Виардо три красавицы ноты

Три красавицы. Дюбюк. Полонский

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова Я. Полонского Музыка А. Дюбюка

Всякий раз как под буркой порою ночной,
Беспробудно я сплю до звезды заревой,
Три видения райских слетают ко мне —
Три красавицы чудных я вижу во сне.

Как у первой красавицы очи блестят —
Так и звезды во мраке ночном не горят.
У второй, как поднимет ресницы свои,
Очи зорко глядят, как глаза у змеи.
Никогда не была ночь в горах так темна,
Как у третьей темна черных глаз глубина.

И когда на заре улетает мой сон,
Не вставая, гляжу я в пустой небосклон,
Все гляжу да все думаю молча о том,
Кабы деньги да деньги — построил бы дом.

Окружил бы его я высокой стеной,
Заключил бы я в нем трех красавиц со мной.
От утра до утра им бы песни я пел,
От зари до зари им бы в очи глядел.

Источник

Виардо три красавицы ноты

Полина Виардо, полное имя Полина Мишель Фердинанд Гарсиа-Виардо (фр. Pauline Michelle Ferdinande García-Viardot) — французская певица, вокальный педагог и композитор. 18 июля 1821, Париж — 17 или 18 мая 1910,Париж.

Она невысокого роста, сутулая, с выпуклыми черными глазами и большим ртом. Настолько некрасива, что Гейне сравнивал ее внешность с экзотическим и чудовищным пейзажем. Казалось невероятным, что этот чернявый лягушонок способен блистать и покорять сердца. Но стоило Полине выйти на сцену — и происходило чудо. Она словно сбрасывала толстый панцирь, под которым прятала нежную и тонкую душу, — и ошеломленная публика вместо гальки видела россыпи жемчугов. Темные глаза вспыхивали, лицо озарялось внутренним светом. А голос… Голос был таким, что даже Варвара Тургенева, мать писателя, искренне ненавидевшая Виардо, признавала: «А чертовски хорошо поет цыганка!» В действительности Полина Виардо была не цыганкой, а испанкой.

«После первого ее вы хода на сцену стало понятно, что миру явилась блестящая драматическая певица. И она навсегда заняла место среди прославленных знаменитостей эпохи… Это не просто замечательная певица, чья музыкальная образованность составила бы достоинство и предмет гордости любого маэстро, а божественная колоратура достигала небывалых высот. Она была одной из самых красивых и умных женщин, знатоком литературы, не чуждалась даже науки — и всем этим, в сочетании с глубоким знанием языков, в том числе и нескольких мертвых, вызывала непреходящий интерес и дружеское расположение у целого ряда европейских деятелей литературы и искусства» — так пишет Ференц Лист в своем очерке о Полине Виардо. Он учил ее фортепианной игре и дружил с ней, будучи при этом как представитель ново немецкого стиля и пропагандист Рихарда Вагнера ее музыкальным противником, что придает его словам еще большую ценность. Похожие хвалебные высказывания выходили из-под пера многих авторитетных людей; имя Полины Виардо нельзя вычеркнуть ни из немецкой, ни из французской истории культуры XIX века — так часто встречалась она на пути композиторов, писателей и художников, участвовала в их жизни и вовлекала их в свою. Шопен, Мендельсон, Шуман, Лист, Мейербер, Гуно, Флобер, де Мюссе, Мопассан, Жорж Санд, Доре, Делакруа, Ренан, Мишле, Тургенев — круг ее друзей, который, отнюдь, не исчерпывается названными именами.

Дочь и ученица испанского певца (тенор) и педагога Мануэля Гарсиа,

Основатель династии вокалистов (сын — Гарсиа М. П., дочери — Малибран, Виардо-Гарсиа).

