Пятый выпуск «учебного обихода» — песнопения Таинств и Треб. Практически все таинства, начиная с крещения человека и заканчивая отпеванием могут и должны быть украшены пением хора. В данный сборник мы также включили песнопения архиерейской литургии (таинство Божественной Евхаристии), на которой совершается таинство священства. Песнопения традиционно подобраны самые несложные (в терцию), рассчитанные на непрофессиональный или неполный хор. Также традиционна комплектация аудиокассетой для облегченного разучивания «на слух». Повторяющиеся песнопения напечатаны единожды. Так прокимен на крещении и на водосвятном молебне один и тот же. Тропари «Исаие ликуй» поются как при венчании, так и при хиротонии с небольшими изменениями текста и последовательности исполнения, однако тем же напевом. Песнопения панихиды и отпевания даны в полном объеме, поэтому следует согласовывать с настоятелем последовательность и объем пения согласно с каждым конкретным случаем. Также мы включили песнопение, которое, согласно уставу, поется только при отпевании на Светлой седмице («Земле зинувши»), однако в распространенной традиции его часто включают в чин погребения.
Содержание сборникаТаинство крещения 1. Тропарь на облачение крещаемого 2. Елицы. Обиходный напев 3. Прокимен. Глас 3
Панихида и отпевание 36. Трисвятое. Обиходный напев 37. Пение на кафизме. Обиходный напев 38. Малая ектения. Обиходный напев 39. Аллилуарий. Глас 8 40. Тропарь 41. Богородичен 42. Тропари по непорочнах. Глас 5 43. Седален. Глас 5 44. Канон 45. Запевы. Обиходный напев 46. Седален. Глас 6 47. Кондак 48. Икос 49. Стихира самогласна («Плачу и рыдаю»). Глас 8 50. Блаженны 51. Прокимен, аллилуарий 52. Перед евангелием. Обиходный напев 53. Стихира на целование. Глас 2 под. «Егда от древа» 54. Тропари. Глас 4 55. Сугубая ектения. Обиходный напев 56. Сугубая ектения. А. Архангельский 57. Вечная память 58. Трисвятое. Обиходный напев 59. Земле зинувши. Глас 8
Источник
Последование Божественной литургии и молебна с нотами учебного обихода
Данный сборник может быть использован как удобное пособие при совершении богослужения в православных храмах, а также в качестве учебного материала при подготовке регентов и церковных певчих, на занятиях в воскресных школах и специальных духовных учебных заведениях. Пособие позволяет петь и читать последовательно всю Литургию и Молебен в одной тональности, без сокращений и обращения к другим источникам. За основу взят текст Божественной литургии, который заменен там, где это возможно, нотами учебного обихода. К общему последованию Божественной литургии, с целью более удобного применения на клиросе, добавлены богослужебные тропари, кондаки и прокимны. Учитывая недостаток теноров в хорах, к некоторым партитурам добавлена третья женская партия (гармонический альт), которая может звучать одновременно с теноровой или полностью ее заменить. Особенностью данного сборника является простота и последовательность изложения богослужения. В этом принципиальное отличие настоящего пособия от иных аналогичных изданий, в которых отсутствует часть текстов, песнопения размещены в произвольном порядке и даны в разных тональностях. Любой человек с минимальной музыкальной подготовкой, не обладающий глубоким знанием богослужебного устава, с помощью этого пособия может успешно провести Литургию на клиросе, пользуясь простым, понятным и последовательным изложением богослужения. Для хоровых коллективов, хормейстеров, регентов, преподавателей духовных учебных заведений и всех интересующихся православной хоровой музыкой.
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Источник
Куличкин Блог
А это http://petya.blogik.org мой другой блог
Церковно-приходское сольфеджио: последование общего молебна
А сейчас я расскажу о том, как можно очень быстро создать хороший церковный хор «с нуля». Для этого не нужно ни денег, ни особого музыкального образования. Полгода подпевать какому-нибудь уже сложившемуся хору тоже не нужно. Необходимо лишь то, чтобы служащий священник смог спеть молебен сам. Тогда задавать тон на молебне тоже не нужно. От регента требуется тоже самый минимум: знание нот и хоть какой-то музыкальный слух. Тогда хор сформируется очень быстро и почти автоматически. Конечно, здесь есть некоторые тонкости. О них и пойдет речь.
Но для начала пару слов о том, чего мы здесь не коснемся. В последнюю очередь в любительский хор следует добавлять теноровую партию. Это самая нетривиальная задача, о которой необходим отдельный разговор. В предпоследнюю очередь добавляется бас. Если два верхних женских голоса достаточно устойчивы, бас добавить не так уж трудно. Особенно если упомянутый в прошлом абзаце батюшка знает не только второй голос, но и басовую партию. Основная проблема в том, чтобы выучили свои партии именно верхние голоса. О них мы и поговорим.
Обычно в клиросных ансамблях партии учат самым примитивным способом: подпевают тем, кто уже их знает. Это медленно, долго и неэффективно. Другие способы, как правило, не проходят, потому что песнопений очень много, а закономерности обобщить трудно. Но трудно не значит невозможно. Немного терпения, и через пару абзацев мы легко справимся с задачей, которая многим кажется совершенно неразрешимой.
