Викторианский человек с гитарой

Содержание
  1. 15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи
  2. 1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ
  3. 2. Сочетание искусства и науки
  4. 3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия
  5. 4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо
  6. 5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл
  7. 6. «Витрувианский человек» — только один из многих набросков
  8. 7. Витрувианский человек — идеал мужчины
  9. 8. Это может быть автопортрет
  10. 9. У Витрувианского человека была грыжа
  11. 10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему
  12. 11. Тело расчерчено мерными линиями
  13. 12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия
  14. 13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз
  15. 14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности
  16. 15. Оригинал эскиза редко появляется на публике
  17. 10 малоизвестных фактов о картине Пикассо «Старый гитарист»
  18. 1. Пикассо передал картиной свое душевное состояние
  19. 2. Картина больше, чем считают многие люди
  20. 3. Человек на картине слепой
  21. 4. Человеческие страдания – основная тема «голубого периода»
  22. 5. Частично эту картину можно считать автопортретом
  23. 6. Композиция «Старого гитариста» намекает на творчество Эль Греко
  24. 7. Картина, возможно, послужила вдохновением для стихов
  25. 8. На картине есть скрытая женщина
  26. 9. «Старый гитарист» — самое знаковое произведение голубого периода Пикассо
  27. 10. Институт Искусств Чикаго вошел в историю благодаря этой картине
  28. Виктор Хара: «Боец с Гитарой Наперевес»
  29. Детство, юность
  30. Начало музыкальной деятельности
  31. Бурные 60-е
  32. Военный переворот
  33. Зверское убийство
  34. Предсмертная песнь
  35. Виктор Хара: Семья
  36. Суд над убийцами
  37. Любопытные факты

15 малоизвестных фактов о «Витрувианском человеке» Леонардо да Винчи

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Читайте также:  Плагин для бас гитары cubase

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ

Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».

2. Сочетание искусства и науки

Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия

Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо

В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».

6. «Витрувианский человек» — только один из многих набросков

Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек — идеал мужчины

Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему

Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони. Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».

11. Тело расчерчено мерными линиями

Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия

Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности

Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.

Стоит отметить, что к творчеству великого да Винчи обращаются и современные художники. Так, недавно была создана Мона Лиза из 2156 катушек ниток

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

10 малоизвестных фактов о картине Пикассо «Старый гитарист»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Пикассо передал картиной свое душевное состояние

В 1902 году, когда Пикассо было 22 года, он впал в депрессию, что и отразилось на многих других картинах так называемого «голубого периода». Это видно по монохроматичности и отсутствии объема на данных полотнах. Подобная безысходность, которой веет от картины, неудивительна: в то время художник жил в нищете.

2. Картина больше, чем считают многие люди

Из-за искаженной перспективы обычно все считают, что «Старый гитарист» — очень небольшое полотно. На самом деле, его размеры — 123 x 83 см.

3. Человек на картине слепой

Закрытые глаза, отрешенность от всего мира и только инструмент в руках имеет значение. «Старый Гитарист» стал одним из символов в литературе, который часто используется для того, чтобы передать то, как слепые видят что-то «за пределами этого мира».

4. Человеческие страдания – основная тема «голубого периода»

Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Особо его интересовала тема слепоты, а слепых людей можно найти в ряде его произведений. На «Скромной трапезе» (1904) изображены слепой мужчина и зрячая женщина, которые сидят перед практически пустым стволом. Похожая ситуация изображена на «Завтраке слепого» (1903). Наконец, на портрете «Селестина» (1903) нарисована женщина с бельмом на одном глазу.

5. Частично эту картину можно считать автопортретом

Единственным элементом «Старого гитариста» не синего цвета является гитара. Гитарист якобы находит утешение среди однообразия окружающего мира в своем инструменте. Точно так же и Пикассо рассматривал возможность вторить, как единственное светлое пятно даже в самые плохие времена.

6. Композиция «Старого гитариста» намекает на творчество Эль Греко

Как и все картины голубого периода, это полотно непосредственно связано с художником Эль Греко. Пикассо был большим поклонником этого художника, несмотря на то, что на то время в фаворе были другие художники эпохи Возрождения. Искусствоведы предполагают, что Пикассо специально выбрал странную угловатую позу гитариста, а также изобразил его конечности преувеличенно удлиненными. Якобы это было сделано в качестве дани таланту Эль Греко.

