Виды микрофонов для гитары

Выбор микрофона для записи гитары

Привет! Сегодня поговорим о довольно важной штуке — запись гитарного звука по-взрослому. Все мы писали миллион демок в линию через комп и кто-то даже научился выстраивать звук более-менее, но всё это детские забавы по сравнению с тем, как звучит гитара, записанная через хороший усилитель, кабинет, микрофон, преамп и звуковой интерфейс. Описать это словами довольно трудно, но на слух разницу чувствуешь сразу.

Итак, без лишних рассуждений на тему отсутствия бабла и крутизны гитарных процессоров, которые «не хуже, чем. » перейдём непосредственно к предмету. У меня есть некоторый опыт записи гитар на студии и несколько микрофонов, которые стали основой звука на моих записях. Думаю, вам этот опыт может пригодиться.

Итак, поехали. Shure SM57. Довольно долгое время я пренебрежительно относился к этому микрофону, считая его чем-то несерьезным и пошлым. Первые опыты в студии с этими микрофонами были, прямо скажем, неудачными. И вот недавно я решил снова попробовать эти микрофоны и мне понравилось то, что они выдают. Фишка микрофонов SM57, да и вообще любых микрофонов в правильной установке перед источником звука. 57й Шурик даёт хороший резвый звук, по моим ощущениям ближе к высокой середине. Опять же зависит от того, где вы поставите его. Звук 57го всегда можно дополнить вторым микрофоном, если вам будет его нехватать. А это — в 90% случаев так. Если не делать 57й единственным микрофоном на треке, то это вполне рабочий вариант.

Читайте также:  Аккордеон баян ливенка 9 букв

Я сторонник записи кабинета с 2 микрофонов. Я пробовал больше, сильной разницы не ощущаешь. 2 микрофона — достаточно, главное подобрать пару, которая будет друг друга дополнять. SM57 не просто так считается классическим микрофоном, потому что его использовали на стольких записях, что и пересчитать невозможно. Если вам нужен классический, привычный уху звук, этот микрофон подходит. Главное ставить его близко к сетке кабинета, тогда срабатывает т.н. proximity effect, поднимаются басы. Микрофон довольно трудно перегрузить даже на большой громкости, в общем, все преимущества динамического микрофона.

Этот микрик по-любому должен быть в вашем шкафу, если вы собираетесь записывать электрогитару с кабинета.

Второй микрофон который мне нравится — Shure SM7B. Он в чем-то похож на SM57, только стоит в разы дороже, удобнее в настройках и интереснее в звуке. На микрофоне есть 2 переключателя АЧХ. Обычно я врубаю горб на этом микрофоне, он задирает середину, что для гитары очень хорошо. Микрофон традиционно использовался на радио, потом его распробовали для записи вокала на студиях. С этим микрофоном записывались все, кому не лень, начиная от Metallica, заканчивая Incubus и Mastodon. Ну, как бы, других рекоммендаций для его покупки мне не было нужно.

Хотя я покупал его для вокала, больше всего он мне нравится с малым барабаном и гитарным кабинетом. Отлично работает в паре с HEIL PR30, про который ниже.

Heil PR30 — фишка, стыренная у Курта Бэллоу. Ну и вообще, в последнее время много, кто пересел на эти микрофоны. Heil — дочерняя компания фирмы Dunlop. Поэтому в гитарном звуке они соображают. Микрофон, прямо скажем, с яйцами. Если бы у меня была возможность купить только один микрофон для записи гитары, я бы купил его. У PR30 довольно полноценное звучание, которое можно дополнить чем нибудь, если нужен более объемный звук.

Royer R-121 классика для записи кабинетов. Ленточный микрофон. Я его пока не пробовал, но очень хочу купить. Его использовали многие звукорежиссеры на моих любимых альбомах, почти все как один. Поэтому сомнений нет. Одна проблема — цена 🙂 Но это проблема временная 🙂

Есть еще другие варианты. Например конденсаторные микрофоны на расстоянии от кабинета. Так, например, мне очень нравится микрофон AKG C414. Я его пробовал для записи маленького лампового комбика на расстоянии. Звук очень убедительный. Ничем дополнять не хочется. Сложность с записью на расстоянии в том, что здесь уже начинает играть роль акустика помещение. То есть, в принципе, звукозапись в домашних условиях — это дроч. Надо строить базу или студию, раскачивать лампу нормально и ебашить с отдачей на большой громкости. Иначе мяса не будет.