Кое-какие закономерности все же были найдены. Хоровой дирижер и регент Николай Данилин (хор под его руководством исполнил премьеру «Всенощной» Рахманинова) говорил о том, что певцов нужно обучить лишь двум вещам: пению малой секунды вниз и большой секунды вверх. Действительно, это две существенных трудности: в обоих случаях хор склонен петь ниже, чем следует. А если петь в таких случаях с некоторой тенденцией к повышению, хор избавится от очень большого числа проблем.
И все же это не самый эффективный путь. Решением проблемы точного пения (или, как еще говорят, «правильного интонирования») в самом общем случае занимается дисциплина под названием «сольфеджио». А правильный подход, который сформулировал мой дядя Анатолий Петрович Куличкин, заключается в развитии абсолютного слышания ступеней относительно главного устоя — I-й ступени. Для человека, освоившего методику А.П. Куличкина, достаточно услышать одну лишь первую ступень, чтобы спеть любую из 17 ступеней мажора или минора (17 — потому что повышенные и пониженные ступени, в общем случае, отличаются). По такой методике целесообразно учить профессиональных музыкантов.
В современном церковном обиходе ситуация гораздо проще. Все 17 ступеней, как правило, не используются. Но принцип от этого не меняется! Запоминать следует именно абсолютную высоту ступеней относительно главной, I-й ступени. Отдельно в мажоре, отдельно в миноре. Почему так? Очень просто: песнопений много, звуковых последовательностей чуть меньше, но тоже очень много, а ступеней в основном используется всего четырнадцать: семь в мажоре и семь в миноре (в большинстве случаев минорная тональность на большую секунду выше, чем соответствующий мажор, как это повелось еще со времен Дилецкого):
Ступени, использующиеся в последовании общего молебна
Если их выучить, со всем остальным проблем не будет. И проще всего это сделать, если петь общий молебен одновременно со священником, который знает второй голос. Мало того: в последовании общего молебна сконцентрированы еще и основные «попевочные» трудности церковного обихода.
Теперь, наконец, перейдем к конкретике. Последование общего молебна можно условно разбить на 12 музыкальных элементов:
Последование общего молебна. 12 музыкальных элементов
Работу необходимо вести одновременно в двух направлениях:
Сначала учим более простые элементы, затем — более сложные;
Сначала учим второй голос, затем выстраиваем первый относительно второго и поем на два голоса.
Второй голос является главным. Поэтому большинство должно петь именно его. Первый голос учат те, кто уже выучили второй (наиболее продвинутые). А те, которые поют второй, как-нибудь при случае должны со временем выучить и первый. Это впоследствии пригодится. При малейших «накладках» первый голос убираем, и все вместе поем второй.
При разучивании элементов встречаются три разновидности трудностей. Это появление новых ступеней, пение знакомых ступеней в в непривычном порядке, переход из мажора в минор и обратно (смена I-й ступени). Порядок разучивания элементов напрашивается следующий: 1, 5, 3, 8, 6, 12, 9, 4, 10, 2, 7, 11. В заключение, пожалуй, можно сказать несколько слов о задачах, которые решаются при разучивании каждого элемента.
Первый элемент. Учимся брать тон. Запоминаем первую ступень. Учимся строить 3-ю ступень относительно первой.
NB! Все ступени мажора (кроме первой) и II, IV, V и VII ступени минора необходимо интонировать с тенденцией к повышению. III и VI ступени минора — наоборот, с тенденцией к понижению.
Учим VII ступень и II ступень. Запоминаем их. Наиболее продвинутые разучивают еще и IV ступень. Отмечаем, что II ступень у вторых голосов и II ступень у первых голосов — один и тот же звук.
Учимся петь II и III ступень в самой неудобной последовательности (при движении вверх). Это одно из самых трудных мест в молебне. Но оно и «подстраховано» тем, что прежде хора те же запевы поет священник, с которого можно скопировать правильное интонирование попевки. Первые голоса разучивают еще и V ступень.
Те же самые ступени, что и в предыдущем примере, но уже без посторонней помощи. В последнем «Господи помилуй» добавляется уже известная VII ступень, уже пройденная ранее (элемент 5).
Добавляем IV ступень для вторых голосов (первые осваивают дополнительно VI ступень). Дополнительная трудность — II и IV ступени подряд, без III между ними.
Те же ступени, что и в предыдущем случае, но вместе с VII ступенью. Скачок III — I — IV (для первых голосов дополнительно V — III — VI).
Добавляем VI ступень. На данном этапе первые голоса уже знакомы со всеми основными ступенями мажора, а вторые пока еще не знакомы с V ступенью.
Осваиваем переход из мажора в «верхний» минор. Сам переход осуществляет священник, а наша задача — услышать новую I ступень. Первые голоса, помимо этого, осваивают III ступень в миноре.
А здесь — мы уже сами осуществляем переход.
Переход нам здесь делать не нужно, достаточно услышать новую первую ступень. Главная задача — освоение III ступени в миноре. Все остальное уже знакомо.
Осваиваем возврат из минора в мажор. Все остальное знакомо и уже очень легко.
Суммируем трудности предыдущих трех элементов: переход в минор, III ступень в миноре, возврат обратно в мажор. Первые голоса, помимо этого, осваивают VI ступень в миноре.
Если вы аккуратно доучили до этого места и запомнили используемые ступени, большинство трудностей обихода вам уже не страшны. Можно переходить к изучению гласов.