Типы аккомпанемента.
учебно-методический материал на тему
Целью написания данной работы является необходимость обобщения опыта и расширение знаний и представлений об аккомпанементе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_akkompanementa.docx | 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Аккордовая опора.
Это простейшая форма гармонической опоры, является поддержкой мелодии выдержанными аккордами на основных ступенях тональности. Здесь гармония подчеркивает ладотональные тяготения и помогает не сбиться с тональности, то есть выполняет функцию камертона.
Такое качество гармонических опор является переходной ступенью от цифрового баса к развитию гомофонно – гармонического стиля. Роль аккордовых опор становится все более важной. Вместе с насыщением содержательностью они становятся способом развития драматических сцен, в которых сменяются эмоциональные состояния.
Роль подобного сопровождения весьма велика для оперного искусства, если учесть, что в речитативах происходит активное продвижение сюжетного развития. Это сопровождение встречается в камерной и романсовой музыке.
2 . Чередование баса и аккорда.
Многие национальные танцы стали настолько типичными выразителями определенных образов, настроений, что переросли границы национального и сделались всеобщим достоянием.
Это польская мазурка или полонез, французский менуэт или гавот, австро-немецкий вальс, испанская сарабанда и т.д.
Следует отметить два основных принципа фактуры сопровождения:
1. Равномерное подчеркивание одинаковых моментов движения (шагов) внутри такта. Такое движение может быть: оперто-тяжелым (сарабанда), относительно легким (менуэт).
2. Сопоставление опорного басового звука с более легкими аккордами. Такова фактура гавота, мазурки, вальса, польки. Распространенность такой формы танцевального сопровождения соответствует шагу, походке: басовый звук передает толчок от земли, а аккорды – более легкие движения. Это самый доступный вид аккомпанемента домашнего музицирования.
3. Аккордовая пульсация.
Отход от танцевальности, обращение к другим темам и жанрам преобразует сопровождение, создает огромное разнообразие ритмических фигур, которые характеризуютдвижение.
Оживление гармонической опоры в гомофонной музыке развивалось по двум направлениям:
учащение пульсации аккордов;
разложение аккорда в виде гармонической фигурации.
Эти виды фактуры являются наиболее типичными. Они содержат в себе огромные возможности эмоционального насыщения за счет темповой и динамической активизации.
Пульсирующие аккорды создают разную эмоциональную окраску: неторопливые –покой, раздумье, подчеркнутые при поддержке гармонического развития – взволнованность, переживания и т.д.
Частым случаем гармонических поддержек является аккорд арпеджато. Прием заимствован из выразительных возможностей арфы, гитары, гуслей. Он характерен для жанра эпического, сказочного, былинного, лирического. Создается широкая амплитуда гармонической волны, сливающейся в аккордовое созвучие.
4. Гармоническая фигурация.
Фигурация – это фактурная обработка аккордов, их «расцвечивание». Гармоническая фигурация, сохраняя ладовую природу, образует подвижный фон. Говоря о достоинствах этих фигураций, надо отметить:
широкий диапазон, динамическая амплитуда позволяют создать эмоционально – насыщенные, красочные картины, активизировать состояние персонажа;
привносит мелодическое движение в гармонические голоса, приводящее к полифоничности сопровождения.
Различаются такие типы изложения:
заполнение интервалов между аккордовыми звуками: опевания, задержания,
появление секундовых последовательностей придает большую напряженность;
разложение аккорда в виде гармонической фигурации;
при смене гармонии за счет ладовых тяготений подголоски получают большую оформленность и выразительность. Возникает так называемая скрытая мелодия. Примером может служить мелодический ход в басу. Придается большая значимость, весомость партии сопровождения. Такой мелодический бас уплотняет массу звучности, нагнетает динамический уровень.
5. Полифоническое сочетание с сольной партией.
Полифоническое сочетание с сольной партией является дальнейшей ступенью мелодического движения в сопровождении. Такие мелодические построения имеют:
имитируют мотивы главной партии;
представляют собой более самостоятельные и законченные противосложения. В работе с учащимся этот тип сопровождения наиболее трудный для исполнения, требующий определенных навыков, которые отрабатываются на уроках по специальности при работе над полифонией. Требуется наличие слуховых возможностей, умение соединить соло и сопровождение в единую музыкальную ткань.
6. Аккомпанемент дублирует сольную партию.
Здесь воедино сочетаются игровые навыки с навыками пения мелодий. Пение вокальных произведений со словами под аккомпанемент является одной из важных форм развития гармонического слуха. Это связующее звено между уроками по сольфеджио и занятиями по специальности. Слияние этих дисциплин в единый процесс обучения способствует развитию музыкального мышления, образного представления и воображения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аккомпанемент- одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки, поз.
Актуальность и новизна образовательной программы состоит в том, что, юный музыкант имеет возможность применять и совершенствовать навыки ансамблевой игры, полученные в дуэте с педагогом на начальном э.