Ну есть конечно второй вариант — купить какой-нибудь супер пупер гитарный проц и сказать себе, что такой же пользуют твои любимые звезды. Ага, спокойствие 🙂

В этом мини обзоре не затронуты множество микрофонов, а также весь остальной тракт. Главное что вам стоит усвоить — берите любые микрофоны, которые попадаются под руку, экспериментируйте с местоположением, ищите сладкие точки. Только опытным путем вы научитесь писать гитары так, чтобы нравилось и вам и другим. Упомянутые выще микрики — мои личные предпочтения. Никто не говорит, что они подойдут вам. Я люблю классический звук электрогитары, разборчивыый и читаемый. Если звуковые задачи другие — меняйте всё по своему усмотрению.

Не менее важным чем микрофон является предусилитель, через который он работает. В аудиоинтерфейсах со встроенными предусилителями звук, как правило, недостойный. Ну то есть, на первое время сойдет. Пока вы учитесь, зарабатываете на что-то более серьезное. При первой же возможности попробовать внешний преамп для микрофона сделайте это и поймите колоссальную разницу с микшерными пультами и встроенными в звуковые карты предусилителями.

Короче, в звуке нет никаких правил кроме одного — хороший звук стоит того, чтобы на него потратиться. Но никаой бюджет не спасет вас от кривых ушей и рук, поэтому учитесь неспеша и делайте выводы самостоятельно.

Источник

Выбираем студийный микрофон

Уже по названию «студийный» микрофон несложно догадаться о назначении этого устройства. Он предназначен для записи звука в студии. Сегодня на рынке музыкальной электронной техники можно купить конденсаторный, динамический и другие типы студийных микрофонов.

Наиболее часто пользуются спросом микрофоны конденсаторного типа. Они обладают целым рядом преимуществ, о которых мы поговорим далее. В случае записи экстрим-вокала и некоторых мощных инструментов для получения желаемого качества необходимо иметь микрофон динамического типа.

Как не допустить ошибку при покупке этого устройства? Расскажем в нашей статье!

Виды микрофонов

Все решает преобразователь, один из главных элементов конструкции любого микрофона. Он может быть конденсаторным, либо динамическим.

• Динамические микрофоны. Имеют мембрану с прочно зафиксированной катушкой индуктивности, которая перемещается в поле, создаваемом постоянным магнитом. Индуктивный элемент, реагируя на звук, начинает двигаться, в ней возникает ЭДС. Таким образом происходит преобразование звуковых волн в электрический сигнал.

• Принцип работы конденсаторных микрофонов немного другой. Внутри устройства имеется 2 пластины, образующие конденсатор. При воздействии звука подвижная пластина начинает перемещаться, изменяя электрическую емкость этого конденсатора.

Еще есть так называемые ленточные микрофоны, представляющие собой модификацию микрофона динамического типа. К более редким и специфическим относят электретные и угольные микрофоны. Их приобретают для решения более узких задач — например, для записи звучания губной гармошки.

Важнейшие технические характеристики

Диаграмма направленности

Этот параметр описывает пространственную чувствительность студийного микрофона: как она зависит от направления звука. Из нее можно получить информацию об области наибольшей чувствительности устройства. В этой области участок АЧХ наиболее близок к прямой линии.

Различают направленные и всенаправленные микрофоны. По форме диаграмма направленности (ДН) чаще всего бывает 3-х видов:

Если у микрофона ДН является круговой, то он будет одинакового реагировать на звук, в каком бы направлении он не подавался.

Микрофоны с ДН типа кардиоиды маркируются значком в виде перевернутого сердечка. Этот микрофон хорошо усиливает звуковые волны, поступающие в направлении мембраны, и слабо реагирует на звук с тыльной стороны.

