- Классическая гитара >Четыре учебных этюда для гитары
- Первый учебный этюд
- Второй учебный этюд
- Третий учебный этюд
- Четвертый учебный этюд
- Гитарный Блог Нот Валерия Егорова
- Архивы рубрики ‘5. ЭТЮДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ’
- В.Егоров: Переменный этюд
- Новый этюд для гитары
- Ноты и табулатура этюда
- Некоторые указания по разучиванию этюда
- Классический этюд для гитары
- Этюд для классической гитары неизвестного автора
- Ноты и табулатура этюда
- Рекомендации по разучиванию этюда
- Пробуйте найти свой стиль
- Этюд Дорна для гитары До мажор.
- Этюд (C.J. Dorn).
- Ноты этюда.
- Как играть?
- Правая рука.
- Левая рука.
- Этюд ля минор арпеджио.
- Этюд с арпеджио.
- Ноты и табулатура этюда.
- О темпе этюда.
- Правая и левая руки.
- Выучим совсем простой этюд для гитары.
- Простой гитарный этюд.
- Ноты этюда:
- Рекомендации по разучиванию этюда.
- Правая рука.
- Левая рука.
- Несложный этюд для классической гитары Ф.Тарреги
- Этюд Ф.Тарреги.
- Ноты и табулатура этюда.
- Как играется нисходящее арпеджио.
- Еще один вариант исполнения мелодического голоса с басом.
- Глиссандо.
- Гамма До мажор для гитары.
Классическая гитара >Четыре учебных этюда для гитары
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . Вот мы и подошли к четырем заключительным произведениям, в которых вы будете использовать различные техники и музыкальную теорию, изученные на протяжении всего раздела Классическая гитара.
Первый учебный этюд
Первое произведение представляет собой этюд из терций. Две ноты каждого интервала (когда обе они являются зажатыми) должны браться на грифе вместе. Повторяющаяся последовательность пальцев правой руки (р, m, i) позволяет поочередно выполнять ими плавные и однообразные движения, что даст вам возможность сосредоточиться на сменах позиций в левой руке.
Когда вам встретятся аккорды, особое внимание обращайте на то, чтобы все входящие в их состав ноты игрались строго одновременно и звучали мощно. Сначала это может показаться сложным из-за резких переходов правой руки с арпеджио на аккорды, но вы справитесь с этой проблемой, если при медленном разучивании этюда будете заранее готовить пальцы на струнах к аккорд.
В четвертой строке происходит почти постоянная смена позиции после каждой терции, но если вы заметите, что левая рука всегда играет третьим и вторым или третьим и первым пальцами (в зависимости от того, малая или большая терция играется), а нижняя нота остается на второй струне до самого начала пятой строки, то найти ноты для вас не составит большого труда.
Второй учебный этюд
Во втором этюде ноты с направленными вверх вертикальными чертами в первой строке ведут мелодию и должны играться громче, чем аккомпанирующие ноты нижней части. В третьей и четвертой строках часто используются направляющие пальцы между сменами позиций. Эти смены позиций в партитуре не указаны, поскольку басовые ноты и аппликатура дают достаточно информации о том, какие позиции имеются в виду.
Третий учебный этюд
Следующий учебный этюд, «Аделита», — это очень популярное произведение гитарного репертуара, основанное на польском танце под названием мазурка. Работы подобного типа требуют чистоты воспроизведения мелодии и ритмической выдержанности.
Эта пьеса включает в себя многие из изученных вами на этот момент техник, таких как мелизмы, лигадо и игру на различных высоких позициях. Для извлечения сильного и мягкого звука на первой и третьей нотах в первом, втором и третьем тактах следует использовать апояпдо.
В третьем такте аккорд на последнем счете, который в предыдущих тактах служил аккомпанирующей гармонией, приобретает верхнюю мелодическую ноту G (соль). Эту ноту следует взять громче, чем остальные две ноты аккорда, просунув палец m под струну глубже, чем палец i, чтобы она могла плавно перетечь в следующий такт.
Такие скрещивания мелодии и аккомпанемента встретятся в пьесе еще несколько раз — например, на последнем счете всех тактов третьей строки. В первом такте четвертой строки придется сильно растягивать третий и четвертый пальцы (при исполнении орнамента), что нужно отработать очень медленно при разборе пьесы.
