Вокальный квартет аккорд наши любимые
ВОКАЛЬНЫЙ КВАРТЕТ «АККОРД»
Популярный московский эстрадный вокальный квартет «Аккорд» был создан в 1958 году. В его состав вошли: Зоя Харабадзе /Куликова/, Шота Харабадзе, Инна Мясникова, Вадим Лынковский, со временем последнего сменил Юрий Александров.
Рождению квартета послужило то, что в 1955 году четыре девушки Зоя Куликова, Инна Мясникова, Элла Ольховская и Роза Романовская, выпускницы музыкального училища при Московской консерватории /отделение дирижёров-хоровиков/, создали женский вокальный квартет. В репертуар вошли песни А. Бабаджаняна, О. Фельцмана, Ю. Саульского и других.
Квартет получает приглашение участвовать в ЦДРИ в музыкальной программе Ю. Саульского «Первый шаг».
Летом в 1956 году квартет работает с оркестром п/у Эдди Рознера в саду «Эрмитаж», затем с оркестром п/у Олега Лундстрема.
Известность к квартету приходит после участия в кинофильме «Карнавальная ночь» /1956 г./ с песенкой «Пять минут», которую они спели с Людмилой Гурченко.
После знакомства Зои Куликовой с Шота Харабадзе 1957 году на VI Всемирном фестивале студентов и молодёжи в г. Москве рождается вокальный дуэт. К ним присоединилась Инна Мясникова /меццо-сопрано/, и по рекомендации композитора В. Рубашевского — Вадим Лынковский /баритон/. В итоге на нашей советской эстраде появился смешанный вокальный квартет «Аккорд», художественный руководитель Зоя Марковна Харабадзе, который в начале работает с оркестром п/у О.Лундстрема.
В 1960 году фирма «Мелодия» выпускает первую грампластинку-миньон квартета с песнями:
«Светлана» /Д. Львов-Компанеец – Б. Брянский/,
«Для тебя» /М. Чистов – Н. Железнякова/,
«Жду весну» /Ю. Саульский — В. Орлов/,
«Мой подарок» /Е. Птичкин – Л. Куксо/.
Ежегодно, включительно по 1978 год фирма «Мелодия» выпускает грампластинки – миньоны квартета «Аккорд». В каждой песне квартет «Аккорд» менял характер звучания, окраску голосов, сочетание тембров. Это достигалось многочасовыми репетициями, Зоя Харабадзе добивалась максимального использования голосовых возможностей каждого участника, чистоты интонации, тембровой уравновешенности /гармоничного сочетания высоких голосов с низкими/.
С 1964 года квартет «Аккорд» начинает самостоятельно концертировать.
Работая в ВГКО, участвуют в сборных концертах, выступают отделением, дают сольные концерты. Квартет «Аккорд» приглашают на радио, телевидение.
В 1965 году квартет сотрудничает с Муслимом Магомаевым и записывает с ним песню «В путь» /Джианграно — Чиацци/, в записи принимает участие инструментальный ансамбль п/у В. Чижика.
В этом же году квартет принимает участие в записи мелодий для кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» кинорежиссёра Л. Гайдая.
В 1966 году квартет вновь записывает песню с Муслимом Магомаевым «Будь со мной» /А. Бабаджанян — А. Горохов/, в записи принимает участие эстрадный оркестр п/у А. Бабаджаняна.
В 1967 году выходит грампластинка-миньон с песнями руководителя инструментального ансамбля А. Кублинского, который тесно сотрудничает с участниками квартета.
Были записаны песни на слова А. Дмоховского: «За лесными стёжками», «Слушай весну», «Где-то за радугой» и песня «Ноктюрн» Ю. Брежгиса, русский перевод Г. Горского.
В 1968 году в серии «Мелодии экрана» на фирме «Мелодия» выходит песня «Всё потому» /З. Харабадзе, И. Мясникова — П. Аедоницкий/, записанная для кинофильма «У себя дома».
Также выходят песни на пластинках в исполнении квартета в серии «Всем, кто любит песню» /1968 г./ и в журнале «Кругозор» /1964 г. 1968 г. 1971 г./.
