- Типы аккомпанемента. учебно-методический материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Аккомпанемент на фортепиано
- Пробный урок
- 4 урока
- 8 уроков
- Виды аккомпанемента на фортепиано
- Как подобрать аккомпанемент к мелодии на фортепиано?
- Обращение аккордов и виды сопровождения (Урок 7)
- Обращение аккордов
- на каких ступенях строятся аккорды:
- Аккомпанемент
Типы аккомпанемента.
учебно-методический материал на тему
Целью написания данной работы является необходимость обобщения опыта и расширение знаний и представлений об аккомпанементе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_akkompanementa.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Аккордовая опора.
Это простейшая форма гармонической опоры, является поддержкой мелодии выдержанными аккордами на основных ступенях тональности. Здесь гармония подчеркивает ладотональные тяготения и помогает не сбиться с тональности, то есть выполняет функцию камертона.
Такое качество гармонических опор является переходной ступенью от цифрового баса к развитию гомофонно – гармонического стиля. Роль аккордовых опор становится все более важной. Вместе с насыщением содержательностью они становятся способом развития драматических сцен, в которых сменяются эмоциональные состояния.
Роль подобного сопровождения весьма велика для оперного искусства, если учесть, что в речитативах происходит активное продвижение сюжетного развития. Это сопровождение встречается в камерной и романсовой музыке.
2 . Чередование баса и аккорда.
Многие национальные танцы стали настолько типичными выразителями определенных образов, настроений, что переросли границы национального и сделались всеобщим достоянием.
Это польская мазурка или полонез, французский менуэт или гавот, австро-немецкий вальс, испанская сарабанда и т.д.
Следует отметить два основных принципа фактуры сопровождения:
1. Равномерное подчеркивание одинаковых моментов движения (шагов) внутри такта. Такое движение может быть: оперто-тяжелым (сарабанда), относительно легким (менуэт).
2. Сопоставление опорного басового звука с более легкими аккордами. Такова фактура гавота, мазурки, вальса, польки. Распространенность такой формы танцевального сопровождения соответствует шагу, походке: басовый звук передает толчок от земли, а аккорды – более легкие движения. Это самый доступный вид аккомпанемента домашнего музицирования.
3. Аккордовая пульсация.
Отход от танцевальности, обращение к другим темам и жанрам преобразует сопровождение, создает огромное разнообразие ритмических фигур, которые характеризуютдвижение.
Оживление гармонической опоры в гомофонной музыке развивалось по двум направлениям:
учащение пульсации аккордов;
разложение аккорда в виде гармонической фигурации.
Эти виды фактуры являются наиболее типичными. Они содержат в себе огромные возможности эмоционального насыщения за счет темповой и динамической активизации.
Пульсирующие аккорды создают разную эмоциональную окраску: неторопливые –покой, раздумье, подчеркнутые при поддержке гармонического развития – взволнованность, переживания и т.д.
Частым случаем гармонических поддержек является аккорд арпеджато. Прием заимствован из выразительных возможностей арфы, гитары, гуслей. Он характерен для жанра эпического, сказочного, былинного, лирического. Создается широкая амплитуда гармонической волны, сливающейся в аккордовое созвучие.
4. Гармоническая фигурация.
Фигурация – это фактурная обработка аккордов, их «расцвечивание». Гармоническая фигурация, сохраняя ладовую природу, образует подвижный фон. Говоря о достоинствах этих фигураций, надо отметить:
широкий диапазон, динамическая амплитуда позволяют создать эмоционально – насыщенные, красочные картины, активизировать состояние персонажа;
привносит мелодическое движение в гармонические голоса, приводящее к полифоничности сопровождения.
Различаются такие типы изложения:
заполнение интервалов между аккордовыми звуками: опевания, задержания,
появление секундовых последовательностей придает большую напряженность;
разложение аккорда в виде гармонической фигурации;
при смене гармонии за счет ладовых тяготений подголоски получают большую оформленность и выразительность. Возникает так называемая скрытая мелодия. Примером может служить мелодический ход в басу. Придается большая значимость, весомость партии сопровождения. Такой мелодический бас уплотняет массу звучности, нагнетает динамический уровень.
