Виды клена для гитары

Дерево для гитар: клен

Изучаем разновидности, особенности и характеристики клена, как дерева для изготовления гитар.

За многолетнюю историю существования музыки, разные виды древесины смогли отлично зарекомендовать себя для тех или иных целей при создании соответствующих инструментов. Одним из популярных видов древесины для изготовления гитар оказался клен (англ. maple), чья плотная, твердая и удароустойчивая структура дает чистый звук в широком диапазоне частот.

Существует несколько видов клена, каждый из которых отличается своими уникальными особенностями. Несмотря на это, производители любят указывать подвиды клена при описании собственных шестиструнных инструментов, придавая гитарам элемент некоторой «эксклюзивности» и «необычности». Выбирая следующую гитару, обратите внимание на точное название дерева того или иного элемента инструмента: вполне возможно, что за красивым названием прячется самый обычный клен, ничем не отличающийся от других разновидностей этого дерева.

Твердый клен (Hard maple)

К данному виду относят: сахарный/скалистый клен (sugar maple/rock maple), восточный клен (trident maple)

Очень жесткая и тяжелая древесина, которая плохо поддается обработке, ввиду чего используется на производстве реже, чем другие виды этого дерева.

Читайте также:  Настраиватель для гитары звуковой

Твердый клен обеспечивает яркое звучание инструмента с плотным верхом, сильной верхней серединой и хорошо читаемыми низами, но только при использовании подходящих звукоснимателей, и правильных настроек усилителя. Благодаря хорошей читаемости в низкочастотном диапазоне, твердый клен используется при изготовлении как гитар, так и бас-гитар.

Мягкий клен (Soft maple)

К данному виду относят: красный клен (red maple/water maple/swamp maple), серебристый клен (silver maple/white maple/creek maple/silverleaf maple)

Более мягкая и менее прочная древесина, часто используемая при создании корейских гитар. Для инструментов, сделанных из мягкого клена, характерно яркое звучание с глухими басами и сильным верхом, но из-за особенностей древесины звучание зачастую не имеет звонкости, которая характерна для более твердых пород.

При использовании подходящих звукоснимателей такой инструмент может зазвучать по-новому, обеспечив певучесть на верхах и плотность в низкочастотном спектре.

Фигурный клен (Curly maple)

К данному виду относят: огненный клен (flame maple), волнистый клен (quilt maple), птичий глаз (bird’s eye maple), плесневелый клен (spalted maple), краповый клен (burl maple), дикий клен (wild maple)

Самыми востребованный и ценный вид клена, используемый при изготовлении гитар. Такое положение вещей обусловлено неповторимостью рисунка волокон, увидеть который можно только на распиле. Чем красивее рисунок, тем выше стоимость будущего инструмента, ввиду чего фигурный клен не используют в качестве цельного корпуса, а режут на топы (top), используемые в качестве накладки на корпус инструмента.

Несмотря на то, что у каждой фирмы-производителя музыкальных инструментов свои стандарты изготовления гитар, существует общепринятая маркировка, подтверждающая класс древесины:

  • А – легкая местная волнистость;
  • АА – волнистость средняя, неоднородная;
  • ААА – равномерная качественная волнистость;
  • AAAA и AAAAA – наивысшее качество волнистости.

Как уже отмечалось выше, к данному виду древесины относят несколько подвидов, отличающихся своим внешним видом:

Огненный клен (Flame maple)

Также известен как Тигровый клен. Рисунок очень напоминает языки пламени. Полоски могут быть разной ширины и плотности: более сжатыми и узкими и наоборот довольно широкими.

Волнистый клен (Quilted maple)

Волнистый клен имеет рисунок, похожий на рассеивающийся дым или водную, местами пузыристую, рябь.

Птичий глаз (Bird’s eye)

Этот рисунок встречается только среди восточного, жесткого клена. Птичий глаз обычно покрывает плоскость небольшой толщины, что не позволяет сделать деку, содержащую данный рисунок по всей своей поверхности. Так или иначе, но данная разновидность отлично подходит для изготовления грифов и шпона (топа).

Плесневый клен (Spalted maple)

Из-за плесени и гниения дерево приобретает неповторимый рисунок. Ввиду того, что древесина плесневого клена очень мягкая, то самое частое применение этот материал находит при ламинировании деки. Плюс ко всему, по все тем же причинам, элементы корпуса, выполненные из плесневого клена, «укрепляют» окантовкой.

