очень нравился, как солист ярко выступал.

-Вы не застали среди участников ансамбля Вячеслава Добрынина и Глеба Мая?

Нет. Добрынина помню только с того момента, когда он нам стал песни приносить.

-На ударных был тогда Николай Рапопорт?

Да. Но мне почему-то запомнился момент, когда Рапопорта подменял Роман Востоков. Дело в том, что Рапопорта направили в Канаду в составе группы от Москонцерта. А у него в Канаде были родственники. Но в Москонцерте об этом не знали, иначе Первый отдел не разрешил бы ему выезд. Он же мог там остаться. Но обошлось.

-Какова была роль Алексея Пузырева до его ухода? Аранжировки?

Насчет аранжировок я не помню, но у него был интересный голос. Абсолютно ансамблевый. Он пел очень чисто, четко интонировал. Мог подстроиться под любой вокал. Незаменимый человек в вокальной группе.

-Могли бы сравнить двух руководителей – Латышева и Маликова?

У Маликова фирменная аппаратура, он вхож в любую дверь. Разные уровни, какое тут сравнение?

-Скажите, кто поначалу играл на саксофоне?

Сергей Березин. А когда пришел Петерсон, то он стал играть.

-Уровень его игры устраивал Юрия Федоровича?

Да, вполне. Он всех устраивал.

«Самоцветы»:
Жарков, Петерсон и Березин.

-Не помните, как попал в коллектив Валерий Селезнев?

Я и Сергей Березин его хорошо знали по «Серебряным гитарам». Но кто его порекомендовал Маликову – я или Березин, не помню.

-Селезнев оставил заметный след в «Самоцветах». Гитара интересно звучала…

Конечно, Валера – очень хороший гитарист. Потом, когда он создал «Лейся, песня», его уровень стал особенно очевиден.
Он меня потом приглашал в «Лейся, песня». Я приехал в Ташкент, где они выступали, и одну поездку с ними проехал. Но там начались какие-то перемещения, плюс дела, связанные с алкоголем. Мне это не понравилось, и я уехал в Москву.

-Это был состав «Лейся, песня» с Андриановым?

С Андриановым, Захаровым и Заседателевым и другими.

-Что явилось поводом для увольнения Селезнева из «Самоцветов»?