Во втором такте четвертой строки мелодия приобретает теноровый голос, который должен подчеркиваться акцентированным ударом пальца правой руки. Короткое глиссандо в следующем такте с верхней G (соль) на D (ре) призвано усилить кантабиле, то есть напевное звучание, пьесы.
Первая нота всех флажолетов должна играться одновременно с аккордом. Очень характерно для этой пьесы использование вибрато, которое в значительной степени оживляет произведение; особенно эффектно оно в верхнем голосе первой половины пьесы и позже, когда во втором такте четвертой строки тема ведется на басовых струнах.
Четвертый учебный этюд
Четвертый учебный этюд, технически не слишком сложный, для правильного исполнения требует точного понимания и трактовки стиля, в котором он написан.
Акцентов на счете следует избегать, чтобы подчеркнуть линейное развитие мелодии, а поддержание ритма должно усилить лирический и плавный характер этой пьесы.
Это произведение было написано для виуэлы, испанского струнного инструмента эпохи Возрождения. Ее строй похож на гитарный с той лишь разницей, что, подобно лютне того же периода, большая терция находится между третьей и четвертой струнами, а не между второй и третьей, как у гитары.
Чтобы сыграть эту пьесу подходящими пальцами, используется диссонанс, опускающий третью струну до F# (фа-диез).
При исполнении этой пьесы на третьем ладу можно установить капо (специальное маленькое, похожее на зажим устройство, закрепляемое на грифе и фиксирующее все струны на определенном ладу) для изменения строя гитары на G (соль), чтобы привести его в соответствие со строем виуэлы. Однако имейте в виду, что общепринятый концертный строй стал заметно выше по сравнению с тем, каким он был в XVI столетии, и вполне возможно, что наш современный строй F (фа) значительно ближе к строю G (соль), принятому в те времена, и поэтому использование капо может оказаться излишним.
Инструментальная музыка того периода близко имитировала вокальный стиль с доминирующими в нем линейными аспектами. Поэтому при исполнении следует обратить особое внимание на выделение мелодической составляющей этого произведения.
Например, во втором такте второй строки басовая Е (ми) должна приглушаться при переходе к А (ля), чтобы интервал приобрел мелодическое звучание и две ноты не были слышны одновременно, что, в противном случае, привело бы к гармонической неопределенности.
Линейный аспект произведения вновь становится очевиден при «имитации» во второй строке между первым и третьим тактами, когда басовый мотив повторяется на кварту выше. То же самое происходит и в следующем такте еще на кварту выше, но первая нота утрачивается в этой вариации. Кроме того, рисунок верхнего голоса первого такта второй строки повторяется в басовой партии в следующем такте, но с иными интервалами, так как в этом месте требуется новая гармоническая функция.
В партитуре очень подробно указана аппликатура из-за сложностей, связанных с использованием диссонанса. Какими пальцами исполняет гитарист произведение, в первую очередь определяется его опытом, но также во многом зависит и от конкретной пьесы, однако главный совет в этом вопросе сводится к тому, что играть выбранными пальцами вам всегда должно быть удобно.
Огромное значение имеют и другие параметры, такие как смена позиций и расположение большого пальца левой руки.
Динамика этой пьесы может быть произвольной; здесь она указана как один из возможных вариантов постепенного ее изменения, соответствующего стилю.
Указание «despacio» в начале партитуры по-испански означает «медленно», однако темп исполнения должен быть таким, чтобы мелодия была хорошо различима.
Именно решению этой задачи по сохранению мелодичности и отвечает предложенный темп.
Отличные упражнения для гитары, попробовала сделать нечто подобное, пятый ряд отыскался сам собой)
Сначала мне было очень трудно, но теория теорией, а практика есть практика) Обращайте внимание на то, чтобы в аккордах ноты играли мощнее. Это дает больше эффекта!
Сначала у меня не получалось, а теперь всё получается. Спасибо за этот учебный этюд. Всем советую.
Это ноты самых красивых этюдов, которые я выучила. Спасибо.
А табулатур нет к этим этюдам?
К сожалению, нет. Начните изучать гитарную нотацию, и Вам откроются новые горизонты!
Как так получается, что размер указан 6/8, а в тактах прописано четверть с точкой (три восьмых) + две восьмых + четверть с точкой (еще три восьмых) + еще две восьмых = 10/8, но в некоторых тактах все же указано по две четверти с точками = 6/8? Может я плохо знаю нотную грамоту? Подскажите пожалуйста?
