Размеры и типы фортепиано
Размеры и типы роялей
Причины, по которым люди предпочитают рояли, а не пианино, зачастую являются психологическими и эстетическими. Рояль выглядит более эффектно, располагается в центре комнаты и создает более красивую картину, когда пианист садится играть за него, по сравнению с пианино, которое обычно стоит прислоненное к стене. Еще одним преимуществом рояля является то, что когда его крышка поднята, звук направляется сразу в зал, к слушателям, что еще больше усиливает его звучание.
К сожалению, такой подход в стремлении к экономии места, привел к появлению так называемых «Малых роялей» чье звучание и сила музыки значительно уступают настоящим роялям. Количество клавиш на таком рояле ограничено, а струны слишком коротки для воспроизведения качественного звука. Минимальная ширина рояля, способного конкурировать с хорошим пианино, должна быть не менее 1,5 метра.
Размеры и типы: стандартная ширина рояля составляет около 1,5 метра. Длина варьируется от 1,2 до 2,7 метра. Таким образом мы видим, что размеры для стандартного рояля должны быть не менее 1,5 метра шириной и 1,8 метра длинной. Длина рояля определяется от самой передней части клавиатуры до самого его конца при закрытой крышке. Так, самый маленький Steinway имеет длину 5 футов 1 дюйм (то есть примерно 1,55 метра). Размер считается по всей длине инструмента. Существуют следующие типы и размеры роялей:
- Малый рояль от 1,2 до 1,5 метров
- Детский рояль от 1,5 до 1,6 метра
- Средний рояль от 1,6 до 1,7 метра
- Рояль для гостиной от 1,7 до 1,8 метра
- Профессиональный рояль – 1,8 метра
- Рояль для зала – 1,9 метра
- Рояль для большого зала – 2 метра
- Небольшой концертный рояль – 2,2 метра
- Концертный рояль – 2,7 метра
Рекомендация: Так как качество звука и громкость фортепиано зависит главным образом от размера деки и длины струн, лучше начинать с самого большого пианино, или хорошего рояля, если вы можете себе его позволить. Кроме того, необходимо оценить свободное пространство в комнате, где Вы планируете установить фортепиано. Звук маленького рояля может потеряться в большой открытой комнате и наоборот, звук среднего или крупного рояля в небольшой комнате моет быть слишком громким.
Размеры и типы пианино
Повальное увлечение инструментами малого размера не обошло и пианино. В итоге, на подобии роялей, появились миниатюрные модели пианино, которые можно использовать только в качестве игрушки. Высота таких моделей была снижена за счет расположения механизма по отношению к клавиатуре, таким образом, рычаг можно вытащить только с помощью ключа, а не в обычном порядке. Этот вид пианино часто продают как «Спинета».
В обзоре роялей мы уже говорили о низком качестве миниатюрных моделей. Ситуация с пианино аналогична – качество звучания миниатюрных моделей опускается до очень низкого уровня и не подходит даже для обучения игре на пианино. Еще можно понять спрос на небольшие рояли для небольших помещений или маленьких оркестров, где ограничено пространство, а пианист должен быть в роли лидера оркестра. Но нет никакого смысла уменьшать высоту фортепиано, сознательно ухудшая качество и силу звучания, только для того, чтобы сделать его на 10-20 сантиметров ниже.
Стандартная ширина пианино составляет около 1,5 метра, а «глубина» составляет около 60 сантиметров. Общая площадь, занимаемая пианино, должна составлять примерно 1,5 метра на 1,5 метра, включая место, занимаемое клавиатурой и пианистом.
Высота пианино не имеет значения для занимаемой площади, однако играет важнейшую роль в качестве звучания пианино. Высота пианино измеряется от пола до самой верхней части. Существует 4 типа пианино, основанные на его высоте:
- Спинета
- Консоли
- Студийные пианино
- Большие пианино
Как мы уже говорили выше, размер измеряется от пола до верхней части крышки. Фортепиано типа «Спинет» имеют высоту менее 91 сантиметра. Высота консолей варьируется от 1 до 1,1 метра. Студийные или профессиональные пианино имеют высоту от 115 до 127 сантиметров . Самые большие пианино имеют размер свыше 1,3 метра .
