Виды древесины для гитар

Содержание
  1. На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
  2. Влияние древесины на звучание
  3. На акустической гитаре
  4. На электрогитаре
  5. Дерево для акустической гитары
  6. Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки
  7. Верхняя дека (Top)
  8. Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)
  9. Дерево для электрогитары
  10. Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)
  11. Стандартная древесина
  12. Экзотическая древесина
  13. Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками
  14. Ольха
  15. Ясень
  16. Палисандр
  17. Тополь
  18. Лайсвуд
  19. Таблица видов древесины
  20. На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары
  21. Внешний вид
  22. Звучание
  23. Отдельные характеристики
  24. Возможность покупки
  25. Из какого дерева лучше
  26. Заключение
  27. Виды дерева гитар
  28. Ясень (Ash)
  29. Клен (Maple)
  30. Палисандр (Rosewood)
  31. Красное дерево (Mahogany)
  32. Ольха (Alder)
  33. Тополь (Poplar)
  34. Липа (Basswood)
  35. Агатис (Agathis)
  36. Ель (Spruce)
  37. Орех (Walnut)

На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары

На звук влияют все мелочи от струн до колков. Но есть одна большая деталь – это материал корпуса. Кто-то говорит, что это мелочь для гитаристов с многотысячным бюджетом. Я докажу, что это не так. Даже если вы покупаете недорогую гитару, есть смысл обращать внимание на дерево. Зная критерии выбора, даже за скромную сумму можно найти качественную гитару.

Влияние древесины на звучание

Дерево влияет на срок службы гитары, характер, громкость звука и многие другие параметры. Сначала давайте разберемся, почему материал так важен. Не просто так ведь в век пластика музыкальные инструменты продолжают делать из древесины.

На акустической гитаре

На струнных вроде классики, акустики, укулеле звук после щипка струны попадает внутрь корпуса. Там он отражается от стенок, а затем выходит через розетку.

Читайте также:  Ре минор ноты записать

Во время нахождения внутри корпуса звук приобретает характеристики, которые делают его таким приятным. По сути любая натянутая веревка – это тоже струна, но ведь она не звучит, как гитара.

Благодаря натуральным порам и плотности дерево звучит так узнаваемо, как не может пластик или металл. А эксперименты с этими структурами были, но не принесли никакого результата.

На электрогитаре

Может показаться, что в электрогитаре все зависит от звукоснимателя, а поэтому при изготовлении можно использовать что угодно от стали до опилок. Это не так.

Звукосниматели правда важны, но нужно учитывать то, как действует физика. При щипке струны импульс попадает во все части гитары, отражается от них так же, как это происходит в обычных корпусах без электрики. Поэтому дерево, а точнее его пористость, плотность и тяжесть, тоже важны.

Дерево для акустической гитары

Самая популярная древесина для изготовления верхней, задней деки и обечайки

Породы делятся на 2 группы:

  1. Твердые. Это тяжелые, плотные материалы из взрослых деревьев. Например, махогани.
  2. Мягкие. Более эластичные, изготовлены из молодого легкого дерева, чаще всего из ели, кедра,а также некоторых лиственных.

По способу изготовления они тоже различаются:

  1. Массивом называются куски из цельного дерева. Это не только музыкальный термин. Мебель из массива тоже считается более прочной и надежной. Звук такой гитары богатый, разнообразный, может доставать до разных частот.
  2. Ламинирование. Это такой бутерброд из плотного цельного шпона сверху и легкого, тонкого наполнителя. Ламинация звучит не так богато, как цельные породы, но зато она лучше переносит высокую влажность и низкие температуры.

Верхняя дека (Top)

Это передняя часть гитары, где расположены струны. Она первой принимает на себя акустический удар. Чаще всего ее делают из легкой ели различных пород:

  • Лутца – большая громкость, сильные средние частоты;
  • Ситхинская – универсальный, самый популярный вариант, дешевле остальных.