Источник

Виа серебряные гитары владимирской филармонии

. ансамбль, о котором пойдет у нас сегодня речь, еще нечасто увидишь по телевидению, сравнительно редко его услышишь и по радио. Но надо сказать, что эта группа отличается как раз тем, чего подчас недостает некоторым даже более удачливым ансамблям — самобытностью. Уже само звучание ВИА «Музыка» специфично. Наряду с вокалом и ритм-секцией в нем участвует струнный квартет — две скрипки, альт и виолончель, что придает группе особенную мелодическую насыщенность, романтическую поэмность, воздушность. Ансамбль одним из первых обратился к новому и очень перспективному жанру «песенной» оперы — «Алые паруса» ВИА «Музыка» увидели свет рампы почти одновременно с «Орфеем и Эвридикой» «Поющих гитар». Наконец, большой интерес вызывает постоянный поиск в области политической, гражданской песни, «полит-рока».
Почти каждый современный профессиональный эстрадный ансамбль имеет свою предысторию, «Музыка» не исключение.
1964 год. Первые пластинки с записями «Битлз» вызвали подлинный переворот в музыкально-подростковой субкультуре: необычный вокал, простое звучание, три гитары и ударные, и при этом все четверо поют; все песни — свои собственные. Это была совершенно новая формула построения эстрадной группы, емкая и экономная. Начинается ее стремительное освоение, возникает термин «вокально-инструментальный ансамбль». Молодежные группы рождаются десятками, сотнями. Еще почти никто не умеет петь и никто не может хорошо играть, но всех одолевает желание музицировать — через неумение, как получится, пусть пальцы еще неловко охватывают грифы гитар и с функциями гармоний путаница — играть, петь!
. Шестнадцатилетний Николай Воробьев становится участником самодеятельного ансамбля «Челленджеры». Это значит по-русски «вызывающие», но назвались загранично, чтобы было поярче, понеобычнее. «Снимали» с пластинок версии песен модных певцов, стремились повторить их звучание один к одному. Гитар не было, делали сами. Выпиливали из всего, что было под рукой — из фанеры, ДСП, пластмассы. Выступали на вечерах отдыха. Залы были маленькими, впустить всех желающих было невозможно, входы перекрывались, смельчаки пробирались по пожарным лестницам. Тогда в Москве ВИА появлялись как грибы после дождя: «Соколы», «Аргонавты», «Наследники», «Скоморохи», «Идолы» — каких названий только не использовали!
1969 год. Воробьев становится музыкантом профессионального ансамбля «Серебряные гитары», работавшего от Владимирской филармонии. Это был период, когда концертные организации поняли, что ВИА — чрезвычайно кассовое явление, и стали приглашать их на работу. Начался гитарный бум. Гитары (неплохо их было иметь и в названии ансамбля!) уже как бы заранее обеспечивали сборы. Однако были гитары — и гитары; были «Песняры» и были чисто коммерческие составы. Потенциал «Серебряных гитар» оставался на нуле — менялся лишь репертуар и костюмы, не было интересной музыки, не было ничего своего.
В конце концов Воробьев ушел из ансамбля с намерением создать другую группу. Она стала именоваться «Возьми гитару!» и работать от Кировской филармонии. В репертуаре появились песни, в чем-то предвосхищающие будущий стиль «Музыки», например, цикл из пяти антивоенных политических песен, четыре из которых написали музыканты ансамбля. Это был период учебы, освоения мастерства. Постепенно у Воробьева и его единомышленника пианиста Николая Картавцева назревала мысль о переводе ансамбля на иные рельсы, о переходе к более сложной и более проблемной музыке. Постепенно Воробьев и Картавцев пришли к выводу, что постоянная «краска» ансамбля — гитары плюс орган и барабаны им уже недостаточна. А что если ввести в группу. струнный квартет? Это была неожиданно мелькнувшая мысль, порыв, наитие. Но директор Кировской филармонии ничего творчески заманчивого во всем этом не увидел: «Ваш коллектив будет слишком дорого стоить!» Отказал.
1973 год. То, что было отвергнуто в Кирове, показалось интересным Москонцерту. Воробьеву поручили создать новый коллектив — «Музыка» — в мастерской эстрадных инструменталистов, руководимой С.Меликом. Ансамбль, внутри которого играл бы «классический» квартет плюс флейта и волторна.
. Итак, дело за исполнителями. Энтузиасты вскоре нашлись: молодежь, выпускники консерватории и Гнесинского института. Подготовили пробную программу в одном отделении. В окончательный состав ВИА «Музыка» вошли четыре певца: Николай Воробьев, бас-гитарист Анатолий Беляков, барабанщик Юрий Кистенев и Сергей Станишевский — плюс ансамбль из семи музыкантов (три гитары, ударные, рояль, флейта, волторна) и струнный квартет. Осенью 1973 года ансамбль впервые выехал на гастроли. Началась трудная концертная жизнь. Нужно было теперь завоевывать публику. Правда, «Музыка» явно выделялась на фоне обычных стандартных ВИА, но еще не было популярности, не было своих песен, то есть известных мелодий, рожденных именно здесь, в данном коллективе.
Первой такой «своей» песней стала старая мелодия Н.Богословского на слова А.Фатьянова «Три года ты мне снилась». Популярнейший прежде номер из репертуара М.Бернеса теперь звучал в новой обработке. Николай решил показать запись песни автору. Прослушивание состоялось на дому у Богословского; обработка была одобрена. И тогда Воробьев попросил Никиту Владимировича написать для «Музыки» что-нибудь новое … Богословский рассмеялся: «Да что мне тут с вами разговаривать, когда здесь есть ваш ровесник, с которым вы сразу поймете друг друга!» Это был его сын, поэт и композитор Андрей Богословский, автор нескольких популярных эстрадных песен, в том числе «Рисуют мальчики войну» и «Оглянись во гневе». Так произошло это знакомство. Решено было делать вместе рок-оперу. Андрей предложил на выбор несколько тем — остановились на «Алых парусах» А.Грина. Хотелось, чтобы рок-опера была романтически-русской по интонациям. Проза Грина, очень музыкальная сама по себе, подсказывала чисто лирическое решение. Лирический характер носит и музыка «Алых парусов». В инструментовке струнные создают хрупкий, утонченно-прозрачный колорит в эпизодах мечтательных и лирических, связанных с образами Ассоль, капитана Грея, Сказочника, в то время как гитары с их электронными эффектами и ударные образуют как бы тот «тембровый слой» рок-оперы, который характеризует злые силы — Торговца, Трактирщика и других завистливых буржуа из гриновской повести-сказки.
Визитной карточкой ансамбля на долгие годы стала песня «Я полечу» (р.т. О.Писаржевская и А.Монастырев). Апогеем творчества «Музыки» по праву считается запись оперы-феерии «Алые Паруса» (1976). Автором музыки и слов этого произведений был Андрей Богословский. Трансляция записи оперы в эфире первой программы всесоюзного радио была незабываемым событием для меломанов Советского Союза.
ВИА «Музыка» — ансамбль, от которого мы еще многого ждем. Наряду с похвалами ему можно было бы адресовать и целый ряд претензий. Но, говорят, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А «Музыка» — в постоянном поиске. Поэтому пожелаем «алым парусам» ансамбля хорошего попутного ветра.

(Статья из журнала «КХМ» 1979 год).

В репертуаре ВИА «Музыка» — песни Никиты Богословского, Алексея Мажукова, Леонида Гарина, Вячеслава Добрынина, Владимира Шаинского, Романа Майорова, Людмилы Лядовой, Георгия Мовсесяна и других авторов.
В 1977 году большая часть музыкантов ансамбля ушла в созданный Михаилом Яконом ВИА «Метроном».

Источник

Оцените статью