7. Картина, возможно, послужила вдохновением для стихов

Через три года после того, как «Старый гитарист» был выставлен в художественном музее Уодсворт Атенеум в Хартфорде, штат Коннектикут, американский модернист Уоллес Стивенс опубликовал стихотворение «Человек с голубой гитарой». Несмотря на, казалось бы, очевидную связь между живописью и поэмой, Стивенс отрицает какую-либо причастность к работе Пикассо.

8. На картине есть скрытая женщина

Если внимательно присмотреться, то можно разглядеть за ухом гитариста едва заметные лоб и глаза. Ученые художественного музея при Институте Искусств Чикаго, где хранится картина, просветили картину с помощью инфракрасного излучения и рентгена. Они обнаружили, что под слоем краски скрывается недописанное изображение обнаженной молодой женщины, которая кормит грудью ребенка, а также изображения теленка и коровы.

9. «Старый гитарист» — самое знаковое произведение голубого периода Пикассо

В течение 1900-1904 годов Пикассо написал довольно много картин, в которых преобладали оттенки синего и голубого цветов. Но ни одна из них не стала столь популярна, как «Старый гитарист».

10. Институт Искусств Чикаго вошел в историю благодаря этой картине

Институт искусств Чикаго приобрел картину в 1926 году. «Старый гитарист» стал первой картиной Пикассо, которая была приобретена американским музеем, а также первой картиной Пикассо, которую любой музей мира приобрел для своей постоянной коллекции.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Виктор Хара: «Боец с Гитарой Наперевес»

Виктор Хара (исп. Víctor Lidio Jara Martínez; 1932 — 1973) — поэт, музыкант, певец, театральный режиссер, один из самых известных деятелей чилийской культуры, член Компартии Чили, пылкий приверженец Сальвадора Альенде (исп. Salvador Allende Gossens).

Хара был одним из самых популярных певцов и композиторов в 70-е г. минувшего века, основателем музыкального течения «Новая чилийская песня». Жестокое убийство в ходе военного переворота 1973 г., организованного генералом Аугусто Пиночетом (исп. Augusto Jose Ramon Pinochet Ugarte), сделало певца знаменем чилийских патриотов настоящим символом борьбы против фашиствующего режима. Возможно, Виктор Хара стал третьим после «Че» и Фиделя Кастро латиноамериканским коммунистом, ставшим знаковой фигурой левого движения в Латинской Америке.

Убитому фашистами «Человеку-камертону», как его называли, было всего 40 лет.

Детство, юность

Виктор Лидио Хара Мартинес родился 28 сентября 1932 г. в небольшом чилийском поселке Сан-Игнасио (исп. San Ignacio) в семье «inkilinos» — так в Чили называли безземельных крестьян, батрачивших на землях крупных латифундистов. У Мануэля и Аманды Хара Виктор стал 4-м ребенком, после Марии, Хеорхины и Эдуардо. С самых ранних лет мальчику пришлось столкнуться с несправедливостью общества неравных возможностей. Как впоследствии вспоминал поэт, его родители трудились на полях от рассвета до заката, но семья еле сводила концы с концами. Несмотря на тяжелое положение, мать, неграмотная крестьянка, происходившая из индейцев Мапуче с юга Чили, мечтала, чтобы ее дочери и сыновья получили образование. Поэтому всех своих детей Аманда Хара отправила в школу вопреки протестам отца, который видел в отпрысках лишь помощников по хозяйству.

Способный Виктор быстро стал одним из лучших учеников в школе, с особым удовольствием он играл в школьных спектаклях и рано увлекся фольклором. По воспоминаниям друзей детства, мальчик отличался упорством и трудолюбием. Постепенно интересы подростка всецело сосредоточились вокруг музыки. Первым человеком, познакомившим его с гитарой, стал сельский учитель, который снимал комнатку в домике семьи Хара. Он научил Виктора брать основные аккорды и познакомил его с латиноамериканским народным песенным творчеством.

