Виталий харисов гитара для всех

Виталий харисов гитара для всех

Гитара для всех. Сергей Корычев (Журнал Казань)

Однажды хмурой зимой 1990 года занесло меня на фестиваль авторской песни в Сызрань. Город был совершенно незнакомый и чувствовал я себя на этом фестивале крайне неуютно — ни одного родного лица. На сцене одного из Дворцов культуры шел фестивальный концерт, а я маялся за сценой в ожидании своего выхода, ходил из угла в угол, курил. Даже лег на какую-то лавку, чтобы убить время. Жил я тогда в Иркутске, а у каждого региона свои герои, и те песни, которые звучали со сцены, может быть, для участников фестиваля были близкими, но для меня (тогда, только тогда) они звучали как чужое наречие. И когда я уж совсем заскучал, лежа на своей лавке за сценой, случилось вдруг то, что заставило меня с этой лавки бодро подняться и заглянуть за занавес.

Зазвучала прекрасная музыка на стихи Федерико Гарсиа Лорки » Песня, которую я не спою. «. К тому же человек, стоявший на сцене, прекрасно владел гитарой, что всегда подкупало меня. Не буду врать, не помню, оценил ли я все величие того момента и его судьбоносность в моей жизни. Я просто дождался конца выступления этого человека, подошел к нему и со свойственной мне скромностью заявил, что он пишет очень даже приличные песни, и предложил послушать мое выступление. Немного обескураженный таким отсутствием комплексов, человек согласился.

Я не ошибся: после моего выхода на сцену мы встретились и симпатии оказались взаимными. Обменявшись любезностями, на какое-то время мы расстались — у каждого были свои дела. Вернее, у него были свои дела, а у меня-то никаких. Поэтому я бесцельно бродил по фойе, пока не наткнулся на человека, продававшего записи. И какие! По тем временам совершенно диковинные. Это были катушки в коробках с наклеенными на них фотографическими обложками. На одной из обложек я узнал человека, с которым только что познакомился. «Виталий Харисов, — было написано на обложке. — Моя улица».

Читайте также:  Цифровое пианино casio privia 770bk

Стеклянные бусы не поразили бы так дикаря, как поразили меня эти магнитоальбомы. И я прямо выпалил человеку, который продавал записи: «Оригинальная идея! Я тоже хочу себе такой альбом». Нужно было видеть лицо Валерия Мустафина (а это был именно он), когда совершенно незнакомый человек сказал ему это. Брови его поднялись вверх и он уже было собирался меня попросту послать («Наглое и ничем не обоснованное вранье!» — Валерий Мустафин), но тут чья-то рука опустилась на мое плечо и я услышал примерно такую фразу: «Паренек он, конечно, наглый, но записать его все-таки стоит». Я обернулся. Рядом со мной стоял Виталий Харисов. И улыбался своей знаменитой (как я узнал потом) кривой улыбочкой.

С этого момента началась новая жизнь: в ней появилось слово «Казань». И это была уже совсем другая жизнь. С этого момента началась моя дружба с Виталием Вакифовичем Харисовым (так и тянет назвать его Виталиком, но я ведь понимаю, что так не положено). Ни один мой приезд из Иркутска в Казань не обходился без того, чтобы мы не встречались: будь то новые записи на студии «Сибирский тракт» или концерты, фестивали, просто поездки в Казань повидаться с друзьями и, конечно же, с Харисовым.

«Чтобы ты не забыл — запоминается просто: У «The Beatles» был Harrison, а я — Харисов, татарский Харрисон», — сказал он мне при встрече в Сызрани. Чтобы я не забыл. Тебя забудешь!

Банально прозвучит, но о друзьях действительно всегда трудно писать. «Великий татарский композитор» — так шутливо называют его друзья. Я несколько лет вел программу «Деревянный шлягер» на одной из иркутских радиостанций. И в тех передачах, в которых я рассказывал о Виталии Харисове или хотя бы его упоминал, неизменно называл его «Великий татарский композитор Виталий Харисов». Даже когда он еще не был членом Союза композиторов Татарстана. И приучил-таки публику в Иркутске к этому словосочетанию. Чему был очень рад.

Читайте также:  Блюз для чайников гитара

Я редко встречал столь разносторонне музыкально одаренных людей. Окончив Казанскую консерваторию по классу композиции, Виталий Харисов сочиняет самую различную музыку, самых разных вдов, направлений и форм. Это и симфоническая музыка, и авторская песня, и рок-баллады, и гитарные пьесы. И, конечно же, татарскую музыку. О той музыке Виталия Харисова, которую принято называть серьезной, лучше бы написал какой-нибудь музыковед. Я по простоте своей душевной могу сказать одно: она мне нравится. Что же касается авторской песни.