сестра Марии Малибран —

Пению училась у своего отца, по фортепиано была ученицей Листа —

по теории композиции — у Рейха. Превосход ное контральто (меццо-сопрано), необычайного объема — от fa в малой октаве до верхнего сопранового do — соединялось у Виардо с чрезвычайно счастливой артистической натурой. В 1837 году 16-летняя Полина Гарсиа дала свой первый концерт в Брюсселе, а в 1839 дебютировала в роли Дездемоны в опере «Отелло» Россини в Лондоне, став гвоздем сезона. По мнению музыкальных критиков, несмотря на некоторые недостатки, в голосе девушки соединялись изысканная техника с изумительной страстью. Виардо принимала участие в концертах с 1837. г., а на сцене дебютировала в 1839 г., в Лондоне. В том же году она выступила в Париже, в итальянской опере, находившейся под дирекцией Виардо, за которого и вышла замуж несколько лет спустя. Блестящий успех не покидал ее на оперных сценах Вены, Берлина, Петербурга, Москвы и др. В 1849 году Виардо, по желание Мейербера, исполнила в Париже партию Фидес в «Пророке». В этой роли она выказала себя не только замечательной певицей, но и даровитой актрисой.

В 1840 году Полина вышла замуж за Луи Виардо, композитора и директора Théatre Italien в Париже.

Будучи старше жены на 21 год, муж стал заниматься ее карьерой. В 1844 году в столице Российской империи городе Санкт-Петербурге выступала на одной сцене с Антонио Тамбурини и Джованни Батиста Рубини.

Тургенев и Виардо: история любви.

Их отношения длились 40 лет – с 1843 по 1883 годы. Вероятно, это самая продолжительная история любви. В 1878 г. русский писатель И.C.Тургенев написал стихотворение в прозе: «Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего». Это произведение посвящено Полине Виардо, женщине романтическую любовь к которой, Тургенев пронес через многие годы своей жизни, до самого последнего вздоха.

Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев страстно влюбился в певицу в 1843 году, услышав ее исполнение в «Севильском цирюльнике». В 1845 он оставил Россию, чтобы следовать за Полиной и, в конце концов, стал почти членом семьи Виардо. Писатель относился к четырем детям Полины, как к своим собственным, и обожал ее до самой смерти. Она, в свою очередь, была критиком его работ, а ее положение в свете и связи представляли писателя в лучшем свете. Истинный характер их отношений до сих пор является предметом дискуссий.

Так случилось, что и великий Иван Тургенев оказался большим другом дома Виардо. В Баден-Бадене он сначала жил по соседству с виллой Виардо, а потом совсем туда переселился и стал, в известной степени, членом семьи. Луи Виардо, который был старше Полины на двадцать лет, состарился. Тургенев, напротив, был только на два года старше певицы. Он познакомился с молодой Виардо в Санкт-Петербурге и всю свою жизнь не мог освободиться от ее чар. Их связь продолжалась четыре десятилетия, в ней была дружба и духовное общение, любовь и ревность. Русский писатель, проведший жизнь между усадьбой Спасское, Парижем и Германией, изводил себя, тоскуя по Полине, когда находился далеко от нее, и напоминал о себе, забрасывая одухотворенными, нежными и меланхоличными письмами. Он писал по-французски, но часто обращался к ней по-немецки «дорогая подруга»; иногда немецкий казался ему единственным подходящим языком для душевных признаний: «Дорогая, дорогая, человеческое сердце никогда не наполнялось таким чувством, какое испытываю к Вам я. Обожание, но это только самое слабое его определение. Я припадаю к Вашим ногам и остаюсь навсегда, навеки Вашим».

Полина мечтала о собственном театре, где она обучала бы своих учениц — он, зажиточный помещик, устроил его в собственном доме, который приказал построить в Баден-Бадене по соседству, чтобы быть с ней рядом. Она желала ставить оперы и водевили по-своему — он писал для нее тексты, а она сочиняла музыку. В совместной опере «Последний волшебник» Тургенев даже играл главную роль и катался по полу в причудливом костюме. Всю жизнь он оставался преданным рабом Виардо. «Уже давно она вытеснила все на второй план, и по заслугам! Я счастлив лишь тогда, когда нахожусь под каблуком у женщины и она тычет меня носом в грязь?!» — признался он своему русскому другу в экзальтированной самоистязающей страсти, когда до него дошел слух о романе Виардо с голландским художником Ари Шеффером. Он ревновал и к месье Виардо, что, правда, не помешало их искренней дружбе.