После того, как с Марией случилось несчастье (на нее опрокинулся котел с кипятком), семья перебралась в Сантьяго, поближе к больнице, где лечилась старшая дочь. Семья поселилась в одной из столичных «фавел» — трущобном поселке Ногалес (исп. Nogales). Братьев определили в католический лицей, находившийся по соседству, где Виктор получил начальное образование. Тем временем, мать Аманда, работавшая поваром в местном ресторанчике, сумела скопить немного денег и открыла собственный маленький трактир, где в основном столовались грузчики. Это позволило семье улучшить свое благосостояние и сменить жилье. По соседству с новым домом, куда переехало семейство, находилась винная лавка, в которой часто выступал молодой музыкант Омар Пульгар (исп. Omar Pulgar), ставший вторым человеком после сельского учителя, кто давал юному Виктору уроки игры на гитаре и обучал пению.

После окончания школы Виктор продолжил учебу в коммерческом училище. Ремесло счетовода давалось ему плохо, юноша считал его скучным и предпочитал проводить время с друзьями, занимаясь пением и музыкой. Когда Виктору было 15 лет, мать скончалась от инсульта, а отец вскоре спился. Виктору пришлось бросить учебу и наняться подмастерьем в мебельную мастерскую.

В 1950 г. юноша вдруг решил поступить в семинарию Ордена Святейшего Спасителя. В зрелом возрасте он так объяснял свой выбор: «Я очень серьезно отнесся к решению поступить в семинарию. Теперь, с точки зрения взрослого человека, я полагаю, что в основе лежали сугубо личные эмоциональные побуждения: одиночество, исчезновение целого мира, который до тех пор казался незыблемым, где были родной дом и материнская любовь… В тот момент в церкви я нашел убежище». Однако, весной 1952 г. Виктор семинарию бросил. Причина оказалась довольно банальной — здоровый, полный сил мужчина не захотел соблюдать целибат, который предполагал статус католического священника. После отчисления из семинарии Виктор Хара был призван на военную службу в пехотное училище.

Начало музыкальной деятельности

После демобилизации, получив звание сержанта, некоторое время Виктор работал санитаром на скорой помощи, потом стал петь в университетском хоре. Несколько лет он играл в театре пантомимы и много путешествовал по чилийским деревням, собирая народную музыку, а затем в марте 1956 г. поступил театральную школу Чилийского Университета на отделение телевизионной режиссуры. Так и началась карьера Хары, впоследствии всемирно известного певца и музыканта.

В школе он проявил не незаурядные актерские и музыкальные дарования, входил в кружок художников и интеллектуалов, центром которого был сам Пабло Неруда (исп. Pablo Neruda), известный чилийский поэт, приверженец коммунистической идеологии. Неруда стал для Виктора одним из главных идейных вдохновителей.

В студенческие годы Виктор, чтобы подработать, часто пел прямо на улицах. Он считал, что искусство не может существовать в отрыве от народных корней. Первый большой успех ему принесли сборник народных песен, записанный с молодежной фолк-группой “Cuncumen” , а также пьеса “Parecido a la Felicidad” (“Казавшееся счастьем”), которая шла еще в 7-и латиноамериканских странах, в том числе на Кубе, где Виктор познакомился с легендарным Че Геварой (исп. Ernesto Che Guevara). Музыкант постепенно перешел от интерпретаций народных песен к сочинительству. Песни, которые были посвящены его кумирам, борцам за свободу — Че Геваре, Хо Ши Мину, Сальвадору Альенде — быстро распространились в Чили и странах Латинской Америки. Его концерты в небольших музыкальных барах, получившие название “peña” (с исп. «Рок»), сделали его одним из самых известных и популярных чилийских певцов. Отныне Виктор Хара воспринимался как «человек с гитарой».

В 1961 г. Виктор с концертами посетил Советский Союз. Эта поездка оказала на музыканта колоссальное впечатление, по возвращении он принял решение вступить в Компартию Чили.

В 1960-е гг. Хара был главным режиссером театра Государственного Университета. Работая над пьесами других авторов, он искал способы выразить свою любовь к простым крестьянам и бедноте из трущоб, создавая яркие, полные жизни образы. Он не мог оставаться в стороне от бурных политических событий, охвативших страну; вместе с коллегами и учениками принимал участие в массовых демонстрациях протеста, сочинял песни, в одночасье становившиеся гимнами борьбы студентов за свои права. Его творчество все более приобретало политическую окраску. Ярким примером песни-протеста является «Manifiesto». Когда в Пуэрто-Монте (1969 г.) полицейские жестоко расправились с мирной демонстрацией фермеров, Виктор написал песню “ Preguntas por Puerto Montt ” (“Вопросы о Пуэрто-Монте”), в которой гневно обвинял правительство.

