Во царствии твоем киевское ноты
Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию благодати Евангелия. Новый Завет открывает верующим Царство Небесное, расширяя и углубляя в Заповедях блаженств десять ветхозаветных заповедей Моисея.
Блаженством можно назвать преисполненное высшей радости и любви неизречено счастливое состояние, когда дух человека, освятившись и возвысившись, свободно ликует и поет, не завися от всего, что могло бы ему помешать.
Путь к такому состоянию лежит в осознании и деятельном усвоении христианских добродетелей, делающих человека открытым к восприятию благодати Святого Духа: смирения (простодушие, нелюбовь похвал, познание тайны несения Креста), трезвения (внимание себе, память о вечной жизни), блаженного плача (ощущение своего недостоинстперва, упование на милость Божию), кротости (безгневие, душевная тишина, мужественность), нестяжания (довольство необходимым, забота о бедных, свобода духа), целомудрия (отвращение блудных дел, мыслей, хранение чувств, зрящая Бога чистота), воздержания.
Для мирского сознания, чуждого смирения и самоотвержения, Заповеди блаженств ( Мф. 5, 3-12 ) являются серьезным камнем преткновения, ведь тут названы счастливыми те, кто так или иначе несчастлив в проекции земного мiра: нищие духом, плачущии, жаждущии, гонимые… Однако именно в этих новозаветных заповедях раскрывается вся мудрость перспективы духовного роста личности: смирение в осознании и подлинной оценке себя, очистительный покаянный плач, сострадание к ближним, неосуждение, кротость, жажда истины, милосердие, чистота сердца, миролюбие, страдание за правду.
Заповеди блаженств указывают на те духовные свойства, которые необходимы человеку для достижения Небесного Царства. Одновременно они являются плодами и признаками истинной жизни; в них и через них уже в земной жизни начинается предвкушение блаженства будущего века. Недаром Богослужебным уставом предписано при совершении празднования памяти того или иного преподобного Евангельское чтение ( Лк. 6, 17-23 ; Мф. 4, 25-28 ; Мф. 5,1-12 ) именно Заповедей блаженств в назидание того, что они, святые, в своей земной жизни опытно усвоили все эти добродетели.
«Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» — нищие духом, то есть смиренные — это те, кто осознают свои немощи и грехи и свое полное бессилие в самостоятельной борьбе с ними без помощи Божией. Происходящее от этого сознания покаянное состояние души есть то, что называется нищетой духовной, верой и упованием не на свои силы, но на помощь Божию. Без смирения человек никогда не достигнет подлинного успеха в каком-либо виде деятельности.
«Блажени плачущии, яко тии утешатся» — подлинное осознание себя и своих грехов приводит к покаянному плачу, который омывает грехи и приносит утешение. Чем больше у человека света в душе, тем яснее видит он свои пятна, замечая малейшие оплошности.
«Блажени кротцыи, яко тии наследят землю» — нищие духом и оплакивающие свое недостоинство не осуждают других, не превозносятся, прощают обиды, они терпеливы, становятся кроткими. Таким людям легко жить, они свободно уживаются с окружающими. Подлинно, они — граждане будущего Горнего Иерусалима.
«Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» — это те, которые, прежде всего, хотят, чтобы их жизнь имела смысл и была озарена Христовым Светом, чтобы их поступки согласовывались с Волей Божией. Они желают, чтобы справедливость царила вокруг, чтобы в семейных, общественных и государственных отношениях торжествовали гармония и красота евангельской правды. В редкие исторические периоды морального просветления человечество, всегда было обязано людям, алкавшим и жаждавшим правды.
«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» — любовь к ближним, преисполненная деятельного сострадания и участия, выраженного делами. Избавить ближнего от всего, что ему приносит зло, оказать ему помощь и благодеяние ради Бога и есть творение милости. Милостив тот, кто умеет прощать.
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» — сердце есть центр, основа и последняя глубина личности, место встречи человека с Богом. В сердце совершаются все основные оценки, выбор и жизненные решения человека, им постигаются истина, музыка, красота. Безнравственный человек духовно слеп, его внутренний мiр пуст, и напротив, благочестивому, просвещающему очи сердца человеку Бог посылает Святого Духа ( Гал. 4, 6 ), в него вселяется Христос ( Еф. 3, 17 ). Господь будет судить людей по качеству их сердец, ибо Он «есть испытующий сердца и внутренности» ( Откр. 2, 23 ).
«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» — мир есть состояние духовного успокоения, радость человека о согласованности его дел с велениями Бога, это внутренняя тишина пребывания в Боге. Мир на земле является одним из Божественных замыслов Воплощения ( Лк. 2, 14 ); «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр дает, Я даю вам» ( Ин. 14, 27 ). Однако без мира и согласия с другими нельзя иметь мира и согласия в самом себе. Мир Божий завоевывается в сердце только через подвиг любви к ближнему, смирение и самоотвержение.
«Блажени изнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное» — вкусившие Божией правды жаждут её. Принявшие от Бога знание истины в течение земной жизни, подобно своему Учителю — Христу, претерпевают изгнание. За терпение, верность и мужественное стояние в правде Господь награждает их блаженством — вводит в Царство Небесное.
