- Фортепианный квинтет (Шуман) — Piano Quintet (Schumann)
- СОДЕРЖАНИЕ
- Состав и исполнение
- Инструментарий и жанр
- Анализ
- I. блестящее аллегро
- II. In modo d’una marcia. Un poco largamente
- III. Скерцо: Molto vivace
- IV. Allegro ma non troppo
- Прием и влияние
- Использование в более позднем искусстве и музыке
- Виолончель с фортепиано шуман
Фортепианный квинтет (Шуман) — Piano Quintet (Schumann)
Квинтет ми-бемоль мажор , соч. 44 Роберта Шумана была написана в 1842 году и впервые была исполнена публично в следующем году. Фортепианный квинтет Шумана, известный своим «экстравертированным, ярким» характером, считается одним из его лучших произведений и главным произведением камерной музыки XIX века . Написанное для фортепиано и струнного квартета , произведение произвело революцию в инструментарии и музыкальном характере фортепианного квинтета и сделало его типично романтическим жанром.
СОДЕРЖАНИЕ
Состав и исполнение
Шуман написал свой фортепианный квинтет всего за несколько недель в сентябре и октябре 1842 года, в ходе так называемого «Года камерной музыки». До 1842 года Шуман вообще не закончил камерную музыку, за исключением раннего фортепианного квартета (в 1829 году). Однако, в течение года своей сосредоточенности на камерной музыке он сочинил три струнных квартета, соч. 41; за ним следует фортепианный квинтет, соч. 44; фортепианный квартет, соч. 47; и Phantasiestücke для фортепианного трио, соч. 88. Джон Даверио считает Фортепианный квинтет «творческим двойником» фортепианного квартета, который был написан несколькими неделями позже, и оба демонстрируют «экстравертную, яркую сторону творческого гения композитора».
Шуман начал свою карьеру в первую очередь как композитор для клавишных, и после того, как он начал писать для струнного квартета, по словам Джоан Чизелл, его «воссоединение с фортепиано» в создании фортепианного квинтета дало «его творческому воображению . новую жизнь». в жизни.»
Даверио утверждал , что Фортепианный квинтет Шумана под влиянием Франца Шуберта «s фортепианного трио № 2 ми-бемоль мажор , произведение Шумана восхищение. Обе работы написаны в тональности ми-бемоль, во второй части — похоронный марш и завершаются финалами, которые резко воскрешают прежний тематический материал.
Шуман посвятил фортепианный квинтет своей жене, великой пианистке Кларе Шуман . Она должна была исполнить фортепианную партию на первом частном исполнении квинтета 6 декабря 1842 года. Однако она заболела, и вмешался Феликс Мендельсон , читая с листа «дьявольскую» фортепианную партию. Предложения Мендельсона Шуману после этого выступления привели композитора к пересмотру внутренних движений, включая добавление второго трио к третьей части.
Клара Шуман сыграла партию фортепиано на первом публичном выступлении фортепианного квинтета 8 января 1843 года в Лейпцигском Гевандхаусе . Клара назвала произведение «великолепным, полным энергии и свежести». Она часто выполняла работу на протяжении всей своей жизни. Однако однажды Роберт Шуман попросил пианиста заменить Клару в исполнении квинтета, отметив, что «мужчина понимает это лучше».
Инструментарий и жанр
Фортепианный квинтет Шумана написан для фортепиано и струнного квартета (две скрипки , альт и виолончель ).
Решение Шумана сочетать фортепиано со стандартным набором струнных квартетов отражает меняющиеся технические возможности и культурное значение, соответственно, этих инструментов. К 1842 году струнный квартет стал считаться самым значительным и престижным ансамблем камерной музыки, а достижения в дизайне фортепиано увеличили его мощность и динамический диапазон. Фортепианный квинтет Шумана, объединяющий фортепиано и струнный квартет, в полной мере использует выразительные возможности сочетания этих сил, чередуя разговорные пассажи между пятью инструментами и пассажи концертанте, в которых объединенные силы струн сосредоточены на фортепиано. В то время, когда камерная музыка перемещалась из салона в общественные концертные залы, Шуман переосмысливает фортепианный квинтет как музыкальный жанр, «подвешенный между частной и общественной сферами», чередующийся между «квазисимфоническими и, более точно, камерными элементами».