Нередко встречается красный кедр. Это более легкая и пористая структура, хорошо звучит с нейлоном, поэтому используется на классике чаще, чем на акустике (об их различиях можно почитать здесь).

Гитара из красного дерева ровно звучит на всех частотах, отличается сильной атакой.

Задняя дека и обечайка (Backs and Sides)

Это бока и оборотная сторона. Обычно они делаются из более плотных, тяжелых материалов с сильной атакой:

  • палисандра;
  • тропического красного дерева;
  • клена.

Ниже мы рассмотрим самые популярные породы подробнее.

Дерево для электрогитары

Список самой популярной древесины для изготовления топа (корпуса)

В отличие от акустики конструкция электрики не многочастная. Корпусная основа называется декой, а верхняя часть, куда крепятся звукосниматели, – топом. Многослойность нужна не только для экспериментов с дизайном. В подобных конструкциях начало звука зависит от древесины топа, а на продолжение и конец влияет дека. Также верхняя панель увеличивает длину сустейна.

Цельная конструкция гораздо тяжелее полой, поэтому при изготовлении внимание обращают на вес древесины. Хоть массивная гитара неудобна, нельзя делать инструмент слишком легким. Резонировать он не сможет, частоты будут глухие и смазанные.

Стандартная древесина

Чаще всего встречаются сочетания липа / махагони / ольха / болотный ясень с топом из клена. Из-за большого веса твердых сортов клена он популярен именно в частичном применении, потому что дает мощные басы и выраженную середину.

Экзотическая древесина

Есть и более дорогие виды с редкими рисунками или необычными призвуками. Например:

  1. Палисандр. Достаточно известный, но редкий и дорогой.
  2. Коа. Акация с уникальными полосами, растет только на Гавайях.
  3. Лайсвуд. Редкая южная древесина с рисунком, похожим на змеиную кожу.

Основной список древесины, которую используют для производства акустических и электрогитар с подробным описанием и характеристиками

Рассмотрим некоторые популярные породы.

Имеет светлый цвет, несмотря на плотность, весит немного. Проста в обработке благодаря мягкости. Неприхотлива, встречается повсеместно. Это все удешевляет производство и уменьшает стоимость готовых изделий.

Но из-за относительной мягкости не звучит мощно, все частоты схватываются одинаково. С одной стороны, гитара из липы не будет «пищать» на верхах, но низы не выражены. Поэтому она почти никогда не используется в качестве дерева для бас-гитары.

Ольха

В основном похожа на липу, но имеет большую жесткость и плотность. Диапазон чуть шире, заметны низкие и высокие частоты, поэтому звук выходит ровным. Это делает ольху универсальной для любых стилей. Легкость обработки, распространенность дерева делают ее дешевой.

Ясень

Существует несколько разновидностей: самая популярная – болотный ясень, чуть менее распространен северный.

Особенность болотного ясеня – его пористость, слоистость, из-за которой структура становится неоднородной. Поэтому звучание отчасти непредсказуемо: слой может быть как мягким, так и твердым. Из-за этого иногда случаются провалы в частях диапазона, угадать их на сто процентов невозможно.

Вот почему перед покупкой важно послушать гитару в магазине.

При покупке ясеневого инструмента следите за тем, чтобы он не был слишком легким. Чем меньше вес, тем больше пор, тем глуше звук.

Достаточно мягкий клен с закрытыми порами обеспечивает глухие басы и звонкий, выделенный верх. На них советуют ставить звукосниматели с усилением басов.

Твердые виды, например, канадский клен, гораздо более мощные и сильные. Обрабатывать их сложно, поэтому кленовые инструменты чаще всего находятся в высокой ценовой категории.

Есть фигурные виды, неоднородные по структуре, за счет этого обладающие крапчатой поверхностью. Преимущество их в основном эстетическое из-за высокой цены. Но они часто встречаются на топах гитар среднего ценового диапазона.