«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» — идти путем Христа есть высший подвиг человека. Приготовляя к блаженству своих последователей, Господь предупредил их о том, что их ждет на пути следования по Его стопам: «Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а так как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр» ( Ин. 15, 19 ). Причина ненависти в безнравственности и духовной слабости, служении страстям, запросам плоти. Отторжение веры происходит от привязанности к земному, тленному, в глубоком различии понимания задач, цели, смысла жизни, в зависти к тем, кто нашел в себе силы к духовному преображению. Те, кто мужественно перенесет испытания, удостоятся великой радости на Небе: «Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» ( Лк. 22, 28-29 ).
При пении Блаженств, согласно Уставу, положено читать (в более ранней традиции — петь), тропари канона из 3-й и 6-й песней (как наиболее подходящих по содержанию). Тропари канона в зависимости от праздника поются на 12, 10, 8, 6 или 4 стиха Блаженств.
Источник
Во царствии твоем киевское ноты
Литургия. Антифоны. Ноты и песнопения
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Антифон 1,2 Обиход, глас 1 (греческий)
2. Антифон 3. Блаженны. Обиход. Глас 1
3. Антифоны 1,2. Старинный распев
4. Антифоны 1,2. Старинный распев двухголосный
5. Антифон 3. Блаженны. Знаменный распев
6. Антифоны 1,2. Малый знаменный распев
7. Антифон 1,2 и Блаженны. Мотив Саровской пустыни
8. Антифоны 1,2 Покровского монастыря
9. Антифоны 1,2 и «Единородный сыне» малого знаменного распева
10. Блаженны, Киевское
11. Антифоны 1,2. и Блаженны Знаменный распев
12. Блаженны, древнего распева
13. Антифон 1,2 и Блаженны, Вологодская
14. Антифоны 1,2 и «Блаженны» На 8-й стихирный глас
15. Антифон 1, Дивеевский
16. Антифон 1,2, знаменный
17. Антифон 1,2_ Напев Оптиной Пустыни, гарм. Гончарова
18. Антифон 1,2 на мотив «Благословлю Господа»
19. Антифон 1, Соловьёв
20. Антифон 1,2 и Блаженны, подобен «Царице моя»
21. Блаженны, киевский распев, Гончаров
22. Блаженны, московский напев, Гончаров
23. Блаженны, лаврский напев
24. Блаженны, Лапаев
25. Блаженны, подобен «Небесных чинов»
26. Блаженны, обиходного гапева
27. Блаженны, Полтавская
28. Блаженны, гл.6, подобен «Тридневен»
29. Блаженны, Туманов
30. Блаженны 6 глас, сокращённый болгарский напев
31. Антифон 1, И. Флегменко
32. Архиеп. Никанор (Надеждин). Второй антифон «Хвали, душе моя, Господа»
Источник
Во царствии твоем киевское ноты
Существует несколько видов вечерни в будние дни Великого поста. Не обсуждая сейчас особенности вечерни в среду и в пяток, когда на ней совершается литургия Преждеосвященных Даров (см. Лекцию 13), рассмотрим два типа вечерни для будних дней Великого поста. Первый тип — в неделю вечера, второй — в понедельник, вторник и четверг вечера (без Преждеосвященной литургии). Не разбирая подробно последование вечерни, рассмотрим ее отличительные особенности. На великопостной вечерне всегда читается 18 кафизма (если на утрени три кафизмы, то на вечерне всегда 18). На Господи, воззвах берутся тексты из Триоди и Минеи. Триоди выделяется особое место, она идет впереди и ни в коем случае ничем не вытесняется; будет ли в этот день память шестеричного святого, или двух малых святых, триодные стихиры не отменяются никогда.
После Свете Тихий возглашается прокимен, потом читается паримия, второй прокимен и вторая паримия. На вечерне в будние дни постоянно читаются паримии из двух книг — книги Бытия и книги Притчей Соломоновых.
Несколько слов о смысле ветхозаветных чтений в будние дни Великого поста. В великопостном богослужении избраны три разных типа ветхозаветных книг: историческая — книга Бытия, пророческая — книга Пророка Исайи (на шестом часе) и нравоучительная — книга Притчей Соломоновых. Это три разных типа библейских ветхозаветных чтений. Время Великого поста всегда было временем оглашения, временем подготовки ко Крещению, которое совершалось на Лазареву Субботу, на Пасху и на Пятидесятницу (недаром в эти дни поется Елицы по Христа крестистеся). Великий пост — это последний этап оглашения, и очень уместно читать в этот период важнейшие книги Священного Писания. Пророк Исайя — это ветхозаветный евангелист; ни в какой другой книге мы не найдем таких ярких, таких точных пророчеств о Христе. Книга Притч Соломоновых — хрестоматийная нравоучительная книга, довольно трудная для понимания.
Не только оглашенные, но и верные на время Великого поста погружаются во время ветхозаветное, время ожидания Мессии. Сквозное чтение ветхозаветных книг помогает нам еще раз прожить и представить себе обетование о Мессии, пророчество о Нем и ожидание Его.
В конце вечерни вместо обычных тропарей поются особые песнопения: «Богородице Дево…» «Крестителю Христов…» и еще некоторые песнопения из Часослова, особым великопостным напевом. Затем следует окончание с чтением молитвы Ефрема Сирина.
Источник