Спинеты являются самыми маленькими из пианино. Особенностью его механизма является то, что сам он значительно опущен вниз по сравнению с традиционными пианино, что значительно ухудшает качество его звучания. По внешнему виду спинет и консольные пианино очень похожи. Важным отличием является то, что в таком типе пианино требуется большая квалификация специалиста для его настройки и ремонте, чем даже для рояля. В спинете больше рабочих частей, что усложняет их обслуживание и ремонт и требует квалифицированных специалистов.
Консольные пианино являются наиболее популярной моделью. Механизм в консольных фортепиано расположен непосредственно над верхней частью клавиш и как и в любых традиционных пианино молотки находятся в вертикальном положении. После того как молоток ударяет в струну и ключ освобождается, пружина тянет молоток назад в исходное положение в готовность к новому удару в струну. Работа пианино, как правило, не так быстрая как у рояля.
Дополнительная высота для студийного фортепиано дает ему богатство и насыщенность звука, сравнимое с качественными моделями роялей. Механизм студийного пианино расположен так, что многие из них способны имитировать ощущение игры на рояле.
Самыми высокими из пианино являются «Большие» пианино. Высота 130 см и больше. Сегодня этот термин используется в основном для обозначения старых высоких фортепиано, которые иногда еще называют «Пианино бабушки». Сохранившиеся инструменты отличаются красотой, эстетичностью и высочайшим качеством и долговечностью их- когда либо сделанных. Встречаются Bluthner, Zimmerman, Bechstein, August Forter, Petrof. Ключевое правило при этом – правильное хранение и бережное обращение с пианино. Если условия хранения или обращение были не лучшими – то такое пианино может быть лишь частью мебели и полностью потерять свое прекрасное звучание.
Источник
Собрание названий фортепиано
Российские названия фортепиано
Экспортные варианты пианино именовались латиницей.
- Аккорд (Accord)
- Беларусь (Belarus)
- Берёзка
- Владимир
- Волга
- Волжанка
- Волна
- Вятка
- Гамма
- Грузия
- Десна
- Дружба
- Енисей
- Заря
- Ижевск
- Иртыш
- Кавказ
- Казань
- Калужанка
- Кама
- Киров
- Кубань
- Кузбасс
- Красный октябрь
- Ласточка
- Лира
- Лирика (Lirika)
- Москва
- Ноктюрн (Nocturno)
- Ода
- Одесса
- Октава
- Пенза
- Правда
- Прелюдия
- Прима
- Приморье
- Рекорд
- Рига (Riga)
- Ритм
- Родина
- Рондо
- Ростов-Дон
- Саратов
- Сибирь
- Смоленск
- Сонет
- Сура
- Сюита
- Тверца
- Терек
- Токката
- Тоника
- Тюмень
- Украина
- Урал
- Фабрика имени Молотова
- Фабрика имени П. И. Чайковского
- Фантазия
- Чайка
- Чайковский (Tchaikovsky)
- Чернигов (Cherny)
- Элегия
- Этюд (Etyde)
- Юность
- Baltika
- Mozart
- Rubinstein
Источник
Небольшой обзор *родственников пианино*.
Спине́т (англ. spinet, фр. epinette, итал. spinetta, от итал. spina — «колючка») — небольшой домашний клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие от других разновидностей клавесина струны спинета натянуты по диагонали слева направо.
Самые ранние сохранившиеся спинеты происходят из Италии и относятся к началу XVII века. Среди них немало инструментов 5- или 6- угольной формы (с клавиатурой на самой длинной стороне). В Италии были изобретены и крыловидные спинеты того типа, который пользовался особой популярностью в Англии, вытеснив к концу XVII века прямоугольный вёрджинел в качестве самого распространенного инструмента для домашнего музицирования.
Вирджина́л, устар. виргина́л, в современной транскрипции — вёрджинел (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — клавишный струнный музыкальный инструмент, старинная английская разновидность спинета. Английских композиторов XVI—XVII вв., писавших для этого инструмента, именуют вирджиналистами. Важнейшая рукопись нотированной музыки для этого инструмента известна под названием Вирджинальная книга Фицуильяма.
Вирджинал имеет один набор струн и один мануал. В отличие от мюзелара мануал на вирджинале сдвинут влево от центра. В Англии до XVII в. словом virginal (также во мн.ч. virginals) называли любые клавишные инструменты, оснащённые струнами (например, клавесин). В современной терминологии вирджинал — инструмент со струнами, расположенными перпендикулярно клавишам (в отличие от клавесина и спинета).