Краповый клен (Burl maple)

Рисунок имеет обилие пор, вкрапления коры и участки рисунка «птичий глаз». Будучи несколько блеклым на вид в своей естественной окраске, древесина крапового клена покрывается прозрачным лаком, что придает внешнему виду инструментов некоторый лоск и дороговизну.

Дикий клен (Wild maple)

Рисунок имеет неоднородные изгибы, которые не повторяются, что делает будущий инструмент уникальным и неповторимым.

Теперь, когда в названии инструмента встретится словосочетание «Flame Top AAA», вы будете знать, что речь идет о накладке (топе) на деку из огненного клена, имеющего равномерную качественную волнистость рисунка.

Источник

Дерево для электрогитары

Опубликовано: 2016-01-05 / Автор: Сергей Хмарук

По сравнению с акустическими гитарами, дерево для электрогитары, особенно для изготовления ее корпуса, заметно отличается. И этому есть свое объяснение, т.к. разные породы существенно разнятся по своим звуковым и физическим характеристикам. Об этом мы сегодня подробно поговорим в рамках данной статьи.

Общие сведения

То, насколько стабильными будут технические характеристики музыкального инструмента, не «поведет» ли гриф, а самое важное — будет ли гитара хорошо звучать, во многом зависит от правильного выбора материала, из которого она сделана. Это первая и, наверное, одна из самых главных задач, которую довольно часто приходится решать при выборе новой гитары.

Вопрос под №1 при выборе вашего будущего инструмента: «Из какого дерева сделан корпус гитары и гриф?». Очень важно обратить свое внимание на этот момент, потому что очень часто многие недооценивают влияние дерева на звук электрогитары. Бытует мнение среди неопытных музыкантов, что главное в гитаре это электроника. Но какая-то доля правды все же в этом есть: от струны звук передается звукоснимателям, а они в свою очередь уже улавливают колебания.

На самом же деле получается, что практически все участки гитары влияют на эти колебания, где каждая часть инструмента по-разному резонирует, одни частоты может фильтровать, а другие наоборот усиливать. Важно также знать, что порода древесины и сустейн напрямую связаны друг с другом. Вот, например, если не звучит дерево, то тут уже не помогут ни хорошие звукосниматели, ни примочки и даже дорогие комбики или усилители. Чтобы найти свой звук гитары, то вам для начала необходимо понимать и знать характеристики различных пород древесины.

Производство древесины

На сегодняшний день огромное количество древесины заготавливают для деревообработки. И среди большого количества дерева, далеко не каждая, так сказать, палка подходит для производства музыкального инструмента. Самым лучшим вариантом являются заготовки, полученные путем естественной сушки. Но, не смотря на то, что такой процесс обработки дерева требует достаточно длительного времени, чем искусственная сушка, то только путем естественной сушки можно сохранить структуру волокон и пор древесины, а от них уже зависят резонансные и частотные характеристики используемого материала.

Также обязательно нужно учитывать профиль распила, кривизну и направление волокон, присутствие (в идеале – отсутствие) сучков и прочие нюансы. Так вот, именно поэтому всегда очень тщательно подбирается любая заготовка, а высушенная древесина, в итоге выдерживается в складских помещениях не меньше одного года. Также важно знать, что очень быстрая сушка негативно влияет на волокна дерева.

Гриф гитары чаще всего изготавливают из клена, а накладка грифа может быть из того же клена, но в большинстве случаев из палисандра или черного дерева. С декой дела обстоят по-другому, потому что разные фирмы используют разное дерево при изготовлении гитар. Это связано с тем, что древесина разных сортов дает свое собственное звучание, а с другой стороны есть финансовый момент, который определяется ценой на дерево в разных странах, которые занимаются его поставкой.

Различные породы дерева обладают особым собственным звучанием, а также отличаются весом и плотностью. Не стоит думать о том, что все гитары, изготовленные из одного дерева, будут одинаково звучать. Здесь речь идет только об общих понятиях в плане звучания.

Из какого дерева лучше гитара?