С этой песней он выступил перед тысячной аудиторией во время демонстрации протеста.

Вместе с ансамблем «Quilapayun» Виктор спел песню « Movil oil special! », звуковым фоном которой был шум демонстрации и хлопки гранат со слезоточивым газом, которыми чилийская полиция пыталась разогнать манифестантов.

Бурные 60-е

В ХХ в. в латиноамериканских странах, в том числе и в Чили, широкое распространение получили левые и леворадикальные идеи. Социально-экономическое положение страны характеризовалось всевластием олигархов — промышленников и латифундистов, значительная доля национальных ресурсов находилась в руках иностранных компаний. Между тем, основная масса чилийского населения жила в крайне бедности. Поэтому идеи социальной справедливости и равенства «витали в воздухе». Сказывалось и влияние революционной Кубы, которая стала примером для радикально настроенных сил во всех странах Латинской Америки.

Опасаясь формирования просоветских режимов в Новом свете, Соединенные Штаты вели политику, направленную на разжигание в латиноамериканских странах антикоммунистических настроений. Где угрозами, где щедрыми финансовыми вливаниями США добивалось от руководителей проведения репрессивной политики в отношении коммунистических партий. Не стала исключением и Чили.

В конце 60-х на политической арене Чили произошел раскол на левых и правых, на сторонников и противников социальных преобразований. Целью “Народного единства” — союза коммунистов, социалистов и прогрессивных христианских партий — было изменение условий жизни бедных слоев чилийского общества и создание правовой социалистической системы. Правая Национальная партия, представлявшая правившую элиту крупных землевладельцев, противостояла этому всеми силами.

Напряжение неуклонно нарастало. Виктор, как член КП Чили без колебаний встал на сторону левых.

Армейские офицеры, принадлежавшие к правому политическому лагерю, попытались свергнуть демократическое правительство, но попытка переворота провалилась, и в 1970 г. в Чили состоялись президентские выборы, которые завершились победой Сальвадора Альенде, кандидата от “Народного единства”. Песня Виктора Хара “ Venceremos ” (“Мы победим”) стала гимном президентской кампании Альенде. Как художественный руководитель и солист группы «Quilapayun», в 1971 г. он был назначен культурным послом при правительстве Альенде.

Новый президент приступил к исполнению своих обязанностей: при полной общественной поддержке началась демократизация основ государства. Однако, в парламенте страсти продолжали бушевать, нападки правых и левых экстремистов на демократическое правительство участились. Виктор был в гуще событий: Сальвадора Альенде он считал одним из важнейших героев борьбы за социальную справедливость в стране.

Виктор Хара писал новые песни и всюду их исполнял. Он стал ведущим цикла телепередач под общим названием “Я не хочу, чтобы моя страна была разделена” — о гражданской войне в Испании, о нацистской Германии и о напряженной ситуации в Чили. С приходом к власти Сальвадора Альенде, Виктор Хара превратился в едва ли не официального певца нового Чили. Его концерты проходили все чаще, а в 1972 г. он отправился с визитом на Кубу. То, что сделал с Кубой Фидель Кастро, очень понравилось Виктору, вернувшись на родину, он с еще большим энтузиазмом включился в общественно-политическую жизнь своей страны.

Пабло Неруда, Виктор Хара и Сальвадор Альенде

Хара и его ансамбль в это сложное для страны время играли большую роль в ободрении народных масс, поддерживая активистов левых партий и профсоюзов, простых чилийцев, высмеивая правоконсервативные круги и «марши кастрюль».

В 1973 г. “Народное единство” победило на парламентских выборах, но Альенде предупреждал чилийцев об угрозе фашистского переворота и гражданской войны.