Источник
Гитарный Блог Нот Валерия Егорова
Архивы рубрики ‘5. ЭТЮДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ’
В.Егоров: Переменный этюд
Новый этюд для гитары
После небольшого периода летнего остывания от трудов праведных дел и жаркого солнца где-нибудь на бережку, решил что-нибудь сочинить. Родился Переменный этюд и вот я его представляю моим посетителям. Он играется довольно живо и это можно почувствовать по МИДИ произведения.
Ноты и табулатура этюда
Разберите внимательно нотный текст Переменного этюда, особенно аппликатуру левой руки. Пальцы правой руки не обозначены, но здесь трудного ничего нет, так что разобраться будет нетрудно.
Некоторые указания по разучиванию этюда
Возможно, кому-то будет интересно, почему этот этюд назван “переменным”. Дело в том, что в нем все как-то получилось переменно.
Во-первых, меняются по ходу тональности. В0-вторых, меняются акценты с нижнего голоса на верхний. В-третьих, переменный ритмический рисунок этюда сбивает иногда ход мыслей.
Далее, постоянно изменяется вид арпеджио: прямое смешанное – на восходящее, и обратно, прямое смешанное – на обратное смешанное и смешение в одном такте различных видов арпеджио. Арпеджио здесь – главная польза этюда и поэтому к правой руке следует отнестись наиболее серьезно.
Даже темп и тот переменный (его замедление в последнем такте к последней доле). Обратите внимание на то, что арпеджио на всем протяжении этюда состоит из триольных шестнадцатых нот.
Следует особо указать на отмеченные в тексте акцентируемые звуки. Нужно обязательно выделять именно то, что имеет знак акцента. Если играть без выделения, то не получится совершенно тот музыкальный смысл, что задумывался.
Классический этюд для гитары
Этюд для классической гитары неизвестного автора
К сожалению, я не знаю автора следующего этюда, но что-то мне подсказывает, что этот классический этюд – гитарный. То есть, оригинальный (или лютневый). Признаюсь, будет стыдно, если он окажется творением хорошо известного гитариста прошлого. Например, Сора или Агуадо. Но я не встречал его ранее и потому не знаю!
Ноты и табулатура этюда
Тем не менее, мы его разучим. Хорошая тренировка такого типа упражнений на координацию и синхронность действий пальцев правой и левой рук.
Рекомендации по разучиванию этюда
Чем хорош этюд, так это своим сменяющимся темпом, который вы можете почувствовать, послушав МИДИ ЭТЮДА . Правда, смена темпа любого музыкального произведения – чисто вкус исполнителей, каждый из которых может по-своему чувствовать и понимать музыку. Но справедливо одно: музыку играть механически, как написано в нотах, бездушно нельзя! И не зависит, что вы играете – большую пьесу или маленькое упражнение. Нужно учиться понимать музыкальную мысль, а иначе слушать никто не будет. Ищите и утверждайте свою точку зрения, готовя любое музыкальное произведение.
Пробуйте найти свой стиль
Вот вам и карты в руки. Именно на этом этюде и пробуйте себя, как исполнителя. Начинайте учить его в медленном темпе, обязательно выделяйте (знаки акцента в тексте нот) мелодическую линию и замедляйте (или ускоряйте) темп, когда почувствуете, что это необходимо. Представьте себя на сцене. Делайте это не потом, когда выучите текст наизусть (распространенная ошибка начинающих), а в процессе разучивания.
Этюд Дорна для гитары До мажор.
Этюд (C.J. Dorn).
Новое имя для вас – C.J.Dorn – и его этюд для гитары До мажор. Dorn известен своими сочинениями для акустической и классической гитаре и многие знают его по множеству выпущенных гитарных альбомов.
Ноты этюда.
Очень интересный этюд (у Дорна, правда, это сочинение носит другое название, но это не так важно).
Как играть?
Правая рука.
Посмотрите на обозначение пальцев правой руки в начале этюда. Старайтесь и далее подобрать аппликатуру таким образом, чтобы пальцы ни разу не повторялись по соседству (красными кружочками отмечены места, ради которых подбиралась аппликатура с самого начала сочинения). Лучше пожертвовать не слишком логичной на первый взгляд последовательностью пальцев, чем допустить совершенно недопустимое – повторение одного и того же пальца два раза подряд в постоянном движении мелодии (без длинных нот и пауз, после которых допускается начинать с того пальца, которым закончил предыдущую фразу или звук).