5. Полифоническое сочетание с сольной партией.
Полифоническое сочетание с сольной партией является дальнейшей ступенью мелодического движения в сопровождении. Такие мелодические построения имеют:
имитируют мотивы главной партии;
представляют собой более самостоятельные и законченные противосложения. В работе с учащимся этот тип сопровождения наиболее трудный для исполнения, требующий определенных навыков, которые отрабатываются на уроках по специальности при работе над полифонией. Требуется наличие слуховых возможностей, умение соединить соло и сопровождение в единую музыкальную ткань.
6. Аккомпанемент дублирует сольную партию.
Здесь воедино сочетаются игровые навыки с навыками пения мелодий. Пение вокальных произведений со словами под аккомпанемент является одной из важных форм развития гармонического слуха. Это связующее звено между уроками по сольфеджио и занятиями по специальности. Слияние этих дисциплин в единый процесс обучения способствует развитию музыкального мышления, образного представления и воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз.
Актуальность и новизна образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном э.
Методическая работа раскрывает основные принципы работы с аккомпанементом вокальной и инструментальной музыки. Знакомит с правилами аккомпанирования вокалист.
Класс аккомпанемента в ДМШ.
Уважаемые коллеги! Представляю авторскую прорамму по предмету» Аккомпанемент» для учащихся хоровых отделений Детских музыкальных школ. Сроки реализации -4 года. Возраст 12- 17 лет. Данная программа ус.
1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки, формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю.
1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани.
Источник
Аккомпанемент на фортепиано
Если внимательно вслушиваться в музыкальное произведение, можно легко различить присутствие двух компонентов – мелодии и аккомпанемента. Мелодия выступает в роли бесспорного лидера, яркого бриллианта, а фоновые аккорды, которые её сопровождают – в роли оправы. Красивый аккомпанемент обеспечивает гармоническое и ритмичное обрамление основного мотива, делает звучание глубоким и выразительным.
Важно уметь выделять сопровождающую часть, как при прослушивании современных эстрадных песен, так и классических пьес – это развивает слух и учит понимать построение произведения. Хороший эффект даёт исполнение составных элементов по отдельности: аккомпанемента — левой рукой, мелодии – правой.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Виды аккомпанемента на фортепиано
По роли в композиции, музыканты и профессиональные преподаватели выделяют следующие варианты аккомпанемента на пианино:
- Опорный для исполнителя в ритмико-гармоническом плане;
- Равноправный в сопоставлении с мелодией;
- Необязательный (его можно опустить без ущерба музыке);
Если рассматривается сама фактура произведения, то по отношению к ней различают такие стили аккомпанемента на фортепиано, как:
- Аккордовый – состоящий из аккордов, т. е. последовательностей звуков разной высоты. Может быть образован минорными, мажорными, уменьшенными аккордами, связанными между собой с помощью обращений. Этот, на первый взгляд, простейший аккомпанемент весьма многолик – его легко разнообразить, используя разные комбинации нот.
- Остинато (с итал. «упрямый, упорный») – в основе лежит повторяющаяся с усиливающейся звучностью ритмическая фигура или мелодический оборот. Такие приемы, как остинато, отлично передают состояние нагнетаемой тревоги, напряжения, однако могут использоваться и с комической целью.
- Арпеджио или разложенные аккорды – техника этого аккомпанемента предполагает исполнение аккордов на клавишных таким образом, что каждая нота в них звучит по очереди.
Как подобрать аккомпанемент к мелодии на фортепиано?
Многих начинающих музыкантов, недавно начавших брать уроки синтезатора или пианино, интересуют правила, по которым строится аккомпанемент песни.
- Определитесь с ладом, «настроением» композиции – бодрый и весёлый мажор или грустный, меланхоличный минор.
- Определите диапазон произведения – в какой тональности его играть.
