Вокальная партия для гитары

Возможности гитарного аккомпанемента — способы исполнения на гитаре

Когда мы поем песенку, то обычно воспроизводим основную мелодию, которая у всех на слуху. Однако, эта линия может звучать красиво, но не полно. Для того чтобы собрать мозаику, следует сопроводить ее гармонией. То есть саккомпанировать. Это может быть не только отдельный инструмент, но ансамбль или оркестр. Самым доступным вариантом для начинающих является аккомпанемент на гитаре.

Что такое аккомпанемент на гитаре

Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение вокала. Включает в себя аккорды, переборы, бои, соло и даже постукивания по гитаре.

Аккомпанемент в музыке

Существует целое направление – искусство аккомпанирования. Такой музыкальный специалист называется концертмейстер. Это человек, который не просто подыгрывает солисту, но «ловит» его в моменты неточности ритма. Также он может громче сыграть какую-либо ноту, которую неточно поет вокалист. Поэтому искусство концертмейстерства порой труднее, чем сольное исполнение.

Сыграть может не только один человек, но группа, ансамбль. Это еще сложнее, им сначала необходимо сыграться между собой. Солисту проще петь, когда «не заняты руки, и мысли», т. е. он занят только воспроизведением своей песенной партии. Но многие музыканты (участники групп или сольные исполнители) являются частью инструментального состава коллектива, одновременно аккомпанируют себе.

Читайте также:  Весна заречной улице гитара

Роль аккомпанемента

Аккомпанемент на гитаре задает тональность, чтобы певец не «уплыл» в соседний тон. Хорошо отстроенный инструмент дает отличную опору для вокалиста, придает ему уверенности. Гармония позволяет ориентироваться относительно нотной вокальной партии. В некоторых случаях заданный аккорд помогает «встать на верный путь», взять именно ту ноту, которая изначально требовалась.

Также правильно сыгранное сопровождение не дает певцу «убежать» вперед темпа, или наоборот – отстать, сбиться с него. Ритм тоже имеет важное значение. Поэтому роль не только в красивом звуковом оформлении композиции, но в помощи солирующему исполнителю.

Виды аккомпанемента на гитаре

Музыкальная теория выделяет несколько видов аккомпанемента на гитаре.

Удары по струнам (бой)

Один из самых распространенных видов аккомпанемента на гитаре, которые разучивают начинающие гитаристы-любители. Часто удары повторяют сильные доли, имитируют ритм ударной установки или бас-гитары. Является основой для обучения игре на акустической гитаре. Выучив несколько основных ритмов, вы сможете исполнять десятки песен.

В каждой из них может быть свой нюанс, отличающий от других произведений. Также существуют стилистические особенности. Примеры:

  • кантри;
  • бардовская песня;
  • акустический рок;
  • шансону;
  • дворовые песенки;
  • эстрада.

Бас-Щипок

Это не только самостоятельный гитарный бой, но вариант для разбавления композиции. Сначала дергается басовая струна, а затем остальные. От ритмического рисунка зависит не только звучание трека, но его стиль.

Вопреки расхожему мнению, такой вид используется не только в простых жанрах, вроде шансона или легкой эстрадной музыки. Он применим в романсах, бардовской песне, босса-нове, смежных евро-латинских направлениях.

Арпеджио

Аккомпанемент на гитаре, который в простонародии именуется «перебором». Это чередование басовых нот и щипания струн в определенном порядке. Регулярно применяется в романсах, балладах, медленных неторопливых композициях. Характеризуется лирическим звучанием. Часто комбинируется с другими техниками, что придает особую окраску.

Извлечение звуков с добавлением перкуссии

Вид аккомпанемента на гитаре, который даже эволюционировал в самостоятельный жанр – фингерстайл. «Пальцевый стиль» даже не требует певца, а исполняет мелодию (а также средний, нижний голос) самостоятельно.

Обычно в сопровождение песни «продвинутые» гитаристы добавляют некоторые элементы из fingerstyle. Подключаются глушеные, «мертвые» ноты, удары по корпусу гитары – как отдельно от защипывания струны, так совместно с ней.

Фингерстайл (2 голоса ритм и мелодия)

Если добавлять все фишки в один большой котел, то пение может не понадобиться. Но если вырезать кусочки мелодии и заменить их вокальной партией, то получится очень необычное звучание.