Звукоизвлечение – смешанное: в первой половине тактов первой части (до репризы) в основном апояндо, а вторая половина с повторениями одного и того проходящего звука – тирандо.
Во второй части (после репризы) бас играется, кроме случаев с многозвучием, с опорой на соседнюю струну (если это не четвертая струна). Также и те звуки, которые без баса, нужно играть апояндо. То есть, где возможно, играйте апояндо.
Левая рука.
Тут все просто – стандартные аккорды и первая позиция, в которой, я думаю, будет нетрудно разобраться. Следите за точностью прижатия струн и чистотой всех звуков.
Этюд ля минор арпеджио.
Этюд с арпеджио.
Этюд ля минор на этой странице разнообразен по видам арпеджио: в основном, используется ломанное арпеджио на 4/4 шестнадцатыми нотами, встречаются арпеджио с мелодической линией в верхнем голосе (начальные такты) и в басе.
Этюд не сложный для исполнения, но обязательно нужно акцентировать те ноты, которые указаны в нотном тексте, иначе музыкальный смысл сочинения изменится до неузнаваемости и, возможно, до бессмыслицы (не пробовал играть без выделений мелодии).
Ноты и табулатура этюда.
О темпе этюда.
Обратите внимание на изменение темпа в некоторых местах сочинения.
Этюд можно играть как в указанном темпе, так медленнее (используйте это при разучивании) или быстрее (попробуйте быстрый темп после того, как этюд будет полностью освоен).
Правая и левая руки.
Арпеджио исполняется приемом тирандо (без опоры пальцев на соседние струны, кроме баса, если только он не на четвертой струне).
В левой руке старайтесь держать звуки арпеджио (аккорды) до последнего, снимая пальцы с прижатых струн только в момент постановки следующего аккорда. Не обязательно ставить аккорды полностью, если в этом нет необходимости (например, первый аккорд этюда – ля минор, но достаточно прижать первым пальцем вторую струну на I ладу, а вторым пальцем – третью струну на II ладу).
Прослушайте перед разучиванием Миди этюда .
Выучим совсем простой этюд для гитары.
Простой гитарный этюд.
Предлагаю разучить совсем простой этюд для гитары.
Я его совершенно случайно обнаружил среди своего нотного архива. Не помню, чтобы он когда-то встречался мне в моей практике, как учебной, так и педагогической. Является чисто гитарным этюдом, так как написан гитаристом и педагогом гитары Д. Агуадо.
Этюд особенно интересен для начинающих гитаристов. Давайте посмотрим ноты.
Ноты этюда:
Рекомендации по разучиванию этюда.
Правая рука.
Отличный пример использования приема апояндо в басовых и мелодических звуках! Этюд полностью исполняется с опорой пальцев на соседнюю струну. Играют три пальца: Р-m-a в различных вариантах.
Рекомендую большой палец после извлечения звуков на басовых струнах (в основном, двух подряд на протяжении всего примера) сразу ставить – для опоры кисти правой руки и удобства исполнения мелодических звуков на тонких струнах – на шестую струну. Иначе исполнение мелодических звуков будет для вас затруднительным.
Например, в такте №1 вы извлекаете два первых звука большим пальцем правой руки на четвертой струне. И обязательно после каждого звука опираетесь на третью струну. После этого нужно извлечь два звука на второй струне пальцами m-i последовательно, причем, одновременно с извлечением первого из этих звуков вы переносите большой палец с третьей струны на шестую для опоры кисти.
В этом случае вам легко и просто извлечь приемом апояндо оба звука на второй струне. Если же оставить большой палец на третьей струне, то это выполнить будет невероятно неудобно.
Левая рука.
Здесь никаких проблем – следуйте обозначениям в нотах и у вас не возникнет никаких затруднений с правой рукой. Весь этюд исполняется в первой позиции.
Несложный этюд для классической гитары Ф.Тарреги
Этюд Ф.Тарреги.
