Вокальные диапазоны по нотами

Вокальный диапазон — Vocal range

Голосовой диапазон — это диапазон высот, которые может воспроизводить человеческий голос . Его наиболее распространенное применение — в контексте пения , где оно используется в качестве определяющей характеристики для классификации певческих голосов по типам голоса . Это также тема для изучения в лингвистике , фонетике и речевой патологии , особенно в связи с изучением тональных языков и некоторых типов голосовых расстройств, хотя практического применения в речевой практике мало.

СОДЕРЖАНИЕ

Пение и определение вокального диапазона

В то время как самое широкое определение «вокального диапазона» — это просто диапазон от самой низкой до самой высокой ноты, которую может воспроизводить конкретный голос, это широкое определение часто не то, что имеется в виду, когда «вокальный диапазон» обсуждается в контексте пения. Педагоги-вокалисты склонны определять вокальный диапазон как совокупность «музыкально полезных» звуков, которые певец может воспроизвести. Это связано с тем, что некоторые ноты, которые может воспроизводить голос, могут не считаться пригодными для использования певцом во время выступления по разным причинам. Например, в опере все певцы должны проецировать оркестр без помощи микрофона. Таким образом, оперный певец сможет включать только те ноты, которые он может адекватно проецировать на оркестр в пределах своего вокального диапазона. Напротив, поп- исполнитель может включать ноты, которые можно услышать с помощью микрофона.

Читайте также:  Ноты романса луной был полон сад

Еще один фактор, который следует учитывать, — это использование разных форм вокального исполнения. Человеческий голос способен издавать звуки, используя различные физиологические процессы в гортани . Эти различные формы производства голоса известны как вокальные регистры . Хотя точное число и определение голосовых регистров является спорной темой в области пения, науки определить только четыре регистра: свисток регистра , то регистры фальцет , то модальный регистра , а вокальные мальков зарегистрироваться . Обычно только используемые высоты тона в модальном регистре — регистре, используемом в обычной речи и в большинстве случаев пения — включаются при определении вокальных диапазонов певцов. Есть исключения, как в опере, где контртеноры используют фальцет, а колоратурные сопрано используют регистр свиста; ноты из этих регистров, следовательно, будут включены в вокальные диапазоны этих голосов.

Вокальный диапазон и классификация голоса

Вокальный диапазон играет такую ​​важную роль в классификации певческих голосов по типам голоса, что иногда эти два термина путают друг с другом. Тип голоса — это особый вид человеческого певческого голоса, воспринимаемый как обладающий определенными идентифицирующими качествами или характеристиками; вокальный диапазон — лишь одна из этих характеристик. Другими факторами являются вокальный вес , вокальная тесситура , вокальный тембр , точки перехода голоса , физические характеристики, уровень речи, научное тестирование и вокальная регистрация. Все эти факторы в совокупности используются для отнесения голоса певца к определенному типу певческого голоса или типа голоса.

Дисциплина классификации голосов разработана в рамках европейской классической музыки и обычно не применима к другим формам пения. Классификация голоса часто используется в опере, чтобы связать возможные роли с потенциальными голосами. Используется несколько систем, включая немецкую систему Фаха , итальянскую оперную традицию и французскую оперную традицию. Существуют и другие системы классификации, чаще всего система хоровой музыки .

Читайте также:  Гриф гитары регулировка анкера

Ни одна система не применяется или не принимается повсеместно. Однако большинство типов голоса, идентифицированных такими системами, являются подтипами, которые подпадают под семь различных основных категорий голоса, которые по большей части признаются во всех основных системах классификации голоса. Женщин обычно делят на три основные группы: сопрано , меццо-сопрано и контральто . Мужчин обычно делят на четыре основные группы: контртенор , тенор , баритон и бас . При рассмотрении голоса детей до полового созревания можно использовать восьмой семестр — тройной . В каждой из этих основных категорий есть несколько подкатегорий, которые определяют конкретные вокальные качества, такие как способность к колоратуре и вокальный вес для различения голосов.