Первое упоминание вирджинала находится в трактате чешского энциклопедиста Павла Пражского «Книга о двадцати искусствах» (около 1463 г.):
Инструмент вирджинал — это разновидность клавикорда, с металлическими струнами, издающими звук как на клавесине. Он обладает 32 хорами струн, которые возбуждаются ударением пальцев по клавишам, и приятно звучит по тонам и полутонам. Девственным (virginale) он называется оттого, что своим нежным и приятным звучанием подобен сладкоголосой деве.
Первое упоминание термина на английском языке относится к 1530 году, когда Генрих VIII купил пять таких инструментов. Первоначально на вирджинале играли, ставя его на стол. Более поздние экземпляры инструмента оснащались собственными ножками. Расцвет популярности вирджинала приходится на вторую половину XVI и первую половину XVII веков. В это время в Англии сложилась так называемая школа вирджиналистов, крупнейшие представители которой — Уильям Бёрд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби, Томас Томкинс.
Исторически важнейшие сборники вирджинальной музыки, составленные в то время и вскоре после него, — Вирджинальная книга Фицуильяма (содержит 297 пьес; составлена не позднее 1625 года), Книга леди Невел (англ.; 1591 год), сборник «Партения» (англ.; напечатан около 1611 года).
В XVIII веке вирджинал был известен и в Германии. В России до революции для этого инструмента использовался термин «виргинал».
Мюзела́р (фр. muselar от нидерл. muselaar) — небольшой столообразный фламандский клавишный музыкальный инструмент, разновидность вёрджинала. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру), сдвинутый, в отличие от вёрджинала, вправо от центра.
В связи с перемещением клавиатуры защипывание струны на мюзеларе происходит ближе к её середине.
Быстрые репетиции звука при этом затрудняются, поскольку в центре струна имеет наибольшую амплитуду биения, отчего увеличивается время самого щипка, то есть время контакта язычка со струной, поскольку язычку приходится оттягивать струну до крайней точки максимального размаха её колебаний, прежде чем струна сорвётся и придёт в колебание. Некоторые авторы отмечали, что у мюзелара по сравнению с вёрджиналом более глухой тон в нижних регистрах.
Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Время изобретения клавикорда неизвестно. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (лат. Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.
Существует две разновидности клавикорда: свободный, с полным набором струн, когда каждой клавише соответствует отдельная струна, и связанный, с редуцированным набором струн, когда тангенты нескольких, чаще всего двух или трёх, клавиш ударяют одну и ту же струну в разных местах.
Устройство связанного клавикорда позволяет существенно уменьшить число струн, однако, делает невозможным одновременное исполнение соответствующих нот. Клавикорды использовались преимущественно для домашнего музицирования, но были и разновидности с несколькими мануалами и педалью, которые использовались органистами для занятий. Размер клавикорда в зависимости от разновидности и диапазона — от небольших инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших с корпусом длиной 1,5 м.
Наибольшего расцвета клавикордная музыка достигла в XVII—XVIII веках, а в начале XIX века окончательно вытесняется фортепиано. Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И. С. Бах, его сын К. Ф. Э. Бах, В. А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен.
Молоточковое фортепиа́но (нем. Hammerklavier, Hammerclavier, англ. fortepiano[1], фр. piano-forte) — клавишный музыкальный инструмент, старинная разновидность фортепиано.
Термин «молоточковое фортепиано» применяется для различения старинной разновидности фортепиано и современных инструментов (рояля и пианино), хотя конструктивная особенность обоих принципиально одна и та же: как и на обычном фортепиано, по струнам старинного фортепиано ударяют деревянные молоточки, обтянутые войлоком или кожей.
«Камерный» звук молоточкового фортепиано заметно отличается от привычного «концертного» звука современных роялей. Он суше, тише, не столь богат обертонами и не обладает широкой динамической амплитудой. В высоком регистре звук молоточкового фортепиано близок клавесинному. В низком регистре аккорды в тесном расположении на молоточковом фортепиано звучат не столь густо и «жирно», их структура прослушивается лучше.
Лютневый клавесин, также ла́утенверк, лютневый клавир, теорба-клавесин (итал. arpicordo leutato, нем. Lautenklavier, Lautenwerck, Theorbenflügel, англ. lute-harpsichord) — музыкальный инструмент, разновидность клавесина с жильными струнами, распространённая в эпоху барокко. Звук инструмента напоминает звук лютни (отсюда название).
