Вокалисту не нужны ноты

Вокалисту не нужны ноты

Вот мы спор с другом начали, по поводу того что вокалист и вообще любой музыкант должен обязательно знать ноты. Я лично их не знаю и нигде не учился, но это не мешает мне петь и играть. Его же мнение противоположно моему.

Так вот мне стало интересно, что вы думаете по этому вопросу.

Конечно, есть случаи, когда музыканты, причем очень и очень неплохие, начинают карьеру, не зная нот. Но впоследствии они все-таки их изучают. Мне кажется, не стоит рассматривать ноты, вообще элементарную теорию музыки как какую-нибудь обязаловку. Эти знания существенно помогают музыканту управлять собственным творчеством, разнообразить его, яснее выражать художественную мысль. Знание нот — это только плюс. Допустим, на автомобиле тоже можно ездить и без знания устройства двигателя, но знание это водителю уж точно не повредит, а только поможет, скажем, когда двигатель забарахлит.

И из личного опыта: в юности я работала в коллективе, где нот не знали. Вместо того, чтобы сказать «ми-минор», приходилось объяснять, что «этот аккорд строится на 4 и 5 струнах 2 лада». Очень сложно разговаривать на разных языках. Стало чуть-чуть попроще, когда я убедила ребят выучить хотя бы буквенные обозначения.

Источник

Что нужно для пения

Как замечали великие: «Голос — это еще не всё». Действительно, певец должен уметь не только петь.

Чтобы увидеть, какими навыками надо обладать вокалисту, можно взглянуть на учебную программу любого музыкального колледжа или консерватории. Там в течение нескольких лет будущих артистов учат самым разным предметам, необходимым в дальнейшей артистической деятельности.

Итак, есть ряд теоретических дисциплин, которые являются основой обучения вокалистов.

Сольфеджио и теория музыки. Пожалуй, один из самых нелюбимых и необходимых предметов для многих вокалистов… Теорию музыки нужно знать для того, чтобы «знать ноты» в прямом смысле, то есть понимать, как музыка записывается нотами. А сольфеджио стоит изучать для того, чтобы четко и правильно своим голосом воспроизводить по нотам все, что там написано. Сольфеджио, кстати, отлично развивает слух. Единственное условие для успеха — упорство.

Гармония. Изучается после теории музыки. Это такая музыкальная математика, здорово тренирующая мозг. Зачем она нужна вокалисту? Чтобы не теряться в гармонии произведения. Этот предмет, как и сольфеджио, очень хорошо тренирует уши, а они певцу очень нужны.

Музыкальная литература. Увлекательный предмет, особенно, если повезет с преподавателем. На уроках по «музлитре» рассказывают о биографиях и творческом пути композиторов, о самых знаковых музыкальных произведениях, об истории их создания и т. д. Изучается предмет в хронологической последовательности. Начинают с того, как музыка появилась, как древние люди создавали простейшие инструменты, потом постепенно переходят к западноевропейской музыке до Баха, потом после Баха… 20 век проходят по-разному, смотря, сколько часов есть в наличии. Далее проходят русскую музыку так же с древнейших времен до наших дней. В любом случае, знать, кто написал вашу арию и зачем, а так же кто из героев ее поет и при каких обстоятельствах, просто необходимо для верного художественного исполнения.

Анализ музыкальных произведений и анализ музыкальных форм — предметы, так же добавляющие математической точности в исполнение.

Итальянский язык. Очень важный предмет для оперных вокалистов, так как родиной оперы является Италия. Конечно, в идеале надо бы так же изучить немецкий язык и французский. Особенно это касается произношения! Чтобы петь правильно на этих языках (а петь на них все равно придется, арии исполняются на языке оригинала), лучше всего найти носителя языка, чтобы имитируя его произношение, научиться выговаривать все четко, ясно и правильно. Кроме этого, надо знать основы языка, чтобы понимать, о чем вы поете, лучше дословно.

