Аккорд. Трезвучие. 4 вида трезвучий.
Аккорд — созвучие трех или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
Аккорд состоящий из трех звуков называется трезвучие.
Строение трезвучия.
Мы уже выяснили, что трезвучие состоит из трех звуков.
Нижний звук называется основным звуком трезвучия или примой и обозначается цифрой 1.
Второй звук трезвучия называется терцией и обозначается цифрой 3.
Третий звук называется квинтой и обозначается цифрой 5.
Существует 4 вида трезвучий.
Два самых главных вида трезвучий – это большое и малое трезвучие.
- Большое (мажорное) трезвучие – состоит из большой и малой терции.
- Малое (минорное) трезвучие – трезвучие, состоящее из малой и большой терции.
Помимо мажорного и минорного трезвучия существует уменьшенное и увеличенное трезвучие, которые употребляются реже, чем первые два вида.
- Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций.
- Увеличенное трезвучие состоит из двух больших терций.
Зная порядок терций, можно построить любое трезвучие от заданного звука.
Еще раз напомним строение 4 видов трезвучий:
- Большое (мажорное) трезвучие – б.3 + м.3
- Малое (минорное) трезвучие – м.3 + б.3
- Увеличенное трезвучие – б.3 + б.3
- Уменьшенное трезвучие – м.3 + м.3
Пример построения трезвучия от заданного звука «ля»:
Источник
Виды трезвучий для фортепиано
Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только
Трезвучие (в своем простейшем виде) – это аккорд из трех звуков на расстоянии терции. Между крайними звуками трезвучия образуется квинта.
Три звука называются тонами аккорда. Нижний звук – основной тон, средний – терцовый тон, верхний – квинтовый тон.
Существует четыре вида трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное и увеличенное. У мажорного трезвучия снизу – большая терция, сверху – малая. У минорного – наоборот: снизу – малая терция, сверху большая. Уменьшенное трезвучие состоит из двух малых терций, увеличенное – из двух больших.
Мажорное трезвучие принято обозначать Б 53 (читается «бэ-пять-три»), минорное – М 53 , уменьшенное – Ум 53 , увеличенное – Ув 53 . Такие буквы мажорного и минорного трезвучий связаны с их устаревшими названиями*.
Чаще всего встречаются мажорное и минорное трезвучия. Они – основной строительный материал и для музыкальной классики и для различных стилей современной популярной музыки. Для того, чтобы научиться играть и писать два этих вида трезвучий, полезно запомнить, что между крайними звуками и у того и у другого – чистая квинта. Используйте два этих звука как незыблемую опору, а средний звук перемещайте на пол тона вверх или вниз, чтобы превращать мажорное трезвучие в минорное и наоборот.
Учебное видео по теме можно посмотреть здесь.
Образцы звучания трезвучий можно прослушать здесь .
* Раньше мажорное трезвучие называли большим, а минорное – малым, так как в переводе с латинского языка слово major переводится как больший, а слово minor – как меньший. Словосочетания «большое трезвучие» и «малое трезвучие» встречаются, к примеру, в известном словаре Должанского, который впервые увидел свет в 1952 году (Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. – Л.: МУЗГИЗ, 1952. 480 с.).
В некоторых изданиях и у некоторых преподавателей в кратком обозначении трезвучий цифры идут в другом порядке: к примеру, Б 35 или Б 5 3 . Эти различия не следует считать за ошибку. Если ученик перевелся в другую школу, где принято обозначать аккорды иначе, он имеет право писать так, как привык до этого.
Для старшеклассников и родителей
Кроме простейшего вида трезвучия (три звука на расстоянии терции) существует множество производных от него видов. Они получаются путем перемещения тонов трезвучия на октаву, а также их удвоения при условии, что нижний тон (основной) остается неизменным. Во всех случаях в состав трезвучия будут входить звуки только с теми названиями, которые присутствуют в его основном виде.
Варианты мажорных трезвучий от ноты Ре. Все они представляют собой различные комбинации трех тонов: Ре, Фа-диез и Ля. При этом, внизу всегда звук Ре.
Чаще всего удваивается основной тон. Реже – терцовый. В некоторых случаях квинтовый тон может отсутствовать: такое трезвучие называется неполным, в него, к примеру, разрешается доминантсептаккорд. Если же в басу окажется не основной тон, а терцовый или квинтовый, это будет уже не трезвучие, а одно из его обращений.
Мелодическое положение трезвучия определяется тем, какой тон находится в верхнем голосе. Трезвучие может быть взято в мелодическом положении основного тона, либо терцового тона, либо же квинтового тона.
Расположение трезвучия бывает тесным или широким.
