Вистл ноты для вистла

Как играть. Урок 2.

Нота F#

Нота «F#» или «Фа-диез» берётся следующим образом:

Знак диеза «#» означает, что нота повышена на один полутон. Не вдавайся пока в это, просто знай, что четыре закрытые отверстия на вистле в строе «РЕ» дают ноту «фа-диез». Звучит она вот так:

Нота E

Нота «E» или «Ми» играется так:

Послушай запись звука этой ноты:

Нота D

Чтобы извлечь ноту «D» или «Ре» на вистле D, нужно сделать вот это:

Возможно, это наиболее сложная нота для тебя — ведь нужно зажать все шесть отверстий. Напомню — зажимай отверстия не кончиками пальцев, а подушечками. Ещё одна сложность более низких нот — контроль дыхания. Чем большее отверстий закрыто, тем легче вистл передувается, и вместо желаемой ноты ты можешь услышать другую ноту, которая на октаву выше желаемой. Но о передувании и октавах — позже. Пока лишь тренируйся дуть в вистл так, чтобы ноты звучали ровно и устойчиво.

Заметь, что самая нижняя нота вистла D и есть нота D 🙂 Если бы это был вистл С, то есть «До», то, зажав все отверстия, ты получил бы ноту До. Такая нота иногда называется «bell note», то есть нота звонка. Она сразу говорит о том, в какой тональности данный вистл.

Мелодия. Вторая часть.

Теперь ты можешь играть первую часть мелодии, и знаешь ещё три новых ноты. Этого достаточно, чтобы разучить вторую часть мелодии. Слушаем запись:

Вот ноты и схемы для вистла.

Заметь, сначала идут подряд четыре ноты Ля. Не забывай выделять их, используя «ту»!
Научись играть вторую часть без ошибок.

Мелодия целиком.

Сейчас, когда ты уже знаешь оба фрагмента, можно из них собрать целую мелодию, которая будет первым произведением, сыгранным тобой.
Сначала послушай запись:

Я думаю, ты легко догадался(ась), что мелодия просто состоит из уже знакомых нам фрагментов. Если первую часть обозначить буквой A, а вторую — буквой B, то прослушанная тобой мелодия строится по схеме: A A B A.

Кстати, такая запись очень часто встречается, когда речь идёт о построении различного типа мелодий. Это позволяет не повторять одни и те же части нотной записи, и в целом просто и понятно охарактеризовать мелодию. Замечу также, что значительная часть ирландских мелодий построена по следующим схемам A A B A или A A B В.

Тренируйся играть мелодию от начала и до конца ровно, не ускоря и не замедля темпа. Не спеши играть быстро. Если есть трудности с каким-то фрагментом или кусочком — разучивай его отдельно, пока не будет получаться без ошибок.

Источник

Как играть. Урок 1.

Это очень просто! Сыграть свою первую, несложную мелодию можно уже через несколько минут, после того как ты впервые взял вистл в руки.

Опыт игры на других инструментах совершенно необязателен. И про плохие отметки в школе на уроках музыки можно забыть (хорошие отметки тоже не важны, кстати).

Все уроки приводятся для вистла D

D — это такая тональность (по-русски «Ре»), самая распространённая для ирландской музыки. Если ты учишься на вистле в другой тональности — будь готов к тому, что записи мелодий и нот в этих уроках сделаны на вистле D, и на слух отличаются от того, что выходит у тебя.

Как держать вистл

Берём вистл так, чтобы указательный, средний и безымянный пальцы одной руки ложились на верхние три дырочки, а указательный, средний и безымянный пальцы другой руки — на нижние три дырочки.

Какую руку поставить сверху

Лучше левой рукой держать вистл за верхнюю часть, а правой — внизу. При игре одинаково часто приходится шевелить пальцами обеих рук, поэтому ни правши, ни левши преимуществ не имеют. На вистле можно замечательно играть и с обратной постановкой рук (правая сверху). Однако, другие родственные инструменты (например, ирландская флейта), часто приспособлены для традиционного расположения рук. Привыкнув играть по-другому переучиться будет трудно.