Квартет «Аккорд» много гастролируют по стране и за рубежом. Три месяца вместе с Московским мюзик-холлом работают в Париже.
В 1969 году выходит первый диск-гигант квартета «Аккорд», «Золотая пластинка» на фестивале в Каннах.
Гастролируя по странам Европы, Африки, Азии, Латинской Америке, пополняют свой репертуар песнями этих стран, русский текст к ним пишут поэты-песенники Ю. Цейтлин, И. Кашежева. Многие эти песни составляют музыкальную программу: «Песни народов мира».
Квартет «Аккорд» плотно сотрудничает с советскими композиторами М. Блантером, А. Пахмутовой, А.Флярковским, П. Аедоницким, С. Пожлаковым, А. Зацепиным, включая их песни в свой репертуар. Звучат песни написанные участником квартета Зоей Харабадзе: «Хитрый» на слова О. Гаджикасимова, «По тропе» на слова И. Кашежевой, также Зоя записывает песню «Ты погоди» /П. Аедоницкий — И. Шаферан/ в дуэте с популярным певцом и актёром Олегом Анофриевым.
Звучат мелодии озвученные участниками квартета в кинофильме «Двенадцать стульев» /1971 г./ Л. Гайдая.
В 70-е годы с квартетом «Аккорд» сотрудничает Михаил Шуфутинский, являясь аранжировщиком песен и музыкантом-аккомпаниатором. При нём квартет включает в свой репертуар песню «Главные слова» /В. Добрынин — И. Шаферан/.
Зоя Харабадзе записывает в дуэте с Александром Градским песню «Любовь» /А.Градский-Б. Окуджава/ для кинофильма «Романс о влюблённых».
Как большой итог творчества квартета «Аккорд» фирма «Мелодия» выпускает два диска – гиганта /1970 г. 1974 г./.
В 1988 году Инна Мясникова уезжает в США и квартет «Аккорд» прекращает своё существование, оставив нам своё наследие – весёлые, задушевные песни!
ЕЩЁ ОДНО ОПИСАНИЕ
Двадцать лет радовал своим искусством советских и зарубежных слушателей квартет «Аккорд». Участники его с успехом выступали по радио, на телевидении, в разнообразных международных программах, озвучивали кинофильмы. Сотрудничали с лучшими эстрадными оркестрами страны. «Золотая пластинка» на фестивале в Канне (Франция) — заслуженное признание этого коллектива.
А началось все на Московском фестивале молодёжи и студентов. В финале конкурса встретились два вокальных квартета: столичный женский, состоящий из дирижёров-хоровиков под руководством Зои Куликовой, и тбилисский мужской из Политехнического института под командой инженера Шота Харабадзе. Вскоре после конкурса возник вокальный дует в составе Зои и Шота Харабадзе. Затем к ним присоединилась Инна Мясникова (сопрано) и окончивший училище имени Гнесиных Вадим Лынковский (баритон).
Поначалу квартет выступал в программах оркестра п/у Олега Лундстрема. Это была замечательная школа, в которой молодой коллектив обрёл профессионализм и мастерство. Вскоре «Аккорд» стал выступать самостоятельно. Художественный руководитель квартета Зоя Харабадзе. Она расцвечивает песни, обращаясь к широким тембральным возможностям ансамбля. В каждой песне «Аккорд» меняет характер звучания, окраску голосов, сочетание тембров, неизменно удивляя и восхищая зрителей своим проникновенным исполнением. Франция, Бельгия, Голландия, Финляндия, Алжир, Сомали, Йемен, страны социалистического лагеря — вот далеко не полный перечень стран, слушателям которых участники «Аккорда» дарили советские песни. Зарубежные поездки — это и пополнение репертуара. Из каждой страны «Аккорд» привозит новые песни, лучшие из которых остаются в его программе.
Из книги популярного исполнителя М. Шуфутинского широко известен факт, что в 1975 его взяли аранжировщиком и руководителем аккомпонирующего состав квартета. Видимо ценный опыт, полученный пианистом М.Шафутинским в ресторанах Колымы был необходим столичной богеме. Работали вместе не долго и уже в 1976 «Аккорд» улететает на гастроли в Латинскую Америку без Шуфутинского.
