Ноты (фортепиано) для учащихся 1 класса музыкальной школы — более 27 полезных сборников
1. Милич. Б. Фортепиано 1 класс (2006)
Это учебное пособие, созданное для учеников 1 класса детских музыкальных школ действительно незаменимо. Пьесы, этюды и ансамбли из этого сборника обязательно есть в репертуаре всех начинающих пианистов.
«Фортепиано» для 1 класса содержит все те музыкальные произведения, который должен освоить юный пианист на первом году обучения.
2. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 1 класс
Составители Бакулов и Сорокин, издание 1991 года. Эта книга входит в Педагогический репертуар для ДМШ.
3. Азбука игры на фортепьяно С. А. Барсукова
Это пособие для детей в возрасте пяти семи лет, учащихся 1-ого и подготовительного класса Детской музыкальной школы. Основная задача книги подать в доступной форме новый материал для юных пианистов. Материал подается от простого к сложному.
4. Еще много методичек, пособий, хрестоматий и сборников для 1 класса ДМШ:
Источник
Музыкально-дидактические материалы для учащихся подготовительного отделения и первых классов ДМШ и ДШИ
Автор: Гильмханова Гульсина Шамилевна, преподаватель теоретических дисциплин и общего фортепиано МБУ ДО г.Казани «ДМШ № 8».
Данное пособие предлагается в качестве дополнительного материала для обучения детей по предмету фортепиано (специальное и общее) в музыкальной школе в донотный период обучения, также может использоваться на других инструментальных отделениях ДМШ. Музыкально-дидактические материалы могут заинтересовать музыкальных руководителей в ДОУ, руководителей кружков и студий, родителей, самостоятельно занимающихся музыкальным воспитанием детей.
Цель: формирование исполнительских (пианистических) навыков в начальный (донотный) период обучения
Задачи:
— создание мотивации к обучению
— знакомство с клавиатурой фортепиано
— знакомство с исполнительскими приемами, применение их на практике
— внедрение новых форм обучения в образовательный процесс
— создание музыкально-дидактического материала для работы в классе и домашнего музицирования (в том числе в формате дистанционного обучения).
Сопутствующая задача — расширение педагогического репертуара для учащихся в донотный период обучения.
В настоящее время в педагогическом арсенале преподавателей детской музыкальной школы существует достаточно много учебно-методической литературы для обучения детей игре на фортепиано. Каждый преподаватель выбирает тот или иной сборник, ориентируясь на свои педагогические предпочтения и методические задачи, которые ставятся либо в конкретный период обучения, либо в соответствии с индивидуальными особенностями того или иного ученика. Любой грамотный и профессиональный педагог начинает обучение с донотного периода, потом только, по мере готовности ученика, включает в занятия процесс обучения нотной грамоте и игру непосредственно по нотам.
Музыкальный материал – авторские музыкальные «зарисовки», детские песни, музыкальные композиции различной направленности, ставшие основой для новых моделей мелодий для исполнения на фортепиано.
Вопрос использования музыкальных фонограмм в образовательном процессе, а также для концертного исполнения учебного материала учениками разных отделений (струнного, духового) возник в нашей школе с появлением первых синтезаторов. Педагогов привлекала возможность обогатить робкие звуки скрипочки или флейточки в еще неумелых руках маленьких учеников звучанием красочной фонограммы, которая, конечно же, расцвечивает и придает объем незатейливым обучающим песенкам из двух-трех звуков.
Открытием для нас стали «Эстрадные пьесы для ФОРТЕПИАНО с оркестром (фонограммой)» в переложении А.А.Серова «Юным асам», представляющие собой нотные тексты с приложением профессиональных музыкальных фонограмм. Совсем недавно мы познакомились с авторской методикой преподавания фортепиано педагога и композитора Екатерины Олёрской «Ручные пьесы», направленной на развитие первоначальной техники, которая предполагает использование фонограмм с самого начала обучения. И именно ее методика вдохновила автора на создание данного пособия.
«Дело в том, что фонограммы – это мощное организующее начало», считает Екатерина Олёрская. «Они заставляют ученика концентрироваться и выполнять задания в заданном темпе, без замедлений, остановок, зависаний. И задача усложняется. Фонограммы сразу включают дисциплину исполнения. Поэтому даже самые простенькие пьески нужно играть с фонограммами. Тогда весь процесс пойдёт быстрее и эффективнее».
В данном пособии звучание музыкальной фонограммы помогает создать художественный образ той ли иной песенки, раскрасить его тембрами и ритмами. Кроме того, разный характер песенок, выраженный и в фонограммах, и в стихотворных четверостишиях, предполагает разный способ звукоизвлечения, атаки звука, исполнение различными штрихами, не задумываясь на данном этапе о вопросах терминологии.