Как закрывать дырочки

Дырочки нужно закрывать подушечками пальцев, а не их кончиками. Так получается плотнее, а неплотно закрытое отверстие свистит, шипит, пропускает воздух и мешает сыграть нужную ноту.

Следи за тем, чтобы пальцы не были напряжены. Сначала кажется, что чем сильнее ты сжимаешь вистл, тем плотнее закрываешь дырочки. На самом деле держать вистл мёртвой хваткой совсем не обязательно, а даже нежелательно — будут уставать пальцы и кисти рук.

Дуть в вистл нужно очень нежно! Если дуешь правильно, а дырочки закрыты плотно, получится вот такая нота:

Если ты слышишь какой-то другой звук — причины может быть только две. Либо неплотно закрытые отверстия, либо неправильная сила воздушной струи — попробуй дуть посильнее/послабее. Кстати, каждая нота на вистле обозначается соответствующей буквой от «A» до «H». Та, что ты только что сыграл, называется «G» (или по-русски «Cоль»).

Ту-ту-ту

Когда начинаешь дуть в вистл, нужно языком выделять начало ноты, как бы произнося «туууу». При этом приставляешь сначала язык к нёбу и легонько выбрасываешь воздух — получается резкий переход к звучанию, как его ещё называют — атака.
Вот, послушай как это звучит:

Если этого «тууу» не делать, начало ноты получается вялым. Попробуй оба варианта и почувствуй разницу.Да, кстати, все эти трюки с выделением нот называются артикуляцией. Артикуляция языком по-английски называется tonguing (как это по-русски? языкание?! 8)).Для начала я рекомендую выделять таким образом каждую ноту, которую ты играешь.

Нота «A»

Нота «G» получается без проблем? Отлично. Разучиваем следующую. Закрываем теперь две верхние дырочки:

Нота B

Со следующей нотой — СИ — никаких проблем уже быть не должно. Оставляем закрытой одну верхнюю дырочку. Если при этом вистл выпадает у тебя из рук — можешь придерживать его нижней рукой, за нижние дырочки (одну-две). На звук это не повлияет.

Ты не забываешь про «туууу»?

Мелодия. Первая часть.

Ты уже знаешь достаточно нот, чтобы сыграть мелодию. Сначала послушай её:

А теперь посмотри на запись, это не совсем нотная запись. Снизу, под каждой нотой ты видишь, во-первых, её название, а во-вторых —схему дырочек, которые нужно закрыть на вистле, чтобы эту ноту сыграть.

Обрати внимание, что не все ноты в этой мелодии имеют одинаковую длительность. Ноты B и A в середине мелодии, и G в конце должны звучать в два раза дольше остальных. В нотной записи эти ноты нарисованы с незаполненной точкой, а также специально увеличена дистанция (визуально) до следующей ноты. Послушай мелодию ещё раз и обрати внимание как они звучат.

Попробуй сыграть этот фрагмент мелодии самостоятельно. Или можешь играть вместе с записанным файлом, одновременно. В этом случае явно будут слышны твои ошибки. А в случае верной игры твой вистл и «Кларк» Лёши Кукушкина будут звучать в унисон.

Источник

Сборники, ноты, книги

Тут мы помещаем сборники мелодий для вистла и не только, книги, просто ноты мелодий.

Первым делом даю ссылку на всеми нами любимый сборник «Ireland’s Best Tin Whistle Tunes». Архив содержит сканированную книгу, в которой размещены ноты 110 мелодий для вистла с аккордами. К книге существуют также два CD, трэки с которых можно найти вот здесь:

Сборник «The Piper Companion» (архив), содержащий нотные партии известных мелодий для нескольких инструментов.

Самоучитель игры на вистле «The Tin Whistle Book». Автор Tom Maguire, издано на Ossian Publications.

Ещё один серьёзный труд — учебник «The Complete Irish Tinwhistle Tutor by L.E. McCullough». Книга представлена в виде отсканированных картинок. Трэки с диска, прилагающегося к учебнику, находятся в папке.

Благодаря Andy у нас снова пополнение библиотеки 🙂 На этот раз — сборник «110 Best Slow Airs». Качайте архив с нотами здесь, а сами записи в отдельных папках: диск 1 и диск 2.

