«Работа над вокализом в классе сольного пения» (на примере разбора вокализа № 9 Г. Зейдлера)
«Работа над вокализом в классе сольного пения»
(на примере разбора вокализа № 9 Г. Зейдлера)
Открытый урок с ученицей 7 класса ДШИ в классе сольного пения.
Предмет: Специальность (сольное пение).
Тип урока: индивидуальное занятие с учеником.
Оснащённость: фортепиано, нотная литература, цветные карандаши.
— Образовательная: дать исторические сведения о жанре, основных задачах, связанных с техническими трудностями вокального исполнения.
— Воспитательная: формирование интереса к жанровым особенностям произведения и к данному виду работы, воспитание внимательности и добросовестного отношения к работе на уроке, самоконтроль во время исполнения произведения целиком;
— Развивающая: формирование и развитие исполнительских навыков, понимание исполнительских задач и способов работы над ними.
Историческая справка о жанре вокализа, обзор сборников вокализов; Подготовка вокального аппарата к работе: упражнения на дыхание, вокальные упражнения; Анализ произведения (структура, тональность, длительности, динамика, роль аккомпанемента, основные технические трудности); Работа над конкретными техническими задачами: выработка чистоты тона и интонирования; точность соблюдения мелодико-ритмического рисунка фразировка, динамический план произведения; Заключительная часть.
Организационный момент: проверка готовности к уроку – ноты, дневник; Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.
I Первые методики развития голоса сложились в Италии. В стране, где вокальное исполнение очень ценилось, голос изучали и развивали. Именно там впервые появились разработанные итальянскими преподавателями методические пособия «Рекомендации и упражнения». Уместно вспомнить таких педагогов как Пановка, Конконе, Маркези. Они вырастили замечательных певцов и положили начало итальянской школе бельканто. Большинство сборников вокализов, широко распространённых в вокальной практике, принадлежат западным авторам. Несмотря на то, что их работы используются, упражнения и вокализы поются, деятельность вокального педагога по-прежнему остаётся сложной и неоднозначной. Вокализы мелодичны, некоторые имеют несомненно музыкальные достоинства, но особенно важно отметить их педагогическую направленность: отличный материал для усвоения различных видов задач, всевозможных вокальных движений, различных упражнений и т. п. Одним из аргументов в пользу применения вокализов на уроках сольного пения является присущий этому жанру аккомпанемент, в котором сольная партия, как правило, не дублируется. Благодаря этому исполнитель приучается мыслить «мелодически». Это способствует развитию слуха, ощущению лада и тональности. Вокализ в классе сольного пения – это музыкальное произведение всегда связанное, с какой либо технической задачей. Вокализы поются либо на один гласный звук, либо с названием нот (вокализы Ф. Абта), либо с элементами текста (вокализы Н. Ваккаи). Вокализ имеет определённое музыкальное содержание, он несёт определённое музыкальное содержание, имеет законченную форму, создаёт у слушателя определённые эмоциональные переживания.
Сборники вокализов русских композиторов построены на музыкальном материале, близком к интонациям русских народных песен, обладают несомненными музыкальными достоинствами и весьма полезны для учащихся. Их песенная природа служит отличной подготовкой к исполнению романсов и арий русских композиторов.
Иногда жанр вокализа композиторы выбирают для создания концертных произведений. Широко известны, например, «Вокализ» , посвящённый , или «Концерт для голоса» Р. Глиэра. Они не содержат в себе педагогических задач и называются так потому, что написаны без поэтического текста. В них голос уподобляется музыкальному инструменту, солирующему на фоне фортепианного или оркестрового сопровождения. Данный вокализ принадлежит преподавателю вокала, грамотному и вдумчивому мастеру – Гаэтано Зейдлеру (подробные данные о композиторе отсутствуют). Предлагаю краткий список сборников вокализов различных композиторов:
рактическая школа пения рактический метод итальянского пения. Для среднего голоса в сопровождении фортепиано (редакция Г. Тица) олная школа пения. Ч. I–III. Вокализы окализы для высокого голоса с фортепиано скусство пения. 40 мелодий для высокого голоса в сопровождении фортепиано. Ч. I и II Упражнения для усовершенствования голоса. «школа пения» для сопрано «Избранные упражнения и вокализы» для среднего голоса и фортепиано. Конконе Дж. 25 уроков пения для среднего голоса
II. Упражнения на активизацию дыхания.
Упражнение «Дуем на свечу».
Вдохнуть быстро, наполняя все лёгкие. Выдох через рот узкой струёй. Выдохнуть, плавно опуская грудь, сжимая рёбра и одновременно подавая воздух животом. Вдохнуть быстро, наполняя все лёгкие. Повторяем по 4-8 раз. Это упражнение укрепляет выдыхательные мышцы.
