Виктор цой со своей гитарой

Виктор цой со своей гитарой

В одной из книг написано довольно подробно о том, какие песни играл Виктор Цой. Об этом рассказывают в интервью его друзья и знакомые — те, кто лично его знал.

Так вот, раскрываем тайну:) Виктор Цой был большим поклонником таланта Михаила Боярского. Не того периода, в котором «О-о-О, зеленогла-А-азое такси», это уже позже было. Притормози. А того, который пел что-нибудь про «Дикииие гитары»:) В общем, как вспоминают знакомые Виктора, он отлично пародировал артистов советской эстрады. Ему удавались жесты, мимика и голос. Больше всего он любил изображать Боярского. Хотя на концерт Леонтьева они тоже ходили компанией:) Ну потому что это же профессиональный концерт.

Виктору нравился черный цвет, в котором ходил тогда артист и он говорил, что это его цвет и он так же хочет ходить. Ну, в общем-то, он так и одевался потом:) Кто знает, возможно, Виктор тоже бы сейчас носил широкополую шляпу:)

Виктор знал весь репертуар Михаила Боярского и часто радовал друзей исполнением его песен. Своих песен он тогда еще не писал. Вот с него и начинал, на нем и учился.

Второй любимый музыкант того Виктора, который еще не написал ни одной известной нам сегодня песни был, конечно, как и большинства советских людей, Владимир Высоцкий.

Возможно поэтому песни группы КИНО и получились достаточно простыми технически. Идеально подходящие начинающим гитаристам. У Высоцкого очень сильные тексты и исполнение. Но это скорее актер, больше, чем музыкант. Нет у Высоцкого сложных риффов, длинных гитарных запилов. И у Боярского их нет. Поэтому, возможно, материал у Виктора Цоя был прост по части гитары. Сам Виктор о написании песен рассказывал, что главное ритм и это должен быть ритм марша. Вот когда в голове марш сложился, тогда и песня получится.

Читайте также:  Выдумать хочу тебя сегодня выдумать ноты

Источник

Авторская песня в стилевом поле отечественной рок-музыки

Авторская песня – это музыкально-поэтический жанр, возникший в России в 1950–1960-е годы. Его характерным признаком является единение автора поэтических слов, музыки и исполнителя в одном лице. До середины 60-х годов XX века бардовская песня не выходила за пределы породившей ее среды и передавалась от одной дружеской компании к другой изустно или в магнитофонных записях. Истинным лидером вышеозначенного периода, несомненно, являлся певец «детей Арбата» Б. Окуджава. Ведущей темой данного этапа считается «песня странствий» с ключевыми для нее образами друга, дружбы и дороги как «линии жизни» – пути испытаний и надежд, пути к себе. С середины 1960-х до начала 1980-х годов авторское музыкально-поэтическое творчество, несмотря на запреты со стороны правящих сил, сознававших величайшую силу ее воздействия на слушателей, – оставалось свободным. Классиками жанра этого периода стали В. Высоцкий, А. Галич. Не стоит забывать, что в конце 1980-х – начале 1990-х годов в нашей стране произошли радикальные изменения, что также внесло свои коррективы в историю российской музыки. Политический строй вышел из-под контроля властей, и уже в феврале 1990 в Москве состоялись две миллионные демонстрации: «Долой КПСС!». И только с начала 1990-х годов, после непродолжительного взрыва всенародного интереса к бардовской песне, она обретает спокойствие и законное право на существование. Число исполнителей растет так же стремительно, как и число концертов, фестивалей, профессиональных организаций, продаваемых кассет и дисков.

К жанру авторской песни обращаются поэты, писатели, актеры, люди различных профессий как исторического прошлого, так и нынешнего времени. В данной статье речь будет идти о Викторе Цое, – авторе-исполнителе, чьи песни достойны лозунга – «никто не забыт, ничто не забыто».

