Внимательно рассмотри репродукцию последний аккорд фредерика шопена

Рождённый в польском крае, Пусть твой талант прославится повсюду. ……… Хотя покидаешь наш край, Но сердце твоё среди нас остаётся. Этими словами друзья. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемСтепан Юмашев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Рождённый в польском крае, Пусть твой талант прославится повсюду. ……… Хотя покидаешь наш край, Но сердце твоё среди нас остаётся. Этими словами друзья.» — Транскрипт:

3 Рождённый в польском крае, Пусть твой талант прославится повсюду. ……… Хотя покидаешь наш край, Но сердце твоё среди нас остаётся. Этими словами друзья провожали двадцатилетнего Шопена в концертную поездку по Европе. Возможно, никто тогда не предполагал, что слова временного прощания окажутся пророческими … Пророческий – правильно предугадавший будущее.

4 1830 год. Варшава.

5 В ноябре 1830 года в Варшаве вспыхнуло национально — освободительное восстание. Узнав о восстании, Шопен стремится вернуться на родину, чтобы вместе с товарищами сражаться в рядах повстанцев. Однако упорные доводы отца убеждают композитора : оставаясь за пределами Польши, он принесёт больше пользы отчизне своим искусством. Пламенным откликом на события польского восстания стала пьеса, известная как « Революционный этюд ». Арсенал – склад оружия и военного снаряжения.

Читайте также:  Лучшие гитаристы мира классическая гитара

7 Вторая половина жизни композитора связана с Францией. В Париже он продолжает работать над созданием музыкальных произведений, часто выступает в концертах как пианист. Вторая половина жизни композитора связана с Францией. В Париже он продолжает работать над созданием музыкальных произведений, часто выступает в концертах как пианист. Тяжёлая болезнь подтачивала здоровье композитора. По воле Шопена его сердце после смерти было перевезено в Варшаву и захоронено в костёле Святого Креста. Тяжёлая болезнь подтачивала здоровье композитора. По воле Шопена его сердце после смерти было перевезено в Варшаву и захоронено в костёле Святого Креста. И. Ф. Менцина — Кжеш. Последний аккорд Фридерика Шопена.

8 Эпитафия с захоронённым сердцем Ф. Шопена. Костёл Св. Креста в Варшаве. Памятник Ф. Шопену в Желязовой Воле

9 Слово « этюд » в переводе с французского означает « учёба ». Это небольшая пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на музыкальном инструменте. Слово « этюд » в переводе с французского означает « учёба ». Это небольшая пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на музыкальном инструменте. Послушайте « Революционный этюд » Ф. Шопена. Послушайте « Революционный этюд » Ф. Шопена. Как вы считаете, это исключительно « учебная » пьеса ? Как вы считаете, это исключительно « учебная » пьеса ? Обоснуйте свой ответ. Обоснуйте свой ответ. . Задание

10 Фридерик Шопен Фридерик Шопен « Революционный этюд » Слушание музыки

11 Итак, как вы считаете, это исключительно « учебная » пьеса ? Обоснуйте свой ответ. Обоснуйте свой ответ. . Вопросы и задания

12 Какие средства выразительности придают музыке этюда драматический характер ? Перед ответом на вопрос рассмотрите нотный пример. . Вопросы и задания

13 Выражение « Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами » принадлежит Роберту Шуману. Выражение « Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами » принадлежит Роберту Шуману. На примере « Революционного этюда » и ноктюрна 8 постарайтесь доказать правильность его слов. На примере « Революционного этюда » и ноктюрна 8 постарайтесь доказать правильность его слов. Для верного ответа можете воспользоваться словами — помощниками : Для верного ответа можете воспользоваться словами — помощниками : характер драматический, лирический ; контраст. . Вопросы и задания

14 И. Ф. Менцина — Кжеш. Последний аккорд Фридерика Шопена. Внимательно рассмотрите репродукцию « Последний аккорд Фридерика Шопена ». Что в изображении великого композитора обращает особое внимание ? Соотнесите свои впечатления с образом стихотворения П. Элюара « Музыкант ». … Взгляни на него : Его голова – не от мира сего, А руки – земные, Прекрасные, тонкие руки.

Источник

Тема: Музыка Шопена – Это пушки, прикрытые цветами»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

¾ Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 (слушание).