Мелодия – основная тема композиции

Обычно используется, если гитарист только начинает разучивать песню. Этот способ отлично помогает выучить ритм и не путаться в мелодии. Сначала можно разучить мелодию на гитаре, а потом подыгрывать себе. Это может явиться самостоятельным аккомпанементом. Родоначальники блюза часто давали пару нот на гитаре, а потом допевали строчку голосом.

Стили аккомпанемента

В зависимости от ритмической основы может меняться стиль. От дворового шансона до акустического рока. Многие паттерны подходят под разные стили. Скажем, эстрадным боем вы сможете сыграть поп-песню, что-то из ретро, например некоторые военные, и даже какой-то из вариантов рока.

Прослушивание музыки в разных жанрах поможет вам уловить ритмы, штрихи для того или иного стиля. Потом это можно будет применить для собственных музыкальных экспериментов.

Возможности гитарного аккомпанемента

Разные виды аккомпанемента на гитаре не только позволят вам сыграть песни из любимого репертуара. Это разовьет музыкальность в целом. Если в вашем арсенале есть несколько приемов боя или перебора, то уже значительно больше горизонтов открывается для исполнения и написания музыки.

Правильное и хорошо сыгранное сопровождение не только украсит трек. Оно скроет некоторые огрехи вокала, если таковые имеются. Тем более, что петь под гитару и отдельно играть сопровождение – разные вещи.

Построение гитарного аккомпанемента

Рассмотрим вопрос, как правильно разучивать аккомпанемент на гитаре. Обычно аккомпанемент на гитаре складывается из ритм-секции:

Проще всего слушать песню и одновременно ударять правой рукой по струнам (можно по заглушенным, чтобы не получалась какофония).

Постепенно вы найдете ключевые ритмические отрезки, которые начинаются с сильной доли и проходят через несколько слабых. Чаще всего это будет какой-то паттерн, сопровождающий куплет или припев, либо все вместе (обычно они могут немного отличаться).

Когда вы обнаружили костяк произведения, можно приступать к добавлению других ударов – вверх, заглушек (в зависимости от вашего опыта или от сложности самой песни). Для начала лучше подобрать бой.

Потом, если будет желание, украсьте его проходящими аккордами. Они прибавят яркости в звучание, сделают его отличительным от десятков подобных песен. Это основная фишка в джазовом аккомпанементе – когда там постоянно меняются гармонии.

Обучающие статьи по теме

На сайте есть несколько статей, которые помогут вам глубже погрузиться в тему:

  1. Как подобрать бой к песне на гитаре: подробное руководство. akkordam.ru/publ/uroki_gitary/kak_podobrat_boj_k_pesne_na_gitare_podrobnoe_rukovodstvo/3-1-0-1566
  2. Красивые и легкие мелодии перебором на гитаре. akkordam.ru/publ/samouchitel/igraem_krasivye_melodii_pereborom_top_10_luchshikh_kompozicij/2-1-0-1549
  3. Вальсовый бой на гитаре: детальный разбор. akkordam.ru/publ/uroki_gitary/igraem_valsovyj_boj_na_gitare_prostye_sposoby/3-1-0-1550

Аккорды

Основными последовательностями являются:

А также многие другие. Их десятки, в зависимости от трека, его сложности.

Ритмические рисунки

Рисунок #1:

Рисунок #2:

Третий удар вниз глушим.

Арпеджио (переборы)

Схема #1:

Схема #2:

Мелодия

Нелишним будет поиграть мелодию песни. Это поможет лучше сориентироваться в трудных моментах, не сфальшивить голосом.

Комбинирование приемов

Сначала вы овладеете одним приемом, которым будете сопровождать свое пение. Вместе с набором опыта, арсенал значительно расширится. В зависимости от ваших амбиций, тяги к развитию музыкальности, можно достичь хорошего уровня, научиться играть любимые песни наравне с оригинальным исполнением.

Аккомпанировать и петь одновременно

Главное, что необходимо понять, как совместить перестановку аккордов в левой руке, и одновременное движение (примерно в одном рисунке) правой ладонью. Условимся, что вы уже умеете переставлять аккорды без сильных задержек. Теперь можно подключить и правую руку.

Возьмите песню, которую хотите выучить и послушайте ее несколько раз. Разберитесь в тексте и аккордах. Для начала обычно разучивается отдельно аккомпанемент, а затем уже накладывается текст. Обратите внимание, что сама песня уже должна «отскакивать от зубов», иначе начнутся провалы и паузы во время исполнения.