Официальная биография Аккорд — вокальный квартет, созданный в 1958 г., около трёх десятилетий активно работал на концертной эстраде. Состав: Зоя Харабадзе (Куликова), Шота Харабадзе, Инна Мясникова, Вадим Лынковский, его сменил Юрий Александров — первый, в своём роде единственный на нашей эстраде, квартет со смешанным составом.
Началось с того, что в 1955 четыре девушки Зоя Куликова, Инна Мясникова, Элла Ольховская и Роза Романовская, закончившие отделение дирижёров-хоровиков Училища при Московской консерватории, создали женский вокальный квартет (в репертуаре «Колыбельная» Гершвина, песни А. Бабаджаняна, О. Фелъцмана, Ю. Саульского и др.). Квартет получил приглашение участвовать в программе «Первый шаг», которую готовил в ЦДРИ молодой композитор Саульский. Летом 1956 квартет работал с оркестром Э. Рознера в саду «Эрмитаж», затем с оркестром О. Лундстрема, только что приехавшим из Казани в Москву. Известность квартету принесло участие в к/ф «Карнавальная ночь» с песенкой «Пять минут», которую они пели с Л. Гурченко (1956).
Во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957) оказались в одном общежитии с мужским квартетом грузинского Политехнического института во главе с инженером Шота Харабадзе. Вскоре Зоя Куликова стала Зоей Харабадзе, возник вокальный дуэт. К ним присоединилась Мясникова (меццо-сопрано) и по рекомендации композитора В. Рубашевского — хоровик, окончивший Училище им. Гнесиных, В. Лынковский (баритон). В итоге на нашей эстраде появились три ансамбля: успешно работавшие женские квартеты: «Улыбка» с Ольховской, «Советская песня» с Романовской и смешанный квартет «Аккорд» под художественным руководством Зои Марковны Харабадзе.
В процессе многочасовых репетиций, продолжавшихся больше года, 3. Харабадзе добивалась максимального использования голосовых возможностей каждого участника, чистоты интонации, тембровой уравновешенности (гармоничного сочетания высоких голосов 3. и Ш. Харабадзе с низкими голосами партнёров). Полновесный, благозвучный даже в диссонансах аккорд оставался основой, на которой строилось исполнение. В каждой песне «Аккорд» менял характер звучания, окраску голосов, сочетание тембров, щедро используя подвижные ритмические и динамические штрихи.
Поначалу работали с оркестром Лундстрема. За шесть лет, проведённых с этим коллективом, совершенствовали вокально-джазовое мастерство. (Ночами слушали заграничные джазовые пластинки, которые были у Лундстрема, учились на них.)
С 1960 начинают записывать пластинки, в 1969 выйдет первый «гигант», «Золотая пластинка» на фестивале в Канне.
В репертуаре квартета песни Саульского («Жду весну»), Бабаджаняна («Хозяйка города»), Фелъцмана («Ребята нашего двора»); грузинские песни М. Годзиашвили, Г. Цабадзе и др., любовь к которым привил Шота. В 1964 уходят от Лундстрема, начинают самостоятельно концертировать. Работая в ВГКО, участвуют в сборных концертах, выступают отделением, дают сольные концерты. Много записываются на радио, начинают выступать на ТВ в «Огоньках» и др. программах. Три месяца вместе с Моск. мюзик-холлом работают в Париже, ежедневные спектакли, репетиции не позволили даже побывать на концерте выступавших где-то рядом «Битлз».
Начались интенсивные зарубежные гастроли — Европа, Африка, Азия, Латинская Америка (46 стран), отовсюду привозили песни, лучшие пополняли репертуар; русский текст писали Ю. Цейтлин, И.Кашежева, охотно сотрудничавшие с «Аккорд» (шотландские, чилийские, греческие, венесуэльские, алжирские и многие др. песни составили программу «Песни народов мира»; особой известностью, пользовалась «Песня о беспризорном мальчишке» из к/ф «Генералы песчаных карьеров», русский текст Цейтлина). Записывают песни М. Блантера, А. Пахмутовой, А. Флярковского, А. Зацепина, авторские песни 3. Харабадзе («По тропе» на ст. Кашежевой).