PRIVATE «TYPE=PICT;ALT=» Дело в том, что композиторская работа в авторской песне чуть ли не сложнее, чем так называемое «полное авторство». Автор, который сочиняет тексты своих песен, может позволить себе «расслабиться» в части музыки. С него по традиции, будто бы, и взятки гладки. Человек, взявшийся сочинять музыку на хорошие стихи, автором которых он не является, просто обязан делать интересную и оригинальную музыку. Обязан он прежде всего перед автором стихов и перед самими стихами. Ибо хорошие стихи сами и самобытны, и оригинальны. У него и выхода-то нет, если он надеется на гармоничный результат. У Харисова тонкий поэтический вкус: он выбирает хорошие стихи и, как правило, делает к ним прекрасную музыку. И музыка эта настолько органично сливается со стихами, что песни, как говорится, идут в народ. А народ, он как ребенок — его не обманешь, любит лишь то, что понравилось. И дело тут не в «попсовости» этих песен, чем подчас грешат композиторы-песенники, а как раз в изысканном мелодизме. Порой бывает нужным не только чтобы мелодия понравилась, но и понять, к примеру, почему в песне «Жираф» на грустные стихи Николая Гумилева звучит такая негрустная мелодия. Виталий, в силу (и в прямом смысле — в силу) своего музыкального образования и своего культурного кругозора подходит к написанию песен не традиционно для авторской песни, заставляя порой слушателей тянуться в понимании стихов за ним, а не ограничиваться получением удовольствия. Что особо, полагаю, ценно.

Интересно, что на вопросы коллег-композиторов, почему он занимается таким, казалось бы, несерьезным делом, как авторская песня, Виталий неизменно отвечает, что всерьез изучает этот непростой российский музыкально-поэтический феномен, а «изнутри» делать это намного проще.

Еще Виталий Харисов — талантливый аранжировщик. О справедливости этого утверждения говорит то обстоятельство, что в большинство альбомов студии «Сибирский тракт» он внес свою долю творчества, и многие авторы (и я в том числе) благодарны ему за помощь и за то, что их песни зазвучали куда красивее, куда «вкуснее», что ли. На самых разных инструментах играл он, участвуя в записи альбомов друзей, и меня всегда поражала его способность овладевать все новыми и новыми. Да и сама гитара-то! Ведь Виталий официально никогда и нигде не учился играть на гитаре (увы, раньше в Казанской консерватории не было класса гитары), но тем не менее является сейчас одним из лучших гитаристов Казани. Более того, именно благодаря своему искусству игры на гитаре и многолетнему педагогическому стажу он стал преподавателем в Казанской консерватории по классу гитары, так как обычно на эту должность без соответствующего образования не берут. Здесь же исключительный случай — и неспроста. Еще до этого назначения Виталий организовал городские, а ныне и всероссийские фестивали классической гитары, он по сути сдвинул само преподавание игры на классической гитаре в Казани с мертвой точки. Кроме того, он преподает гитару в музыкальном училище, выступает в качестве гитариста с симфоническим и народным оркестрами, а также играет со струнным Государственным квартетом Татарстана. Есть и победы в престижных гитарных конкурсах, а гитарные пьесы Виталия Харисова были опубликованы в Италии издательством «VP musik media», что находится в Риме. Три сборника пьес. Стало быть, «великий итальянский композитор» — тоже он.

Еще в начале девяностых Виталий Харисов вместе со своим другом Дмитрием Бикчентаевым, преподававшим тогда в театральном училище гитару, написал и выпустил самоучитель «Гитара для всех», который, в отличие от многих пособий, реально помогал людям научиться аккомпанировать себе на гитаре. Поэтому и разошелся таким большим тиражом. И потому-то породил огромное количество плагиата и подделок, в которых «авторы» не затрудняют себя хотя бы поменять название. Даже на Дальнем Востоке я встречал ксерокопии этого первого в стране самоучителя для широких масс.

Харисов первым сделал и обработки татарского фольклора для классической гитары. Интересно, что при полном сохранении национального колорита народная татарская музыка зазвучала совершенно по-новому. Со временем станет яснее, насколько эта работа важна, но уже сейчас именно к ней иностранные исполнители проявляют повышенный интерес, открывая неизведанную страницу этнической музыки. Меня всегда поражало, когда и как он все успевает. Ведь еще есть семья, друзья, быт, наконец. При этом практически всегда — бодрое состояние духа, полная уравновешенность и никакой суеты и спешки. Может быть, в этом и секрет успеха?