В нотном тексте в большинстве примеров сознательно не проставлена аппликатура и различные нюансы. Педагог, в зависимости от задач конкретного урока и особенностей ребенка, самостоятельно регулирует и корректирует исполнение. Целесообразно начинать играть с 3-го пальца как одного из центров опоры, но на начальном этапе нужно дать ребенку возможность почувствовать себя «сам себе режиссером», предоставить ему возможность выбора. Более того, в некоторых случаях возможна ритмическая импровизация – ребенок сам выбирает, какими длительностями и в каких сочетаниях исполнять ту или иную мелодическую формулу. Да и выбор штрихов в ряде примеров так же можно предоставить ребенку, который становится как бы соавтором музыкального произведения. Главное на данном этапе – получить эстетическое удовольствие от исполняемого произведения.
Изначально используемые авторские фонограммы предназначались для исполнения упражнений на разных струнах учащимися струнного отделения. Это незатейливые музыкальные композиции, созданные на синтезаторе модели Yamaha PSR 450 c использованием встроенных функций «вступление» и «заключение». Стихотворная подложка к ним (стихи подбирались или сочинялись к метру этих своего рода музыкальных формул) помогает создать относительно законченный художественный образ.
В целом музыкальный материал представляет собой «перезагруженные» старые авторские заготовки вкупе с различными композициями из Интернет-ресурсов, находящихся в свободном доступе. Источники изображений в презентациях и видеороликах — так же Интернет-ресурсы.
Содержание презентаций и видео:
— Презентация «ГНОМИКИ + ПАЛЬЧИКОВЫЕ ПЕСЕНКИ» состоит из двух совмещенных разделов:
1 часть «Гномики» – знакомство с клавиатурой. Знакомимся с расположением клавиш на фортепиано и их названиями в игровой форме
2 часть «Пальчиковые песенки» содержит стихотворные подложки к мелодиям, клавиатуру с набором исполняемых нот, картинки, иллюстрирующие текст песенки.
— Видеоролик «Звучащие клавиши».
Содержит видеоряд со звучащими клавишами – видео-подсказка для учащихся.
Видеоролики помогают найти нужные клавиши на фортепиано, а также вовремя вступить (в нужное время и в нужном месте). Исполнение пьес с фонограммой не всегда просто не только для начинающего ученика, но и для учащихся более старших классов. Слыша звучание мелодии и видя воспроизведение ее на фортепиано, ребенку легче справиться с самостоятельной работой над произведением в домашних условиях, без поддержки и контроля педагога (в том числе в условиях возможного дистанционного обучения. ). Такая форма работы активизирует и синтезирует слуховое и зрительное восприятие.
— Видеоролик Пальчиковые песенки и ноты (-). Содержит озвученные ноты (музыкальные фонограммы без ведения исполняемой мелодии).
— Видеоролик Пальчиковые песенки и ноты для детей (+) Содержит озвученные ноты (музыкальные фонограммы с инструментальным ведением исполняемой мелодии).
— Видеоролик Музыкально-ритмические упражнения. Предлагается ритмически озвучить картинки в соответствии с ритмом музыки.
Дети выполняют ритмическое задание аналогично тому, как это делается с ритмическими карточками, но вместо длительностей используются картинки, выполняющие роль четвертей, восьмых и т.д. Смена кадра в фильме – новый такт или ритмическая фраза. Для выполнения упражнений можно использовать как «инструменты тела» (хлопки, шлепки, притоптывания), так и различные шумовые музыкальные инструменты (ложки, бубны, маракасы, барабаны, румбы, треугольники, колокольчики и т.д.).
А на улице другой
Жил у гнома брат родной.
Был немного он постарше,
Справа жил братишка младший.
— педагог показывает расположение ноты ДО в разных октавах (в малой и во второй)
Все дома похожи –
Заблудиться можно!
Все равно мы их найдем,
В гости к каждому зайдем!
— ребенок самостоятельно находит все ноты ДО на клавиатуре.
Рядом с До жил гномик РЕ,
С ДО гулял он во дворе.
— находим расположение клавиш ДО и РЕ по всей клавиатуре
Дальше – Ми, он с ФА дружил,
По соседству с ним он жил.
— находим расположение клавиш МИ и ФА по всей клавиатуре
В ряд все домика стоят,
Гномы в домиках сидят.
Каждый песенку поет,
И гостей к себе зовет.
— педагог «шагает» пальчиками по клавишам от клавиши ДО к клавише СОЛЬ
СОЛЬ глядит в свое окошко,
Удивляется немножко:
Далеко пришлось идти –
Можно сразу ведь найти!
Три пригорка – посмотри,
Черных клавиш ровно три!
— обращаем внимание ребенка на расположение клавиши СОЛЬ, ищем по всей клавиатуре, ориентируясь на три черные клавиши («горки»)
Рядом гномик ЛЯ живет!