С уходом И. Мясниковой (1988) в связи с её отъездом в США «Аккорд» прекратил существование. Активно работали на эстраде 1966-1985 Зоя Харабадзе (Куликова)- (художественный руководитель) Шота Харабадзе (административная работа) Инна Мясникова (сопрано, жена Георгия Гараняна руководителя анс. «Мелодия») Вадим Лынковский — потом Юрий Александров (баритоно-бас).
Источник
Квартет «Аккорд»: история Большой любви
Когда я работал над трехтомником «Песни нашего поколения», то несколько раз встречался с Зоей Марковной Харабадзе, художественным руководителем вокального квартета «Аккорд». Разумеется, в книгу вошли только фрагменты интервью, вне книжных страниц остались некоторые удивительные рассказы Зои Марковны, в том числе о том, как квартет «Аккорд» появился на свет.
Однажды утром я позвонил Зое Марковне и мы договорились встретиться у входа в кафе «Шоколадница» на «Баррикадной». Когда я приехал, она уже ждала меня там. Мы прошли внутрь и заняли столик у окна. Официантка принесла кофе и десерт, я включил диктофон и задал первый вопрос:
— Как появился квартет «Аккорд»? Почему в таком составе? Что послужило примером для подражания?
— Когда мне задают вопрос о том, как появился на свет квартет «Аккорд», я всегда начинаю рассказ с нашего женского квартета, который мне не менее дорог, потому что не будь этого женского коллектива, то не было бы и «Аккорда».
В 1952 году я окончила музыкальное училище и сдавала экзамены в консерваторию. Я хотела поступать на факультет хорового дирижирования, но меня не взяли. Для меня это был очень тяжелый момент, ведь музыкой я занималась с самых ранних лет. И тогда мне захотелось сделать женский ансамбль — и я его сделала. В квартет вошли девочки, которые учились вместе со мной в училище на хоровом факультете: Инна Мясникова, Элла Ольховская, Роза Романовская и я, Зоя Куликова. Я тогда уже насмотрелась трофейных фильмов, и мне захотелось такого звучания, какого здесь еще не было.
Мы начали быстро набирать обороты. Нас заметил Юрий Сергеевич Саульский и пригласил к себе в ЦДРИ в программу «Первый шаг». Это был 1956 год. Мы сделали программу для того времени, как нам казалось, очень симпатичную. Там была и а-капелльная песня «Ясный месяц на реке высветил дорожку. », был там и Гершвин (из «Порги и Бесс») – я всю жизнь любила контрасты. Мы очень хорошо пели и нас рекомендовали на фестиваль молодежи и студентов, где мы заняли первое место и получили золотую медаль.
А до этого еще был Всесоюзный конкурс, на котором отбирались участники фестиваля. И там мы тоже заняли первое место.
Когда мы выступали в ЦДРИ в программе у Юрия Сергеевича «Первый шаг», нас пригласил к себе Эдди Рознер. Причем условия поставил такие: два дня на репетицию, а через два дня — концерты в саду «Эрмитаж».
— А как он на вас вышел?
— А он в ЦДРИ пришел. Ведь по «цыганской почте» вся информация очень быстро распространяется. Туда многие приходили: и Френкель, и Лундстрем. Потом мы и у Лундстрема успели поработать. Но это было чуть позже.
— А как вы с Саульским познакомились?
— Он где-то нас услышал, а потом везде таскал за собой. Он написал нам песню для фильма «Девушка с гитарой». Он буквально опекал нас. Где он – там и мы. Ой, Юрочка! Светлая ему память!
Именно Юрий Сергеевич порекомендовал нас режиссеру Эльдару Александровичу Рязанову для участия в кинофильме «Карнавальная ночь». Мы там с Люсей Гурченко спели «Песенку про пять минут». Это была эпизодическая роль, которой мы вначале никакого значения не придали, но она для нас оказалась по жизни очень значимой. Все съемки происходили на «Мосфильме» по ночам, но мы были в полном восторге. И потом мы стали очень задействованы. Мы очень много фильмов озвучили, и мультипликационные, и художественные. Мы раскрутились, а названия у нас все еще никакого не было. Мы как-то об этом не думали, видимо, были еще очень «зеленые».
Источник