Помимо перечисленного, не забудем еще такие предметы, как литература, основы философии и мировую историю для общего развития и для роста творческой личности. Переходим к практике:

Сценическое движение, актерское мастерство и сценическая речь. Понятно, зачем они нужны: раскрепощают, дают возможность не стоять столбом во время пения, исполнять произведение выразительно и не мямлить в диалогах (в оперетте, например).

Хор и ансамбль. Нужны для того, чтобы петь с кем-то, не сбиваясь со своей линии. Здорово развивают слух.

ОКФ — основной курс фортепиано. Владеть фортепиано певцу весьма полезно, чтобы суметь саккомпанировать себе или заменить концертмейстера своим студентам. Кроме этого, игра на фортепиано очень развивает музыкально, помогает научиться фразировке.

Ритмика или танцевальный класс или хореография. Это опять же о развитии тела, пластике, координации, которая достигается и совершенствуется при изучении этих предметов и сценического движения.

Конечно, обучать всем этим предметам можно по-разному, сколько педагогов, столько и способов. Но независимо от того, как преподается каждый предмет, насколько хорошо он преподносится, все вышеперечисленное является всего лишь базой, основой для настоящего саморазвития. Любой артист без работы над собой, своим инструментом и мастерством стоит на месте или деградирует (что одинаково плохо).

Подумайте еще о том, что мастерство и техника — это хорошо, это основа, но есть еще тайна творчества. Вот этому самому вдохновенному, сокровенному, тому, что заставляет тысячи зрительских сердец учащенно биться, научить нельзя. Это уже искусство артиста.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поделитесь ссылкой с друзьями:

Источник

Первые шаги начинающего вокалиста в вопросах и ответах. Часть 1

Но сначала небольшое лирическое отступление.

В этот раз я решил построить повествование в форме вопросов и ответов. К сожалению, начав писать, я понял, что вопросов может быть достаточно много и коротко ответить не получается, поэтому пост будет разбит на несколько (как минимум – две) частей.

Естественно, если будут какие-то еще вопросы – задавайте в коментах, постараюсь ответить сразу или, если вопросов наберется много, включу в очередной пост.

Вопрос: Ну хорошо, допустим, действительно, петь можно научиться. Что делать дальше?

Ответ: Ответ, как водится, поражает своей глубиной – нужно начать учиться. И, в первую очередь, решить для себя – готовы ли вы тратить на это определенное количество времени, усилий и, к сожалению, денег в течение достаточно длинного срока. Потому что, к несчастью, человек пока не умеет, как Нео в Матрице, загрузить в себя программу кунг-фу за 20 секунд и немедленно побежать спасть мир. А если вы внимательно читали предыдущий пост, то должны были понять, что пение в значительной своей части – это вопрос правильной техники, наличие определенного психическо-мышечного навыка (весьма непростого, к тому же, это вам не тройной тулуп крутить) и обучение этому навыку придется вести по старинке – путём многократных тренировок и повторений. И наиболее эффективно процесс обучения будет идти, если «тренировка» будет проводиться под руководством и присмотром вменяемого педагога.

Хотя, конечно, бывают и исключения. Многие научились петь сами, но это, как правило, не благодаря, а вопреки.

Вопрос: Я правда хочу научиться петь, но мне все-таки кажется, что слуха у меня нет совсем, и обучение будет пустой (и демотивирующей) тратой времени и сил

Ответ: Ну так давайте проверим – это очень просто. Всегда есть вероятность, что вы попали в тот небольшой процент людей без музыкального слуха вообще. Итак, включите динамики или наушники погромче. Зайдите в гугл и вбейте в поиск Пианино онлайн. В качестве альтернативы может поставить любое виртуальное пианино на свой смартфон/планшет. Открыли? Выберите любую клавишу (например, ноту До – C4 – она прямо посередине). Нажмите её и сразу после — нажмите на соседнюю черную клавишу справа (это будет до диез – C4 #) – пум-бум. Слышите, что звуки разные? Теперь нажмите два раза одну и ту же клавишу. Слышите, что звук один и тот же? Если ответ «да» на оба эти вопроса – поздравляю, слух у вас есть.