Бреголас передал нам диск и книжечку, прилагаемые к вистлам компании Walton. Трэки с диска, оцифрованные в формат «mp3», можно качать отсюда, а картинки с нотами мелодий, отсканированые с книжечки, находятся здесь.

Ещё один сборник от Бреголаса. «O’Neill’s Dance Music Of Ireland» — издание в формате PDF, содержащее ноты 1850 танцевальных ирландских мелодий, которые также имеются в виде midi-файлов, помещённых в архив.

Небольшой (26 тьюнов) сборник хороших мелодий «Slowplay Jig, Reels & Hornpipes» в формате pdf прислал Глеб Карпенко.

Снова хороший учебник по вистлу «Bill Ochs — The Clarke’s Tinwhistle». Этот комплект идёт с вистлом Clarke Original. Электронную версию мы получили от breqwas‘a. Архив страничек книги здесь, а звуковые файлы — в папке.

Хороший тьюнбук «L.E. McCullough — Complete Irish Tinwhistle Tunebook» с прилагающимися записими нам снова предоставил Breqwas. В архиве — отсканированные странички и оцифрованные записи с четырёх дисков.

Огромный труд — перевод «книги №1» «The Essential Guide for Tin Whistle and Irish Flute» Грея Ларсена сделал Константин Боенко. Вот это эпическое произведение.

Константин Боенко отметился ещё одним переводом отличного учебника, который у нас ужё есть на английском языке — «The Complete Irish Tinwhistle Tutor by L.E. McCullough». Если вам по душе наш родной язык — качайте и пользуйтесь 🙂

Нельзя оставить без внимания ещё один сборник — «Lunasa — The Music 1996-2001». Этот тьюнбук содержит ноты и аккорды мелодий первых трёх альбомов любимой всеми группы Lunasa. Составитель сборника — Donogh Hennessy. Отсканированный сборник лежит в архиве, а за работу скажем спасибо Nudlok!

Ещё один хороший учебник, на этот раз по лоу-вистлу, передал нам Breqwas — «The Low Whistle Book by Steafan Hannigan and David Ledsam«. В архиве расположена папка с треками в формате «mp3» и отсканированные странички книги.

Учебники и сборники мелодий для кнопочного аккордеона имеются на сайте Breqwas‘а. Находятся они по адресу http://buttonbox.ru/tutors. Обратите внимание на сайт в целом, это первый и единственный русскоязычный ресурс об «ирландской гармошке»!

Ещё один перевод хорошего самоучителя по флейте «Irish Traditional Flute Technique» сделал Константин Боенко. Автор издания — очень известный и уважаемый флейтист Сonal O’Grada. Вот сама книга, а вот архив с аудиозаписями к ней.

Источник

Вистл

Тин вистл что это за флейта?

Вистл (тин вистл) продольная флейта свисткового типа с шестью отверстиями на лицевой стороне. Распространена в народной музыке Британских островов: в Ирландии, Шотландии, Англии и некоторых других странах.

Диапазон вистла примерно две октавы. Вистл относится к диатоническим инструментам, то есть обычно на нем играют простые мелодии, в которых нет диезов и бемолей. Такие мелодии характерны для народной музыки. В то же время, если при игре использовать прием «полузакрытых» отверстий, на вистле можно извлекать ноты полной хроматической гаммы, а значит играть любые по сложности мелодии в пределах вистлового диапазона.

Вистл как научиться играть

Играть на вистле довольно просто и научиться может каждый желающий. Впрочем, как и в любом обучении, от вас потребуется настойчивость и дисциплина. Потому что, только регулярные занятия могут дать результат.
Если до этого вы никогда не играли на духовых инструментах, обязательно почитайте материалы о правильной постановке тела и исполнительском дыхании при игре на духовых. Необходимые материалы будут даны в страницах нашего сайта по мере вашего обучения.
А что делать в случае, если вы никогда не занимались в музыкальной школе и даже не знаете нот? В начале обучения игре на вистле вовсе не обязательно знать ноты. Инструмент достаточно прост для игры и без этого. в дальнейшем постепенно все изучите. Главное — играть!

