Немного о цифровых пианино
Если Вы решились на покупку цифрового пианино, заранее зная, что Вам нужен именно подобного рода музыкальный инструмент или прочитав нашу статью «Синтезатор или цифровое пианино?», но всё же не очень представляете, что это за штука, то в этой статье мы попробуем вкратце прояснить ситуацию.
Начнём с названия инструмента. Зачастую цифровое пианино называют электронным пианино, электропианино, электропиано, клавинова и т.п. Не будем спорить о правильности множества вариантов названий, имеющих место быть в народе, заметим лишь, что название «клавинова» пошло в народ и закрепилось от цифровых пианино серии Clavinova от компании YAMAHA, примерно так же как за копировальными аппаратами закрепилось название «ксерокс», пошедшее от названия компании-производителя копировальных аппаратов Xerox.
По своей сути, с технической точки зрения, цифровое пианино — это тот же самый синтезатор, в котором упор сделан на качество звучания рояльного (фортепианного) тембра. Хотя в подавляющем большинстве современных цифровых пианино звуки тембра пианино не синтезируются, а воссоздаются из семплов. Семплы – это небольшие записанные и оцифрованные фрагменты звучания акустического (обычного механического) музыкального инструмента (в нашем случае пианино или рояля), которые в процессе игры на цифровом пианино воспроизводятся из памяти. Хотим заметить, что в качестве сэмплов производители цифровых пианино используют кропотливо записанные в идеальных условиях, с использованием оборудования высочайшего класса, фрагменты звучания лучших образцов идеально настроенных и отрегулированных концертных роялей. Некоторые компании, такие, как Yamaha, Kawai и другие, используют в качестве первоисточника звука флагманские модели роялей собственного производства. Другие же используют для этих целей лучшие концертные рояли сторонних общепризнанных мировых производителей. Так, например, компания Roland использует рояли компании Steinway & Sons. Исходя из этих фактов, можно вывести, что, покупая цифровое пианино высшей или хотя бы средней ценовой категории, Вы получаете у себя дома, за сравнительно небольшую сумму, звучание инструмента, на котором мечтает поиграть каждый пианист. Это один из главных аргументов в пользу выбора хорошего цифрового пианино недорогому акустическому инструменту.
Второй отличительной чертой цифрового пианино является обязательное наличие полноразмерной 88-клавишной клавиатуры с молоточковой механикой, имитирующей работу клавишного механизма акустического пианино, вследствие чего, ощущения от игры на цифровом пианино приближаются к ощущениям от игры на обычном пианино или рояле.
Конструктивно можно выделить несколько типов цифровых пианино: инструменты компакт-класса, полноразмерные корпусные инструменты и сценические цифровые пианино.
Цифровые пианино компакт-класса – это инструменты сравнительно небольшого веса и размера по глубине, что делает их незаменимыми в небольших помещениях. В свою очередь цифровые пианино компакт-класса могут быть как корпусными (полностью выполненными в корпусе под дерево, с закрывающейся крышкой клавиатуры), так и более упрощёнными (без крышки клавиатуры, в пластиковом корпусе «синтезаторного» типа с возможность использования без стойки).
Полноразмерные корпусные цифровые пианино – это музыкальные инструменты уже достаточно больших размеров, но всё же, их вес гораздо меньше обычного акустического пианино, что является ещё одним доводом в пользу приобретения именно цифрового инструмента. Все детали корпуса полноразмерных цифровых пианино крупнее и массивнее деталей корпуса инструментов компакт-класса, за счёт чего полноразмерные инструменты выглядят гораздо солиднее и более похожи на своих акустических собратьев.
Сценические цифровые пианино – это класс музыкальных инструментов, предназначенных, в основном, для профессионального применения на сцене или в студии. Данные инструменты внешне выглядят как синтезаторы с полной фортепианной клавиатурой, так как в силу своего назначения, для удобства использования и транспортировки, выполнены в компактном корпусе без стойки и блока педалей. Стойка и педали для сценических пианино являются опциями и используются по необходимости.