¾ Б. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (слушание, пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора Ф. Шопена.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Музыка Шопена – Это пушки, прикрытые цветами»

III. Работа по теме урока.

Белла Ахмадуллина. Мазурка Шопена

Какая участь нас постигла,
как повезло нам в этот час,
когда бегущая пластинка
одна лишь разделяла нас!

Сначала тоненько шипела,
как уж, изъятый из камней,
но очертания Шопена
приобретала всё слышней.

И забирала круче, круче,
и обещала: быть беде,
и расходились эти круги,
как будто круги по воде.

И тоненькая, как мензурка
внутри с водицей голубой,
стояла девочка – мазурка.
покачивая головой.

Как эта, с бледными плечами,
по-польски личиком бела,
разведала мои печали
и на себя их приняла?

Она протягивала руки
и исчезала вдалеке,
сосредоточив эти звуки
в иглой исчерченном кружке.

Рождённый в польском крае,

Пусть твой талант прославится повсюду.

Хотя покидаешь наш край,

Но сердце твоё среди нас остаётся.

Этими словами друзья провожали двадцатилетнего Шопена в концертную поездку по Европе. Возможно, никто тогда не предполагал, что слова временного прощания окажутся пророческими… (правильно предугадавшие будущее)

В ноябре 1830 года в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание.

Узнав о восстании, Шопен стремиться вернуться на родину, чтобы вместе с товарищами сражаться в рядах повстанцев. Однако упорные доводы отца убеждают композитора: оставаясь за пределами Польши, он принесёт больше пользы отчизне своим искусством.

Пламенным откликом на события польского восстания стала пьеса, известная как «революционный этюд».

Вторая половина жизни композитора связана с Францией. В Париже он продолжает работать над созданием музыкальных произведений, часто выступает в концертах как пианист.

Тяжёлая болезнь подтачивала здоровье композитора. По воле Шопена его сердце после смерти было перевезено в Варшаву и захоронено в костёле Святого Креста.

¾ Слово «этюд» в переводе с французского означает «учёба». Это небольшая пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на музыкальном инструменте.

¾ Послушайте! Революционный этюд» Ф. Шопена.

¾ Это исключительно «учебная» пьеса? Обоснуйте свой ответ.

¾ Какие средства выразительности придают музыке этюда драматический характер?

¾ Выражение «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами» принадлежит Роберту Шуману. На примере «Революционного этюда» и ноктюрна № 8 постарайтесь доказать правильность его слов.

Характер драматический, лирический; контраст.

¾ Внимательно рассмотрите репродукцию «Последний аккорд Фридерика Шопена». Что в изображении великого композитора обращает особое внимание? Соотнесите свои впечатления с образом стихотворения П.Элюара «музыкант».

…Взгляни на него:

Его голова – не от мира сего,

Прекрасные, тонкие руки.

Вокально-хоровая работа

¾ Б. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (слушание, пение).

IV. Итог урока.

Уверена, что вам очень понравилось творчество замечательного польского композитора Шопена.

V. Домашнее задание.

Выучить песню и определение «этюд».

Урок 20

Тема: Арлекин и Пьеро

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).

Ø К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание).

Ø Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Арлекин и Пьеро

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

КАРНАВАЛ

Карнавал – это народный танец-шествие, первоначально возникший в Италии. Карнавал – это веселье и радость, море красок, обилие зажигательных мелодий и ритмов. Его участники одеты в яркие костюмы и маски.

Привычными гостями итальянских карнавалов являются любимые народно-комедийные персонажи. Среди них задира и насмешник Пульчинелла (итальянский «брат» русского Петрушки), нескладный и ребячливый Арлекин, мечтательно-печальный Пьеро.

Это персонажи показывают весёлые представления. Развлекая народ. Они много балагурят. Танцуют и поют.

Карнавальную тему блистательно отразил в своём творчестве немецкий композитор Роберт Шуман (1810 – 1856). Один из его фортепианных циклов так и называется – «Карнавал». Перед слушателями пёстрой чередой проходят праздничные сценки, танцы, маски.

Нам предстоит познакомиться с двумя пьесами этого цикла – «Арлекин» и «Пьеро».

Ø Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).

Ø К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание).

¾ Можно ли считать эти пьесы Р. Шумана музыкальными портретами?

¾ Какими показаны персонажи этих пьес? Что отличает их характеры, походку, движения?

¾ К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание).

¾ Только ли потешным комедиантом предстаёт его главный герой? В чём причина несчастья Пьеро?