Вы должны хорошо ориентироваться в мелодии и хотя бы примерно знать текст. Рекомендуем записать слова песни в блокнот или тетрадь самостоятельно, подписав аккорды над местами, где они меняются. Это поможет лучше запомнить слова песни и сделать отметки в непонятных моментах.

Далее разучите строчку или логичную мелодическую фразу от начала до конца. Играйте и пойте, даже если сначала звучит каша. Это и есть процесс работы над композицией. Постепенно в вашей голове уложатся отдельно звучащая гитара и сама песня. Главное отрепетировать самые сложные переходы и не останавливаться, если где-то не получается совместить темп и мелодику.

Аккомпанемент на гитаре – основной элемент обучения, без которого невозможно исполнять песни на любимом инструменте. Также появляется возможность репетировать композицию в момент отсутствия минусовки. Кроме того, это помогает закрепить ее в голове. Нелишним станет и навык сопроводить песню друга или коллеги по музыкальному коллективу.

Сохраните статью в закладках, чтобы вернуться к ней позже и расскажите в комментариях, что для вас было самым сложным при обучении аккомпанементу на гитаре.

5 Вариантов аккомпанемента (фишки гитарного аккомпанемента) в видео:

Источник

Советы и рекомендации >Рождение песни: Гармония для начинающих. Создание и запись вокальной гармонии

Один композитор и автор песен как-то спросил меня, не могу ли я поделиться своими мыслями по поводу давно мучащей его проблемы, а именно, создания и записи вокальных гармоний для песни.

Гармония — это, конечно, очень масштабная и довольно сложная тема. Здесь не так просто уложиться в формат коротенькой статьи. Тем не менее, я попытаюсь.

(Примечание: в этой статье я буду говорить о вокальных гармониях, но имейте в виду, что те же идеи можно применять и к созданию инструментальных гармонических линий, например, гармонизованного гитарного соло.)

Итак, вы только что записали превосходную партию лид-вокала и хотели бы добавить несколько прямых гармоний к припевам, чтобы они выделялись на фоне всей композиции.

Ну что ж, приступим. Для начала небольшое пояснение: под «прямой гармонией» я подразумеваю гармоническую линию, параллельную мелодической линии лид-вокала. Слова композиции при этом повторяются. Это необходимо для того, чтобы различать между гармонией, основанной на словах песни, и дополнительной гармонией (это, проще говоря, все «уууу» и «аааа» композиции). Все примеры, приводимые мной в данной статье, касаются прямых гармоний. Но все, о чем я буду говорить, можно с тем же успехом применять и к дополнительным гармониям.

  • • Импровизация. Некоторым от природы хорошо дается пение гармоний на слух. Такие люди с ходу создают отличные вокальные партии. Не думайте, что импровизация — это удел профессионалов. Вполне возможно, что у вас это получится гораздо лучше, чем вам кажется. Просто попробуйте петь вместе с треком лид-вокала и поэкспериментируйте с созданием прямой вокальной гармонии «на ходу».

После этого послушайте, что у вас вышло. Возможно, вы придете к стандартному решению, которое в данном конкретном случае прозвучит на «отлично». А может быть, вы изобретете абсолютно новую и интересную партию, которая тоже замечательно подойдет к вашей композиции.

Конечно, с точки зрения музыкальной теории, всегда существуют «верные» и «неверные» гармонические решения. Но не забывайте о том, что если звучание вашего варианта вам нравится, значит, это то, что надо. Только и всего. Единственное правило музыки — отсутствие каких бы то ни было правил.

  • • Метод поиска гармонической пары. Если импровизация — это не ваш стиль, и вы хотите создать солидную гармонию по всем правилам, вооружитесь бумагой и ручкой и садитесь за фортепиано/синтезатор (или берите в руки гитару).

Конечно, в этом случае вам очень помогут знания в области музыкальной теории, но даже если вы не очень хорошо разбираетесь в этом, не волнуйтесь (хотя знание нот и тональностей все же потребуется).

Сначала подберите мелодию лид-вокала на фортепиано (гитаре). Потренируйтесь в ее исполнении. Пойте вместе с инструментом, чтобы убедиться, что вы играете именно то, что вы пели на записи, в той же октаве. Затем запишите мелодию нотами (С, Е и т.д.). Теперь самое время найти гармонические пары для записанных нот.