Отвечала ли Полина Виардо ему взаимностью? Кажется, писатель, автор бессмертного романа поколений «Отцы и дети», был для нее больше, чем любовником. Подводя итог своей жизни, Тургенев меланхолично признался: «С первого взгляда, с тех пор, как увидел ее … я принадлежал ей целиком, как собака своему хозяину, … по правде говоря, она никогда не уделяла мне много внимания». Обидные и несправедливые слова. Без Полины Виардо его творчество кажется немыслимым. Не только потому, что она переводила его стихи и рассказы на французский — даже на смертном одре он диктовал ей свои последние рассказы; она же помогала ему оттачивать стиль — в скольких рассказах скрывается то, что он переживал с Полиной, о чем беседовал, что узнавал! В поздней повести «Песнь торжествующей любви» она до некоторой степени являлась вдохновляющим соавтором. Ее мнение возводило недоверчивого скептика на вершину блаженства или повергало в отчаяние.

В Париже, где супруги Виардо жили в одном доме с Тургеневым, Полина стала сиделкой умирающего от рака писателя. В последние недели жизни из-за нестерпимой боли он терял рассудок, кричал, в то время как она старалась облегчить мучения уколом морфия, принимал ее за другую и называл своей леди Макбет, которая преследовала его. В конце концов он впал в кому и очнулся только, чтобы попрощаться: «Королева королев. В чем она себе отказала!» — ласково прошептал он. То были его последние слова.

Открытие памятника И.С.Тургеневу и П.Виардо в МГИМО

Творческий портрет певицы.

У Виардо было много поклонников. Полина Виардо общалась и с другими великими людьми, в числе которых были Шарль Гуно и Гектор Берлиоз. Знаменитая своими вокальными данными и драматическими способностями, Виардо вдохновляла таких композиторов, как Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс и Джакомо Мейербер, автора оперы «Пророк», в которой она стала первой исполнительницей партии Фидес.

Она никогда не считала себя композитором, но фактически сочинила три музыкальных сборника, а также помогала в написании музыки для ролей, которые создавались особо для нее. Позже, покинув сцену, она написала оперу под названием Le dernier sorcier.

П. Виардо Три красавицы.avi

Виардо свободно говорила на испанском, французском, итальянском, английском, немецком и русском языках и использовала различные национальные техники в своем творчестве. Благодаря своему таланту, она выступала в лучших концертных залах Европы, в том числе в Оперном театре Санкт-Петербурга (в течение 1843—1846 гг.). Популярность Виардо была столь велика, что Жорж Санд сделала ее прототипом главной героини романа «Консуэло».

Виардо пела партию меццо-сопрано в Tuba Mirum («Реквием» Моцарта) на похоронах Шопена 30 октября 1849 г. Исполняла заглавную роль в опере Глюка «Орфей и Эвридика».

В 1863 Полина Виардо-Гарсиа оставила сцену, с семьей покинула Францию (её муж был противником режима Наполеона III) и обосновалась в Баден-Бадене. После падения Наполеона III семья Виардо вернулась во Францию, где Полина преподавала в Парижской Консерватории вплоть до смерти мужа в 1883 году, а также держала музыкальный салон на бульваре Сен-Жермен. Среди её учениц были Дезире Арто и Софи Рёр-Брайнин.

В 1910 году Полина Виардо умерла, окруженная любящими родственниками, и похоронена на кладбище Монмартра в Париже.