Палисандр

Дорогая и редкая тропическая порода темного цвета с красноватым оттенком. Гитары из красного дерева стоят немало, отличаются бархатистыми средними частотами, долгим сустейном, но невыразительными высокими и низкими частотами. Многие любят их за внешний вид и «винтажный» оттенок.

Из-за цены и тяжести палисандровую гитару найти сложно. Например, акустическая гитара Ibanez из красного дерева с палисандровым грифом стоит в районе 30-35 тыс. руб.

Тополь

Распространенность и неприхотливость делают тополь популярным в дешевом и среднем сегменте. В основных характеристиках схож с кленом, но пористость имеет чуть большую. Отличается также жесткостью, хотя она не мешает обработке.

Ibanez Jackson стоит около 16 тыс. руб., а для проверенного годами бренда это немного. Окрас светлый, с прожилками.

Ореховый окрас – темный, матовый, с прожилками светло-коричневого цвета. По многим характеристикам напоминает махогани, но гораздо более твердый.

Его любят за стойкую атаку, плотные низы. Из-за этого грецкий орех часто используют как дерево для бас-гитар.

Но диапазон ореха не из привычных, поэтому скорее всего придется менять звукосниматели. Посоветуйтесь с мастером по электроинструментам, чтобы не гадать лишний раз.

Лайсвуд

Змеиное дерево – экзотический австралийский вид, который любят за орнамент окраски. Чаще всего его выбирают соло-гитаристы и импровизаторы за яркий звук на высоких частотах.

Таблица видов древесины

На что нужно обратить внимание при выборе дерева для гитары

Надо понимать не только признанные преимущества разных пород дерева, но также слушать себя. Вот еще несколько параметров, чтобы определиться с выбором.

Внешний вид

Самый индивидуальный параметр, где сложно дать рекомендации. Единственное – советую не брать первое, на что упал взгляд при входе в Музторг. Да и не забывайте, что дизайн всегда поддается изменению. Покрывайте лаком, шлифуйте, матируйте, раскрашивайте акрилом.

Звучание

Даже если по всем характеристикам инструмент идеален, саундчек не помешает. Возможно, это просто «не ваше». Развивайте слух, чтобы замечать атаку, различные оттенки. Даже если вы знаете в теории, что ясень и махогани отличаются, без умения отличить их на слух эти знания не имеют смысла.

Вы играете дома или стоите на улице с ремнем? Участвуете в группе или выступаете на квартирниках? Подумайте, в каком положении чаще всего будет находиться гитара, чтобы найти идеальный вариант. Для уличного музыканта ореховый или ясеневый корпус не подойдут.

Отдельные характеристики

Обратите внимание на текстуру, качество лака и мелких деталей. Обидно не увидеть брак в магазине и обнаружить дома трещинки и сколы в дереве гитары. А самые внимательные могут и получить скидку.

Возможность покупки

Каким бы идеальным не казался вариант, подумайте, стоит ли он кредита? Я считаю, что лучше всего копить несколько месяцев. Тогда ценность покупки будет ощущаться гораздо заметнее.

Из какого дерева лучше

Здесь вы найдете несколько характеристик для сравнения. Например, приглядитесь к схеме частот.

Не забывайте, что дорогое не всегда качественное и подходящее. Вам может не подойти кастомный винтажный «Лес Пол», хотя можно подружиться даже с бюджетным дредноутом «Ямаха».

Заключение

Пожалуй, самая важная часть выбора – личные проверки. Не заказывайте доставку, не зная особенностей. Лучше всего 2-3 раза прийти в магазин, попросить все нужные модели, чтобы потом остановиться на той самой. Не стесняйтесь спрашивать продавцов: это их работа, вряд ли вам откажут.

Порой не так важны бывают реальные характеристики, как внешняя привлекательность, чувство «связи». Все-таки для гитариста это не просто расходный материал, а вещь, которая находится рядом много лет.

Относитесь ли вы серьезно к выбору дерева для гитары? Какую характеристику считаете самой важной? Сохраните статью в закладки, чтобы еще раз вернуться к этой инструкции по выбору перед покупкой.