Возможно, неразвитый, возможно, кривой, скорее всего – несинхронизированный с голосом, но, определенно, есть.

Вопрос: Кустарщина какая-то. Вот в музыкальной школе меня проверяли – играли две ноты и спрашивали, какая выше – какая ниже, а еще играли ноту и просили её спеть, а еще хлопали в ладоши и просили повторить в ритм. Вердикт: слуха нет.

Ответ: Сначала мини-флэшбек – в пять лет меня так «зарезал» папа. Но я точно помню, что я просто не понимал, что такое «выше», а то такое «ниже». К счастью, он ошибся.

Теперь, собственно, ответ. В музыкальной школе задача преподавателей на вступительном экзамене не стоит в том, чтобы определить, есть ли у вас слух или нет. Их задача – набрать группу из определенного количества детей с примерно одинаковым начальным уровнем подготовки. Как и в обычной, не музыкальной, школе, преподавателям нужно, чтобы ребенок уже что-то умел на базовом уровне. Вы знаете хотя бы одного психически здорового ребенка, который, не умея читать до школы, не научился хоть как-то читать к третьем классу? Я таких не знаю. Когда говорят, «у ребенка нет слуха» или «у ребенка нет чувства ритма» это в большинстве случаев означает «у ребенка недостаточный для нашего класса уровень начального развития слуха/ритма», а вовсе не «у ребенка отсутствует музыкальный слух и путь в музыку ему закрыт».

Вопрос: А что, без преподавателя совсем никак нельзя? Я стесняюсь/сильно занят/финансово ограничен/хочу сначала попробовать свои силы.

Ответ: Ну, вообще говоря, начать можно и без преподавателя. Просто занятия с преподавателем гораздо более эффективны («ученик поёт ушами своего учителя»), но даже занимаясь с педагогом, вам придется достаточно много практиковаться самостоятельно, поэтому, почему бы не начать с простого самостоятельного занятия по интонированию?

Итак, первая задача, которую вам предстоит решить – она самая сложная, но, к счастью, самая «саморешаемая». Это – умение петь «в ноты» («интонировать») в принципе. Помните, я писал, что музыка – это определенные звуки в определенной последовательности? Вот вам и надо, сначала научиться петь только определенные звуки, а конкретнее – только звуки определенной высоты, а еще конкретнее – те звуки, которые входят в наиболее распространенную сегодня музыкальную систему (ну, которая до-ре-ми-фа-соля-ли-си) в пределах вашего вокального диапазона (т.е. того диапазона высот, который вы, в принципе, способны петь) — и их всего 12-18.

Хорошая новость состоит в том, что задача анализа высоты издаваемого вами звука уже давно алгоритмизирована, и сегодня существует огромное количество программ, которые покажут вам, какую ноту вы поёте на самом деле. Другими словами, «ушами учителя» в данном случае будет микрофон вашего смартфона/компьютера + программа.

Какими конкретно программами пользоваться – без разницы, по большому счету. Я пользовался – для компьютера – SingingTutorApp (поищите в гугле), для андроида – Voice Training Learn to Sing. Обе программы очень простые, но на английском языке, если с этим проблемы – поищите аналоги, ну или спросите у пикабу.

Как заниматься (на примере SingingTutorApp):

Сначала определите комфортный для вас вокальный диапазон. Для этого запускаем программу и поём слог «ма» сначала низко, т.е. толсто, а потом высоко, т.е. тонко. Не нужно надрываться – ширина диапазона, в данном случае, роли не играет, петь нужно комфортно и избегать напряжения и в низах, и в верхах. Запомните буковки и циферки, которые программа показывает – это названия нот (в английской нотации ноты пишутся латинскими буквам – A, B, C, D, E, F, G – для ли, си, до, ре, ми, фа, соль соответственно) и их октава.

