Гитарные лады
Опубликовано: 2016-01-18 / Автор: Сергей Хмарук
Кто-то их называет гитарные лады, кто-то — металлические порожки, но по большому счету сути это не меняет. Благодаря им мы берем нужные нам ноты и аккорды во время исполнения на гитаре какой-нибудь песни или мелодии. Какими они бывают и из каких материалов их изготавливают, чуть ниже и подробно.
Гитарные лады. Теория
Лады – это детали, расположенные по всей длине накладки на грифе гитары, представляющие собой выпирающие поперечные металлические полоски, которые служат для того, чтобы можно было изменять звучание струны на один полутон и соответственно изменять ноту.
Под ладом еще иногда подразумевают расстояние между двумя порожками, и поэтому в основном говорят так: «прижать струну на 3-м ладу», а не «прижать между 2 и 3 ладами», при этом подразумевают, что вы прижимаете струну к накладке грифа, а не к самому металлическому порожку.
Когда мы зажимаем струну, то мы укорачиваем ее длину, вследствие чего повышается ее тон. Звучит при этом лишь тот отрезок струны, который расположен от зажатого лада до нижнего порожка и в этом случае ее колебания не будут распространяться выше этого лада.
Одним из главных достоинств ладов является то, что благодаря им намного проще достигнуть нужного нам звучания, потому что положения нот уже ими обозначены. К тому же, играть аккорды на грифе с ладами значительно легче, чем на безладовом.
Ограничение в диапазоне звучания, которое предварительно уже задано ладами, иногда является недостатком при их использовании. Но некоторые варианты высоты тона все же возможны, например, если взять струну и оттянуть ее вверх или вниз. Такая техника исполнения применяется джаз- и рок-гитаристами, которая очень важна во время игры на гитаре.
Высота звука на гитарах, у которых лады тонкие, меняется в зависимости от того, как вы будете прижимать пальцем струну за ладом. Но такие приемы игры больше всего подойдут для безладовых гитар, в основном это бас-гитары. В таком исполнении они больше напоминают контрабас, у которого лады вообще отсутствуют.
Для такой гитары характерно то, что вы можете извлечь звук произвольной тональности, а также можете плавно изменять высоту этого звука. Бывают, конечно, и гитары классические без ладов, но это довольно большая редкость и делаются такие инструменты в основном вручную.
Многие спрашивают: «А сколько ладов на гитаре бывает?». Количество ладов на разных гитарах может быть от 19-ти на классической гитаре до 27-ми ладов на электрогитаре. На сегодняшний день наиболее распространены электро- и бас-гитары, у которых на грифе имеется 21, 22 или 24 лада (две октавы).
Размер ладов
Этот параметр, как ни странно может сильно влиять на высоту струн гитары. Более низкие лады позволяют прижать струну прямо к накладке, что даже подушечками пальцев можно к ней прикоснуться, соответственно при этом уже остается очень мало пространства под струной, что значительно усложняет нам делать обычные бэнды (подтяжки) на гитаре. У сильно высоких ладов все наоборот – прижимать струны сложнее, но бэнды делать значительно легче.
Ширина ладов
Ширина гитарных ладов определяет то, насколько долго они прослужат, и как долго будут изнашиваться, соответственно можно примерно знать через какое время будет необходима шлифовка ладов или даже их замена. Если вкратце, то узкие лады изнашиваются быстрее, а широкие наиболее долговечны.
Материалы при изготовлении ладов
Самые популярные материалы, из которых делают лады это: нержавейка, серебро и никель. Но чем же они отличаются друг от друга? Какое преимущество того или другого металла? На эту тему по сей день ведется достаточно много дебатов, как среди гитаристов, так и среди производителей.
Одни утверждают, что лады из серебра/никеля изнашиваются намного быстрее и требуют регулярного обслуживания, а вот из нержавейки нет. Другие же говорят о том, что лады из нержавеющей стали, не так хорошо звучат, как серебряно-никелевые.
Мое мнение на этот счет немного другое, потому что я считаю, что любой из этих материалов, применяемых для изготовления ладов, имеет право на свое существование. Будь то гитара с ладами из нержавейки или же из серебра/никеля, все равно она будет отлично работать.
Тут уже вопрос в другом, исходить нужно в первую очередь из личных нужд и требований к инструменту. Как ни странно еще и то, что стальные лады в отличие от серебряно-никелевых более дорогие по цене.
Профиль и форма гитарных ладов
Вот теперь мы подошли, пожалуй, к самому главному. Давайте же теперь посмотрим, какие лады бывают по форме и размерам.