Сам по себе вокальный диапазон не определяет тип голоса певца. Хотя с каждым типом голоса действительно связан общий голосовой диапазон, человеческие поющие голоса могут обладать голосовыми диапазонами, которые охватывают более одного типа голоса или находятся между типичными диапазонами двух типов голоса. Таким образом, учителя голоса используют диапазон голоса только как один из многих факторов при классификации голоса певца. Более важным, чем диапазон в классификации голоса, является тесситура , или голос, наиболее удобный для пения, и тембр голоса, или характерный звук певческого голоса. Например, вокальный диапазон певицы может включать высокие ноты меццо-сопрано и низкие ноты сопрано. Учитель вокала поэтому должен был посмотреть, чувствует ли певец более комфортное пение выше или ниже. Если бы ей было удобнее петь выше, то учитель, вероятно, причислил бы ее к сопрано. Учитель также должен учитывать звук голоса; Сопрано, как правило, имеют более легкий и менее богатый вокальный звук, чем меццо-сопрано. Учитель вокала, однако, никогда не классифицирует певца более чем по одному типу голоса, независимо от размера вокального диапазона певца.

Читайте также:  Дважды гармонический мажор ноты

В операционных системах классификации существует шесть основных типов голоса. Приведенные ниже диапазоны являются приблизительными и не предназначены для слишком жесткого применения.

  • Сопрано : самый высокий женский голос, способный петь от C 4 (средний C) до C 6 (высокий C) и, возможно, выше.
  • Меццо-сопрано : женский голос между A 3 (A ниже среднего C) и A 5 (2-й A выше среднего C).
  • Контральто : самый низкий женский голос, от F 3 (F ниже среднего C) до E 5 (2 E выше среднего C). Редкие контральто обладают диапазоном, близким к тенору.
  • Тенор : самый высокий мужской голос, от B 2 (второй B ниже среднего C) до A 4 (A выше среднего C) и, возможно, выше.
  • Баритон : мужской голос, от G 2 (две G ниже среднего C) до F 4 (F выше среднего C).
  • Бас : самый низкий мужской голос, от E 2 (два Es ниже среднего C) до E 4 (E выше среднего C).

Некоторые мужчины фальцетом или в результате определенных редких физиологических состояний могут петь в том же диапазоне, что и женщины. Они не попадают в женские категории, а в классической музыке называются контртенорами . В современной музыке, однако, более подходящим было бы использование термина тенор для обозначения мужских голосов.

В хоровой музыке взрослых певцов всего четыре. Во-первых, для женщин: сопрано и альт , а для мужчин: тенор и бас.

В Великобритании термин «мужской альт» относится к мужчине, который использует фальцет для пения в альтовой части припева. Эта практика гораздо менее распространена за пределами Великобритании, где чаще применяется термин контртенор . Контртеноры также широко используются в опере в качестве солистов, хотя термин «мужской альт» никогда не используется для обозначения солиста.

Детские голоса, как мужские, так и женские, описываются как тройные , хотя также широко используется мальчишеское сопрано .

Источник

Классификация голоса

Вокал – это умение петь, правильно использовать певческие способности. Певческий вокал, в отличие от разговорного, имеет более точную высоту гласных звуков длительное звучание. А их виды имеют свою классификацию. Его диапазон равен двум, или более, октавам, тогда как разговорный ограничивается одной. Какими бывают тембры голоса? Об этом ниже.

Типы голосов

Дифференциация видов звучания в пении происходит по полу, высоте, тембру. Разграничение необходимо в хоре при многоголосном исполнении или при обучении оперному вокалу. Классификация певческих голосов людей определяет окраску и возможности голосовых связок. Различают следующие тембры голосов у мужчин и женщин:

Классификация мужских вокалов

На заметку: Вокал теноровой группы является самым высоким регистром, а басовой – самым низким.

Группы мужских певческих голосов имеют свою классификацию по тембрам, звучаниям, легкости и особенностям взятия верхних и нижних нот диапазона.