Как на самом деле дерево влияет на звук гитары можно посмотреть в видео:

Влияние дерева на звук гитары от гитарного мастера Александра Богуславского:

Источник

Виды дерева гитар

Не секрет, что при покупке гитары опытные музыканты, помимо других особенностей инструмента, обращают повышенное внимание на качество гитарного грифа, степень его прогиба, а также свойства использованной древесины (высушенность / влажность). Почему это столь важно? Судите сами. Звукосниматели в любой момент можно поменять, колки и фурнитуру – тоже. При желании можно скалопировать гриф и изменить цвет гитары. Но древесина останется той же, как в день покупки инструмента. Поэтому в нашем обзоре мы поговорим о породах дерева, которые используются для производства гитар.

Начнем с расстановки всех точек над «i» касаемо терминологии. Ведь зачастую, при переводе рекламных каталогов с английского на русский язык, наши соотечественники, продавцы гитар, проявляли недостаточную бдительность и невольно вносили путаницу в обозначения пород дерева. Правильные обозначения будут выглядеть следующим образом (в скобках даны краткие описания свойств древесины):

1. Ясень (отличается упругостью и прочностью) – Ash;

2. Клен (ему присуща твердая мелкопористая структура) – Maple;

3. Палисандр (по твердости превосходит дуб в 1,5-2 раза) – Rosewood;

4. Красное дерево (плотная, прочная древесина, отлично полируется) – Mahogany;

5. Ольха (не отличается прочностью, но долго сохраняется под водой) – Alder;

6. Тополь (легкая и мягкая древесина, легко обрабатывается) – Poplar;

7. Липа (отличается мягкостью и тонкой текстурой) – Basswood;

8. Агатис (очень крепкий сорт дерева) – Agathis;

9. Ель (легкая, мягкая и не очень прочная древесина) – Spruce;

10. Орех (вязкий, плотный и прочный на изгиб сорт) – Walnut.

Безусловно, в разных точках мира, богатых своими музыкальными традициями, встречаются и другие, более экзотические породы, пригодные для производства струнных щипковых инструментов и непосредственно гитар, однако базовый перечень, пожалуй, будет выглядеть именно так, каким мы его вам представили выше.

А теперь давайте более подробно рассмотрим каждый отдельный вариант, попавший в нашу «золотую» десятку:

Ясень (Ash)

Порода придает гитаре звонкое звучание и ярко выраженную атаку. Хотите примеры? Столь популярные «стеклянные» модели «Fender» изготовлены из ясеня. Если припомнить раннего Марка Нопфлера («Dire Straits») и то характерное звучание, которое он привнес в рок-музыку – откроется факт, что он использовал именно ясеневые модели «Stratocaster». Сюда же можно причислить и более «тяжелых» представителей рок-олимпа: Ричи Блэкмора, Роба Зомби, Мэрилина Мэнсона.

Клен (Maple)

Отличается более акцентированной атакой по сравнению с ясенем. Если исполнитель ценит разборчивость и резкость звучания при достаточно плотной нотной игре – хорошим подспорьем ловкости его пальцев станет инструмент из клена. Однако замечено, что в каталогах известных производителей серийных гитар из клена становится все меньше. К минусам кленовых гитар некоторые музыканты причисляют недостаток «мяса» (присутствия в звучании характерной «зазубрины» с рвущим эффектом), а также «певучести» (балладные композиции – явно не их конек). Впрочем, было бы не совсем справедливо ставить штамп на все без исключения гитары из клена. В качестве довода приведем такой пример: полуакустические инструменты, вопреки вышеприведенному мнению, вполне «певучие» и «мясные». Довод номер два: клен – очень большое семейство древесных; в составе его подсемейств найдутся представители с сильно различающимися характерными свойствами древесины. У многих наверняка на слуху такие подвиды, как «волнистый» клен, «огненный», «горный», «птичий глаз». Не вдаваясь в узкоспециализированные нюансы, просто отметим, что все они чем-то друг от друга отличаются. А, к примеру, «американский» клен дает звучание и вовсе больше похожее на ясень, нежели на своих сородичей. Благодаря такому уникальному многообразию видов, клен по праву можно причислить к самому распространенному материалу для производства гитарных грифов.