Так как сценические пианино – в своём большинстве инструменты профессионального уровня, то они имеют расширенные возможности по обработке и редактированию звука.
Функционально все цифровые пианино можно разделить на две группы. Это цифровые пианино без автоаккомпанемента и цифровые пианино с автоаккомпанементом.
Цифровые пианино без автоаккомпанемента – это инструменты, имеющие некоторый небольшой набор тембров (звуков различных инструментов), в числе которых, как правило, варианты тембров рояля, электронного пианино, клавесина, электронного и классического органа, струнных инструментов и пр. Плюс к этому, обычно, имеется несколько вариантов пространственной обработки звука (имитация звучания инструмента в различных помещениях: комнаты, концертные залы и пр.), секвенсор (функция записи собственного исполнения) и набор стандартных функций: наложение звуков, разделение клавиатуры, метроном, транспозиция, подстройка и другое. То есть, данные цифровые пианино не содержат ничего лишнего, только функции и инструменты для комфортных и плодотворных занятий на пианино.
Цифровые инструменты с автоаккомпанементом – это музыкальные инструменты, в которых ко всему прочему добавляется автоаккомпанемент и, как следствие, набор функций связанный с ним. Автоаккомпанемент – это функция, которая позволяет играть композиции, как бы в сопровождении целого музыкального коллектива (ансамбля или оркестра). Такие инструменты содержат определённый набор стилей автоаккомпанемента, используя которые, можно исполнить композицию в любом музыкальном стиле. Партия автоаккомпанемента обычно содержит партию ударных инструментов, партию баса и ещё несколько партий других инструментов. Цифровые пианино с автоаккомпанементом обычно имеют более мощный секвенсор (функция записи), который уже можно использовать не только для записи и прослушивания собственного исполнения, с целью самоконтроля и работы над ошибками, но и для создания собственных многодорожечных аранжировок. Инструменты с автоаккомпанементом содержат расширенный набор тембров.
Теперь давайте разберёмся, за что мы платим, когда покупаем цифровое пианино, и почему одна модель стоит дороже другой. Существует несколько главных вещей, влияющих на формирование стоимости цифрового пианино, именно на них нужно обращать внимание при выборе инструмента:
- Тон-генератор. Это непосредственный источник звука – «сердце» цифрового пианино. Как уже говорилось выше, в цифровых пианино формирование звука происходит посредством воспроизведения из памяти инструмента семплов (коротких образцов записанных и оцифрованных звуков рояля). В современных музыкальных инструментах имеются отдельно записанные семплы для каждой из 88 клавиш. Более того, с возрастанием цены меняется количество семплов, записанных и воспроизводимых для каждой клавиши. Так в качественных инструментах звук записывается на нескольких разных уровнях громкости и при разной силе нажатия воспроизводится семпл, соответсвующий именно этой силе нажатия, так как на акустическом пианино при изменении силы нажатия на одну и ту же клавишу меняется не только громкость, но и тембр, и характер звука. Количество вариантов семплов, имеющихся в инструменте для воспроизведения звука одной и той же клавиши при разном усилии (скорости) нажатия, называется уровнем или слоями семплирования. Таким образом, чем больше уровней (слоёв) семплирования у тон-генератора цифрового пианино, тем реалистичней, живее, экспрессивней будет исполнение. Кроме того, в инструментах верхней и некоторых инструментах средней ценовой категории присутствуют семплы резонанса струн и деки при нажатой правой педали, семплы призвука, сопровождающего отпускание клавиш и другие семплы, делающие звук цифрового пианино максимально приближенным к звучанию настоящего концертного рояля. Хотелось бы отметить, что для цифрового пианино немаловажной характеристикой является полифония. Эта цифра показывает, сколько одновременно звуков может воспроизводить инструмент. В случае с небольшим значением данного параметра, при исполнении произведений с активным использованием педали, часть звуков может пропадать.