Методическая работа раскрывает основные принципы работы с аккомпанементом вокальной и инструментальной музыки. Знакомит с правилами аккомпанирования вокалист.
Класс аккомпанемента в ДМШ.
Уважаемые коллеги! Представляю авторскую прорамму по предмету» Аккомпанемент» для учащихся хоровых отделений Детских музыкальных школ. Сроки реализации -4 года. Возраст 12- 17 лет. Данная программа ус.
1.Цель урока 1. Обучающая – ознакомление с новым видом работы, как одним из способов педагогической деятельности учителя на уроке музыки, формирование навыков самоконтроля;2. Развиваю.
1.Цель урока Обучающая – обучение рациональным приемам профессиональной деятельности, формирование навыков самоконтроля;Развивающая – развитие творческих способностей студентов, самосознани.
Источник
Аккомпанемент на фортепиано
Если внимательно вслушиваться в музыкальное произведение, можно легко различить присутствие двух компонентов – мелодии и аккомпанемента. Мелодия выступает в роли бесспорного лидера, яркого бриллианта, а фоновые аккорды, которые её сопровождают – в роли оправы. Красивый аккомпанемент обеспечивает гармоническое и ритмичное обрамление основного мотива, делает звучание глубоким и выразительным.
Важно уметь выделять сопровождающую часть, как при прослушивании современных эстрадных песен, так и классических пьес – это развивает слух и учит понимать построение произведения. Хороший эффект даёт исполнение составных элементов по отдельности: аккомпанемента — левой рукой, мелодии – правой.
Пробный урок
4 урока
8 уроков
Виды аккомпанемента на фортепиано
По роли в композиции, музыканты и профессиональные преподаватели выделяют следующие варианты аккомпанемента на пианино:
- Опорный для исполнителя в ритмико-гармоническом плане;
- Равноправный в сопоставлении с мелодией;
- Необязательный (его можно опустить без ущерба музыке);
Если рассматривается сама фактура произведения, то по отношению к ней различают такие стили аккомпанемента на фортепиано, как:
- Аккордовый – состоящий из аккордов, т. е. последовательностей звуков разной высоты. Может быть образован минорными, мажорными, уменьшенными аккордами, связанными между собой с помощью обращений. Этот, на первый взгляд, простейший аккомпанемент весьма многолик – его легко разнообразить, используя разные комбинации нот.
- Остинато (с итал. «упрямый, упорный») – в основе лежит повторяющаяся с усиливающейся звучностью ритмическая фигура или мелодический оборот. Такие приемы, как остинато, отлично передают состояние нагнетаемой тревоги, напряжения, однако могут использоваться и с комической целью.
- Арпеджио или разложенные аккорды – техника этого аккомпанемента предполагает исполнение аккордов на клавишных таким образом, что каждая нота в них звучит по очереди.
Как подобрать аккомпанемент к мелодии на фортепиано?
Многих начинающих музыкантов, недавно начавших брать уроки синтезатора или пианино, интересуют правила, по которым строится аккомпанемент песни.
- Определитесь с ладом, «настроением» композиции – бодрый и весёлый мажор или грустный, меланхоличный минор.
- Определите диапазон произведения – в какой тональности его играть.
- Подберите мелодию. Этот этап подойдёт для распевок: пропойте отчётливо каждую ноту мелодии, это позволит правильно подобрать её, не сфальшивив. К тому же, такой способ – отличная тренировка для голоса. Необязательно играть песню с самого начала, допускается выбрать наиболее лёгкую для подбора на слух часть – например, припев. Разложив рефрен «по полочкам», найти нужные аккорды аккомпанемента значительно проще.
- Следующий шаг – подбор сопровождения. Вам понадобятся знание разных аккордовых последовательностей. Вот одна из наиболее распространённых — тоника-субдоминанта-доминанта. Вообще, конкретному музыкальному стилю (джазу, фолку) соответствуют свои базовые аккордовые сочетания.
- Выберите фактуру и ритм аккомпанемента. Ориентируйтесь на характер произведения, его содержание. Если исполняете лёгкую, весёлую песню, целесообразно выбрать энергичное отрывистое стаккато. Если думаете, как играть сопровождение к лиричной грустной мелодии, остановитесь на мягко звучащем, переливчатом арпеджио.
Источник
Аккомпанемент
Слово аккомпанемент знакомо не только музыкантам, но и большинству людей далеких от музыки, ведь фразы: аккомпанировать пению, аккомпанемент на гитаре и прочие являются достаточно популярными и встречаются как в обычной речи, так и, например, в художественной литературе.
Понятие аккомпанемента очень многогранно.
В музыкальной школе есть предмет — аккомпанемент.
Любой гитарист научившийся играть 2-3 аккорда, также создает простейший аккомпанемент. Группа для вокалиста это аккомпанемент и даже целый оркестр может аккомпанировать солисту.