С самых ранних пор Виктор отличался неординарными творческими способностями. В пятом классе у Цоя появляется первая гитара. А в восьмом будущий рок-музыкант вместе со своим одноклассником организовывает вокально-инструментальную группу.

В 1980 году Виктор стал интересоваться российской эстрадой. Он был поклонником таких исполнителей, как Михаил Боярский, Владимир Высоцкий. Что касается М. Боярского, то, когда Цой станет достаточно знаменитым, именно он будет неофициальным цензором для многих текстов группы «Кино». Однако позже музыкант признается в одном из интервью, что эстрада не играет для него большой роли. «Меня музыка, особенно эстрадная, не очень интересует. Меня интересует музыка как социальное явление. И единственной такой музыкой сейчас является рок-музыка. Поэтому это единственная музыка, которая на самом деле массовая, народная».

В качестве исторической справки отметим, что русский рок зародился в СССР в 60-х годах XX века. Но только в период 1970–1980-х сформировалось серьезное рок-движение, которое поддерживала даже власть. Это совершенно не означало, что рокеры вольны были писать и исполнять, что захотят. На этот счет в стране существовала достаточно жесткая цензура.

Итак, в 1980-е годы Цой стал писать тексты, музыку, иногда исполняя написанное на публике. Отметим, что особого впечатления на слушателей авторское творчество музыканта в то время не производило. Летом 1981 года Цой со своими сподвижниками образовывает группу «Гарин и Гиперболоиды», которая была принята в число участников недавно созданного Ленинградского рок-клуба. Первоначальное название группе придумал лидер «Зоопарка» – Майк Науменко, внесший большой вклад в ее развитие. Именно Майк привел юного Виктора в знаменитый рок-клуб. Позже название группы переименовали во всем известное «Кино». События этого времени очень ярко отображает новая картина эпатажного режиссера Кирилла Серебренникова «Лето» (2018).

Весной 1982-го года группа «Кино» «созревает» для первого альбома – «45», и уже к лету запись в общих чертах подходит к итогу. «Сорок пять», выпущенный на бобинах, становится первым альбомом, в записи которого использовалась драм-машина. Помимо акустики, электроники и баса активно применялись такие инструменты, как флейта, виолончель, колокольчики (участие принимали сессионные музыканты). По словам Цоя, этот альбом является «бардовским вариантом». Он был против его выставления на всеобщее обозрение, так как считал, что материал записан недостаточно качественно.

Однако, по моему мнению, альбом великолепен в плане атмосферности представленных композиций. Лето, свобода, молодость – все это об альбоме «45».

В феврале 1983-го Цой пришел к пониманию того, что группе необходимы другие музыканты, поскольку до сих пор он и А. Рыбин существовали как дуэт. В связи с этим к двум гитаристам присоединяются еще один гитарист и басист.

Третьим альбомом группы становится «Начальник Камчатки», песни которого раннее легли в основу альбома «46» (второй альбом «Кино») в качестве демоверсии. Теперь инструментальный состав включает и ударные, благодаря чему музыка приобретает более мощное звучание. Одухотворенный успехом, Цой устраивается кочегаром в котельную, поскольку это давало возможность чаще находится наедине с музыкой и писать песни. После смерти музыканта котельная становится местом пилигримов, а в настоящее время «Камчатка» является клубом-музеем.

Несмотря на повсеместный успех рокерского движения, 28 сентября 1984 поступает известие о том, что многие рок-группы, в том числе и «Кино», внесены в «черный» список, согласно которому им не разрешается выступать на концертных площадках. Но это не останавливает коллектив. Музыканты продолжают свою борьбу за право быть услышанными, за право стать известными. Последующим альбомом группы становится проект «Это не любовь» (1985), завершающий этап романтической музыки в творчестве Цоя.