Как держать тин-вистл

Как держать инструмент и извлекать из него первые звуки показано на обучающем видео от Татьяны Васильевой:

На первом уроке разбираем как держать тин-вистл и правильную посадку при игре на нем. Сидеть следует прямо. Не допускать перекосов вправо-влево в позвоночнике. Не сутулиться.

Ноги поставьте на пол на полную ступню. Не захлестывайте ногу на ногу. Поза должна быть удобной. Сидеть придется долго 🙂

Впрочем можно играть стоя. В этом случае стойте прямо. Можно чуть наклонить тело вперед. Главное в постановке — удобное положение, без лишних напряжений.
Голову следует чуть приподнять, чтобы не перекрывать горло — воздух вашего дыхания потребуется при извлечение нот, поэтому он (воздух) должен проходить совершенно свободно. И не запрокидывайте голову назад, а то смотреть на слушателей будет неудобно (шутка 🙂 ), но если запрокинете, долго играть не сможете — будет быстрая усталость, боли в шее и полное нежелание продолжать обучение.

Ставим пальцы на вистл

Пальцы на отверстия вистла следует ставить подушечками. Пальцы прямые или чуть согнутые. Совсем не как на фортопиано. Там пальцы
будто яблоко держат. Для флейты вистл так держать пальцы не правильно.
Держите пальцы свободно. Напряжение только помешает обучению и быстрой игре в дальнейшем. Прижимать пальцы к отверстиям следует с усилием достаточным для плотного закрывания их подушечками. Если усилие будет недостаточное, воздух будет проскальзывать между подушечкой и краем отверстия и вы услышите неприятный шипяще-свистящие звуки вместе с нотами. А если прижимать пальцы к отверстиям сильнее чем требуется (что называется «изо всей дури») быстро устанете.

Поднимать пальцы над открытыми отверстиями следует невысоко, чтобы вы могли быстро закрыть отверстие когда потребуется. Все должно быть рационально и удобно.

Инструмент держим под углом 45 градусов. Так звук от свистка вистла будет направлен прямо на слушателей.

Левая рука располагается сверху:

  • указательным пальцем левой руки закрываем верхнее отверстие (нота си).
  • средним пальцем левой руки закрываем второе отверстие сверху (нота ля).
  • безымянным пальцем левой руки закрываем третье отверстие (нота соль).

Контролируем, чтобы отверстия были закрыты полностью. Если посильнее прижать пальцы к отверстиям, на пальцах должны остаться круглые следы от отверстий.

Внизу страницы вас ждет первая мелодия, которую можно сыграть только пальцами левой руки.

Подключаем пальцы правой руки:

  • указательным пальцем правой руки закрываем четвертое отверстие вистла (нота фа диез)
  • средним пальцем правой руки закрываем пятое отверстие (нота ми)
  • безымянным пальцем правой руки закрываем шестое — самое нижнее — отверстие (нота ре).

Для обучения игре на тин вистле рекомендуем обучающую программу «Свирелька».
Свирелька:

  • проиграет мелодию (или разучиваемую часть мелодии, хоть бы и пару нот) в любом удобном для вас темпе;
  • задаст ритм игры и будет развивать чувство ритма у обучаемого (а это один из важнейших навыков музыканта);
  • покажет аппликатуру (какие отверстия закрыть, какие открыть) для каждой ноты мелодии в реальном времени.

Так что со Свирелькой ваше обучение игре на вистл пойдет намного быстрее!

На видео из этого урока звучит композиция Si Beag Si Mhor (by O’Carolan). Посмотрите как эта композиция будеть выглядеть при разучивании на обучающей Свирельке. Темп снижен в учебных целях. В программе темп вы установите самостоятельно так, чтобы было удобно разучивать мелодию.

Ноты мелодии Si Beag Si Mhor (by O’Carolan), прозвучавшей в уроке:

Скачать другие ноты для вистл к урокам

Разучим первую мелодию на вистле. Играют пальцы только левой руки. Ноты си, ля, соль.

Как видите, с обучающей Свирелькой разучить мелодию довольно просто.

Ноты мелодии «Три братца» в формате обучающей Свирельки

Источник

Читайте также:  Амирхан масаев небо с аккордами
Оцените статью