То, из какого именно дерева гитара будет лучше или хуже уже решать вам. Ниже приведены характеристики наиболее часто встречающихся пород дерева используемых для гитар, которые сегодня можно приобрести в музыкальном магазине. О влиянии породы дерева на звучание гитары можно многое сказать. Главное вы должны знать то, что твердая древесина дает яркую атаку, а мягкая делает глуховатым звучание гитары. Это имеет отношение и к дереву, из которого изготовлена дека, гриф и накладка грифа. По весу все дерево можно разделить на три категории:

  1. Легкое. К такому дереву относятся такие породы: агатис, болотный ясень, липа, ольха, белая корина, тополь. Для этих видов характерен звук с преобладающими верхними частотами. Такая древесина идеально подойдет для соло гитаристов.
  2. Среднее. В эту категории попадает палисандр, тополь, коа, ольха. Им характерно звучание с выделенными средними частотами, отлично подойдут как для ритм-гитары, так и для соло.
  3. Тяжелое. К этой древесине можно отнести орех, махагони, венге, бубинго и падук. Эти сорта хорошо подойдут для мощных ритм партий, но при этом возникают небольшие проблемы при игре на пятнадцатом ладу и ниже, а на первой и второй струне слишком резкий звук.

Определитесь со стилем

Породу дерева, из которого сделана гитара, стоит выбирать, учитывая тот факт, какому стилю музыки вы отдадите предпочтение. Если вы хотите играть легкую музыку, например блюз, то тогда лучшим вариантом будет ясень или ольха. Для любителей тяжелых стилей и металла – махагони идеальный и оправданный вариант. Если вы мечтаете стать соло гитаристом, то ваш выбор – тополь и американская липа. Деки из палисандра, клена и ореха звучат довольно посредственно. Важно также понимать, что каждый музыкант о хорошем звучании имеет свое представление.

Дерево для электрогитары

Ольха (Alder)

Самая распространенная и очень популярная порода древа для производства и изготовления электрогитар и бас-гитар. В основном все известные производители (Jackson, Fender, Washburn, Ibanez и многие другие) на сегодняшний день имеют в своей линейке гитары из ольхи. Пожалуй, исключением из этого списка, будут консерваторы из Gibson.

Благодаря отличным резонансным характеристикам, почти по всему диапазону частот (слегка более выраженных в верхах) ольха пользуется большим спросом при изготовлении электрогитар, в частности при производстве корпусов. Дерево легкое, желтовато-коричневого цвета со слабовыраженными годовыми кольцами. Очень ценится музыкантами за хорошее звучание. Ольха отлично резонирует и имеет сбалансированный тембр по всему диапазону частот.

Ясень (Ash)

Традиционным деревом для гитар также является и ясень. Звонкое и прозрачное его звучание нам знакомо благодаря гитарам Fender. Это дерево очень музыкальное. Невероятно, но из одного и того же ствола разные части дерева могут звучать совершенно по-разному, и не возможно в связи с этим найти гитары сделанные из ясеня, которые бы имели одинаковый звук.

Всего применяется несколько видов:

  • Ясень болотный. Довольнолегкий, прочный с крупными порами материал, который прекрасно подходит для цельнокорпусных гитар.
  • Ясень белый.В отличие от болотного, слегка тяжелее и немного «зажат» в акустических характеристиках, но при всем этом имеет хорошие декоративные особенности за счет нужного контраста различных слоев дерева. Ясень в основном применяют при производстве топов и корпусов для гитар.

Липа (Basswood)

Это дерево по своим свойствам слегка похоже на ольху, но при этом может иметь немного глуховатое звучание за счет более рыхлой и мягкой древесины, которая при сильном нажатии легко продавливается, поэтому для ее защиты применяют твердые лаки. Сустейн у гитары из липы на всем протяжении будет ровный, ВЧ и НЧ смягчены. Благодаря этому лучше выделен основной тон и ярко выражена средняя часть спектра. Для исполнения металла и рока больше всего подойдет гитара с декой из американской липы.

До недавних пор считали, что липа подходит лишь для недорогих студенческих электрогитар, однако в скором времени японская фирма Ibanez в тандеме с известным гитаристом Joe Satriani развеяли этот распространенный миф, тем самым они показали всему миру, как может звучать такая гитара с хорошей электроникой в руках профессионала. И поэтому липу применяют только при изготовлении корпусов.

Бубинга (Bubinga)

Такое дерево характеризует красно-коричневый цвет и в основном оно распространено в Африке. Благодаря яркому и теплому звучанию, хоть и немного шероховатому, довольно часто применяется при производстве музыкальных инструментов. Из бубинги для бас-гитар делают грифы и деки, потому что древесина тяжелая, а для электрогитар – корпуса.