Анализ
Внешний звук | |
---|---|
Исполняет Менахем Пресслер и струнный квартет Эмерсона | |
I. блестящее аллегро | |
II. In modo d’una marcia. Un poco largamente | |
III. Скерцо: Molto vivace | |
IV. Allegro ma non troppo |
Пьеса состоит из четырех частей в стандартной схеме быстро-медленно- скерцо -быстро :
- Блестящее аллегро
- In modo d’una marcia. Un poco largamente
- Скерцо: Molto vivace
- Allegro ma non troppo
I. блестящее аллегро
Маркировка темпа первой части — блестящее аллегро. Итальянское прилагательное brillante означает «сверкающий» или «искрящийся». Энергичная основная тема характеризуется широкими скачкообразными интервалами. Контрастная вторая тема , отмеченная dolce , достигается после переходной части, отмеченной взглядами на более удаленные плоские клавиши. Он представлен как дуэт виолончели и альта, и его «плавно-романтический» характер типичен для горячего вдохновения Шумана в этом квинтете.
Центральное развитие состоит в основном из виртуозной фигурки на фортепиано, основанной на уменьшении третьего и четвертого тактов вступительной темы, которая модулируется между двумя энергичными утверждениями последней ля-бемоль и фа минор. При втором появлении фигурация более или менее точно переносится вниз на тон, чтобы вернуться к тонической тональности. После стандартного повторения основных тем движение завершается короткой энергичной кодой . Хотя Шумана часто критикуют за его дискурсивный, повторяющийся подход к форме сонаты , ему в значительной степени удается сохранить это вступительное Аллегро компактно и не слишком длинным.
II. In modo d’una marcia. Un poco largamente
Основная тема (A) этого движения — похоронный марш до минор. Он чередуется с двумя контрастирующими эпизодами: один — лирическая тема (B), которую несет первая скрипка и виолончель, второй (C), Agitato , переносимое фортепиано под струнный аккомпанемент, что является трансформацией основной темы, замаскированной изменениями в ней. ритм и темп. Все это образует рондо из семи частей :
Ля (до минор) B (до мажор) Ля (до минор) C (вариант ля, фа минор) A ‘(до минор) B ′ (фа мажор) Ля (до минор)
В переходе между похоронным маршем и вторым (взволнованным) эпизодом повторно используются нисходящие октавы фортепиано (дублированные скрипкой) из второго финала экспозиции первой части (см. Рисунок). Это один из нескольких моментов в квинтете, где Шуман создает единство движений, тонко повторно используя тематический материал. Похоронный марш A меняется по возвращении после раздела агитато с быстрыми триолями на фортепиано и контрапунктом, напоминающим предыдущий эпизод для первой скрипки и виолончели, в то время как второе появление B фа мажор также сопровождается обогащенным фортепианным аккомпанементом. .
III. Скерцо: Molto vivace
Основная часть этого живого движения почти полностью построена на восходящей и нисходящей шкалах. Есть две тройки . Трио I соль-бемоль мажор — лирический канон для скрипки и альта. Trio II, добавленное по предложению Мендельсона , представляет собой moto perpetuo с сильным акцентом, чье 2
4 метра и беспокойно модулирующая, в основном второстепенная тональность резко контрастирует с 6
8 и относительная стабильность остальных. После третьего и последнего появления скерцо короткая кода, основанная на гаммах, завершает часть, переходя в воспоминание о Трио I в заключительных тактах.
IV. Allegro ma non troppo
Финал начинается не в тонике , а соль минор, аккорд до минор . Движение в целом отлито в необычной форме, которая частично отражает, но в конечном итоге побеждает частые трудности Шумана с традиционной формой сонаты в его крупномасштабных инструментальных движениях. Оригинальное обращение как с формой, так и с тональностью резко контрастирует с в значительной степени традиционной формальной организацией предыдущих трех движений.
Ниже приводится краткое изложение основных тем и ключевых областей:
м. 1 : Тема соль минор A 1 м. 21 : ми-бемоль мажорная тема A 2 м. 29 : Ре минор А 1 м. 37 : Си-бемоль мажор A 2 м. 43 : мажорная тема B G (с важным мотивом B ‘ , впервые введенным альтом в 54), сама B является уменьшенной версией A 2 . м. 77 : си минор-мажор A 1 м. 114 : Тема ми мажор-соль-диез минор C (в сопровождении B ‘) м. 136 : Соль-диез минор A 1 м. 148 : Ре-диез минор A 1 м. 156 : си мажор A 2 м. 164 : си-бемоль минор A 1 м. 172 : Соль-бемоль мажор A 2 м. 178 : Резюме ми-бемоль мажор си м. 212 : Соль минор А 1 м. 224 : ми-бемоль мажорная тема D м. 248 : фугато на А 1 м. 274 : Резюме ми-бемоль мажор C (B ‘) м. 319 : ми-бемоль мажор, фугато на A 1 в сочетании с темой открытия первой части, блестящее аллегро. м. 378 : Резюме ми-бемоль мажор ре м. 402: Кода
Основные темы, A 1 , A 2 , B и C, вводятся в первых 135 тактах, что делает это открытие примерно эквивалентным экспозиции сонаты . Тоническая тональность, однако, почти полностью отсутствует, музыка в основном остается соль минор / мажор до появления лирической темы C в удаленной тональности ми мажор на m. 114. Музыка модулируется до соль-диез минор, чтобы начать то, что по сути является перепросмотром в m. 136, где B возвращается в ми-бемоль, чтобы, наконец, установить истинный тоник в m. 178, очень поздно в длинном движении.