Лютневый клавесин мог быть одномануальным, либо иметь несколько (два, реже три) мануала. Корпус напоминал раковину (как у лютни). Жильные струны предназначались для среднего и верхнего регистров (как у лютни или арфы). В отличие от клавесина струны защипывались значительно дальше от нижнего порожка, что давало гораздо более мягкую атаку звука.
Исторические экземпляры лютневого клавесина не сохранились. Предполагается, что именно его имел в виду немецкий теоретик Себастьян Вирдунг под инструментом, описанным им под названием harpventif («Musica getutscht», 1511); по другой точке зрения, Вирдунг описывал «арфовый» клавесин, т.е. клавишный инструмент, имитировавший звучание арфы.
Лютневый клавесин под названием arpicordo leutato описал в пособии для органистов «Звучащий орган» («L’organo suonarino», 2-я ред., 1611) итальянец Адриано Банкьери. По-видимому, лютневый клавесин во времена Банкьери был весьма распространён, так как автор на страницах трактата предложил новую басовую модификацию инструмента (для игры basso continuo). Эту модификацию он назвал arpitarrone, от сочетания слов arpicordo (клавесин) и chitarronе (китаррон, басовая разновидность лютни).
В Германии XVIII века лютневые клавесины различной конструкции изготавливали Иоганн Кристоф Фляйшер (обозначал его как «теорба-клавир», Theorbenflügel), Захария Хильдебрандт, Иоганн Николаус Бах. Якоб Адлунг посвятил лютневому клавесину главу своего трактата «Musica mechanica organoedi» (часть II, 1768). Он описывал Lautenwerk как «красивейший из всех клавишных инструментов после органа. инструмент близок лютне не только по тембру, но и по диапазону и по изяществу звучания». Единственный недостаток лаутенверка заключался в отсутствии динамической палитры — оттенков громкости, которые доступны обычной лютне.
Челе́ста (итал. celesta от celeste «небесный») — клавишный металлофон, внешне и по механике напоминающий пианино. Ударный музыкальный инструмент, звучащим телом которого являются стальные пластинки. Один из наиболее популярных дополнительных инструментов симфонического оркестра.
Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более простой). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c1 (до первой октавы) до c5 (до пятой октавы).
Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона.
В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеcта».
Тангентенфлюгель (нем. Tangentenflügel) — клавишный музыкальный инструмент второй половины XVIII века, сочетавший в себе черты клавесина и фортепиано; непосредственный предшественник хаммерклавира. Был изобретён в 1750-е гг. Францем Якобом Шпетом, наладившим производство инструмента в Регенсбурге (фирма Späth & Schmahl, совместно с Кристофом Фридрихом Шмалем).
Аналогичные инструменты производились и в других странах, часто из готовых клавесинов (путём замены механики). По характеру звука тангентенфлюгель напоминает скорее фортепиано в верхних регистрах и ближе к клавесину в нижних.
Считается, что специально для тангентенфлюгеля предназначен ряд клавирных сочинений Карла Филиппа Эммануэля Баха. О своей симпатии к «шпетовскому клавиру» (нем. spättische Clavier) говорит в письме 1777 года Вольфганг Амадей Моцарт, хотя и в контексте своих изменившихся предпочтений (в направлении инструментов работы Иоганна Андреаса Штайна, то есть собственно фортепиано). К концу XVIII века тангентенфлюгель был совершенно вытеснен фортепиано.
Орфотонофониум Артура фон Эттингена.
Courtesy of the Sciense Museum, London. Пэм Флюк (Солтэйр, Англия) у клавиатуры энгармонической фисгармонии Р. Х. М. Бозанкета
Индийская фисгармония (Гармоника).
Ро́дес-пиа́но (часто «Ро́дес», «Фе́ндер-Ро́дес»; англ. Rhodes piano; Fender Rhodes) — электромеханический музыкальный инструмент. Один из знаковых инструментов джаза, поп- и рок-музыки 1960—1970-х годов, сохраняющий популярность до настоящего времени. В отличие от других электрических фортепиано, где источником звука является струна или металлический язычок (англ. reed), источник звука в фортепиано Родеса — металлическая пластина (англ. tine — зубец), подобная камертону.
Источник