В тесном расположении аккордовые тоны всех голосов кроме баса идут подряд. Выше основного тона всегда идет терцовый, выше терцового – квинтовый, выше квинтового – основной и т. д.
В широком расположении тоны всех голосов кроме нижнего идут через один: выше основного – квинтовый, выше терцового – основной, выше квинтового – терцовый и т. д.
Темы, связанные с мелодическим положением и расположением трезвучий подробно изучаются в курсе гармонии музыкальных училищ и колледжей. Понять их гораздо проще на практике, играя трезвучия на фортепиано. Для этого ниже приведены основные образцы.
Мажорные трезвучия от звука Ре в различных расположениях и мелодических положениях.
Источник
Виды трезвучий для фортепиано
Если вы возьмете терцию и добавите к ней еще одну, то получите трезвучие. Все просто 🙂
Помните, что терции бывают большими или малыми? Значит, есть 4 возможных комбинации трезвучий, и для каждой из них в музыке есть свое название:
- мажорное трезвучие = большая терция + малая терция;
- минорное трезвучие = малая терция + большая терция;
- уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция;
- увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция.
Теперь давайте разберем каждое трезвучие в отдельности. Основные термины мы разберем на примере мажорного трезвучия.
Основой мажорного трезвучия является большая терция, над которой надстраивается малая терция. Таким образом, между двумя крайними нотами трезвучия образуется чистая квинта (попробуйте сами).
Давайте разберемся с тем, что такое мажор. Ниже вас ждет ряд знакомых и не очень понятий. Не пугайтесь, если они покажутся абстрактными: мы быстро разберемся с ними на практике.
Уверен, вы услышали, что у мажора свое настроение: веселое, радостное, бодрое, позитивное, дружественное (эпитетов можно придумать много). Мажор очень легко отличить по этому настроению.
Трезвучие всегда состоит из трех ступеней:
- основной тон — тоника, первый звук трезвучия;
- терцовый тон — терция от основного тона, второй звук трезвучия, располагается посередине;
- квинтовый тон — чистая квинта от основного тона, третий и последний звук трезвучия.
Т. е. ноты в трезвучии остаются те же, но звуковысотность — меняется (и аппликатура, конечно). Обращать можно не только трезвучие, но и интервал и аккорд.
Для трезвучия не бывает больше двух обращений:
- Первое обращение трезвучия — основной тон перемещается на октаву вверх и получается следующая структура: терцовый тон, квинтовый тон, основной тон. В классической теории такое трезвучие называется ‘секстаккорд’ , потому что крайние звуки обращения образуют сексту.
- Второе обращение трезвучия — терцовый тон также перемещается наверх, и внизу у нас остается квинтовый тон. Структура: квинтовый тон, основной тон, терцовый тон. Его крайние звуки также образуют сексту, но также в нем присутствует и кварта. Поэтому это общение называют ‘квартсекстаккорд’ .
Как думаете, как будет выглядеть третье обращение трезвучия? Правильно, когда мы переместим на октаву выше квинтовый тон, то просто получим наше трезвучие на октаву выше. Кстати, по умолчанию такая форма трезвучия называется основной.
Источник
Как построить трезвучие на фортепиано и записать его нотами?
Итак, сегодня мы будем разбираться, как построить трезвучие на нотной бумаге или за инструментом. Но для начала, немножко повторим, что такое есть это самое трезвучие в музыке? С детства, со времён учёбы в музыкальной школе мне запомнился такой стих: «Трёх звуков некое созвучие и есть прекрасное трезвучие».
В любом учебнике сольфеджио или гармонии объяснение музыкального термина «трезвучие» будет следующим: аккорд, который состоит из трёх звуков, расположенных по терциям. Но чтобы полностью разобраться в этом определении, надо знать, что такое аккорд и терция.
Аккордом называется согласие нескольких музыкальных звуков (не меньше трёх), а терция – это такой интервал (то есть расстояние) между этими самыми звуками, равное трём ступенькам («терция» с латинского языка переводится как «три»). И всё-таки, ключевым моментом в определении слова «трезвучие» является слово «три» – именно три (не два и не четыре) звука, расположенных определённым образом (на расстоянии трёх ступеней). Так что прошу это запомнить!
Как построить трезвучие на фортепиано?
Человеку, который занимается музыкой профессионально, не составит труда построить трезвучие в считанные доли секунд. Но нельзя забывать, что есть музыканты-любители или те, кому просто лень читать бесконечные тексты о музыкальной теории. Поэтому включаем логику: «тре» – три, «звучие» – звук, звучание. Дальше надо выстроить звуки по терциям. Ничего страшного, если поначалу это слово наводит страх, и, кажется, что ничего не получится.