Однако осталось раскрыть более 200 тактов, почти полностью в тонике. В ходе их курса Шуман вводит еще одну тему, синкопированное D, переходит к повторению лирической темы C в тонике и развивает музыку дальше с помощью двух пассажей фугато, второй неожиданно и впечатляюще включает основную тему вступительного Allegro brillante. и соединив его с вводной темой A 1 , наконец, услышанной в тонике.
Этот переворот , возможно, был вдохновлен подобным впадения темы в Мендельсона «s E плоский квартет ор. 12 . Кроме того, вероятно , сознательно, вызывает наивысшем контрапунктовые финалы произведений , такие как Моцарт «s Юпитер симфония . Движение в целом можно отметить по подобным рондо повторным появлением вводной темы A 1 , которая последовательно избегает тонической тональности до финального фугато; за новаторскую схему тональности, сочетающую в себе беспокойные модуляции традиционной сонатной разработки с идеей рекапитуляции в тонике; и за его успешную интеграцию контрапункта в неконтрапунктную формальную структуру.
Прием и влияние
Фортепианный квинтет Шумана получил широкое признание и получил множество подражаний. Его успех прочно утвердил фортепианный квинтет как значительный и типично романтический жанр камерной музыки. Фортепианный квинтет фа минор, соч. 34 пьесы Иоганнеса Брамса , переработанная из более ранней сонаты для двух фортепиано (сама по себе переработка более раннего струнного квинтета) по настоянию Клары Шуман, была одним из многих значительных романтических фортепианных квинтетов, которые демонстрируют влияние Шумана и перенимают его выбор инструментов.
Фортепианный квинтет Шумана не понравился, по крайней мере, одному разборчивому слушателю: Ференц Лист услышал пьесу, исполненную в доме Шумана, и назвал ее «несколько слишком Лейпцигеришской», отсылкой к консервативной музыке композиторов из Лейпцига , особенно Феликса Мендельсона .
Использование в более позднем искусстве и музыке
Тема похоронного марша из второй части широко используется в качестве главной темы фильма « Фанни и Александр » Ингмаром Бергманом и исполняется на скрипке персонажем Рутгера Хауэра Лотосом, в то время как Баффи убивает вампира, изображенного Полом Рубенсом в фильме 1992 года. Баффи Истребительница вампиров . Он также занимает видное место в классическом саундтреке к знаменитому фильму ужасов 1934 года «Черная кошка» . Он используется несколько раз в пьесе «Фаворит» Йоргоса Лантимоса 2018 года .
Источник
Виолончель с фортепиано шуман
В 1850 году Роберт Шуман стал музыкальным директором Дюссельдорфа. 24 октября он продирижировал первым абонементным концертом местного Музыкального союза и в тот же день закончил эскиз Концерта для виолончели с оркестром. Концерт был впервые исполнен десять лет спустя, уже после смерти Шумана. Сам композитор назвал его несколько иначе — «концертштюк», подчеркнув, что это произведение одночастное и виртуозное.
Действительно, три части концерта исполняются без перерыва, образуя огромный монолог виолончели, в котором лаконичные оркестровые tutti словно бы расставляют знаки препинания.
Концерт Шумана — квинтэссенция романтического образа инструмента. Партия виолончели требует идеального «пения» на инструменте, безупречно красивого звука и окрашена в элегические оттенки. Оркестрован концерт очень мягко. Лиризм музыки Шумана, особенно в первой части, иногда напоминает будущие страницы Чайковского, переход ко второй части — «Сцену письма» из оперы «Евгений Онегин».
Хотя сам Шуман высказывался против виртуозности как самоцели, виолончельный концерт ее отнюдь не лишен: есть и пассажи в первой части, и певучие двойные ноты во второй. Однако каденция в финале концерта многим солистам кажется слишком скромной, и они расширяют ее в несколько раз.
Источник