Допустим, мы хотим, чтобы между линией лид-вокала и прямой гармонической линией был интервал в терцию (стандартный вариант). Для каждой ноты партии лид-вокала вам нужно найти пару (с интервалом в терцию) и записать ее на бумагу.

Например, если мелодия лид-вокала начинается с ноты С (в тональности С мажор), отступите от нее на терцию. Так вы определите гармоническую пару для нее. В нашем случае это будет нота Е. Затем аналогичным образом определите пару для второй, третьей ноты мелодии лид-вокала и т.д. В итоге у вас должна получиться мелодия гармонической линии.

Попробуйте сыграть ее. Возможно, что сама по себе она прозвучит странно, или же играть ее будет сложно. Не пугайтесь — это нормально. Пропойте гармоническую линию словами песни и постарайтесь запомнить мелодию. Как только она отложится в вашей памяти, попробуйте спеть гармоническую линию вместе с записью лид-вокала. Послушайте, как это звучит. Если вам понравится, мои поздравления! Гармоническая линия готова к записи.

Если же у вас возникают трудности с воспроизведением этой «странной» партии вместе с лид-вокалом, или если вы выбиваетесь из нот и возвращаетесь к партии лид-вокала и пр., ничего страшного! С этим сталкиваются многие (уж поверьте — это действительно так).

Чтобы исправить ситуацию, вам нужно будет вернуться к клавишам/гитаре, положить рядом ноты и вновь потренировать пение гармонической линии. Как только вы хорошо ее запомните, включайте записанный трек. Но прежде чем нажать «play», приглушите лид-вокал.

Попробуйте петь гармоническую линию на фоне дорожки аккомпанемента, представляя себе, что это (немного странный) лид-вокал. Добейтесь абсолютно точного исполнения. Затем запишите гармоническую линию в виде отдельного трека. Партия лид-вокала по-прежнему отключена. После этого одновременно включите партию лид-вокала и гармоническую линию. Если вы записали гармоническую линию четко и точно, оба трека должны совпасть. Вот и все — гармонизованный припев готов!

Несомненно, говоря о гармонии, нужно учитывать множество других факторов (их слишком много для такой маленькой статьи). То, о чем я только что говорил, это лишь начало, своего рода отправная точка. Но все-таки, прежде чем я закончу, я скажу вот что:

• Если вы хотите добавить вторую гармоническую партию, просто повторите всю последовательность действий еще раз. Но теперь вы можете отойти от партии лид-вокала, например, на квинту. И опять вам нужно будет запомнить мелодию, записать ее и прослушать все треки вместе.

• Если партия лид-вокала исполняется в одной из высоких октав, попробуйте выбрать для гармонической линии более низкую октаву. И наоборот: если лид-вокал исполняется в одной из низких октав, возьмите для гармонической линии более высокую.

Вперед и с песней!

Марк Бачино (Mark Bacino) — вокалист, композитор и автор текстов песен. Живет он в Нью-Йорке, США. В свободное от развития собственного музыкального «бренда» ретро-поп время Марк продюсирует других исполнителей или пишет музыку для телевидения/рекламы в рамках своей компании Queens English Recording Co. Марк также является основателем и координатором intro.verse.chorus — вебсайта, посвященного искусству создания песен.

Интересно читать Гитаршколу? Подписывайся и получай ежедневно свежие интересные статьи.

Очень интересный ход мысли.. Особенно понравился этот метод:

«Например, если мелодия лид-вокала начинается с ноты С (в тональности С мажор), отступите от нее на терцию. Так вы определите гармоническую пару для нее. В нашем случае это будет нота Е. Затем аналогичным образом определите пару для второй, третьей ноты мелодии лид-вокала и т.д. В итоге у вас должна получиться мелодия гармонической линии.»

Источник: Гитаршкола
© Гитаршкола.рф

Обработка мелодии в мажоре таким способом идет на ура. С минорными гаммами дело обстоит хуже. Для более интересного звучания иногда чередую терции с квартами.

Если к каждой ноте находить пару по терции и строить на ней аккорд — это получается аккордовая мелодия какая то))). Или я что то не так понимаю.

Ну у меня смена аккордов происходит только на устойчивые ступени. Жалко тут нельзя аудиозаписи прикрепить, я бы показал результат.

Аа.. Интересно. Да, хотелось бы услышать как это звучит((

Спасибо за предложение на счет аудиозаписей;) Поработаем в этом направлении. Слишком уж примитивные у нас комментарии, знаем))

Источник

Оцените статью