Целый день с утра поет!
— находим по две клавиши: СОЛЬ и ЛЯ по всей клавиатуре
Мы всю улицу прошли,
домик гнома СИ нашли!
1. «Оркестрик». Нота соль
Эту песенку, изволь,
Ты сыграй на ноте СОЛЬ!
Используется минусовая фонограмма песни Г.Вихаревой «Вот какие кубики». Предлагается использовать текст Л. Некрасовой. Педагог в запеве поет мелодию со словами, ученик в припеве играет ноту соль:
1. Расписные ложки
Подарили нам,
Ложечки понравились
Нашим малышам.
(Соль, Соль…)
2. Звонкий колокольчик
Подарили нам.
Очень он понравился
Нашим малышам.
(Соль, Соль…)
3. Барабан, смотрите,
Подарили нам.
Барабан понравился
Тоже малышам.
(Соль, Соль…)
На фортепиано каждый инструмент озвучиваем в определенной октаве.Соответственно ложки «играют» в первой октаве, колокольчик – во второй, барабан – в малой. Неторопливый темп песни позволяет отрабатывать мягкое, плавное движение одной руки или обеих рук поочередно, опускаясь на одну клавишу (соль) в разных октавах. Упражнение возможно использовать для отработки прикосновения к клавише различными пальцами, начиная с третьего.
Перед разучиванием и непосредственно исполнением, рекомендуется прослушать звучание перечисляемых в песне инструментов и определить характер звучания каждого из них, отметив, что, к примеру, колокольчик звучит высоко, барабан низко. В запеве сопровождать пение игрой на этих инструментах, в припеве исполнять на фортепиано на ноте соль.
В листах для раскрашивания предлагается раскрасить не только картинку, иллюстрирующую текст песенки, но и клавиатуру. Таким образом ребенок не только визуально, но и кинестетические воспринимает расположение черных клавиш (группами по две и три), а также местонахождение той или иной клавиши, с которой начинается песенка в композиции. Во избежание ошибки, выполняя задание (вписать название ноты в выделенный прямоугольник), необходимо обсудить ответ с педагогом.
2. «Тореадор». Нота ре
Ноту РЕ найди скорей,
Песенку сыграй смелей!
Ноту РЕ ребенок может легко найти на клавиатуре (между двумя черными клавишами).
Эта песенка так же исполняется на одной ноте, но с другой атакой звука, с активным, цепким прикосновением. Текст попевочки иллюстрирует характер звучания, требуемый в данной композиции.
Все песенки со стихотворными подложками рекомендуется сначала пропеть вместе с педагогом, начиная с «плюсового» варианта. Далее в процессе разучивания можно использовать и минусовой вариант фонограммы.
3.Мяу-мяу. Ноты фа, соль
С ноты ФА начнем играть,
СОЛЬ нам будет подпевать!
Возможно исполнение как двумя руками поочередно штрихом нон легато по одной ноте в каждой руке, так и по две ноты в левой и правой штрихом легато (соединение 3 и 2 пальцев в левой руке, 3 и 2 — в правой).
4. «Зебра». Ноты фа, соль
Ноту ФА мы повторяем,
И про СОЛЬ не забываем!
Мелодия этой песенки так же состоит их двух нот – фа и соль. Освоив местонахождение на клавиатуре ноты соль, ребенок легко усваивает расположение нотки-соседки (фа). Возможно исполнение песенки не со словами, а с названием нот. Таким образом, многократное повторение используемых клавиш с их названием так же способствует их запоминанию.
5.«Лошадка». Ноты ре, ми
(Автор музыки не установлен, источник – Интернет-ресурсы)
Ноту РЕ, дружок, нажми.
А потом и ноту МИ!
Характер музыкальной композиции подсказывает исполнительский штрих стаккато, однако выбор (если он обоснован) остается за ребенком. Можно представить и резвого жеребенка, весело скачущего по дорожке, и размеренную поступь лошадки. Можно «нарисовать» небольшую сценку – мама-лошадка идет на прогулку с жеребенком. Как скачет жеребенок? Как шагает мама?
6. «Тары-бары». Ноты соль, ля, си
Песенка состоит из повторяющегося трихорда (ноты соль, ля, си). Возможно исполнение как одним пальцем, так и включение 2 пальца в обеих руках (левая: соль 3-м, ля 2-м, правая: си 3-м, ля 2-м).
7 «Частушки». Ноты фа, ми, ре, до
Мы четыре ноты знаем:
ФА, МИ, РЕ, ДО!
Мы споем вам и сыграем:
ФА, МИ, РЕ, ДО!