Так что же такое аккомпанемент, и чем он отличается от мелодии или других элементов музыкального языка?
С французского языка слово аккомпанемент переводится как сопровождать.
Так как в современной музыке наиболее популярен гомофонный склад, то можно сказать, что все, что мы слышим это либо мелодия, либо аккомпанемент.
То есть, по сути любая музыкальная ткань может быть названа аккомпанементом, если она не одноголосна и если она сопровождает мелодию. И даже простое щелканье пальцами или притоптывание ногой по полу может рассматриваться, как вариант аккомпанемента!
Однако столько широкое определение аккомпанемента используется редко.
Чаще всего под аккомпанементом подразумевают вариант сопровождения мелодии или голоса одним инструментом, который при этом выполняет, как гармонические ( аккорды + бас), так и ритмические (грув) функции.
Естественно, что для аккомпанемента можно использовать только многоголосные инструменты, такие как фортепиано, гитара или баян, так как создание гармонического сопровождения на одноголосном инструменте невозможно.
В тоже время нужно отметить, что изначально возникновение аккомпанемента связано с простым дублирование в октаву или квинту основной мелодии. Такой вид сопровождения встречался в полифонической музыке XV-XVI веков и может быть назван «дедушкой» современного аккомпанемента.
Гораздо позже сформировал принцип аккомпанемента типа генерал бас, который был основан на том, что исполнителю давали не ноты, а выписанный басовый голос, который служил своеобразным путеводителем и отправной точкой для создания аккомпанемента по желанию музыканта.
Согласитесь это очень напоминает игру современного гитариста или пианиста, которым чаще всего достаточно обозначений аккорда, а то и просто ступеней лада для создания сопровождения.
Это и можно назвать полноценным искусством аккомпанемента.
Несмотря на то, что принципы игры на всех инструментах разные принципы и приемы аккомпанемента, что на гитаре, что на фортепиано очень похожи.
Как правило, в партии аккомпанемента присутствует басовый голос, гармония в виде аккордов или арпеджио + различные дополнительные элементы. По сути, аккомпанемент — это определенный тип музыкальной фактуры, который должен быть ритмичным, гармоничным и не мешающим основному голосу.
Как образуется аккомпанемент и какие принципы лежат в его основе?
Выше мы уже сказали, что для аккомпанемента характерна ритмичность. Поэтому простейшая игра аккордов четвертями уже является аккомпанементом:
такую партию можно исполнить на любом многоголосном инструменте.
Для придания характера или стилистики аккомпанементу используются акценты и синкопы. Например, известная фигура 332:
В данном случае мы работает только с ритмом. Конечно звуковой состав аккорда может быть любым, это не влияет на звучание ритма.
Такой вид аккомпанемента называется Simple Block и является первой ступенью в освоении искусства аккомпанемента.
Несмотря на то, что многие фигуры аккомпанемента звучат сложно, на деле они представляют собой комбинации простых элементов, таких как:
Ритмические фигуры (синкопы, устойчивые паттерны)
Фактурный контраст (например, бас + аккорд)
Фигурации (гармонические и мелодические)
Педали (выдержанные звуки)
Прочие приемы ( конрапункты, опевания, задержания и т.д.)
Нужно понимать, что чаще всего аккомпанемент не содержит каких либо ярких элементов, а состоит из базы и является паттерном, который можно легко изменять под любую гармонию. Это соответствует основной задаче аккомпанемента — не мешать солисту и дополнять, раскрывать его партию.
Особо следует упомянуть о стилистическом аккомпанементе.
Многие стили музыки основаны на использовании устойчивых ритмических фигур. Например, танго, рубма, самба, рок-н-ролл и т.д. Чаще всего в аккомпанементе имитируется звучание ритм-секции характерной для какого-либо стиля.
Например, известный бэк-бит грув в переложении на фортепиано может звучать так:
Поэтому музыканту, который решил освоить аккомпанемент важно изучать не только приемы его создания, но и наиболее популярные грувы бас-гитары и ударных и пробовать имитировать их звучание на гитаре или фортепиано.
Этот вопросы, которые касаются техническо-музыкальных тонкостей создания аккомпанемента. Но кроме создания аккомпанемента важно также учитывать психологический аспект данной деятельности.
Аккомпаниатор — это не всегда музыкант понимающий структуру или приемы аккомпанемента. Но обязательно умеющий чувствовать солиста, подстраиваться под него, умеющий играть удобно и максимально эффективно.
Любой певец знает, как хорошо петь под гибкий и умелый аккомпанемент и какого это потеряться среди композиции, только потому, что аккомпаниатор играет сам по себе.
В задачи данной статьи не входит рассмотрение вопроса взаимодействия солиста и аккомпаниатора, поэтому я упомянул об этом только для уточнения.
Источник