Тенор

Тип голоса тенор – это мужская голосовая окраска в пении. Вид тембра который позволяет вокалисту брать ноты 2-х и более октав. Мужской тенор делится на два вида:

  • Драматический тенор. Вокалисты, обладающие этим высоким мужским тембром, отличаются «металлическим» оттенком в звучании. Примером является партия Хозе из оперы «Кармен», партия Германа из «Пиковой дамы»;
  • Лирический тенор. Певец этой теноровой группы обладает высоким бархатным и мелодичный тембром, достигая фальцета. Окрас звонкий, нежный, мягкий. Высокий тембр голоса тенор присущ Лучиано Паваротти, Пласидо Доминго.

Баритон

Это средний вид мужского голоса в классификации мужских тембральных окрасок. Его отличает бархатистое звучание, наделенное мужественностью и благородством. Верх диапазона баритона мощный, низ густой, сродни басу, а середина наиболее яркая выделяющаяся. Баритон, как тенор, в зависимости от звучания высоты голоса, распределяется на несколько видов.

  • Лирический баритон наделен плотным высоким оттенком и тесситурой. Лирическим баритоном обладал Жермон в «Травиате»;
  • Драматический баритон раскрывается в верхах диапазона голоса в центральном регистре. Драматическим баритоном была исполнена партия князя Игоря в одноименной опере.

На заметку: Из эстрадных артистов этим вокалом обладали: Фрэнк Синатра, Энди Уильямс, Элвис Пресли.

Это низкий мужской вид голоса в пении с насыщенным звучанием и наибольшей амплитудой колебания звука.

Бас включает две разновидности звучания вокала:

  • Высокий бас отличается звучностью верхних нот, яркостью среднего участка диапазона. Голоса малоподвижны. Примером является партия Кончака опера «Князь Игорь»;
  • Низкий бас образует густоту звучании нижних нот, бархатность тембра. Низкий тембр голоса можно услышать в партии Сусанина в опере «Жизнь за царя».

На сцене низкие мужские диапазоны присущи Федору Шаляпину, Нику Кейву, Тиллю Линдеман.

Классификация женских голосов

От мужских женские виды певческих голосов отличает сила, легкость, прозрачность и насыщенность звука.

Самым высоким тембром из группы окрасок женского вокала является сопрано, а самым низким – контральто.

Сопрано

Вид певческого голоса на полные три октавы. Классифицируется сопрано по звучанию на три подвида.

  • Колоратурное сопрано отличается подвижностью, гибкостью, свободными верхами. Колоратурным сопрано звучала партия Людмилы в опере «Руслан и Людмила»;
  • Драматическое сопрано наделено мощным звучанием, сильными верхними нотами, богатством среднего и нижнего регистров. Его примером является партия Ярославны в опере «Князь Игорь», Лизы в «Пиковой даме»;
  • Лирическое сопрано обладает сильным звучанием в верхнем регистре, светлым тембром. Это партия Татьяны в опере «Евгений Онегин», партия Маргариты в «Фаусте».

Меццо-сопрано

Более низкий тип женского тембра — глубокий, насыщенный в средних регистрах. Примером меццо-сопрано является вокал Любаши для «Царской невесте», Кармен в одноименной опере.

Контральто

Низкий диапазон женской голосовой группы, напоминающий мужскую тональность на низких нотах. Для низкого женского вокала часто писали мужские партии: Ваня в опере «Иван Сусанин», Зибель в «Фаусте».

Что такое тембр

Тембр вокала – выразительно средство певческий индивидуальных способностей. Классификаций тембров огромное количество, но вокал человека уникален, нельзя его вписать, какие-то определенные рамки. Тембры мужских и женских голосов в хоре могут быть разнообразны и идентичны, деление на группы помогает дирижеру управлять хором, создавать красочное и эмоциональной наполненное исполнение.

На окрас, тембр и высоту вокала влияют следующие факторы:

  • возрастные измерения;
  • плохая осанка;
  • горячая, холодная, острая пища;
  • стресс;
  • курение и алкоголь;
  • простуда.