- Механика клавиатуры. Хорошая молоточковая механика клавиатуры цифрового пианино – это то, что даёт ощущение игры на настоящем акустическом пианино и формирует правильную артикуляцию (звукоизвлечение) у начинающего исполнителя и не даёт её испортить у практикующего музыканта. На хорошем цифровом пианино, как и на обычном пианино клавиши нижнего регистра тяжелее, чем клавиши верхнего регистра. В принципе, практически все модели современных цифровых пианино обладают молоточковой механикой, допускающей использование этих инструментов, по крайней мере, для начального обучения игре на пианино. Но естественно, чем дороже инструмент, тем более совершенной и более достоверной по ощущениям механикой его оснащает производитель. В не самых дешёвых моделях пианино применяется покрытие клавиш из синтетической слоновой кости, что делает клавишу матовой и исключает скольжение пальцев при игре. В наиболее дорогих моделях клавиши делаются из цельного куска натурального дерева.
- Звуковой тракт. Под этим понятием подразумевается усилитель и колонки цифрового пианино. Каким бы ни был источник звука, но без хорошего усилителя и динамиков его даже исключительное качество абсолютно бесполезно (как, впрочем, и наоборот). По возможности нужно выбирать инструмент с наибольшей мощностью усилителя и размерами динамиков. Хотим обратить Ваше внимание, что мощность усилителя – это не только громкость, но и качество звука, так как, когда усилитель работает не на пределе своих возможностей, а с запасом, то он выдаёт более качественный звук. В наиболее дорогих моделях цифровых пианино используется несколько усилителей и несколько пар динамиков. Таким образом, для разных частотных диапазонов используется свой звуковой тракт, что делает звучание инструмента максимально прозрачным и качественным.
Это были три самые важные составляющие части цифровых пианино. Поэтому чем выше их качество и характеристики, тем выше стоимость инструмента.
Далее перечислим ещё несколько пунктов, влияющих на стоимость инструмента:
- отделка и, иногда, цвет корпуса (модели с полированным покрытием стоят дороже)
- наличие функции автоаккомпанемента и сопутствующих ей функций
- качество и количество генерируемых звуков, стилей и эффектов
- количество и качество различных дополнительных функций
- наличие различных коммутационных разъёмов
- наличие функции записи и её удобство
- количество треков (дорожек) для записи
- и др.
В данной статье мы постарались осветить наиболее важные моменты, которые нужно знать, столкнувшись с проблемой выбора и покупки цифрового пианино.
За подробной консультацией Вы можете обратиться к нашему менеджеру, позвонив по телефону 8 (727) 296-98-17
Источник
Стиль, автоаккомпанемент и связанные с ними функции в синтезаторах и цифровых пианино
Стиль (ритм, паттерн) – музыкальное сопровождение для Вашей мелодии, заранее запрограммированное по правилам, присущим тому или иному музыкальному жанру. Стиль может включать только партию ударных (отсюда его иногда называют ритмом), а может сочетать в себе целый набор различных инструментов. Стиль включает различные варианты вступлений, окончаний, вариаций. В зависимости от модели в синтезаторе или цифровом пианино может содержаться до 200 заранее установленных (предустановленных) стилей (модели CDP-200, СТК-5000, WK-500) популярной, танцевальной, джазовой, этнической музыки, в некоторые модели специально для российских пользователей встроены стили «Шансон», также прекрасно подходящие для аранжировки русских народных песен, и «Кавказ» на основе лезгинки. В некоторых моделях есть функция Редактор стилей (Rhythm Editor).