Обратите внимание: сюжет произведения разворачивается на фоне ночного бульвара, освещённого лунным светом.

Случайно ли присутствие ночного пейзажа? Усиливает ли он состояние грусти Пьеро?

Вокально-хоровая работа.

Ø Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с персонажами карнавала: Арлекина и Пьеро.

V. Домашнее задание.

Урок 21

Тема: В подводном царстве

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Н.А. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание).

Ø Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание).

Ø Г. Фиртич, стихи Е. Черновецкого. Песня о названиях кораблей (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: В подводном царстве

III. Работа по теме урока.

Среди ярких, разнообразных сказочных сюжетов особое место занимает образ подводного мира. В опере-былине «Садко» это образ является одним из наиболее важных. Здесь он предстаёт как самый настоящий персонаж, которому Н.А. Римский-Корсаков дал название «Окиан-море синее».

Подводное царство населяют удивительные обитатели: Морской царь, Царица Водяница премудрая, их дочь – прекрасная Волхова, ручейки – внучата малые, золотые рыбки, чуда морские.

По окиану-морю синему плывут корабли Садко. Вдруг передний Сокол-корабль останавливается с повисшими парусами; то Морской царь разгневался на Садко за то, что тот двенадцать лет не платил ему дани…

На раковине, запряжённой касатками, опускается в терем морского царя Садко. Грозно встречает его царь. Но Волхова просит отца не гневаться, а велеть лучше песню спеть. Понравились Морскому царю пение и игра молодого гусляра, и решает он женить его на своей дочери. Собрались на свадебный пир все чудища морские. Стали песни петь да плясать.

Ø Послушайте«Шествие чуд морских». Из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (слушание).

¾ Каким предстаёт образ окиана-моря синего в этом фрагменте?

Слова для справок: ласковым, бурливым, спокойным, грозным, таинственным.

¾ Что присуще музыке «Шествия» – выдержанность одного состояния или изменчивость состояний? Подумайте почему.

¾ Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание).

¾ Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании фрагмента «Золотые рыбки» из балета Р. Щедрина?

¾ Какое слово вы выберете при сравнении образов в произведениях Римского-Корсакова и Щедрина?

Слова для справок: сходство, контраст.

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Фиртич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей (пение).

Источник

«Открытый урок в 4 классе на тему «Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами»

Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 этап
Орг. момент Учащиеся входят под музыку «Ноктюрн ре-бемоль мажор» (№2) Ф.Шопена.
— Ребята, внимательно вслушайтесь в музыку и войдите в класс в соответствии с характером музыки.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята, добрый вам день!»
— Я надеюсь, что наш урок будет действительно добрым, и хочу, чтобы вы получили сегодня массу интересных новых знаний и положительных эмоций.
— Посмотрите, готовы ли вы к уроку? Тогда начинаем наше увлекательное путешествие в мир музыки.
Учащиеся спокойно и неторопливо входят в класс.
— Здравствуйте, учитель, добрый вам день!
— Да.
Личностные
2 этап
Проверка домашнего задания -Ребята, знакома ли вам музыка, под которую вы входили? Кто её автор? (слайд № 1)
-Правильно. А какое было задано домашнее задание?
— Я думаю, что вы все справились с домашним заданием, и сейчас мы это проверим. Предлагаю провести викторину «Знаю ли я композитора Фридерика Шопена?» (слайд № 2):
1) Родина Ф. Шопена;
2) Ф. Шопен только ли композитор? Или…?;
3) Ф. Шопен – композитор-классик или композитор-романтик? Почему?;
4) Ф. Шопен писал произведения для органа или фортепиано?;
5) Ноктюрн – это английское, греческое или французское слово? Что оно означает?;
6) Сколько ноктюрнов написано Фридериком Шопеном?
— Молодцы, ребята! Активно отвечали на вопросы. Польский композитор Фридерик Шопен – прекрасный, талантливый композитор, музыка которого воздействует на души людей. Я думаю, что вы все с интересом изучали его биографию и творческий путь.
Учащиеся вспоминают и отвечают: Фридерик Шопен.
-Подготовить сообщение: «Жизненный и творческий путь Фридерика Шопена».
-Польша.
— Ф. Шопен не только композитор, а ещё пианист-виртуоз.
— Композитор-романтик. Потому что, передавал в своих произведениях чувства, внутреннее состояние души.
— Для фортепиано.
— Французское слово, которое означает «ночной».
— Ф. Шопен написал 21 ноктюрн.
Предметные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
3 этап
Актуализация знаний — Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством польского композитора 19 века – Фридерика Шопена. Запишите в тетрадях тему урока: «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами».
Сегодня на уроке мы познакомимся с музыкой, о которой немецкий композитор Роберт Шуман сказал: «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами» (слайд № 3). Как вы понимаете это выражение?
— Ребята, а как вы думаете, для чего мы знакомимся с музыкой Ф. Шопена?
— Музыка Ф. Шопена действительно очень хорошая, ценная и добрая. В этом её воспитательное и эстетическое значение: уметь понимать красоту жизни, учить красивым мыслям и поступкам. Учащиеся размышляют над проблемными вопросами и дают ответы.
Предметные
Личностные
Регулятивные
4 этап
Работа по теме урока — Послушайте стихотворение поэтессы Беллы Ахмадуллиной – «Мазурка Шопена» (слайд №4):
Какая участь нас постигла,
Как повезло нам в этот час,
Когда бегущая пластинка
Одна лишь разделяла нас!
Сначала тоненько шипела,
Как уж, изъятый из камней,
Но очертания Шопена
Приобретала всё слышней.
И забирала круче, круче,
И обещала: быть беде,
И расходились эти круги,
Как будто круги по воде.
И тоненькая, как мензурка
Внутри с водицей голубой,
Стояла девочка-мазурка,
Покачивая головой.
Как эта, с бедными плечами,
По-польски личиком бела,
Разведала мои печали
И на себя их приняла?
Она протягивала руки
И исчезала вдалеке,
Сосредоточив эти звуки
В иглой исчерченном кружке.
-Ребята, какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Рождённый в польском крае,
Пусть твой талант прославиться повсюду.
… Хотя покидаешь наш край,
Но сердце твоё среди нас остаётся».
Этими словами друзья провожали 20-летнего Шопена в концертную поездку по Европе. Возможно, никто тогда не предполагал, что слова временного прощания пророческими… (правильно предугадавшие будущее).В ноябре 1830 года в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание (слайд №5). Узнав о восстании, Шопен стремиться вернуться на Родину, чтобы вместе с товарищами сражаться в рядах повстанцев. Однако упорные доводы отца убеждают композитора: оставаясь за пределами Польши, он принесёт больше пользы Отчизне своим искусством.
Пламенным откликом на события польского восстания стала пьеса, известная как «Революционный этюд».
-Ребята, слово «этюд» мы можем встретить в каком ещё виде искусства?
— Правильно. А в музыке слово «этюд» в переводе с французского означает «учёба». Этюд – это небольшая пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на музыкальном инструменте (слайд № 6).
— Посмотрите на экран телевизора. Вы видите два портрета композитора Фридерика Шопена (слайды №7 ,8).
Послушайте «Революционный этюд» до минор (№ 12) и ответьте на вопрос: какой из этих портретов более соответствует «Революционному этюду» и почему?
-Какие средства выразительности придают музыке этюда драматический характер? (слайд № 9)
— Ребята, это исключительно «учебная» пьеса? Обоснуйте свой ответ.
— Ребята, а можно ли сказать, что «Революционный этюд» — это патриотическая музыка? Почему? Кто такой «патриот»?
Учащиеся высказывают свои мысли.
— В изобразительном искусстве. В живописи слово «этюд» означает «зарисовка, эскиз».
Учащиеся слушают «Революционный этюд» и отвечают на вопросы.
Учащиеся размышляют и дают ответы.
Познавательные
5 этап
Позатоническая пауза -А теперь мы с вами немного подвигаемся. Вначале поработаем над мелкой моторикой – представим, что мы великие пианисты – будем имитировать игру на фортепиано ( под музыку Ф. Шопена). Теперь встанем и под музыку выполним упражнения
( «Вальс» Ф.Шопена)
Учащиеся выполняют движения. Личностные
Коммуникативные
6 этап
Работа по теме (закрепление). — Замечательно! Сейчас я предлагаю выполнить интересное задание: на примере «Революционного этюда» и «Ноктюрна ре-бемоль мажор» докажите правильность слов композитора Роберта Шумана – «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами».
Слова помощники: характер драматический, лирический, контраст.
— Ребята, посмотрите на экран (слайд № 10). Это репродукция польского художника-портретиста Юзефа Феликса Менцина-Кжеш «Последний аккорд Фридерика Шопена». Внимательно рассмотрите репродукцию и скажите, что в изображении великого композитора обращает особое внимание? Да, ребята, вы правильно заметили, что на первом плане руки Фридерика Шопена.Какие они? Соотнесите свои впечатления с образом стихотворения П. Элюара «Музыкант»:
… Взгляни на него:
Его голова – не от мира сего,
А руки – земные,
Прекрасные, тонкие руки».
И, конечно, в глаза бросается болезненное лицо композитора. Какие проблемы были у Шопена со здоровьем?
В жизни Ф. Шопена были проблемы в личной жизни – разрыв отношений с Жорж Санд ( Аврора Дюпен), что вызвало у него значительный стресс. Композитор решает сменить обстановку, расширить круг знакомств, и отправляется в Лондон – концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряжённая жизнь, сырой британский климат, а главное периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, — всё это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Ф. Шопен умер 17 октября 1849 г. Похоронили его на кладбище Пер-Лашез. В завещании Шопен просил отвезти его сердце на Родину — в Польшу, что и было исполнено. Сердце композитора покоится в Варшавском костёле Святого Креста (слайд 11,12).
Фридерик Шопен был настоящим патриотом своей Родины.
Вокально – хоровая работа:
— Современный композитор и исполнитель эстрадной музыки – А. Броневицкий посвятил Ф. Шопену песню. Она называется «Сердце Шопена». Давайте её послушаем (слайд № 13).
(учащиеся слушают песню музыка А. Броневицкого,стихи В. Беккера «Сердце Шопена»).
— Сегодня на уроке мы разучим 1-ый куплет песни. Но вначале сделаем дыхательную гимнастику и разогреем свой голосовой аппарат .( учитель разучивает песню по фразам, работает над чистым интонированием, дыханием).
Учащиеся размышляют, обдумывают и дают ответы.
Учащиеся рассматривают репродукцию и высказывают свои мысли.
-Фридерик Шопен страдал заболеванием лёгких, которое остро проявилось в 1837 году. С тех пор он страдал астматическими приступами.
Учащиеся делают дыхательные упражнения (Н. Стрельниковой).
Поют упражнения.
Учащиеся разучивают 1-ый куплет песни, поют по группам, всем классом. Регулятивные
Познавательные
Предметные