Последняя распространенная ДН у современных микрофонов — восьмерка. Её обозначение — это цифра 8, повернутая на 90 градусов (символ бесконечности в математике). Микрофон с такой ДН обладает наибольшей чувствительностью к звуку, приходящему с задней либо фронтальной сторон устройства. Звук, приходящий сбоку, устройство практически не улавливает.

Используя студийные микрофоны с разными формами ДН, либо изменяя её, можно достигнуть разного характера звуковоспроизведения. Для работы с сольным вокалом отлично подходит микрофон с ДН в виде кардиоиды. ДН типа «круг» подчеркнет объем помещения, а «8» применяется для записи бек-вокала 2-х исполнителей в одно устройство.

Предусилитель и его разновидности

К числу важнейших факторов, влияющих на работу микрофона, относят схему предусилителя. Ведь он может быть собран на разных радиоэлектронных компонентах — на лампах, транзисторах, с наличием трансформатора и без него, а также с использованием гибридных решений. Критерием выбора в данном случае служат предпочтения покупателя. Если требуется сделать звук более мягким, то нужно приобретать модели с ламповыми предусилителями. Для более жесткого прозрачного звучания выбирайте транзисторные варианты.

Параметр SPL

Аббревиатура SPL переводится и расшифровывается как максимальное звуковое давление. В современных моделях значение SPL соответствует болевому порогу человеческого уха. Только это совсем не означает, что если слушатель почувствует боль в ушах, то микрофон необратимо испортится. Нет, предел прочности у него значительно больше. Мощность бас-барабана, к примеру, порождает в близи невыносимую громкость, однако эта мощность не обрушивается на присутствующих в студии людей из-за их удаления от эпицентра звучания. Это одна из причин, по которой для записи этого инструмента не используются микрофоны конденсаторного типа.

Частотная характеристика (ЧХ)

По форме ЧХ сразу становится понятно, с какими частотами способен работать микрофон. Чем ЧХ шире, тем точнее будет передано все богатство звучания. Конденсаторные микрофоны обладают ЧХ, близкой к прямой линии в пределах от 20 Гц до 20 кГц, что соответствует ЧХ человеческого уха. А вот динамические микрофоны хорошо улавливают звук на частотах от 50 Гц до 16 кГц.

Наряду с ЧХ, микрофоны описываются еще целым рядом важных технических параметров (соотношение сигнал-шум, чувствительность и т.д.), однако их анализ — это тема отдельной статьи. Да и сегодня сложно купить микрофон, у которого эти параметры были бы совсем плохи, особенно если речь идет о записи звука в домашних условиях.

Переключатели

Присутствуют на микрофонах последних лет выпуска. Наиболее распространены 2 типа: переключатель HPF, задействующих обрезной низкочастотный фильтр, и PAD. Последний ослабляет уровень электрического сигнала на 10 или 20 дБ.

Как выбрать оптимальный микрофон?

Одним из важнейших критериев выбора студийного микрофона являются условия записи.

Запись пения

Для работы с вокалом лучшим выбором станут микрофоны с широкой мембраной и ДН типа «кардиоида». Не лишним станет приобретение модели, на которой имеется переключатель HPF для ослабления нижних частот. Благодаря крупной диафрагме будут качественно переданы все звуковые нюансы, а кардиоида позволит уменьшить площадь звукового обхвата, исключив проникновение лишних шумов.

Если вокал носит агрессивный характер, записывается гроул или скрим, то здесь нет альтернативы микрофонам динамического типа. Лучшими моделями являются Shure SM-7B либо Beta-58. Если нужно хорошо передать более харАктерное пение, то советуем обратить внимание на микрофоны с ламповыми предусилителями.

Подробнее о предусилителях

Сегодня для записи музыки практически не используются микрофоны без предусилителя. Реализуются они в виде встроенных звуковых карт. Наиболее качественную связку «микрофон плюс предусилитель» на современном рынке предлагают компании Steinberg, Digidesign, RME и UA. Приобретая электронные устройства от этих брендов, вы можете быть на 100% уверены в чистоте и прозрачности звучания. И они вполне оправдывают себя в большинстве ситуаций.