Палисандр (Rosewood)

По причине своей редкости, а следовательно, дороговизны – чаще применяется в виде накладок на гриф или для шпонового покрытия корпуса инструмента (т.е. где не требуется большой расход материала, но важна эстетическая составляющая).

Красное дерево (Mahogany)

Весьма востребованный материал с оптимальным соотношением «цена / качество». Отличается достаточно плотным звуком и хорошим сустейном. Любимый выбор исполнителей, исповедующих «тяжелые» стили музыки. Очень показательно, что ему отдают предпочтение такие известные компании, как «Gibson», «ESP» и «Dean». По характеристикам «мясо / певучесть» и «звонкость / разборчивость» – антипод клену. Впрочем, это обстоятельство натолкнуло производителей на интереснейшее решение – делать корпус гитары из сочетания этих двух пород, что позволяет добиться сбалансированности свойств, присущих красному дереву и клену.

Ольха (Alder)

Занимает одно из лидирующих мест по популярности среди прочих пород. Именно из ольхи изготовлено большинство «Fender». Производители, ориентирующиеся на «тяжелые» стили, также широко используют ольху, хотя объективно она не самым лучшим образом подходит для хард-рокового направления. По основным характеристикам («мясо / разборчивость») ольха – крепкий «середнячок» в списке рассматриваемых пород древесины. В какой-то степени это отличный компромиссный вариант и одновременно разрушитель навязанных стереотипов. Музыканты со смелым, «инновационным» мышлением с удовольствием выбирают ольху. Делающий выбор в пользу ольхи американский гитарист-виртуоз Стив Вай – показательный в этом плане пример.

Тополь (Poplar)

Легкий и недорогой материал с умеренными характеристиками «мясо / разборчивость». Вероятно, мы не сильно погрешим против истины, если определим его в категорию «ученического инструмента». На фоне клена, ольхи и ясеня заметно проигрывает, зато радует начинающих музыкантов доступной ценой.

Липа (Basswood)

Наравне с ольхой – достаточно популярная порода в индустрии гитарного производства. Липа и ольха вообще похожи по многим характеристикам. На заметку: из липы изготовляются гитары «Daisy»; многие инструменты гитариста-уникума Джо Сатриани также сделаны из данного сорта.

Агатис (Agathis)

Порода получила применение в производстве гитар «Stratocaster». Недорогой сорт древесины с умеренными характеристиками. По своей востребованности стоит примерно на одной ступеньке с тополем, вполне подходит для производства «ученического инструмента».

Ель (Spruce)

Применяется исключительно для производства полуакустических электрогитар. Нередко ель сочетают с кленом для достижения теплого ровного звучания. Пожалуй, лучше всех этот сорт древесины способны оценить джазмены.

Орех (Walnut)

Ведущие бренды очень часто используют орех для производства акустических гитар высокого класса. Из ореха также делают накладки на гриф для электрогитар, реже – ореховым шпоном покрывают корпус.

Итак, «золотая» десятка типов древесины для производства гитар нами подробно рассмотрена. Остался нераскрытым последний и самый каверзный вопрос: как неопытному новичку различать между собой все вышеописанные сорта? Без плотницкой квалификации это, и вправду, достаточно сложно. Совет может быть лишь один: проявляйте любознательность, узнавайте, из какого сорта дерева изготовлен тот или иной инструмент, и изучайте его фактуру, сравнивайте по весу, цвету, характерному рисунку волокон. Пускай не сразу, но уж точно спустя какое-то время (если жажда знаний и стремление найти лучшее звучание к тому моменту вас не покинут) вы обязательно раскроете для себя очень многие интересные тайны «гитаростроения» и уже на правах профи поделитесь ими с другими начинающими музыкантами. Удачи!

Источник

Оцените статью