Коа (Koa)

Это редкая порода древесины, которая произрастает на Гавайских островах. По цвету и звучанию эта древесина похожа на красное дерево. Низкие частоты звучат слабо, но чисто, высокие смягчены, а средние наиболее ярко выражены. Динамический диапазон довольно узкий, т.е. несколько компрессированный.

Корина или Лимба (Korina/Limba)

Ареал произрастания этого вида дерева – тропики Западной Африки. Эта древесина имеет великолепный цвет, легкая в обработке и хорошо полируется. Бывает двух видов:

  • Черная лимба. Имеет оливковый цвет с черными прожилками и по тяжести относится к средним сортам.
  • Белая лимба. Для этой древесины характерен цвет зеленовато-желтый. Относится больше к сортам тяжелого дерева.

Помимо цвета рисунка больших различий между ними нет. Корина более динамичная, чем красное дерево, но все же схожа с ним по звучанию, а в диапазоне СЧ имеет наиболее яркий звук. Самый знаменитый пример использования этой древесины – гитары производства фирмы Gibson, особенно их знаменитая модель Gibson Flying V. Это дерево чаще всего применяют для изготовления грифов и корпусов.

Лайсвуд (Lacewood)

Это дерево, растущее на территории Австралии, имеющее довольно интересную текстуру древесины, которая напоминает змеиную кожу, где участки более светлые окружены полосами красновато-коричневого цвета. Благодаря такой фактуре часто применяется в качестве шпона (лист древесины толщиной менее 3 мм). Звучание гитары из такого дерева будет плотным в низких частотах, наиболее ярким в верхнем диапазоне и сложным в средней части.

Махагони (Mahogany)

Характерной чертой махагони является красивый рисунок с ярко выраженным продольным свилем, глубоконасыщенные цвета, от красно-коричневого до темно-бежевого. Тяжелее ольхи, но легче клена. Об акустических свойствах можно сказать, что у такой древесины наиболее выраженная нижняя середина, которая придает звучанию гитары «мясную» плотность.

Махагони чаще всего используют с различными топами, хорошо подчеркивающими диапазон высоких частот гитары, и применяют при изготовлении корпусов и грифов электрогитар. Изготовленные гитары из цельного куска такого дерева отлично подойдут для рок-музыки, благодаря хорошей атаке и сустейну и теплому тембру. Высокие частоты более мягкие, легкий акцент на средних, и выраженные низкие. В гитаростроении основными часто применяемыми породами древесины являются:

  • Африканский махагони (Кайя) обобщенное название родственных подвидов красной древесины, которые произрастают на территории Африки. По своим характеристикам отличаются несущественно, в основном по плотности. «Кайя» (Khaya) — коммерческое название, которое в основном применяется по отношению к древесным сортам, а вот более тяжелые обычно называют «махагони». Акустические параметры аналогичны гондурасскому махагони.
  • Гондурасский махагони порода очень харизматическая, из нее делают большинство американских гитар. В наших краях довольно редкое красное дерево, потому что на сегодняшний день эта порода занесена в Красную книгу и довольно дорогая при транспортировке. Схожее с ним дерево – не менее ценный кубинский махагони, не попадающий в США по понятным причинам.

Клен (Maple)

При производстве гитар используют европейский и американский (hard maple) клен. Американский в отличие от европейского клена обладает более плотной структурой и удельным весом, а также он более жесткий и хрупкий. Даже можно сказать так, что клен, как древесина для производства гитары, в большинстве случаев ценится не за акустические свойства, а за декоративные и механические. Замечательная упругость и твердость позволяет занимать клену лидирующее место в качестве основного сырья при изготовлении грифов электрогитар, а вот большое количество фактурных рисунков делает это дерево незаменимым в производстве декоративных топов.

Помимо всего прочего, топ из клена позволяет существенно обогатить звучание основного материала гитарной деки ВЧ составляющей. И несправедливо было бы сказано, что этим его использование и ограничивается – вот например, небезызвестные гитары Rickenbacker, практически целиком изготовленные из клена. А вот область применения клена – накладки на гриф, изготовление самих грифов, а также топов и корпусов электрогитар.

Падук (Padouk)

Эта древесина чаще всего применяется для отделки или украшения деки, нежели для ее изготовления. Имеет фиолетово-красный цвет, реже – оранжевый, который со временем темнеет. На ощупь древесина маслянистая, а звучание у нее яркое и чистое.

