Вокальная хоровая работа с нотами

Вокально — хоровая работа. Распевки.
учебно-методический материал по музыке (подготовительная группа) на тему

Распевки для работы с детьми вокально-хоровой студии.

Скачать:

Вложение Размер
Распевки. 160.23 КБ

Предварительный просмотр:

Сначала размещаю ноты, а ниже — комментарии.
Нумерацию сделала для удобства — если с кем-то будете обсуждать, нумерация пригодится. Или вы можете договориться с учеником, что в следующий раз работаете с упражнениями под такими-то номерами.
В целом я старалась поместить упражнения в порядке от более простого к более сложному, но всё индивидуально: у одного певца может легко получаться то, что с трудом даётся большинству, и наоборот, не получаться какие-то простые вещи.

Для начинающих акцентирую внимание на том, что распевки постепенно, с шагом в малую секунду, то есть со смещением на пол-тона, перемещаются вверх, а затем вниз.

«Ми-мэ-ма-мо-му». Одна из моих любимых распевок для начинающих. Гласные располагаются последовательно от близких и светлых к глубоким и тёмным. Удобно при необходимости проработать отдельные гласные — их форму. На начальном этапе упражнение помогает объяснить понятия легато и кантилены, очень удобно для начинающих и тем, что построено всего на одной ноте.
Основные задачи: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая «м» очень быстро и мягко, наполнять голосом, звуком каждую гласную.
Некоторые педагоги используют усложнённый вариант: «бри-брэ-бра-бро-бру».

Диапазон терции, что удобно для начала распевания. Гласный «и» часто используется в распевках, потому что он «достаёт» звук, делает его более ярким. Но если «и» — основной гласный в упражнении, всё же следите, чтобы он не звучал слишком резко и плоско. Последнюю ноту не «грузите», подставьте её аккуратно.

Чуть усложнённый вариант предыдущей распевки. На второй ноте увеличьте зевок! Не отрывайте ноты друг от друга.

Удобная распевка, вырабатывающая кантилену. На этом вокальном упражнении я часто объясняю понятие зевка, в этом случае поётся «А». Если учащийся поёт несмело и не в полный голос, прошу сделать его крещендо на первой ноте: «Правильно сформируйте первую ноту: обязательно нужно открыть рот, сделать зевок, можете взять первую ноту аккуратно, а если чувствуете, что всё в порядке, что взяли ноту удобно, делайте в ней крещендо, чтобы в конце этой длинной ноты вы пели уже в полный голос, пели максимально громко!»
Не забывайте следить, чтобы нижние ноты не звучали грубо и грузно.

5)
Эта распевка в вокальном плане является лишь усложнением упражнения, которое опубликовано выше. Здесь добавляется более высокая вторая нота, затем также идёт нисходящее движение. Задачи, соответственно, остаются прежними, плюс добавляется задача увеличить и объём, и зевок на второй ноте. Не нужно заново формировать вторую ноту, нужно лишь увеличить форму, сделанную для первой.

Аналогично и здесь: даже при пении с закрытым ртом форма второй ноты должна отличаться от формы ноты первой.

Довольно удобная распевка. Хорошо и мягко сказать «л» в начале, затем мгновенно открыть рот, свободно и быстро опустив нижнюю челюсть. Короткий вдох в месте, отмеченном запятой. Последнее «лё-о-о» — тенуто, не стаккато.

Пойте активно, и вы почувствуете движение диафрагмы. Перед каждой шестнадцатой ноткой удобно делать маленькую паузу.

Эта распевка в быстром темпе не только хорошо разогревает связки, но и прекрасно подходит для расширения диапазона. На верхней ноте следите, чтобы челюсть мгновенно «падала» вниз, на верхних нотах это особенно важно.

10)

Это упражнение я использую в первую очередь для работы с гортанью: на первой нижней ноте нужно опустить гортань, а далее оставить её в том же положении. Усложнённый вариант: всё то же самое без паузы.

Удобное упражнение. Возьмите быстрый темп, стремитесь сделать как бы волну сначала к верхней ноте, потом от неё, то есть спеть одним движением наверх, одним движением вниз. Не забывайте добавлять объём перед верхней нотой. Не отрывайте ноты друг от друга, особенно верхушку. Слоги запросто можно менять.

Вокальное упражнение на лёгкость, которое можно использовать для развития диапазона. Все ноты, кроме последней, исполняются staccato. Стаккато должно быть достаточно активным — в этом случае вы почувствуете движение диафрагмы.

Пойте достаточно активно, и вы почувствуете движение диафрагмы.

Упражнение, развивающее кантилену, усложнено наличием разных гласных.

Ещё одно упражнение, развивающее лёгкость. Обратите внимание на чередование штрихов.

В разных темпах можно использовать для достижения разных задач. Если петь в медленном темпе — будет вырабатываться кантилена. Если в очень быстром — подвижность. В быстром темпе особенно следите за тем, чтобы избегать глиссандирования в шестнадцатых (скольжения, когда уже непонятны конкретные ноты, понятно только общее направление мелодии). Предпоследнюю — нижнюю — ноту — в любом случае спойте аккуратно, не меняя вокальную позицию.

Усложнение нескольких предыдущих распевок. Также избегайте глиссандо в шестнадцатых — в этом беглом движении должна быть понятна каждая нота.

18)

Активное упругое staccato, лишь последнюю ноту можно потянуть. Всё внимание к верхней ноте, перед ней нужно сделать зевок и постараться опереть её на дыхание. Упражнение отлично распевает на верхних нотах, способствуя расширению диапазона.

В этом вокальном упражнении удобно ощутить «тяжесть» верхней ноты и поставить её на дыхание. Если использовать эту распевку в хоре, необходимо обратить внимание на утрирование буквы «р» — каждый раз, в каждом «брраво». В сольном пении достаточно просто хорошо, внятно проговорить «р».