Как определить тембр голоса

Определить тип певческого голоса можно специальным спектрометром. Он фиксирует вокал человека, проводя его анализ. Устройство разделяет звук на составляющие и классифицирует его, определяя высоту звучания.

Для того, чтобы узнать свой тембр: баритон или фальцет, сопрано или альт, можно обратиться к преподавателю по классу вокала.

В домашних условиях определение музыкального тембра голоса возможно классическим способом. Для этого необходимо спеть несколько строк из песни и обратить внимание на то, какие ноты даются лучше всего, а какие пропеть сложнее. Следует выяснить свой вокальный диапазон, определив самую высокую и самую низкую ноты. Зафиксированные показатели можно сверить с классификацией вокала и определить свой тембр. Изменить тембр голоса полностью невозможно.

Для обладателей поставленного голоса процедура немного иная: здесь нужно спеть музыкальную композицию в разных тональностях и определить, какая из них наиболее удобна.

Диапазон голоса

Для вокалистов важно знать свой диапазон – количество нот, которые он способен охватить в верхней и нижней тесситуре. Определить свой вокальный диапазон можно, пропевая гаммы: начиная с самой нижней ноты и дойдя до верхней, которую человек может спеть, не переходя в хрипы и свист.

Диапазон и тон голоса изменить нельзя – он дан с рождения: из низкого разговорного не сделать высокий и наоборот. Но вокальный диапазон всегда можно развить расширить, этому способствуют:

  • упражнения на дыхание;
  • распевка;
  • правильная постановка вокала;
  • снятие зажимов через дыхание и придыхание.

Упражнения для развития и расширения диапазона

Перед тем, как начать занятия по обучению вокалу с нуля и развитию диапазона необходимо знать, завершилась ли мутация голоса, а также к какому типу относится вокал по тембральной окраске. Снятие голосовых зажимов также немаловажно перед развитием рабочего диапазона. Существует ряд упражнений, которые помогут «расслабить» голосовой аппарат, основной инструмент для которого – дыхание.

Субтон

Это музыкальный прием пения определенных нот с «шуршанием». Необходимо спеть часть композиции при рабочем привычном диапазоне, а затем, то же самое, но добавив придыхание. Можно обойтись без композиции, а просто посчитать от 1 до 10 двумя способами: без субтона с его использованием на одном дыхании. Во втором варианте потребуется значительно больше воздуха, который нужно уметь распределять равномерно.

Снижение придыхания

После первого упражнения можно попробовать сокращать субтон, оставляя совсем немного воздушного шуршания. После этого можно начинать упражнения на развитие диапазона, тональности и тембра.

Удержание звучания

Нужно воспроизвести текст на выдохе, с расслабленными голосовыми связками с максимальной яркостью звука, которая отражается в резонаторах.

От низкого до высокого

Необходимо занять комфортное положение потянуться со звуком, как будто только проснувшись. Сначала с закрытым ртом, затем открытым. Важно, чтобы издаваемый звук был ровным и непрерывным.

Расслабление

Нужно вспомнить неясность интонации после сна, похрипеть при комфортной высоте. Это позволит расслабить связки привести их в тонус.

На широту диапазона в пении влияет и предварительная физическая разминка.

Упражнение для шейно-воротниковой зоны

Сесть прямо, вытянуть шею расправить плечи, выпрямить спину. Мягко аккуратно опустить голову то к одному, то к другому плечу настолько, насколько это возможно. Далее, сделать медленные круговые движения и наклоны вперед-назад. Важно почувствовать, как тянутся шейные мышцы.

Упражнение для разминки плеч

Занять исходное положение, плечи расслабить выполнить круговые движения: 4 раза вперед, 4 раза назад.

Упражнение разминка артикуляционного аппарата

Необходимо размять мышцы лица с помощью разнообразной мимики или за счет рук, проминая ими разные части лица.

После ряда этих простых упражнений, вокальный аппарат полностью готов к новым «подвигам» в развитии диапазона голоса, попыткам брать новые, ранее недостижимые, ноты.

Источник

Оцените статью