Несложный этюд для классической гитары Ф.Тарреги, который приводится на этой странице – не что иное, как нисходящее арпеджио, причем три звука арпеджио приходится на один счет и является триольной группой восьмых нот. Считать такой этюд нужно восьмыми долями на “раз-два–три” в каждой группе арпеджио.
Далее, каждая первая восьмая нота в триольной группе – мелодический звук, и поэтому его нужно акцентировать (выделять). Звукоизвлечение – полностью апояндо (с опорой на соседнюю струну, и даже в случае, когда мелодический голос в начале каждого такта извлекается одновременно с басом). Правда, бас при этом нужно сыграть без опоры, иначе ничего хорошего не получится.
Ноты и табулатура этюда.
Мы с учебной целью приводим только отрывок этого этюда, но для начинающих это во благо, пока что нам достаточно 8 его тактов.
Как играется нисходящее арпеджио.
Я думаю, вы знаете, что нисходящее арпеджио можно играть приемом апояндо, так как предыдущие звуки при этом не глушатся: например, палец с первой струны (первый звук арпеджио) соскальзывает на вторую, из которой потом извлекается следующий звук арпеджио и так далее. В результате все предыдущие звуки продолжают звучать, то есть, выполняется условие арпеджирования (разложение аккорда на отдельные звуки, в совокупности своей образующих звучание полного аккорда).
Все остальные виды арпеджио (восходящее, смешанное, ломанное) играются приемом тирандо.
Еще один вариант исполнения мелодического голоса с басом.
Попробуйте еще один красивый вариант звукоизвлечения баса с мелодическим голосом. Этот способ, возможно, покажется вам легче первого, хотя кому как…
Для разбора возьмем первый такт, в котором нам нужно бас открытой шестой струны сыграть со звуком открытой первой струны:
Вариант 1 на этом рисунке – это одновременное извлечение баса и звука мелодии, рекомендованный выше (бас приемом звукоизвлечения без опоры, а мелодический звук – апояндо).
Послушать здесь , как это звучит.
Вариант 2 выполняется так: бас с небольшим опережением извлекается раньше звука мелодии (арпеджиато). Получается эффектно.
Как это звучит, можно послушать здесь .
Глиссандо.
Черта, соединяющая два звука мелодии в такте №3 с надписью “глисс.” означает скольжение пальца по струне от одной до другой ноты, не отрываясь, лишь слегка ослабляя нажим на струну, чтобы не были слышны промежуточные звуки. Называется такой прием “глиссандо” (извлекается пальцами правой руки как первая, так и вторая нота).
Гамма До мажор для гитары.
Разучиваем необычный этюд для гитары под названием “гамма До мажор“. Вроде, “гамма”, но и этюд одновременно (“гамма в форме этюда” – так будет правильней назвать это сочинение).
Гаммы в чистом виде мы будем разучивать в разделе “ Упражнения для гитары “. И только те из них, которые интересны и очень полезны в развитии пальцев левой руки (приобретение уверенности, независимости, беглости и растяжки).
Данный этюд имеет своими целями, во-первых, развитие слухового аппарата начинающего гитариста, так как верхний голос – не что иное, как поступенчатое движение звуков гаммы До мажор в восходящем и нисходящем порядке (как и положено в игре гамм), во-вторых, одновременное совершенствование техники игры арпеджио (аккомпанирующий голос) и, в-третьих, отработку постановки баррэ и полубаррэ.
Также в этюде присутствуют элементы растяжки между пальцами и такие приемы игры на инструменте, как смена позиций, в том числе и посредством скольжения пальцев по струнам (глиссандо, или слайд).
В общем, этюд полностью выполняет свою функцию упражнения на отработку некоторых техник игры на гитаре и содержит какие-то смысловые (в данном случае мелодическую и гармоническую) идеи.
Ноты и табулатура этюда с указанной аппликатурой правой и левой рук (пальцы левой руки обозначены под табулатурной сеткой цифрами в кружочках):
Два аккорда в последних двух тактах этюда сыграйте приемом арпеджиато. И обязательно в этих же тактах играйте с постепенным замедлением, как и указано в нотах (rall—).
Выделяйте (акцентируйте звуки гаммы, то есть, верхний голос). Бас также можно играть с акцентом. Средние же голоса попробуйте сыграть значительно тише (совсем не громко), чем мелодию и бас.
Не забывайте о правилах звукоизвлечения (звуки гаммы – апояндо, сопровождение – тирандо).
Источник