Грядет юбилей — сорокалетие Виталия Вакифовича Харисова, а вместе с ним и двадцатилетие творческой деятельности. Наверное, кто-нибудь об этом еще напишет. Виталий чужд какого-либо официоза и поэтому, я думаю, все будет просто и красиво. И в любом случае — достойно. Это без вариантов. Потому что в культурной жизни Казани Харисов — весьма заметная фигура, причем совсем не однозначная. Что радует.

Через полгода я сдался. Расписался в полном собственном бессилии. Я обратился к своему другу Алексею Гомазкову (он тогда еще жил в Москве) с просьбой сочинить этот текст вместо меня. Гомазков — прекрасный поэт, профессиональный литератор — достаточно быстро придумал стихи, которые легли на музыку так, как будто пуля попала в десятку. Харисову это настолько понравилось, что он предложил незамедлительно еще одну мелодию, потом еще одну, и еще. Так просто и по-домашнему началась их совместная творческая деятельность. Алексей Гомазков в качестве соавтора и исполнителя влился в ансамбль «Маятник», женился на Юлечке Зиганшиной (тогда она была солисткой «Маятника») и переехал из Москвы в Казань. Два моих любимых друга написали много совместных песен, записали с «Маятником» альбом «Сны». Друзья в шутку даже называли их: Пахмутова и Добронравов. А я про себя горжусь тем, что приложил к этой истории руку. Вернее, тем, что как раз и не приложил ее.

Мне хочется, чтобы в жизни Виталия Харисова все было хорошо. В творческой, личной — любой. И мне не трудно этого хотеть. Потому что он сам умеет делать свою жизнь, он всегда верен себе, верен музыке, а такая верность всегда вознаграждается. Это закон жизни. Мне остается только пожелать ему еще больше поклонников его талантов, больше хороших песен со счастливой судьбой и дальнейшего признания.

А поклонников у него хоть отбавляй. Невозможно описать, как приятно приехать куда-нибудь, скажем, в Хабаровск и услышать, как местные исполнители поют песни, замечать, как эти песни без навязчивой телевизионной раскрутки, сами по себе расходятся по стране и покоряют все новые и новые сердца. А это дорогого стоит.

Радостно видеть, с каким восторгом и пиететом относятся к нему ученики, и слышать, как они величают его: Виталий Вакифович. Потому что для меня-то он был и остается просто близким другом, просто «великим татарским композитором». И мне радостно видеть, что заслуги и регалии (а сколько их еще впереди!) его не портят, не делают важным и заносчивым. Стало быть, он умный человек. И пускай его знаменитая улыбочка будет ответом на любые жизненные перипетии, а добрая самоирония будет и впредь спасать от многочисленных похвал. Встреча в Сызрани с Виталием Харисовым оказалась действительно судьбоносной — теперь, по прошествии стольких лет, я и сам живу в Казани, гордо ношу звание казанского автора песен и с удовольствием считаю себя земляком Виталия Харисова. Спасибо тебе за все, Виталик. Многое в моей жизни — с твоей легкой руки. Вот эту руку я и пожимаю крепко и с большим уважением.

Источник

Виталий харисов гитара для всех

Виталий Вакифович
Харисов

ХАРИСОВ Виталий Вакифович (родился 05.01.1962) — российский татарский композитор и гитарист (г. Казань), талантливый аранжировщик, автор множества песен и романсов на стихи классиков. Заслуженный деятель искус-ств Республики Татарстан, лауреат Всесоюзных и Всерос-сийских конкурсов. Член Союза композиторов Татарстана. Окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции. На протяжении ряда лет преподавал в музыкальном училище по классу классической гитары, в настоящее время – доцент Казанской государственной консерватории им. Н.Г. .Жиганова.

Пишет песни с 8 класса школы. Лауреат III-го Всесоюзного фестиваля авторской песни в Киеве (1990). Любимые авторы песен: В. Луферов, С. Корычев, Е. Логвинова, А. Помазков, А. Козловский, Е. Кондратьев, А. Лаврентьев, М. Вольпин. Хобби, ставшее второй профессией, – классическая гитара.