Упражнение «Музыкальный счёт».
Бесшумный вдох через нос, задержка дыхания и произнесение немного нараспев цифр (от 1до 17-22). Следим при этом, чтобы воздух расходовался очень экономно, как на звук «с».
Тренировочные упражнения по методике А. Стрельниковой. Упражнения выполняются количество раз, желательно кратное 8.
Упражнение «Обними плечи». (Вдох на сжатии грудной клетки).
Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос». Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.
Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага.
Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) — вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, — тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами — движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).
Упражнение, объединяющее различные гласные: пропевание гласных на 1 ноте, в медленном темпе в последовательности – о-у-и-е-а. Вариант пропевания слогов – ро-ру-ри-ре-ра — активизирует ещё и артикуляционные мышцы, например, язык. Все гласные немного приближаем к «о», округляем звук.
Упражнение на арпеджио. Движение на слог «лё» по мажорному трезвучию вверх и вниз, исполняется на staccato по полутонам. Задачи: чистое интонирование трезвучия; активная работа дыхания; постоянно удерживаем высокую позицию ( формируем «зевок»).
Упражнение на «и» («о») — октавный скачок вверх с постепенным заполнением хода восьмыми длительностями.
III. Краткий анализ произведения.
Вокализ является частью сборника «Искусство пения. 40 мелодий для высокого голоса в сопровождении фортепиано», за номером № 9.
Вопрос к ученице: В какой тональности написан вокализ? –
ответ-Тон-ть Es –dur;
Форма. Вокализ имеет одночастную форму
— (18 тактов), по структуре можно разделить на 2 периода:
1-й период – суммирование (2 т.+2т.+4т.), оканчивается в В-dur
2- период – суммирование (2т+2т+6т), оканчивается в Es-dur, основной тональности.
Наиболее сложные для интонирования интервалы. В основе мелодической линии – восходящее и нисходящее поступенное движение восьмых длительностей, в 7-м такте скачок на кварту вниз, в10-12 –м тактах трудность для интонирования представляет движение на м.2 вниз;
14- м такте скачок мелодии на м.7 вверх; в 16-м такте скачок мелодии на б.6 вниз; достаточно точного интонирования требует и такт № 15 где имеются два хода подряд на м.3 и б.3 вверх.
Темп неизменный на протяжении всего произведения – Largo (термин переводит ученица).
Вопрос к ученице: Какие длительности в основном использованы в мелодии вокализа?
развёрнутый ответ: половинные длительности в комбинации с четвертными, присутствует пунктирный ритм (четверть с точкой — две шестнадцатые) в тактах №№ 2,4,8.
Динамическая шкала простирается (от pp до f) присутствует обилие крещендо и диминуэндо.
Аккомпанемент не поддерживает мелодию вокальной партии, в партии левой руки использованы выдержанные басы, в правой – гармонические фигурации. Просьба к ученице проиллюстрировать сказанное (проиграть аккомпанемент первых 4х тактов произведения). Пожелание — использовать верную аппликатуру в правой руке, опираться на 1-ю долю в басу.
В вокализе отсутствует фортепианное вступление (заключение), что говорит о сложности синхронного вступления голоса и инструмента сразу в тональности и в нужном темпе.
IV. Выявление технических трудностей и работа над ними.
Вокализам в основном присущи следующие общие черты: Удобная тесситура, основанная на кантилене, требующей ровного звучания на опоре; легко усваиваемое построение мелодической линии, максимальная сосредоточенность на процессе формирования звука.
Данный вокализ из раздела простых, (в основном с поступенным движением и небольшим количеством скачков в мелодии).
Просьба к учащейся: — проиграй мелодию вокализа и спой её сольфеджио.
На основании характера мелодии, ритма, темпа – совместно выясняем общее настроение вокализа, его эмоциональный подтекст (мелодия выразительная, гибкая, спокойного кантиленного характера, слегка лиричная). Работа над точностью интонации. Прошу Светлану пропеть мелодию на слоги — «лё», затем « ли», добиваемся формирования высокой позиции звука. Восходящее движение мелодии прошу учащуюся осуществлять решительно и широко «большим шагом», а нисходящее движение – «мелким шагом», как бы оставаясь на месте, удерживая нёбо в высокой позиции и в активной работе. Нисходящие ходы по полутонам пропеваем на –и — с ощущением вбирания звука как бы «в себя».
О дыхании. Сообщение преподавателя.