В 1987-м Виктор Цой получает предложение от советского кинорежиссёра Сергея Соловьёва принять участие в съемках фильма «Асса». Несомненно, песня «Хочу перемен» еще больше заиграла яркими красками и стала культовой. Эпизод с Виктором Цоем прямого отношения к фильму не имеет, но он проводит грань между прошлой жизнью по изжившим себя правилам и надвигающейся новой эпохой. Несмотря на то, что внимавшие Цою «не могут похвастаться мудростью глаз и умелыми жестами рук», их сердца, глаза и пульсация вен требуют перемен. Это – основная тема данной песни.

Вторая смысловая тема предстает совершенно в ином виде. Последующие строки песни выражают скорее страх, неуверенность в завтрашнем дне. Люди хотят изменений, но без веры в благополучный исход событий неспособны что-либо изменить:

Мы не можем похвастаться мудростью глаз

И умелыми жестами рук,

Нам не нужно всё это, чтобы друг друга понять.

Сигареты в руках, чай на столе – так замыкается круг,

И вдруг нам становится страшно что-то менять.

Талантливый человек талантлив во всем. В том же году В. Цой решает выступить в роли писателя-прозаика и пишет свой первый и единственный рассказ-фантасмагорию «Романс». Однако в свет книга выйдет лишь в 1997 году, уже посмертно, благодаря Марьяне Цой.

1988 год становится буквально «звездным» для Виктора. Вместе с группой он выпускает шестой студийный альбом «Группа крови», который приносит им невероятный успех. А Цой выходит на экраны в фильме Рашида Нугманова «Игла». За этот фильм по версии журнала «Советский экран» рок-музыкант получил звание «Лучший актер» СССР 1989 года. В фильм вошли такие песни группы, как «Звезда по имени солнце», «Группа крови».

Цой никогда не говорил об основной идее своих песен, с чем связаны и как рождаются те или иные строки. Мы слышим стихи и выстраиваем образ, исходя из своих убеждений, личного жизненного опыта, уровня образованности. По словам медиаидеолога Марины Леско: «Те, кто единожды пленились неординарностью философа от рок-н-ролла, по-прежнему находят в его песнях путеводную звезду. ». Если говорить конкретно об композиции «Группа крови», то речь, возможно, идёт о событиях времен военного конфликта в Афганистане. В ней поется о порядковом номере военнослужащего-бойца, изображённом на нашивке рукава, его группе крови, необходимой в случае ранения, о надежде выжить в этой страшной войне. Но если рассматривать текст с философской точки зрения – эта песня о ежедневной борьбе за своё место в жизни, за право заниматься своим делом, несмотря ни на что:

И есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой,

Я никому не хочу ставить ногу на грудь.

Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой,

Но высокая в небе звезда зовёт меня в Путь.

После альбома «Группа крови» произошли большие изменения в творчестве исполнителя и его группы: многочисленные концерты, съёмки, возможность записи новых альбомов – всё то, чего так долго и усердно добивался Цой и его команда. Так, в 1988 году выходит новый альбом – «Звезда по имени Солнце». Он получился безупречным и принёс невероятную славу музыкантам. Они отыграли пятьдесят шесть концертов, среди которых большая часть была проведена на стадионах. Вскоре группа «Кино» получила приглашение дать концерт за границей.

В 1989 году, будучи за рубежом, группа выпускает альбом перезаписанных песен специально для издания во Франции – «Последний герой». Сюда входит и песня «Спокойная ночь», которая раннее была выпущена в альбоме «Группа крови». Казалось бы, песня «Спокойная ночь», в соответствии с названием, должна вызвать ожидаемый романтический образ, столь любимый Цоем. И действительно, первый куплет являет собой всю красоту ночного неба и города. Но во втором куплете в развитии сюжета песни происходит «завязка» и чётко прослеживается позиция автора:

Я ждал это время, и вот это время пришло,

Те, кто молчал, перестали молчать.

Те, кому нечего ждать, садятся в седло,

Их не догнать, уже не догнать.