Ш – ширина; В – высота; W – wide; XJ – extra jumbo; J – jumbo; T – tall; S – standard; V – vintage
Вот собственно и все на тему гитарных ладов. Теперь вы достаточно знаете, какими они бывают и что собой представляют. Обязательно посмотрите очень интересное видео на эту тему.
Источник
Виды ладов для гитар
Диатонический лад (звукоряд) — это лад, имеющий структуру натуральной мажорной гаммы, в котором за тонику принята одна из ее ступеней.
Данное определение не отражает смыслового или качественного содержания диатонических ладов, в нем заложена только их структурная зависимость от натурального мажорного лада (или натуральной мажорной гаммы). Причем, данная зависимость принята именно для структурирования ладовых систем. Мы не будем останавливаться и на истории формирования диатонических ладов, наша задача понимать их структуру, видеть на грифе гитары и воспроизводить через аппликатурные формы и схемы.
Для начала стоит пояснить, что натуральный мажорный лад и, в частности его структурная схема, является эталоном для всех производных ладов — диатонических и условно-диатонических — структурные схемы которых, мы будем записывать и заучивать в сравнении со схемой натурального мажора.
Натуральный мажорный лад формируется строгой последовательностью тонов (Т) и полутонов (ПТ):
Так же эту последовательность можно записать большими и малыми секундами (интервалами):
т.е. Т=Б.2, а ПТ=М.2, см. раздел Интервалы.
На грифе гитары, который как раз таки и разделен ладами на полутона, натуральный мажор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Сыграв на любой струне от любого лада последовательность нот по этой схеме, вы сыграете именно натуральную мажорную гамму, тональность которой, будет определяться первой ступенью, на схеме отмеченной как .
Записав ступени мажорного лада арабскими цифрами (используют как арабские, так и римские цифры), получим его формулу. Все остальные лады, как диатонические, так условно-диатонические и хроматические записываются исходя из формулы натурального мажора (т.е. с использованием знаков альтерации — #, , ):
Кроме того, в теории музыки, каждой ступени натурального мажорного лада присвоено свое название: I ступень — тоника (Т), II ступень — нисходящий вводный звук, III ступень — медианта (средняя), IV ступень — субдоминанта (S), V ступень — доминанта (D), VI ступень — субмедианта (нижняя медианта), VII ступень — восходящий вводный звук. Тоника (I ступень), субдоминанта (IV ступень) и доминанта (V ступень) — это основные (главные) ступени лада, остальные — побочные.
Принимая за тонику одну из ступеней натурального мажора, можно получить следующие диатонические лады:
№ ступени | Название лада |
1 | ионийский лад (мажор) * |
2 | дорийский лад (минор) |
3 | фригийский лад (минор) |
4 | лидийский лад (мажор) |
5 | миксолидийский лад (мажор) |
6 | эолийский лад (минор) ** |
7 | локрийский лад * * * |
* он же натуральный мажор
** он же натуральный минор
*** локрийский лад является условно-диатоническим, т.к. в его основе лежит уменьшенное трезвучие (он не является ни мажорным ни минорным ладом).
Схематически это можно изобразить следующим образом:
На схеме хорошо видно, что сохраняя структуру натурального мажорного лада, все диатонические лады, естественно, имеют свою, отличную от натурального мажора (кроме ионийского мажора, который с ним совпал), ступеневую формулу. На примере ниже приведена схема с обозначением ступеней диатонических ладов для большей наглядности:
Теперь давайте разберемся, почему мы получили именно мажорные и минорные лады. Для этого необходимо обратиться к трезвучиям, которых существует четыре типа — мажорное, минорное, увеличенное и уменьшенное (см. раздел Трезвучия). Так вот, в основе наших ладов тоже лежат трезвучия. Проанализируем, какие именно:
Таким образом, трезвучие определяет, к какому типу — мажорному, минорному или уменьшенному (в отношении локрийского лада) — относится тот или иной диатонический звукоряд.
Ниже приведены по две основных аппликатуры всех семи ладов по схеме 3 ноты на струне (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой).
Запомнив приведенные ниже аппликатурные схемы и учитывая смещение на 1/2 тона на верхних струнах (1-ой и 2-ой), вы легко сможете сыграть любой из ладов в любой тональности, которая будет зависеть от ноты, находящейся на 1-ой ступени.