Коммуникативные
7 этап
Рефлексия

8 этап
Итог урока
— Что нового вы узнали на уроке?
-У вас на партах лежат по одной карточке. Задание будете выполнять в паре: найдите к каждому музыкальному термину определение, и соедините их стрелочками.
Ф. Шопен мечтательная, певучая
пьеса, навеянная
образами ночи
этюд торжественный бальный
танец — шествие
ноктюрн польский композитор,
и пианист-виртуоз
мазурка небольшая пьеса,
предназначенная для
совершенствования игры
на музыкальном
инструментеполонез польский народный
танец, для исполнения
которого характерны
подскоки, постукивание
каблучками и шпорами.
— Посмотрите на экран. Уверена, что вы все правильно выполнили задание.
— Что получилось на уроке?
— В чём были затруднения?
Учитель выделяет активных учащихся. Ставит оценки в журнал.
— Ребята, вы сегодня молодцы! Все старались!
— У вас на партах есть улыбающиеся и грустные смайлики. Если вам понравился сегодняшний урок – поднимите улыбающихся смайликов, а если не понравился – то грустных.
— Я думаю, что урок получился добрым и позитивным. Вы со мной согласны?
— Надеюсь, что музыка великого польского композитора Фридерика Шопена вам понравилась, и вы в дальнейшем будете слушать её и исполнять. Любите свою Родину так, как любил свою Родину – Польшу польский композитор Фридерик Шопен! Будьте настоящими патриотами!
Учащиеся дают ответы
Учащиеся работают в паре. Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Регулятивные
Личностные
Коммуникативные
Личностные
9 этап
Домашнее задание — Найти в музыкальном словаре или энциклопедии, записать в тетрадь определение термина «этюд», выучить его; петь песню « Сердце Шопена».
— Наш урок закончен. Всем спасибо за урок! Под музыку «Полонез ля мажор» Ф. Шопена учащиеся выходят из класса.

  • 00085b71-d1585111
    Размер файла: 29 kB Загрузок: 19

Источник

Оцените статью