Эти строки олицетворяют тех, кто был во власти страха и неуверенности. И эти люди понимают, что если сейчас не начать действовать, то можно просто потерять себя, уничтожить. Но автор даёт нам понять, что не все люди борцы и те, кто не смог противостоять злободневности, начинают проявлять свою агрессию, зависть к тому, у кого хватило сил совершить хоть какой-то толчок к изменению своей жизни:

Соседи приходят, им слышится стук копыт,

Мешает уснуть, тревожит их сон.

Те, кому нечего ждать, отправляются в путь

Те, кто спасен, те кто спасен.

К сожалению, не все могут сопротивляться жизненным трудностям и часть людей, не пытаясь что-либо изменить, остается на месте спокойно спать:

А тем, кто ложится спать – спокойного сна,

Наиболее четко смысл данной песни показан в одном из эпизодов кинокартины «Сёстры» 2001 года, режиссёра Сергея Бодрова. Данный отрывок может побороться за звание лучшего музыкального клипа.

24 июня 1990 года прошел последний в истории группы и жизни Цоя концерт. Он состоялся в Москве на Лужниках. В завершении концерта музыкант обратился к своим слушателям и пообещал, что вскоре выйдет новый альбом. Запись была закончена к 12 августа того же года. Правда, вышел альбом уже после гибели музыканта: 15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Как и в тот трагический день, спустя много лет, об этом говоришь всё с той же болью в сердце. Альбом вышел в январе 1991 года и получил название «Черный альбом»:

Сегодня кому-то говорят: «До свиданья!»

Завтра скажут: «Прощай навсегда!»…

Цой будет жить благодаря людям, которые воспитаны на его песнях, и тем, которым передаётся эта любовь через поколения. Казалось бы, простые аранжировки, гармонии, ритм, а люди продолжают слушать его. А потом замолкают и задумываются. Ведь песни Цоя – это песни о любви и о свободе. По словам А. Цукера, « проявления рока социально заостренные, но эстетически неполноценные, достаточно быстро изживают себя, их популярность и актуальность сиюминутны, и напротив, жизнеспособными оказываются те разновидности, которые остаются в сфере художественного, отмечены своим индивидуальным стилем и исполнительской манерой». Как бы не пытались обезличить творчество «Кино», фигуру Виктора Цоя – значение его личности не померкло. За ним продолжают идти люди, уставшие от цинизма, безверия и общей смуты нашего времени. Прямым доказательством ценности его творчества служит интерпретация песни «Кукушка», сделанная Полиной Гагариной в 2015 году и ставшая саундтреком к фильму «Битва за Севастополь». Какую версию принимать – решать только вам. А я всегда за оригинал. Актуальность авторских песен рок-исполнителя В. Цоя не ослабевает и в XXI веке. Его песни – ярчайший пример музыкально-поэтических строк, не имеющих временных границ.

Если Вам понравилось, буду рада «пальчикам вверх» и подпискам на мой канал! А еще, будет просто волшебно, если вы поделитесь статьей со своими друзьями! Всем Мир!

Источник

Как я нашёл гитару Цоя необычного цвета, а потом потерял её.

Году в 1997, точно не помню, я впервые посмотрел «Последний концерт в Москве» — как раз у того самого Дениса . На старом видеоплеере, в плохом качестве. Но такой необычный и новый.

Первый концерт «КИНО», который я увидел на экране, и вообще в жизни. Было нечто странное в этом концерте, что-то гнетущее. Об этом рассказывали потом и некоторые из тех, кто на нём был. Сначала я придавал этому мистическое значение, но потом разобрался. В чём разобрался — предмет уже другой истории, которую вы тоже услышите. А пока — про гитару.

Белая гитара Цоя, WASHBURN EA20 фестивальной серии, на самом деле была не такой уж редкой. На таких же гитарах играли многие музыканты на Западе: Пол Стэнли, Роджер Уотерс, Нуно Беттанкур, и другие. У нас же такие гитары нигде не продавались. В то время даже название модели узнать было в принципе непросто.