Автоаккомпанемент — режим, позволяющий во время игры автоматически подбирать аранжировку в заранее выбранном стиле и ритме. Вид аккорда, на основе которого играются готовые шаблоны аккомпанемента, определяется нажатием на нужные клавиши синтезатора левой рукой. Автоаккомпанемент содержит качественные аранжировки в различных стилях популярной, танцевальной, джазовой, этнической музыки, в некоторые модели предустановленны стили «шансон», прекрасно подходящие для аранжировки бардовских и русских народных песен, и «Кавказ» на основе лезгинки. В каждой модели, поддерживающей эту функцию, существует несколько режимов управления автоаккомпанементом различной сложности (различные виды Автогармонизации). На панели управления установлены специальные кнопки — вступление, несколько вариантов проигрышей, финал, которые исполняются в соответствующем стиле.
Редактор стилей (Rhythm Editor) – функция, позволяющая изменять любой имеющийся в инструменте стиль и создавать собственные оригинальные стили автоаккомпанемента. В зависимости от модели можно сохранять до 10 пользовательских стилей.
Автогармонизация (автогармония, Autoharmonize) – автоматическое аккордовое дополнение к исполняемой мелодии. При использовании функции «Автоаккомпанемент» инструмент автоматически добавляет к играемым правой рукой нотам дополнительные ноты в соответствии с подходящим аккордом. В результате мелодия звучит не одной нотой, а аккордами, но при этом может звучать плавно или отрывисто в зависимости от того, как Вы играете. Достигается эффект гармонизации, который придает мелодической линии богатство и полноту. Различные модели поддерживают несколько видов автогармонизации, у Privia PX-330 или CDP-200R их целых 12.
Выбор одним нажатием (в одно касание, One Touch Preset) – функция, позволяющая автоматически путем нажатия одной кнопки установить оптимальные (по мнению изготовителя инструмента) параметры для выбранного музыкального стиля: тембры, темп, все акустические и регистровые настройки по каждому звучащему каналу. Идеально, когда количество настроек One Touch Preset соответствует количеству стилей, установленных в синтезаторе или цифровом пианино.
Музыкальные предустановки – установки, соответствующие известным музыкальным композициям различных жанров, в основном поп и рок. Выбирайте «в одно касание» любую предустановку из библиотеки и играйте выбранный хит. Все элементы стиля, темп, цифровые эффекты и тембры заранее подобраны и записаны в память Вашего синтезатора или цифрового пианино. В зависимости от модели количество музыкальных предустановок в библиотеке может достигать 330. В CDP-200R 152 песни, Некоторые модели позволяют составлять и сохранять собственные музыкальные предустановки, так модель Privia PX-330 способна хранить в памяти до 50 пользовательских предустановок.
эксперт МузМарт
Мария Мотт
Источник
Как правильно выбрать цифровое пианино? Часть 4.
Самый подробнейший гайд о том, на что обращать внимание при выборе цифрового фортепиано. Мы выделили 5 ключевых параметров, на которые следует обращать главное внимание при подборе цифрового пианино:
1. ЗВУКОВОЙ ПРОЦЕССОР И ПОЛИФОНИЯ
2. КЛАВИШИ И МЕХАНИКА
5. МАТЕРИАЛ КОРПУСА
В этой публикации речь пойдёт о третьем критерии выбора — необходимый функционал цифрового пианино . Об акустической системе читайте в предыдущей статье.
МЕТРОНОМ
На начальных этапах обучения игре на фортепиано, когда разобраться с темпом и ритмом исполнения произведения самостоятельно достаточно сложно, хорошим помощником станет метроном. В 99% цифровых фортепиано, даже бюджетных эта функция обязательно предусмотрена. Удобное расширение в цифровом пианино: не надо никаких дополнительных устройств, всё настраивается парой кнопок.
ТЕМБРЫ
Тембры — имитация звучания различных инструментов (органа, клавесина, гитары и т.д). Если Вы захотите разнообразить свой музыкальный арсенал, не нужно покупать отдельно домашний клавесин или орган. Просто переключите звучание с классического Grand рояля на другой тембр.