Если необходимо дополнительно поработать с голосом, усилить его плотность либо окрасить особым образом, то тогда нужно подумать о покупке отдельных предусилителей с внешним подключением.

Запись музыкальных инструментов

Скажем сразу, что микрофонов, ориентированных исключительно на инструменты, не существует — используются малогабаритные модели, расположенные на небольшой дистанции от источника звука. Для этой цели пригодны те же самые устройства, что и для записи вокала.

Для достижения хорошего качества часто используются 2 микрофона. Например, стереопары АВ, XY и MS. Опытный специалист сумеет организовать звукозапись разными микрофонами, один из которых должен быть широкомембранным.

А вот для записи ударных без «заточенных» под них микрофонов не обойтись. Обычно применяют динамические, с большим значением SPL, варианты — например AKG D112, Sennheiser Е902/E904/Е906 или ShureBeta 56А. Перечисленные модели комплектуются специальными крепежными приспособлениями для удержания на ударной установке.

Как записывать музыку в домашних условиях?

Далее будут даны ответы на ряд типичных вопросов, которые возникают у желающих делать музыкальные записи дома. И здесь очень важно правильно выбрать подходящий микрофон.

Существуют ли модели микрофонов, убирающие шум?

Ответ очень простой: таких микрофонов не существует! Если вы возьмете самый дешевый маленький микрофон и в записи будут отчетливо слышны сторонние шумы, то и супердорогая техника тоже будет шуметь. Есть такое понятие как собственный шум микрофона. Причем он всегда присутствует и избавиться от него невозможно. Правда, чем стоимость модели больше, тем уровень этого шума ниже. Но если в комнате будет визжать ребенок, разговаривать попугай или кипеть чайник, то дорогой микрофон усилит эти шумы еще больше!

РОР-фильтр может убрать сторонние шумы?

Тоже нет! Исключено! Основная функция РОР-фильтра — подавлять согласные «п» и «б», которые еще называют «взрывными». Достигается это путем ослабления воздушного потока, влетающего в микрофон во время произнесения этих букв. На присутствующие в помещении шумы РОР-фильтр никак не влияет.

Чем больше стоимость микрофона, тем он лучше?

Понятно, что чем дороже студийный микрофон, тем лучше его технические характеристики. Но при выборе микрофона нужно руководствоваться прежде всего здравым смыслом. Зачем для записи музыки в условиях маленькой комнатушки покупать сверхдорогую модель за 2.5-5 тысяч долларов? И для записи очередного видеоблога в YouTube вам тоже не понадобится элитное оборудование. Тем не менее отказываться от всех достоинств недешевого студийного микрофона глупо, если вы хотите получить качественное сведение вокала и инструментов в одну запись. Кроме того, с такими микрофонами комфортнее корректировать запись на этапе микширования.

Повысит ли дорогой студийный микрофон качество моего пения?

В данном случае техника не играет практически никакой роли. Если вы хорошо поете, то это будет слышно даже при записи на дешевый или средний по цене микрофон.

Да, сегодня многие модели позволяют подкрутить такие параметры голоса как тембр, однако кардинальным образом преобразовать вокал они неспособны. Если, например, вокалистка поет недостаточно мощно и напористо, то с помощью AKG С3000 и Neumann М149 реально сделать её голос более выразительным

Помогает ли улучшить качество записи обивка стен помещения поролоном?

Нет, конечно. Такой подход лишит звучания значительной части привлекательной естественности, сделает пресным и сухим.

Вместо заключения

В конце, порекомендуем следующее. При покупке студийного микрофона как можно точнее расскажите о той задаче, для решения которой вам нужно это устройство. И очень мала вероятность того, что вам начнут «впаривать» дорогую технику, в которой вы ничего не понимаете. Ведь в 99% случаев неопытные покупатели в скором времени несут микрофон обратно в магазин и требуют возврата денег!

Источник

Оцените статью