Рассмотрим вариант построения на фортепиано на белых клавишах (черные клавиши пока не замечаем). Нажимаем любую белую клавишу, затем отсчитываем от неё «один-два-три» вверх или вниз, – и, таким образом, находи вторую ноту этого аккорда из трёх, и от любой из этих двух точно так же находим третью ноту (считаем – раз, два, три и всё). Смотрите, как это будет выглядеть на клавиатуре:
Видите, мы отметили (то есть нажали) три белые клавиши, они располагаются через одну. Легко запомнить, правда? Легко сыграть от любой ноты и легко сразу увидеть на клавиатуре – три ноты через одну клавишу одна от другой! Если посчитать эти клавиши по порядку, то окажется, что каждая более высокая или более низкая нота являются третьей по своему порядковому номеру по отношению к соседней – это есть принцип расположения по терциям. А всего этот аккорд охватывает пять клавиш, из которых мы нажали 1-ю, 3-ю и 5-ю. Вот так!
На данном этапе неважно звучание аккорда, главное, что вам удалось преодолеть трудность, и вопроса, как построить трезвучие, возникать больше не будет. Вы его уже построили! Другое дело, что за трезвучие у вас получилось – ведь они разные бывают (их четыре вида).
Как построить трезвучие в нотной тетрадке?
Строить трезвучия, сразу записывая их нотами, не сложнее, чем на фортепиано. Тут вообще всё до смешного просто – нужно просто нарисовать на нотном стане… снеговика! Вот такого:
Это и есть трезвучие! Представляете? Вот такой вот ровненький «снеговик» из нот. Нот в каждом «снеговике» – три и они как расположены? Или все три на линейках, или все три между линейками – соприкасаются друг с другом. Точно также – легко запомнить, легко построить и легко узнать, если увидите нечто подобное в нотах. Плюс к тому же, уже и знаете, как это играется – три ноты через одну клавишу.
Какие бывают трезвучия? Виды трезвучий
Хочешь, не хочешь, а здесь надо прибегнуть к музыкальной терминологии. Кто не разбирается, необходимо будет почитать специальную литературу, и попытаться усвоить азы. Начать можно даже хотя бы с учебника по нотной грамоте, который бесплатно отдаётся каждому желающему в подарок от нашего сайта – достаточно оставить свои данные в формочке наверху страницы, и мы сами пришлём вам этот подарок!
Итак, виды трезвучий – разберёмся и с этим! Трезвучия бывают четырех типов: большое, малое, увеличенное и уменьшённое. Большое трезвучие нередко называют мажорным трезвучием, ну а малое, соответственно, минорным. Кстати, эти мажорные и минорные трезвучия в виде подсказок для фортепиано у нас собраны в одном месте – это здесь. Посмотрите, вдруг пригодится.
Эти четыре вида различаются, конечно же, не только лишь одними названиями. Всё дело тут в терциях, которые составляют эти трезвучия. Терции бывают большими и малыми. Нет-нет, и в большой терции и в малой равное количество ступеней – три штучки. Различаются они не количеством охватываемых ступенек, а количеством тонов. А это что ещё такое? – спросите вы. Тоны и полутоны – это тоже единица измерения расстояния между звуками, но только более точная, чем ступени (с учётом чёрных клавиш, которые раннее мы договорились не принимать во внимание).
Так вот, в большой терции – два тона, а в малой всего полтора. Давайте снова обратимся к клавишам фортепиано: есть клавиши чёрные, есть белые – вы видите два ряда. Если эти два ряда соединить в один и играть пальчиками все клавиши подряд (и чёрные, и белые), то между каждой соседней клавишей будет расстояние, равное половине тона или полутона. Значит, два таких расстояния – это два полутона, половина плюс половина равно целое. Два полутона – это один тон.
Теперь внимание! В терции малой у нас полтора тона – то есть три полутона, чтобы получить три полутона, нам нужно переместиться по клавиатуре подряд на четыре клавиши (например, с до на ми-бемоль). В терции большой тонов уже два, соответственно, шагать нужно не на четыре, а на пять клавиш (например, от ноты до на ноту ми чистую).
Так вот, из этих двух терций комбинируются четыре вида трезвучий. В большом или мажорном трезвучии сначала идёт большая терция, а затем малая. В малом или минорном трезвучии – всё наоборот: сначала малая, потом большая. В увеличенном трезвучии – обе терции большие, а в уменьшённом, легко догадаться, – обе малые.
Ну вот, собственно, и всё! Вы теперь, наверное, лучше меня знаете, как построить трезвучие. Скорость постройки будет зависеть от вашей тренировки. Опытные музыканты – даже по этому поводу не парятся, они представляют любое трезвучие мгновенно, начинающие музыканты – иногда чего-то химичат, но это нормально! Удачи всем!
Источник