Напоминаю о взятии дыхания: дышать легко, незаметно для других, не перебирать дыхание, взятие воздуха в живот, плечи не поднимаем. Дыхание бывает двух видов – длинное и короткое (полудыхание). Первое употребляется в том случае, если в начале фразы имеется достаточно времени, чтобы удобно запастись им; второе – если исполнитель должен взять его быстро, посредине фразы, в которой нет паузы. Короткое дыхание взять труднее, нежели длинное и достигается практикой. Дыхание служит как бы знаками препинания в музыкальных фразах. Места, где необходимо брать полное дыхание: паузы, окончания фраз, всё предшествующее длинным звукам или ферматам. Полудыхания берём после длинного звука, перед трелью, после части такта или сильного ударения на фразе. В своих указаниях к вокализам Г. Зейдлер отмечает двумя запятыми – длинное дыхание, одной – полудыхания.
Посмотрим текст произведения: прошу ученицу отметить, для наглядности, моменты взятия полного дыхания карандашом красного цвета, полудыхания – синим цветом.
Важной частью вокального звукообразования является умение выравнивать звучание гласных звуков. Для этого необходимо выполнение учащейся следующих задач:
— найти произношение гласных именно нёбом, а не нижней челюстью;
— выстроить вертикальную форму произношения гласных и приблизить их к форме звучания «о»;
— звук «о» произносить достаточно твёрдо нёбом, остерегаясь заглубления звука;
— звуки «и», «е», «у» — не произносить сильно, найти более расслабленную форму звучания.
Следующий этап работы посвящён точности соблюдения ритмического рисунка, умению выдерживать паузы и длительности (особенно в окончании музыкальных фраз). В этом отношении заслуживают особого внимания ритм в тактах № 2, 4,16. Прошу ученицу сосредоточиться на всём, что касается времени: точно выдерживаем, дослушиваем длинные звуки, вовремя снимаем концы лиг, выдерживаем единый темп.
Динамика. Мелодия должна усваиваться ученицей с ясным пониманием её динамического развития. Каждая музыкальная фраза (2, 4 такта) имеет свою вершину, главный звук и последующий спад динамического напряжения. Динамическая шкала всего вокализа имеет достаточный диапазон.
Просьба к учащейся определить кульминационные моменты в мелодической линии вокализа: Уже в такте № 6 звучит forte, связанное со звуковысотной вершиной на ноте «фа»2-й октавы. Ещё одна кульминация вокализа — в такте № 14.
Данный момент требует от учащейся определённой сосредоточенности на скачке в мелодии. Прошу ученицу обратить особое внимание:
— на взятии дыхания в нужном месте;
— подтянуть мышцы живота, ощутить опору и подачу звука вверх;
— выполнение crescendo на предыдущих звуках, подготавливающих скачок на м.7 вверх;
— на «вершине» пропеть звук «а» поднимая нёбо, в высокой вокальной позиции.
После кульминационного момента следует нисходящее поступенное движение восьмыми с подчёркивающим штрихом маркато, присутствует ремарка автора – stentanto ( перевести термин прошу ученицу – «тяжело»).
В данный момент от исполнителя требуется контроль за интонацией, единым звукообразованием, экономным расходом певческого дыхания.
Динамический план: В соответствии с формой 1-го периода – суммирование, первые 2 +2 т. поются на p, следующие 4 такта имеют более гибкую динамику, а именно p p. Далее, 2-й период имеет аналогичную динамическую структуру, и, наконец, основная кульминация приходится на 14 – 15такты, затем следует динамический спад до pp.
Прошу ученицу изложить своё видение динамического исполнения. Светлана предлагает начинать каждый из периодов в динамике — mf. Остальное оставить неизменным.
Заключительная часть: Подведение итогов урока (проверка усвоения знаний). Домашнее задание:
— работать над точностью интонации в сложных тактах( игра на инструменте и пение мелодии, пение без сопровождения, время от времени проверяя себя в тональности);
— тренировка взятия высоких нот и задержания их на фермате;
— выучивание взятия дыхания и полудыхания в отмеченных тактах.
— пение вокализа сольфеджио уверенно наизусть.
Подведение преподавателем итогов своей работы (вывод):
Предполагаю, что результатом урока является: закрепление пройденного материала, усвоение новых знаний и способов работы, полученных на уроке, достигнуто понимание значения исправления интонационной неточности в работе над вокализом. Эффективность урока достигнута за счёт высокой заинтересованности и активной деятельности учащейся, благоприятной психологической атмосферы и создания ситуации успеха.
Активность ученицы можно оценить как высокую. Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащейся, а также организовать её домашнюю работу. Считаю, что урок достиг своей цели.
Источник