Во царствии византийское ноты

Во царствии византийское ноты

Новый Завет является Законом Иисуса Христа, выраженным Его учением, изложенным в Евангелии, проповеданным Апостолами в их Деяниях и Посланиях. Ветхозаветный закон предуготовил человека к восприятию благодати Евангелия. Новый Завет открывает верующим Царство Небесное, расширяя и углубляя в Заповедях блаженств десять ветхозаветных заповедей Моисея.

Блаженством можно назвать преисполненное высшей радости и любви неизречено счастливое состояние, когда дух человека, освятившись и возвысившись, свободно ликует и поет, не завися от всего, что могло бы ему помешать.

Путь к такому состоянию лежит в осознании и деятельном усвоении христианских добродетелей, делающих человека открытым к восприятию благодати Святого Духа: смирения (простодушие, нелюбовь похвал, познание тайны несения Креста), трезвения (внимание себе, память о вечной жизни), блаженного плача (ощущение своего недостоинстперва, упование на милость Божию), кротости (безгневие, душевная тишина, мужественность), нестяжания (довольство необходимым, забота о бедных, свобода духа), целомудрия (отвращение блудных дел, мыслей, хранение чувств, зрящая Бога чистота), воздержания.

Для мирского сознания, чуждого смирения и самоотвержения, Заповеди блаженств ( Мф. 5, 3-12 ) являются серьезным камнем преткновения, ведь тут названы счастливыми те, кто так или иначе несчастлив в проекции земного мiра: нищие духом, плачущии, жаждущии, гонимые… Однако именно в этих новозаветных заповедях раскрывается вся мудрость перспективы духовного роста личности: смирение в осознании и подлинной оценке себя, очистительный покаянный плач, сострадание к ближним, неосуждение, кротость, жажда истины, милосердие, чистота сердца, миролюбие, страдание за правду.

Заповеди блаженств указывают на те духовные свойства, которые необходимы человеку для достижения Небесного Царства. Одновременно они являются плодами и признаками истинной жизни; в них и через них уже в земной жизни начинается предвкушение блаженства будущего века. Недаром Богослужебным уставом предписано при совершении празднования памяти того или иного преподобного Евангельское чтение ( Лк. 6, 17-23 ; Мф. 4, 25-28 ; Мф. 5,1-12 ) именно Заповедей блаженств в назидание того, что они, святые, в своей земной жизни опытно усвоили все эти добродетели.

Читайте также:  Марина капуро серая лошадка ноты фортепиано

«Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное» — нищие духом, то есть смиренные — это те, кто осознают свои немощи и грехи и свое полное бессилие в самостоятельной борьбе с ними без помощи Божией. Происходящее от этого сознания покаянное состояние души есть то, что называется нищетой духовной, верой и упованием не на свои силы, но на помощь Божию. Без смирения человек никогда не достигнет подлинного успеха в каком-либо виде деятельности.

«Блажени плачущии, яко тии утешатся» — подлинное осознание себя и своих грехов приводит к покаянному плачу, который омывает грехи и приносит утешение. Чем больше у человека света в душе, тем яснее видит он свои пятна, замечая малейшие оплошности.

«Блажени кротцыи, яко тии наследят землю» — нищие духом и оплакивающие свое недостоинство не осуждают других, не превозносятся, прощают обиды, они терпеливы, становятся кроткими. Таким людям легко жить, они свободно уживаются с окружающими. Подлинно, они — граждане будущего Горнего Иерусалима.

«Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся» — это те, которые, прежде всего, хотят, чтобы их жизнь имела смысл и была озарена Христовым Светом, чтобы их поступки согласовывались с Волей Божией. Они желают, чтобы справедливость царила вокруг, чтобы в семейных, общественных и государственных отношениях торжествовали гармония и красота евангельской правды. В редкие исторические периоды морального просветления человечество, всегда было обязано людям, алкавшим и жаждавшим правды.

«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут» — любовь к ближним, преисполненная деятельного сострадания и участия, выраженного делами. Избавить ближнего от всего, что ему приносит зло, оказать ему помощь и благодеяние ради Бога и есть творение милости. Милостив тот, кто умеет прощать.

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» — сердце есть центр, основа и последняя глубина личности, место встречи человека с Богом. В сердце совершаются все основные оценки, выбор и жизненные решения человека, им постигаются истина, музыка, красота. Безнравственный человек духовно слеп, его внутренний мiр пуст, и напротив, благочестивому, просвещающему очи сердца человеку Бог посылает Святого Духа ( Гал. 4, 6 ), в него вселяется Христос ( Еф. 3, 17 ). Господь будет судить людей по качеству их сердец, ибо Он «есть испытующий сердца и внутренности» ( Откр. 2, 23 ).

«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся» — мир есть состояние духовного успокоения, радость человека о согласованности его дел с велениями Бога, это внутренняя тишина пребывания в Боге. Мир на земле является одним из Божественных замыслов Воплощения ( Лк. 2, 14 ); «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр дает, Я даю вам» ( Ин. 14, 27 ). Однако без мира и согласия с другими нельзя иметь мира и согласия в самом себе. Мир Божий завоевывается в сердце только через подвиг любви к ближнему, смирение и самоотвержение.

«Блажени изнани правды ради, яко тех есть Царство Небесное» — вкусившие Божией правды жаждут её. Принявшие от Бога знание истины в течение земной жизни, подобно своему Учителю — Христу, претерпевают изгнание. За терпение, верность и мужественное стояние в правде Господь награждает их блаженством — вводит в Царство Небесное.

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» — идти путем Христа есть высший подвиг человека. Приготовляя к блаженству своих последователей, Господь предупредил их о том, что их ждет на пути следования по Его стопам: «Если бы вы были от мiра, то мiр любил бы свое; а так как вы не от мiра, но Я избрал вас от мiра, потому ненавидит вас мiр» ( Ин. 15, 19 ). Причина ненависти в безнравственности и духовной слабости, служении страстям, запросам плоти. Отторжение веры происходит от привязанности к земному, тленному, в глубоком различии понимания задач, цели, смысла жизни, в зависти к тем, кто нашел в себе силы к духовному преображению. Те, кто мужественно перенесет испытания, удостоятся великой радости на Небе: «Вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство» ( Лк. 22, 28-29 ).

При пении Блаженств, согласно Уставу, положено читать (в более ранней традиции — петь), тропари канона из 3-й и 6-й песней (как наиболее подходящих по содержанию). Тропари канона в зависимости от праздника поются на 12, 10, 8, 6 или 4 стиха Блаженств.

Источник

Оцените статью