Большой выбор тембров будет полезным расширением, т.к. позволяет разнообразить своё исполнение и немного отвлечься от классики.
Для рядового использования 8-20 тембров будет достаточно, чтобы побаловаться. Однако, если вы настроены более решительно и амбициозно, то количество встроенных тембров может иметь значение. Особенно в купе с другим функционалом инструмента (автоаккомпанемент, разделение, наложение, звукозапись и т.д.). Без этих дополнительных наворотов Вы вряд ли больше пары-тройки раз воспользуетесь сотней встроенных тембров.
Однако знайте, что все дополнительные тембры, как правило, не такие натуральные, как первые в списке – классические фортепианные. Они уже не так скрупулёзно сэмплируются (если вообще сэмплируются, а не производятся искусственно). Ведь это уже развлечение, а не основное предназначение.
АВТОАККОМПАНЕМЕНТ
Автоаккомпанемент – это функция, которая позволяет играть композиции, как бы в сопровождении целого музыкального коллектива (ансамбля или оркестра). Инструменты с автоаккомпанементом содержат определённый набор стилей автоаккомпанемента, используя которые, можно исполнить композицию в любом музыкальном стиле.
Это отличная и многим необходимая функция, которая присутствует в небольшом количестве цифровых фортепиано, так как это больше по части синтезаторов.
РАЗДЕЛЕНИЕ КЛАВИАТУРЫ
При наличии функции «Разделение клавиатуры» слева и справа от точки разделения клавиатуры можно играть разными тембрами. Так, например, правой рукой играть мелодию скрипки, а левой – «перебирать струны» арфы. Но важно, чтобы мелодия каждого инструмента не заходила за точку разделения, иначе скрипка неожиданно превратится в арфу или наоборот.
НАЛОЖЕНИЕ ТЕМБРОВ
Функция позволяет совместить сразу два тембра к одному нажатию. Например, совместить скрипку и классический гранд пиано. При игре будет ощущение, что вы также играете тембром гранд пиано, но вам параллельно такую же ноту исполняет ещё и скрипка. Так можно совместить любые другие тембры, находящиеся в арсенале инструмента.
ЗАПИСЬ
Это очень необходимая функция для любого уровня подготовки. Чрезвычайно важно слушать своё исполнение со стороны. Когда играешь вроде ощущаешь себя Рахманиновым, а как только включаешь записанное. все эти амбиции вызывают отвращение. Не бойтесь и работайте над ошибками: обязательно слушайте, что происходит «по ту сторону».
Большинство моделей цифровых фортепиано оснащены функцией записи во внутреннюю память. Как правило банк встроенной памяти сильно ограничен: обычно это 1-3 композиции и 2 дорожки для записи. Если вы намерены использовать эту функцию регулярно, то рекомендуем рассматривать модели, в которых предусмотрена запись во внешнюю память (при наличии USB картридера или полноценного USB для флешек), чтобы ничем себя не ограничивать.
ПОДКЛЮЧЕНИЕ К ПК
Пожалуй, самое интересное дополнение. Но многие задаются вопросом, зачем подключать фортепиано к компьютеру?
Приведём пример из практики. Существует программа под названием Synthesia (про неё у нас отдельная публикация), позволяющая в интерактивном режиме разучить совершенно любую композицию от классики до современной попсы. Всё, что необходимо, так это найти интересующую песню в формате MIDI, а подобных баз огромное количество (в т.ч. YouTube) и вперёд! С этим софтом не нужно знать нот и читать с листа, просто смотрите на дисплее, какие клавиши нажимать и разучивайте любую мелодию! Это чрезвычайно удобно для новичков и для детей, кто только-только начинают осваивать азы фортепианной музыки. Процесс обучения ускоряется в несколько раз. К тому же это вызывает дикий интерес. Демонстрируем несколько видеороликов и скриншотов:
Источник