Альтернативная аппликатура на мажорные лады, имеющая более удобную схему, не требующую сильной растяжки пальцев, т.к. в ней нет двух больших секунд (Б2+Б2) на одной струне:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
Обратите внимание на комбинации 4-ой и 7-ой ступеней диатонических мажорных ладов, являющиеся их характерными ступенями и определяющие тип лада:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
4,7 | #4, 7 | 4, 7 |
Характерные ступени (их комбинации) присутствуют и в параллельных им минорных ладах — это 2-ая и 6-ая ступени:
Эолийский минор: | Дорийский минор: | Фригийский минор: |
2, 6 | 2, 6 | 2, 6 |
В мажоре и в миноре по одной комбинации характерных ступеней (в мажоре — #4 и 7, в миноре — 2 и 6) образуют параллельные условно-диатонические лады, которые нельзя построить на ступенях натурального мажорного лада (о них в соответствующем разделе Условно-диатонические лады):
Лидийско-миксолидийский мажор | Дорийско-фригийский минор |
#4, 7 | 2, 6 |
Обратите внимание, если из мажорных диатонических ладов исключить характерные 4-ую и 7-ую, а в минорных 2-ую и 6-ую ступени, то мы получим мажорную и минорную пентатоники:
Ионийский мажор: | Лидийский мажор: | Миксолидийский мажор: |
4,7 | #4, 7 | 4, 7 |
Мажорная пентатоника | ||
Эолийский минор: | Дорийский минор: | Фригийский минор: |
2, 6 | 2, 6 | 2, 6 |
Минорная пентатоника | ||
Поэтому, иногда, структурно, мажорные диатонические лады рассматривают, как мажорную пентатонику с добавлением комбинации 4-ой и 7-ой ступеней: а минорные диатонические — как минорную пентатонику с добавлением комбинации 2-ой и 6-ой.
Если объединить правую и левую основные аппликатуры диатонических ладов, то, например, для ионийского мажора и эолийского минора получим:
Ионийский мажор | Эолийский минор |
В этом примере расписаны аппликатуры ладов в октавной позиции Gp.
Теперь распишем эти аппликатуры для всех типов ладов. Приведем по три варианта на каждый лад, первый вариант — это простое объединение двух выше приведенных аппликатур, наиболее распространен для игры на высоких струнах (1, 2 и 3), второй — наиболее распространен для игры на низких струнах (6, 5 и 4), третий — альтернативный вариант аппликатуры, подходящий для игры на всех шести струнах с расположением основного звука (тоники) на 5-ой струне:
Ионийский мажор |
Дорийский минор |
Фригийский минор |
Лидийский мажор |
Миксолидийский мажор |
Эолийский минор |
Локрийский лад |
В этом примере расписаны аппликатуры ладов соответственно в октавных позициях Gp — , Ep — и Ap — .
Данные аппликатурные схемы подходят для игры в одной позиции, без смещения (или с минимальным смещением на 1. 2 лада) кисти левой руки вдоль грифа. Но на практике Вам этого будет недостаточно, а видеть, и играть лад придется на всем грифе. Тут вам на помощь придет либо система октав (Вы обратили внимание, что запоминать аппликатуры очень просто, если играть лад, отталкиваясь от системы октав, см. раздел Интервалы), либо система боксов (см. раздел Система боксов).
Ну, с системой боксов все понятно, а систему октав «прощупайте» на следующем примере аппликатурных схем:
Ионийский мажор |
Дорийский минор |
Фригийский минор |
Лидийский мажор |
Миксолидийский мажор |
Эолийский минор |
Локрийский лад |
Давайте распишем, скажем, для дорийского минора Cm расширенные аппликатурные схемы по системе октав:
Расписывать подобные схемы для всех ладов нет смысла — запоминать их не нужно, а понимая принцип построения, Вы всегда сможете их играть либо в системе боксов, либо в системе октав. Лично мое мнение: система октав является предпочтительной, особенно в импровизации, когда на заданную гармонию Вам приходится обыгрывать аккорды разными ладами, а система боксов имеет несколько иное назначение, связанное в основном со скоростной игрой. Думаю, освоив оба метода, Вы сами для себя раставите акценты в этом моменте.
Мажорные и минорные диатонические лады существуют парами. Мажорному ладу соответствует параллельный минорный лад, построенный от шестой ступени «своего» мажорного лада. Обратите внимание на совпадение характерных 7-ой и 4-ой ступеней в мажоре и 2-ой и 6-ой в параллельном миноре. Вот как это выглядит на схеме:
В аппликатурных формах диатонических ладов полезно уметь быстро находить тонику параллельного лада. Давайте, в наиболее распространенных аппликатурных схемах каждого диатонического лада отметим положение его параллельного мажорного/минорного лада:
Как видно из этих схем, взаимное расположение тоник параллельных ладов одинаково для всех пар. Запомните ниже приведенную схему (без учета смещения на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой):
В аппликатурах диатонических ладов важно видеть аппликатуру трезвучий, лежащих в их основе. Это позволит, играя минорное или мажорное трезвучие, быстро перейди в нужный лад и наоборот. На следующей схеме наглядно показана аппликатурная связь трезвучий и ладов (для двух основных вариантов аппликатур ладов):
Источник