Представляете чувство, когда видишь такой инструмент, белоснежный, сверкающий, а сам играешь вот на этом:

Потрясающие впечатления. Мне сразу же захотелось владеть именно такой гитарой, но это было невозможно.

Прошло какие-то количество лет. Я собрал группу, продолжал что-то делать, ходил в бардовский клуб. Мы играли некую помесь «КИНО» с Джо Сатриани. Потом группа распалась — кто женился, кто спился. Я забил на творчество на несколько лет, потом стал один писать музыку (и думаю собрать новую группу). Решил вернуться к этой гитаре.

Вкусы в отношении гитар несколько поменялись — мне стали нравиться красные акустики, хотя до этого я признавал красный только лишь за электрогитарами. Начал искать. Выяснилось, что даже белый WASHBURN EA20 является большой редкостью, а более всего доступна эта модель в «натуральном» цвете (терпеть его не могу). В России купить её просто так было нельзя.

И вот, совсем неожиданно, на ебее, я нашёл единственный WASHBURN EA20 красного цвета !

Гитара необычного цвета была выставлена на аукцион. За какую цену она ушла, уже не помню. Но сильно дороже того, чем я мог бы заплатить. Больше нигде я красных «Вашборнов» этой серии не видел никогда. Были «Вудстоки» 1985 года из красного дерева. Такой — не видел.

Ну а потом, с течением времени (и время это было не особенно продолжительное), мне перестал нравится внешний вид и этой гитары. Резкий флорентийский катавей* не гармонировал с плавными формами. И я стал мечтать о Washburn EA18TR (модель попроще, но внешне значительно более гармоничная). А, поскольку стоит она недёшево, приобрёл китайскую копию. Не могу сказать, что это супер-инструмент, но, в общем, звучит неплохо. Как-нибудь покажу, как звучит. Вот она:

Зато очень нравится мне необычная флорентийская розетка**, и изящная форма этого инструмента. Ещё бы струны хорошие поставить, да тембр-блок врезать. Но это в отдалённом светлом будущем. А вот и оригинал:

Ушёл за 20 тыс. на Юле. Не новый, разумеется. Но вряд ли от этого стал сильно хуже. Кстати, на EA18 розетка обычная.

Вот так я нашёл гитару Цоя необычного цвета, и снова потерял её. У нас же стали продавать «ту самую» модель белого цвета, цена новой — 23 000. Что может означать только одно: либо это китайская подделка, либо дешёвая фирменная копия. Видимо, всё таки копия, ведь дилер официальный.

Всё то, только индекс не фестивальной серии. Festival series — концертный инструмент. Эта гитара, вероятнее всего, просто любительская. Как она играет, я не знаю. Хотя надо бы узнать. Из интереса.

Судьба белой гитары Цоя неизвестна. Лет 10 назад на Яхха писали, что она находится в нерабочем состоянии у Алесандра Цоя. Потом кто-то говорил, что будто бы на ней играет Юрий Каспарян. Что ж, если играет — это хорошо. Гитара должна звучать, иначе она не может.

Также хочу сказать, что наш проект про Виктора Цоя продвигается, мы уже отсняли некоторые материалы для фильма. Никаких фотографий и трейлеров пока нет, потому что совсем нет времени и денег. Уже месяц не касался промо-сайта. Трудно всё даётся. Но мы попробуем.

*флорентийский катавей — вырез с резкими обводами в корпусе (деке) гитары, предназначенный для облегчения доступа к верхним («дальним») ладам.

**флорентийская розетка — резонаторное отверстие в корпусе гитары выраженной овальной формы.

Жмите палец вверх, если понравилась эта история. Подписывайтесь на канал, если любите русский рок и группу «КИНО». Здесь говорят про хорошую музыку и хорошие фильмы. Про эту гитару будет ещё статья, как только я получу информацию на свой запрос.

Источник

Оцените статью