Военный переворот

11 сентября 1973 г. вооруженные силы Чили во главе с генералом Пиночетом совершили военный переворот. Военные-путчисты захватили телецентр, а правые радиостанции транслировали заявление о произошедшей смене власти и создании военной хунты, возглавленной командующим сухопутными войсками Чили генералом Аугусто Пиночетом. В 9:15 отряды путчистов предприняли штурм президентского дворца «Ла Монеда» (исп. Palacio de La Moneda). Здание президентской резиденции защищало около 40 человек, а обстрел вели танки и авиация ВВС. К 14:20 дворцовое здание было захвачено, а законный президент Сальвадор Альенде убит.

Зверское убийство

В ходе захвата власти военная хунта приступила к беспощадному террору против левых сил и сторонников правительства Альенде. В стране начались массовые репрессии, аресты и убийства, без суда и следствия. Главный стадион Сантьяго «Estadio de Chile» был превращен в огромный концлагерь, куда армейские отряды путчистов согнали около 50 тыс. схваченных левых активистов, тех, кто поддерживал “Народное единство” или просто случайных граждан, в ком они усматривали своих противников.

«Марксистский мусор» – так приспешники хунты называли арестованных. На тот же стадион в среду утром 12 сентября 1973 г. вместе с 600 преподавателями и студентами Технического Университета был доставлен и пылкий музыкант — подгоняемый штыками и прикладами, с руками на затылке. Накануне Виктору предстояло петь на акции, готовившейся в Университете, во время которой президент Альенде должен был объявить чилийскому народу о всенародном голосовании. По иронии судьбы, в 1969 г. Виктор выступал на этом самом стадионе, как участник первого фестиваля «Новой чилийской песни», где он стал победителем.

Теперь поэту и музыканту выпала участь стать узником концлагеря.

Чтобы предотвратить взрыв на стадионе, заключенных в ночное время ослепляли лучами мощных прожекторов, на переполненные трибуны постоянно были нацелены дула крупнокалиберных пулеметов.

В течение 4-х дней путчисты Пиночета, которые ненавидели Хару как «коммунистического певца» , жестоко избивали поэта, пропускали через его тело электрический ток, раздробили обе руки, чтобы он никогда больше не мог играть на гитаре, изувечили лицо, едва не выбив глаз. Фашиствующие молодчики показывали полуживого музыканта, как свой главный трофей — «коммунистический голос». Виктор вел себя мужественно, с достоинством, он не просил пощады у истязателей. 15 сентября его отвели в раздевалку стадиона, превращенную в камеру пыток, и там убили выстрелом в голову, после чего тело изрешетили автоматной очередью. Позже изувеченное тело музыканта было найдено под кладбищенским забором и помещено в один из городских моргов с биркой «Неизвестный, подобран на улице».

Люди, которые должны были свалить тела в общую могилу, узнали в изуродованном теле Хары и тайно сообщили об этом его жене, которой удалось забрать мужа и похоронить его, как подобает.

Предсмертная песнь

Виктор Хара не переставал писать до самого последнего вздоха. Маленькая записка жене и его последние стихи были под диктовку записаны сокамерниками на клочках бумаги, которые удалось тайно вынести за стены стадиона тем, кто чудом спасся. Предсмертное стихотворение “На стадионе” не закончено — оборвано на середине предложения. «Кровь президента Альенде бьет сильнее, чем бомбы и пули. Наши кулаки еще ударят вновь», — надиктовал изувеченный, но не сломленный поэт.

Когда воскресным утром 16 сентября 1973 г. Пабло Неруда узнал о смерти Хары, он воскликнул: «Боже, это ведь то же самое, что убить поющего соловья!»

Виктор Хара: Семья

Музыкант был женат на известной танцовщице и певице Джоан Тернер (англ. Joan Alison Turner; г/р 1927), уроженке Великобритании, которая в институте культуры, где учился Виктор, преподавала танцы. У Джоан от первого брака была дочь Мануэла, в семье Хара родилась общая дочь Аманда. Аманде было 8, а Мануэле 13 лет, когда путчисты убили их отца.