Из сочинений Виардо пользуются большим распространением в музыкальном мире: серия романсов на французские тексты, двенадцать русских романсов, шесть мазурок Шопена, переложенных для пения. Кроме того, Виардо написала три небольшие оперы; «Le dernier sorcier», «L’orgie», «Trop de femmes». Необычайный успех имела Виардо в 1859 в «Орфее» Глюка в Theatre-Lyrique в Париже. Выступала в различных театрах Европы и много концертировала. Была знаменита партиями Фидес («Пророк» Мейербера), Орфея («Орфей и Эвридика» Глюка), Розины («Севильский цирюльник» Россини).

Виардо занималась педагогической деятельностью. Ее советами пользовались многие русские и иностранные певицы. Несколько десятилетий она содержала парижский салон, без устали растила новые поколения певиц. Дезире Арто, Паолина Лукка, вагнеровская героиня Марианна Бранд — вот самые именитые из ее учениц.

Из детей Виардо получил большую известность скрипач Поль Виардо. Он концертировал с большим успехом.

Автор романсов и комических опер на либретто Ивана Тургенева, её близкого друга, она вместе с супругом, переводившим произведения Тургенева на французский язык, пропагандировала достижения русской культуры. Она навсегда осталась ревностной исполнительницей русских романсов. Редкий концерт П.Виардо в Петербурге и Москве проходили без того, чтобы она не сделала публике «национального сюрприза», спев «Соловья» А.А.Алябьева. В ее репертуаре были также романсы М.Ю.Вильегорского («Любила я…»), А.Н.Верстовского («Колокольчик»), А.Кавоса («Милый мой, сердечный друг»), М.В.ШиловскоЙ и других авторов. П.Виардо стала замечательной исполнительницей романсов А.С.Даргомыжского, которого она знала лично. Его имя она «ввела решительно в моду». А 9 апреля 1853 года приняла участие в авторском концерте композитора в Дворянском собрании, что в большой мере определило успех вечера. В свой репертуар певица включила его романсы: «Не скажу никому», «Душечка-девица», «Безумная». Романс «Безумная» позже стал называться «Я все еще его люблю» (по первой строчке). Именно Полина Виардо стала первой его исполнительницей, и именно ей этот романс обязан своей популярностью. Н.А.Титов посвятил ей романс «Отдохнешь и ты» на слова М.Ю. Лермонтова (из Гете), а А.Е. Варламов — романс «Ты не пой, душа-девица», включив в него текст из алябьевского соловья.

Полина Виардо не только исполняла романсы, но и была их сочинительницей. Она начала писать музыку к романсам на стихи русских композиторов в Париже в начале 1860-х годов. В 1864, 1865 и 1868 годах вышли три сборника ее романсов на стихи русских поэтов (Пушкина, Фета, Тургенева, Тютчева). Сочинения Виардо отличаются самостоятельностью, вкусом и прекрасной музыкальной подготовкой. Она продолжала работать над романсами и после переезда семьи в Баден-Баден.

П. ВИАРДО » О ЕСЛИ ПРАВДА, ЧТО В НОЧИ» Исп. ИРИНА КРУТОВА

Слушателей очаровывал не только ее голос; как певица Виардо увяла довольно рано, и уже в 43 года покинула сцену. В середине прошлого века она вошла в число выдающихся примадонн, а в Париже стала даже их королевой, стяжав славу не только как одаренная певица, но и как композитор и самая что ни на есть разносторонняя личность. Образованность и гений Виардо были почти уникальны:

· она великолепно и вполне профессионально играла на рояле;

· написала несколько водевилей, опер и два альбома песен;

· и была настолько сведуща в литературе, что салоны экс-примадонны в Баден-Бадене и Париже еще долго оставались центром притяжения;

· певица, в репертуар которой входили самые разнообразные партии — от пташки Розины до героинь опер Глюка — позже

· стала лучшим педагогом по вокалу своей эпохи.

Источник

Читайте также:  Замена нижних шаровых опор аккорд 7
Оцените статью