Теперь выставляете ползунки так, чтобы программа выдавала только звуки из вашего диапазона – и вперед. На начальном уровне лучше настроить программу так, чтобы она играла звук все время, пока вы нажимаете на кнопку (галка Play while button pressed).

Нажимаете кнопку Play, программа играет ноту, вы поёте слог «ма» (не громко! не напрягаясь!), стараясь, чтобы звук был максимально «похожим» на эталон — это очень субъективное ощущение, его нужно наработать.

В процессе пения программа будет показывать ту ноту, которую вы поёте на самом деле и, соответственно, нужно корректировать голосом и петь выше или ниже, пока нота не позеленеет.

Не торопитесь, постарайтесь при этом прислушиваться к своим ощущениям. Что вы чувствуете, когда ноты совпадают (резонируют)? Как это чувство отличается от того, что вы ощущаете, когда ноты не совпадают? На что «похожа» нота, которая сейчас играет? Как вы её себе представляете мысленно? Чем она отличается от других нот? И не стесняйтесь того, что поёте преимущественно мимо — это нормально!

Это самокопание крайне важно! Пока у вас не развилось чувство интонации, ваш мозг должен искать, за что же ему зацепиться при анализе. Ведь он слышит, что звук, который играет в ушах и звук, который издаете вы – вообще говоря, разные. Но при этом, в зависимости от каких-то ваших действий связками и мышцами гортани, они становятся очень похожими, практически одинаковыми. Значит, у них есть что-то, что их объединяет (ответ – основная несущая частота) и ваш мозг учится идентифицировать, выделять это самое общее. А еще он запоминает, какие действия приводят к тому, чтобы это общее появилось (т.е. вы спели «в ноту»).

Занимайтесь ежедневно, по 10-20 минут или пока не устанете. Не мешайте мозгу и имейте терпение – через какое-то время (может пройти до нескольких месяцев – не пугайтесь!) вы вдруг начнете «узнавать» ноты, у нот появится, грубо говоря, окраска, или форма, или шершавость, и ваш голос начнет выдавать ноты все ближе и ближе к эталону. Сначала это произойдет для каких-то отдельных нот, потом количество «успехов» будет расти и расти и, наконец, вы начнёте практически сразу попадать в нужную ноту.

В процессе занятий не стесняйтесь экспериментировать. Что, если диапазон расширить? Или, наоборот, сузить? А что, если петь не «ма», а, например, «лё»? Или «йэ»? Может, для каких-то гласных ваш процент «попаданий» больше, чем для других? Или для каких-то нот? А почему? А если петь сначала один слог, а потом – другой? Что меняется?

Главное при этом фокусироваться не на интонации, а на своих ощущениях, эмоциях, и пытаться их запомнить и воспроизвести при пении очередной ноты – и интонация придёт сама собой.

Вопрос (последний на сегодня по очереди, но не по значению): Я начал заниматься и у меня болит в горле. Это нормально?

Это НЕ НОРМАЛЬНО и довольно даже плохо, но случается часто, особенно с начинающими певцами. В процессе всех ваших вокальных упражнений вы должны понять и уяснить одну критическую вещь – связки нам даются один раз и на всю жизнь! И орган этот – достаточно нежный, поэтому берегите их.

Конечно, как и любая другая мышца, нераспетые (т.е. не разогретые предварительными упражнениями) связки могут устать с непривычки и ныть, но любые болевые ощущения – однозначный сигнал немедленно прекратить занятие и сделать перерыв, пока болевые ощущения не исчезнут. Нельзя заниматься на травмированных мышцах!

Более того, если в процессе занятий это ощущение возвращается, значит вы делаете что-то неправильно – скорее всего, слишком сильно напрягаетесь когда поёте верхние ноты.

Помните – упражнение на интонацию не требует громкого звука, можно петь даже вполголоса!

Источник

Читайте также:  Для двух роялей ноты для фортепиано
Оцените статью