Тополь (Poplar)

Такая порода дерева считается самой распространенной при изготовлении бюджетных гитар, потому что лучше всего подходит для универсальных гитар и стоит достаточно дешево. Звучание у гитары из такой древесины будет чистым с преобладающими средними частотами.

Красное дерево (Redwood)

Эта древесина характеризуется как твердая и плотная с волокнистым рисунком и коричневато-розовым оттенком. Ее применяют для ламинирования в качестве топа или шпона. Красное дерево обладает теплым тембром, хорошо резонирует, имеет бархатное звучание с выраженной серединой, глубоким низом и приглушенным верхом.

Существует и много других пород красного дерева, которые тоже неплохо подходят для производства гитар, мербау, сапели, косипо и другие. У этих пород достаточно высокая плотность, но поры меньше, чем у гондурасского махагони или кайи, а инструменты получаются из них увесистыми.

Палисандр (Rosewood)

Палисандр относится к породам тропических деревьев, причем самых тяжелых, и поэтому применяется в основном для накладок грифа, но реже всего – для изготовления деки электрогитары. Всего существует несколько разновидностей этой древесины, основными из них считаются бразильский, индийский и африканский палисандр, которые отличаются друг от друга в основном только цветом. Дерево темно-коричневого цвета с красивыми красноватыми или темно-фиолетовыми прожилками. Текстура поверхности маслянистая, благодаря этому среди всех деревьев у палисандра самый теплый звук. Сочное звучание, верхние частоты приглушены, а по всему спектру хороший резонанс.

Грецкий орех (Walnut)

Древесина плотная и тяжелая. По звучанию грецкий орех можно охарактеризовать так: теплый тембр, верх и средние частоты наиболее выражены, но акцент в основном на середине, а верхние приглушены по сравнению со средними.

Венге (Wenge)

Есть еще одна порода твердой древесины, которая имеет красивый окрас. Венге отлично подходит при производстве накладок грифа. По своим характеристикам обладает очень высоким сопротивлением к изгибу и удару, а также имеет грубую текстуру. Это очень стойкая древесина. Обладает ярким звуком, имеет достаточно длинный сустейн, выразительный верхний и богатый средний диапазон частот. Гитары, изготовленные из венге, хорошо подходят для исполнения любого стиля музыки.

Зебровое дерево (Zebrawood)

По-другому это дерево еще называют «зебрано», которое произрастает только в Камеруне и Габоне. Такое название эта древесина получила благодаря окрасу, где полосы от темно-коричневого до песочного цвета перемежаются между собой. Зебрано достаточно тяжелая древесина и чаще всего применяется для ламинирования деки. По звучанию эта древесина подобна клену.

Зирикот (Ziricote)

Плотная и тяжелая порода дерева темно-коричневого оттенка, иногда даже черного с текстурой похожей на паутину. Используется только для ламинирования деки гитары, но не для ее изготовления. Имеет хороший резонанс по всему спектру частот, но верхние частоты слегка приглушены, благодаря этому к теплозвучным породам древесины относят зирикот.

Полезные советы

Каждый профессиональный гитарист имеет в своем арсенале как минимум две, а то и больше гитар. Если позволяют средства, то вы можете приобрести себе хотя бы пару-тройку хороших гитар. Например, одну для жесткого перегруза, другую для овердрайва и можно еще одну хорошую гитару для игры на чистом звуке. С течением времени, когда у вас будет достаточно опыта, скорее всего, вы найдете свое дерево, которое будет по душе.

Это поможет определиться с фирмой, потому что каждая из них за собой закрепила определенные породы дерева, используемого сегодня для производства серийных моделей. Ни одна уважающая и известная фирма не изготавливает гитары из дуба, граба, вяза или ивы, потому что эти породы имеют большую плотность и короткую длину звучания нот. Конечно, здесь были описаны далеко не все существующие сорта, но главное, что вы теперь знакомы с «традиционными» породами древесины.

Так что выбирая для себя хороший инструмент, вы уже будете знать, какое дерево для электрогитары лучше всего вам подойдет по тем или иным характеристикам. Тут уже выбор остается за вами, ведь нельзя сказать, что какое-то дерево будет лучше, а какое-то хуже, потому что каждая древесина по-своему уникальна. У любого музыканта есть свои вкусы и представления о хорошем звуке, не говоря уже о том, что у каждого человека свой индивидуальный слух. Что понравится одному, не понравится другому.

Источник

Оцените статью