После гибели Виктора, Джоан, которая была английской подданной, с помощью сотрудников английского посольства удалось вместе с девочками покинуть страну, сохранив рукописи мужа. Она вернулась в Великобританию, потом перебралась во Францию, затем много путешествовала и в 1983 г. возвратилась в Чили, где живет по сей день. О своем верном друге и любимом муже она написала книгу « Виктор. Прерванная песня» , которая в 1984 г. была опубликована в Великобритании на английском языке. Эта книга — не просто рассказ о жизни двух людей, об их огромной любви и совместной работе, она стала ярким свидетельством тех скорбных дней, которые пережила страна в страшные для чилийцев годы.

Суд над убийцами

В декабре 2008 г. чилийский суд предъявил обвинения восьмерым участникам преступления. Семеро, проживающие в Чили, были арестованы, а Педро Барьентос (исп. Pedro Barrientos) заявлен в розыск через Интерпол. По словам свидетелей, именно Барьентос приказал солдатам бросить Хару в подвал, где лично рукояткой револьвера бил его по лицу. Затем Барьентос стал играть с полуживым музыкантом в «русскую рулетку». Выстрелив Виктору в затылок, лейтенант приказал солдатам, вооруженных автоматами, расстрелять бездыханное тело.

В июне 2009 г. в рамках правительственного расследования была проведена официальная эксгумация тела Виктора Хары. Судебно-медицинская экспертиза показала, что в него было выпущено 44 пули. Кисти рук, вопреки распространенной легенде, не были отрублены, но были чудовищно раздроблены. Еще была проломлена голова, а кости переломаны в 30-ти местах. Смерть наступила от пули, выпущенной из пистолета в голову.

В декабре 2009 г. останки Виктора Хара были перезахоронены на главном кладбище страны в Сантьяго, в траурной церемонии приняли участие тысячи чилийцев.

В 2012 г. чилийские тележурналисты нашли Барьентоса в Соединенных Штатах. В 1989 г. он получил гражданство США, женившись на уроженке Флориды. Чилийское правительство подготовило запрос в США на экстрадицию Барьентеса, но по каким-то причинам его не отправило.

Не смирившаяся с безнаказанностью изуверов, подвергших мужа бесчеловечным пыткам, 5 сентября 2013 г. вдова поэта Джоан Хара подала на Педро Барьентоса заявление в федеральный суд штата Флорида, где спокойно проживал бывший палач пиночетовского режима. Иск был возбужден от имени Джоан и ее дочерей, Аманды Хары Тернер и Мануэлы Бунстер.

Адвокат семьи Хара выразил удовлетворение тем, что спустя почти 40 лет сделана попытка раскрыть, наконец, правду и привлечь виновных к ответственности.

«Песни Виктора продолжают вдохновлять людей во всем мире, а память о нем жива даже спустя 40 лет после его гибели, — говорится в заявлении — Мы хотим привлечь к суду тех, кто повинен в вопиющих нарушениях прав человека в те годы, чтобы люди, ставшие жертвами кровавой диктатуры, хоть немного обрели покой».

28 июня 2016 г. суд Флориды вынес приговор по делу об убийстве знаменитого чилийского революционного музыканта Виктора Хары. В его смерти признан виновным бывший офицер чилийской армии Педро Пабло Барриентос, которому Суд постановил выплатить семье убитого в качестве возмещения ущерба $28 млн. Сам Баррьентос категорически отрицал выдвинутые обвинения, заявляя, что никогда не был на стадионе в Сантьяго и вообще не знает Виктора.

Любопытные факты

  • В те смутные времена в Латинской Америке имела хождение поговорка «Крестьянский сын + Университет = Революция». Точно по такому сценарию и формировалось политическое мировоззрение Виктора Хары.
  • Находясь в противостоянии с СССР в годы «холодной войны», Соединенные Штаты не гнушались поддерживать самые кровавые режимы — в Африке, Азии и Латинской Америке. Мнимая «забота о демократии и правах человека» на практике оборачивалась военной, финансовой и идеологической помощью диктаторам, которые занимали антикоммунистические позиции и которыми можно было легко манипулировать, используя их для борьбы с социалистической идеологией. Типичным примером подобных диктатур, возникших при поддержке США, стал режим Пиночета в Чили. Только по официальным данным, за годы правления хунты, возглавляемой генералом Пиночетом, в Чили были убиты 2300 человек и почти 40 тыс. граждан подвергнуты зверским пыткам.

Дайте нам силу и мужество, чтобы бороться…

Источник

Оцените статью