В этой композиции нет слов, поэтому предлагается исполнять ее с названием нот. Мелодия состоит из повторяющегося тетрахорда (фа, ми, ре, до). В нотном тексте ноты представлены в виде половинных длительностей, но это упражнение один из примеров возможности использования ритмической импровизации – исполнение нот разными длительностями в разных сочетаниях:
— четверть, две восьмые
— две восьмые, четверть
— четыре восьмые
— и т.д. в зависимости от фантазии ребенка.
Рекомендуется проработать музыкально-ритмическое упражнение.
8 «Вальсик». Ноты соль, фа, ми, ре, до
С ноты СОЛЬ играть начнем,
И до ноты ДО дойдем!
В этой композиции появляется звук фа диез. Нужно обратить внимание ребенка на название новой клавиши, ее расположение, но пока без теоретических правил и графического обозначения знака диеза.
11. «Тук-тук». Ноты до, ре, ми, фа, соль, ля
муз. Е. Железновой
Вот так, вот так
Стучит кулак!
Тук-ток, тук-ток –
Как молоток!
В исполняемой мелодии повторяются два тетрахорда: ля, соль, фа, ми и до, ре, ми, фа. Для начала можно разбить исполнение на партии педагога и ученика (педагог исполняет первый тетрахорд, ребенок отвечает: до, ре, ми, фа и наоборот). Возможно исполнение легким стаккато или грузным полновесным нон легато.
12. «Пират». Ноты ре, си, си бемоль, ля
СИ бемоль здесь появился,
Рядом с СИ он поселился.
Удивительный сосед –
Дом покрасил в черный цвет!
Появление звука си бемоль обозначаем визуально – находим рядом с клавишей СИ.
Если ранее изложенные песенки исполнялись в пределах первой октавы, то в этой композиции мелодия спускается в малую. Рекомендуется предварительно поговорить о расположении клавиш («гномиков») на разных «улицах» — октавах, найти все звуки си бемоль (черные клавиши) на всей клавиатуре.
13. «У моей подружки». Ноты соль, фа, ми, ре, до
14. «Часики». Ноты ми, ре, до.
Используется музыкальная фонограмма композиции Anny Versini, Jean-Marc Versini Tic tac tic tac
Текст песенки на французском языке (построчный перевод Анастасии Шамне)
(Припев)
Tic tac tic tac
C’est l’horloge qui ronronne (это часы урчат)
Tic tac tic tac
Toutes les heures, elle sonne (они звонят каждый час)
1. Bing bang bing bang
Les oiseaux sont rveills (птицы проснулись)
Bing bang bing bang
Il est l’heure de se lever (время просыпаться)
2. Bing bang bing bang
Le «quatre heures» vient de sonner (только что пробило четыре)
Bing bang bing bang
Il est l’heure d’aller goter (время перекусить)
3. Bing bang bing bang
Les paupières se ferment (веки закрываются)
Bing bang bing bang
Il est l’heure de se coucher (время ложиться спать)
Авторский вариант текста:
Припев:
Тик-так, тик-так –
Часики все время трудятся!
Тик-так, тик-так –
Стрелочки все время крутятся!
1.
Дин-дон, дин-дон –
Ну-ка, глазки открывай!
Дин-дон, дин-дон –
Песню птичкам подпевай!
2.
Дин-дон, дин-дон –
Ну-ка, время не теряй!
Дин-дон, дин-дон –
Вместе с нами поиграй!
3.
Дин-дон, дин-дон –
Ну-ка, глазки закрывай!
Дин-дон, дин-дон –
Поскорее засыпай…
Рекомендуется сначала прослушать фонограмму без ведения исполняемой мелодии (-), пропеть мелодию верхнего голоса песенки со словами.
Полезно будет проработать ритмическое упражнения (см.видеоролик). Маятник часов разбивает мелодию по тактам, выполняя роль своего рода метронома. Мелодия второго голоса, который исполняет ученик, сама по себе не представляет ритмической сложности, но в композиции складывается двухголосие, на которое нужно обратить внимание ученика. Можно простучать вместе с ребенком ритмический рисунок обеих мелодий (педагог основную мелодическую линию, ребенок – подголосок).
Дон-дон, Дон-дон –
Слышен звон!
Дон-дон, Дон-дон –
На весь дом.
Таким образом, основные принципы пособия:
— игра по слуху и/или с рук педагога (по показу) с сопровождением музыкальной фонограммы
— повторность мелодических формул (модулей) из двух, трех и более нот в качестве «строительного материала» для конструирования мелодии
в композиции
— использование элементов ритмической импровизации
— использование компьютерных технологий в образовательном процессе
(музыкальные фонограммы, видеоролики, презентации)
— побуждение к самостоятельному выбору исполнительских приемов и способов звукоизвлечения (штрихи нон легато, легато, стаккато, динамические оттенки) исходя из характера музыкального произведения
— комплексный подход к работе над произведением (стихи, иллюстрации, раскраски, аудио — и видеоряд)
Источник