- Подберите мелодию. Этот этап подойдёт для распевок: пропойте отчётливо каждую ноту мелодии, это позволит правильно подобрать её, не сфальшивив. К тому же, такой способ – отличная тренировка для голоса. Необязательно играть песню с самого начала, допускается выбрать наиболее лёгкую для подбора на слух часть – например, припев. Разложив рефрен «по полочкам», найти нужные аккорды аккомпанемента значительно проще.
- Следующий шаг – подбор сопровождения. Вам понадобятся знание разных аккордовых последовательностей. Вот одна из наиболее распространённых — тоника-субдоминанта-доминанта. Вообще, конкретному музыкальному стилю (джазу, фолку) соответствуют свои базовые аккордовые сочетания.
- Выберите фактуру и ритм аккомпанемента. Ориентируйтесь на характер произведения, его содержание. Если исполняете лёгкую, весёлую песню, целесообразно выбрать энергичное отрывистое стаккато. Если думаете, как играть сопровождение к лиричной грустной мелодии, остановитесь на мягко звучащем, переливчатом арпеджио.
Источник
Обращение аккордов и виды сопровождения (Урок 7)
Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.
Что для этого надо уметь?
- Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
- Уметь строить аккорды в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
- Делать обращения аккордов.
- Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.
Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).
Обращение аккордов
До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.
В до-мажорном аккорде (С):
- До – это основной тон
- Ми – это терция
- Соль – это квинта
Надеюсь, все понятно?
Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.
Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.
Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.
Что дают нам эти знания? А вот что:
- Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
- Они также дают возможность более удобно соединять аккорды друг с другом
Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).
Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.
Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.
Выглядеть это должно примерно так:
Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.
Вот пример, как это должно выглядеть:
А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:
- В До-мажоре – C – Em – Dm – G – C – Em – Am – Dm – F – G – C
- В Ре-мажоре – D – Hm – Em – A – Em – G – A – D
- В Фа-мажоре – F – B (это си-бемоль) – C – F – Dm – Gm – B – C – F
- ну и в Соль-мажоре – G – Em – C – D – G
Напомню:
- большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
- большая латинская буква с маленькой буквой “m” – это минорный аккорд
- мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный – наоборот – м3 + б3
- латинское обозначение аккордов: C (до) – D (ре) – E (ми) – F (фа) – G (соль) – А (ля) – H (си) – B (си бемоль)
Если не получилось, попробуйте сначала написать эти аккорды на нотном стане, проанализировать их, отыскав наиболее короткий путь к игре их последовательно друг за другом (с наиболее плавным голосоведением), используя обращения.
Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна таблица с информацией,
на каких ступенях строятся аккорды:
Аккомпанемент
Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно, добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?
До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».
Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами – кардинально.
Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает
– в быстром темпе – напряжение, ожидание какой-то развязки или – реже – воодушевление, приподнятость
– а в медленном темпе – либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца
– полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения – прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.
Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:
– когда берется бас и оставшаяся часть аккорда
– бас и аккорд целиком
– бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)
– ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.
Итальянское слово «арпеджио» означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.
Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:
Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.
Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:
- выучите только мелодию в верхнем голосе;
- выучите аккордовое сопровождение, играя его просто аккордами;
- поищите наиболее удобное расположение аккордов, используя не только основной вид аккордов, но и его обращения, добиваясь того, чтобы при игре было поменьше скачков вверх и вниз;
- соедините мелодию и аккордовый аккомпанемент воедино;
- добавьте немного импровизации, изменив фактуру аккомпанемента на более сложную.
Ну, и для совсем ленивых, которые не хотят составлять аккорды самостоятельно, привожу вот такую таблицу аккордов. Скажу заранее, что в ней встречаются два не совсем распространенных знака альтерации. Наряду с диезом ( ) и бемолем ( ), которые соответственно повышают и понижают ноту на пол тона, есть дубль-диез ( ) и дубль-бемоль ( ), которые повышают и понижают ноту на целый тон.
Источник