Сергей Корычев (Журнал Казань)
Гитара для всех – www.muzona.ru

«. Виталий официально никогда и нигде не учился играть на гитаре (увы, раньше в Казанской консерватории не было класса гитары), но тем не менее является сейчас одним из лучших гитаристов Казани. Более того, именно благодаря своему искусству игры на гитаре и многолетнему педагогическому стажу он стал преподавателем в Казанской консерватории по классу гитары, тогда как обычно на эту должность без соответствующего образования не берут. Здесь же исключительный случай – и неспроста. Еще до этого назначения Виталий организовал городские, а ныне и всероссийские фестивали классической гитары, он по сути сдвинул само преподавание игры на классической гитаре в Казани с мертвой точки. Кроме того, он преподает гитару в музыкальном училище, выступает в качестве гитариста с симфоническим и народным оркестрами, а также играет со струнным Государственным квартетом Татарстана. Есть и победы в престижных гитарных конкурсах, а гитарные пьесы Виталия Харисова были опубликованы в Италии издательством «VP musik media», что находится в Риме. Три сборника пьес. Стало быть, «великий итальянский композитор» – тоже он.

Еще в начале девяностых Виталий Харисов вместе со своим другом Дмитрием Бикчентаевым, преподававшим тогда в театральном училище гитару, написал и выпустил самоучитель «Гитара для всех», который, в отличие от многих пособий, реально помогал людям научиться аккомпанировать себе на гитаре. Поэтому и разошелся таким большим тиражом. И потому-то породил огромное количество плагиата и подделок, в которых «авторы» не затрудняют себя хотя бы поменять название. Даже на Дальнем Востоке я встречал ксерокопии этого первого в стране самоучителя для широких масс.

Харисов первым сделал и обработки татарского фольклора для классической гитары. Интересно, что при полном сохранении национального колорита народная татарская музыка зазвучала совершенно по-новому. Со временем станет яснее, насколько эта работа важна, но уже сейчас именно к ней иностранные исполнители проявляют повышенный интерес, открывая неизведанную страницу этнической музыки. Меня всегда поражало, когда и как он все успевает. Ведь еще есть семья, друзья, быт, наконец. При этом практически всегда — бодрое состояние духа, полная уравновешенность и никакой суеты и спешки. Может быть, в этом и секрет успеха?

[. ] Радостно видеть, с каким восторгом и пиететом относятся к нему ученики, и слышать, как они величают его: Виталий Вакифович. И мне радостно видеть, что заслуги и регалии (а сколько их еще впереди!) его не портят, не делают важным и заносчивым. Стало быть, он умный человек. И пускай его знаменитая улыбочка будет ответом на любые жизненные перипетии, а добрая самоирония будет и впредь спасать от многочисленных похвал.»

Среди сочинений В. Харисова: Симфония для оркестра, Поэма для оркестра и народных инструментов, Концерт для фортепьяно с оркестром, Концерт-поэма для фагота и струнных инструментов, инструментальные и вокальные произведения, музыка для театра и кино. К числу наиболее известных произведений композитора, написанных им для гитары, относятся: «Дагестанский концерт» для гитары с оркестром, концерт для флейты и гитары с оркестром, 24 прелюдии для гитары.

Некоторые произведения Виталия Харисова – Сонатина для гитары, Маленькая сюита для 4-х гитар, Четыре прелюдии для гитары, Концерт-симфония для флейты, гитары и струнных инструментов – изданы итальянским издательством VP MusicMedia в серии «Гитара в России — коллекция Дмитрия Милованова».

На казанской студии «Сибирский тракт» были записаны и изданы три альбома с музыкой Виталия Харисова: «Моя улица» (1989, на стихи известных русских и зарубежных поэтов), «И ночь, и день» (август 1992, песни на стихи А. Блока, Б. Пастеpнака, М. Цветаевой, H. Гумилева, А. Ахматовой и др.), «Баллады бродячего трувэра» (записи 1989-1998 гг., песни на стихи Р. Бернса, В. Шекспира и др.).

на стихи Марины Цветаевой в исполнении Эльмиры Галеевой
1. Мука и мука
2. Милый друг.
3. Вот опять окно
4. Я тебя отвоюю.
5. Кабы нас да судьба свела

в исполнении камерного гитарного оркестра «Консонас»
(г. Каменск-Уральский)
6. Четыре прелюдии для гитары
7. Соната для гитары

Маленькая сюита для квартета гитар (3 части)
8. I. Movement
9. II. Movement
10. III. Movement

11. Симфония для флейты, гитары и струнного оркестра (I, II, III части)

12. Дагестанский концерт (Кварчагская мелодия, Свадебный марш, О мое теплое солнце, Лезгинка) (I, II, III части)

Композиции в исполнении группы «Уленшпигель»:

Альбом «Под солью звезд» 1993 г.
13. Зима и ночь (слова Вадима Харисова)
14. Легкомыслие (слова Марины Цветаевой)
15. Бессоница (слова Осипа Мандельштама)
16. Последняя пуля (слова Виктора Соснора)

Альбом «Деревья» 1993 г.
17. Зеленый Дол (слова Роберта Бэрнса)
18. Коплы (андалузская народная поэзия)
19. Игра, музыкант (слова Э. Межелайтиса)
20. Городок (слова Роберта Бэрнса)
21. Мельник (слова Александра Башлачева)
22. Осенняя бабочка (слова П. Неруда)
23. Рождество (слова Александра Башлачева)

Альбом «Моя улица» 1989 г.
1. Ангел мой (Ф. Тютчев)
2. Дорог мне перед иконой (А. Майков)
3. Одиночество (И. Бунин)
4. Улица (стихи и музыка Вадима Харисова)
5. Коплы (народная андалузская поэзия XIV-XV вв.,
пер. Д. Самойлова)
6. Офелия (А. Блок)
7. Диалог Гамлета с совестью (М. Цветаева)
8. Гамлет (А. Блок)
9. Легкомыслие — милый грех (М. Цветаева)
10. Играй, музыкант (Э. Межелайтис)
11. Жираф (Н. Гумилев)
12. Слоненок (Н. Гумилев)
13. Песнь весны (С. Наиду)
14. Осенняя бабочка (П. Неруда)
15. Устал я жить в родном краю (С. Есенин)
16. Сонет 50 (В. Шекспир)
17. Эмигрантский романс (Вит. Харисов)
18. Цыганская свадьба

Альбом «И ночь, и день» 1992 г.
1. Пусть светит месяц (А. Блок)
2. Отдых напpасен (А. Блок)
3. Лилит (М. Лохвицкая)
4. Осень (Б. Пастеpнак)
5. Сонет 66 (В. Шекспиp, пеp. Б. Пастеpнака)
6. Мука и мука (М. Цветаева)
7. Милый дpуг (М. Цветаева)
8. Вот опять окно. М. Цветаева
9. Я тебя отвоюю. (М. Цветаева)
10. Бабушка (М. Цветаева)
11. Как бы нас с тобой да судьба свела (М. Цветаева)
12. Я веpил, я думал (H. Гумилев)
13. Зима и ночь (Вадим Хаpисов)
14. Я вас любил. (В. Сосноpа)
15. Я оставил последнюю пулю себе (В. Сосноpа)
16. Мучительный даp (В. Бpюсов)
17. Только камень, пески. (И. Бунин)
18. Ты выдумал меня А. Ахматова
19. Hепопpавимые слова (А. Ахматова)
20. Севеp (А. Ахматова)
21. Пеpвая молитва Магдалине (В. Сосноpа)
22. Пpодолжение Пигмалиона (В. Сосноpа)
23. Спи, мой мальчик (В. Сосноpа)
24. Hа поляpных моpях и на южных (H. Гумилев)
25. Только глянет сквозь утесы. (H. Гумилев)
26. Лилии ночью (В. Сосноpа)
27. Блюз луны и моpя (Вит. Хаpисов)

Альбом «Баллады бpодячего тpувэpа» (записи 1989-1998 гг.)
1. Любовь как pоза кpасная (Р. Беpнс)
2. Зеленый дол (Р. Беpнс)
3. Гоpодок (Р. Беpнс)
4. В полях под снегом и дождем (Р. Беpнс)
5. Забыть ли стаpую любовь? (Р. Беpнс)
6. Любовь и бедность (Р. Беpнс)
7. Сонет 28 (В. Шекспиp)
8. Сонет 109 (В. Шекспиp)
9. Пpощусь, Элиза, я с тобой (Р. Беpнс)
10. Макбет (Ю. Кузнецов)
11. Доволен я малым (Р. Беpнс)
12. В гоpах мое сеpдце (Р. Беpнс)
13. Баллада о бpодячем тpувэpе (Л. де Гpейфф)
14. Дань почтения Робеpу де Визе, пpидвоpному гитаpисту и
композитоpу коpоля Людовика XIV. Сюита в 7 частях:
Allemande, Courante, Srabande, Gavotto, Aria, Mennuet, Gigue
15. Две песни к спектаклю М.Цветаевой «Чеpвонный валет»
16. Ваpиации на тему (Т. Готье)
17. Моцаpт (Д. Самойлов)
18. Шубеpт (Д. Самойлов)
19. Свет мой дальний (Д. Самойлов

Источник

Оцените статью