Достаточно сложное вокальное упражнение. Способствует выработке кантилены, выравниванию диапазона. Сформировать и хорошо, вдоволь распеть первую ноту, стараться не отрывать и не акцентировать верхнюю ноту. Пойте на «А» или на «О». Нисходящие восьмушки можно петь рубато (в данном случае слегка ускоряя).

По большому счёту аналогичное упражнение. В середине можно спокойно взять дыхание.

Сложное вокальное упражнение. Первая часть исполняется легато, вторая — стаккато, лишь последняя нота тянется. Обратите внимание на широкий диапазон децимы.

Достаточно сложное упражнение. Обратите особое внимание на интонирование тонического секстаккорда в нисходящем движении — у учащихся наверняка там будет фальшь.

Для профессионала с лёгким светлым голосом будет удобно, для начинающего — пожалуй, нереально.

Очень сложное вокальное упражнение, и сложно оно в первую очередь для интонирования (то есть в первом такте, где мы видим штрих стаккато, довольно сложно чётко и чисто попасть во все ноты). Отлично развивает и музыкальный слух, и координацию между голосом и слухом. Темп быстрый.

Надо сказать, это не все распевки, которые я использую. Некоторые я придумываю на ходу, особенно на индивидуальных занятиях вокалом (когда необходимо решение индивидуальных задач). В этом разделе представлены в большей степени общепринятые, «классические» вокальные упражнения, прошедшие испытание временем. В основном они расположены от простого к сложному.

На самом деле распевки легко придумать самостоятельно. Выбираете диапазон, который вам нужен. Берёте гласную, которую надо проработать, если стоит такая задача, а если не стоит, используйте гласные «а» или «о». Можно использоваться какой-нибудь текст вроде «Розы в саду», «Я пою, хорошо пою», если текста нет, можно использовать слоги, особенно удобны и «вокальны» сонорные согласные, очень часто используются слоги, начинающиеся с «м»: «ма», «ми». И сочиняете элементарный мотивчик. Большинство распевок строятся на движении сверху вниз, нередки распевки с движением снизу вверх и обратно, а вот распевки с исключительно восходящим движением используются редко.

Есть ещё одна интересная особенность — в 99% случаев распевки имеют мажорный лад!;))) Ну а зачем грустить? Надо радоваться жизни и возможности петь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Затронута работа как в группах воспитанников с нарушениями речи, развивать особенности вокально-хоровой работы.

Пение-важный раздел в музыкальном развитии ребёнка. И многое зависит от меня,как педагога.Я сама умею и люблю петь,меня этому научили мои учителя.А для моих ребят я всегда буду первым учителем пения.П.

Краткое описание педагогического опыта работы + календарный план по вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста. В работе были использованы методические пособия Л. Абелян, Боре.

Основная задача, стоящая перед музыкальным руководителем ДОО – оптимальное развития голоса каждого ребёнка, с учётом его природных особенностей.

Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное.

Выступление на семинаре- практикуме для музыкальных руководителей «Этапы обучения дошкольников певческим навыкам».

Источник

Вокально-хоровая работа
методическая разработка по теме

В помощь молодым специалистам о содержании вокально-хоровой работы

Скачать:

Вложение Размер
vokal-_horov_rabota..doc 39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки.

Главное при пении необходимо сохранять ощущение постоянной внутренней и внешней подтянутости.

Необходимо выработать внешнего поведения певца:

— голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад.

— стоять твердо на двух ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, опираясь на ноги.

— корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота.

— в сидячем положении, руки лежат на коленях.

Если поющий, откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.

Занятие с вокальной группой обычно начинается с распевания, которое выполняет двойную функцию:

  1. разогрев, настройка голосового аппарата с целью подготовки их к работе;
  2. развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения.

Подготовка певцов к работе предполагает;

— введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой.

Для распевок следует использовать знакомые считалочки, припевки, дразнилки.

Распевание способствует развитию чистоты интонация ладогармонического слуха.

Каждое упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Основой вокальной – хоровой техникой является навык правильного дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания.

Выдох, вовремя которого происходит формация, значительно удлиняется.

Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Учащийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно.

Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка.

Во время вдоха нижние рёбра слегка раздвигаются в стороны.

Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа произведения, чем подвижнее, тем быстрее.

Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать ребра в раздвинутом состоянии и со временем появится ощущение опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы.

Дыхание тесно связано с другими элементами вок.-хор. техники:

Певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники.

Дирижирование песни, привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии.

Детей знакомят с дирижерскими жестами и их значением:

— вступление и проигрыш к песням дирижируется одной рукой.

Дирижерские указания обеспечивают:

— точное и одновременное начало,

— единовременное дыхание (в одн. темпе и характере),

— единообразное звуковедение (легат, нон лег.),

— изменение в темпе, ритме, динамики.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно.

При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установится в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения.

Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуках, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.

В основе звукообразования лежит:

— связное пение (лег.),

— активная подача звука (но не форсированная).

— выработка высокого головного звучания.

Упражнения на начальном этапе обучения:

пение с закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть зажаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, т. е. верхняя часть лица с её носоглоточной полостью.

Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает силу, яркость и полётность.

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими» собранными по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приёмом прикрытия используется упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду.

Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных- «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.

Вокальная дикция — это чёткое и ясное произношение слов во время пения.

Она имеет свои особенности: согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Дикция зависит от органов артикуляции — нижней челюсти, губ, языка, нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используется различные скороговорки.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка — это главное развитие успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.

Источник

Читайте также:  Ноты светофоры леша свик
Оцените статью