- Классическое наследие: Моцарт. Концерт для фортепиано № 21, до мажор
- Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор
- Подобные посты
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Цитатник
- —Музыка
- —Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 — 1791). Фортепианный концерт 21
Классическое наследие: Моцарт. Концерт для фортепиано № 21, до мажор
Моцартовская революция
25 концертов для фортепиано с оркестром Моцарта произвели переворот в жанре, бывшем до тех пор исключительно «салонным». Роль фортепиано — наследника старого клавесина — принципиально изменилась: фортепиано после Моцарта и благодаря ему превратилось в солирующий инструмент, для звучания которого стала характерной острая индивидуальность.
Фортепиано научилось «разговаривать» и вести исполненный драматизма диалог с оркестром, приводящий в финале к гармоническому согласию. Моцарт сумел раскрыть душу каждого солирующего инструмента, однако выразителем своей творческой воли сделал именно фортепиано, открыв тем самым неизвестные до того «материки» инструментальной музыки.
Фортепианный концерт № 21, до мажор (KV 467)
Фортепианные концерты Моцарта вот уже два века любимы не только слушателями, но и исполнителями. И не удивительно — ведь Моцарт писал их для своих собственных выступлений.
Еще в отроческом возрасте Вольфганг Амадей поражал знатоков и профанов виртуозной игрой на клавишных инструментах. Клавесин присутствовал в его жизни с тех пор, как он себя помнил. Уже в пятилетнем возрасте он сочинял менуэты, перебирая клавиши отцовского клавесина. Позже (к восьми годам) Моцарт выучился игре на скрипке, но клавишные навсегда остались его первой и главной любовью.
Фортепианный концерт до мажор похож именно на признание в любви инструменту. Он переливается, искрится и дает солисту возможность продемонстрировать блестящую технику.
Концерт был впервые исполнен 12 марта 1785 года, через три дня после того, как был написан, и сразу же вызвал восторг слушателей. Своим музыкальным настроением концерт несколько напоминает симфонию №41. Он столь же бурно стихиен и словно пронизан каким-то небесным светом (это и вообще характерно для Моцарта венского периода).
I. Allegro maestoso
II. Andante
III. Allegro vivace assai
Первая часть концерта — Allegro maestoso — похожа на веселый летний праздник с фейерверком. То здесь, то там зажигается игривая искра, проскальзывает легкий смешок. Надо сказать, что и все произведение воспринимается как нечто жизнерадостное, ликующее. Но в концерте есть и драматическая, минорная тема, которая звучит у фортепиано. Как будто сквозняк прошел по комнатам, задул свечи, обдал холодом декольтированные плечи дам.
Но свечи зажжены вновь — и праздник продолжается, хотя и несколько присмиревший, раздумчивый. Прелестнейшее Andante (пожалуй, лучшее у Моцарта) начинается темой струнных, которую чуть позже и еще более лирично повторяет фортепиано под аккомпанемент пиццикато.
Последняя часть, Allegro vivace assai, пленяет своей неуверенностью, вопросительными интонациями и радостным, уносящимся ввысь, завершением.
Сам композитор считал, что в концертах достигается «нечто среднее между слишком трудным и слишком легким» (как перекликаются эти слова с приведенным выше упреком Моцарта-отца!). Совмещая серьезное с приятным, Моцарт воплотил в музыке не что иное, как одну из главных идей эпохи Просвещения — «забавляя, поучать». И сделал это легко, стройно, с присущей ему одному виртуозностью.
Классическое наследие: Моцарт. Концерт для фортепиано № 21, до мажор
Видео-путешествие, сопровождаемое музыкой великого композитора в исполнении не менее знаменитого сегодня Марка Бейрусона, проведет нас по различным местам жизни и становления таланта Моцарта, начиная с Зальцбурга – его Родины, через Инсбрук, Мюнхен и Озеро Св. Вольфганга в Вену – город его славы и при знания величия. Прекрасная музыка, прекрасное времяпровождение!
Источник
Вольфганг Амадей Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор
«Господин капельмейстер Моцарт будет иметь честь представить большой концерт в Бургтеатре, в ходе которого он выступит с новым Фортепианным концертом и выполнит различные импровизации», – такое объявление возвестило в начале марта 1785 г. об очередном выступлении Вольфганга Амадея Моцарта. Сегодня мы можем только догадываться о том, какими были импровизации, прозвучавшие в тот день, ведь искусство импровизатора мимолетно, зато доподлинно известно, о каком именно фортепианном концерте шла речь – это был Концерт для фортепиано с оркестром № 21 до мажор.
История его создания являет собою наглядное свидетельство не только того, как быстро умел работать великий композитор, но и того, как легко переходил он от одного музыкального образа к другому. Моцарт завершил до-мажорный концерт всего через неделю после предыдущего – ре-минорного – но как глубоко различны между собою эти произведения! Страстный и оживленный Двадцатый концерт совсем не похож на Двадцать первый, исполненный спокойствия и величия. Разнообразие произведений не вызывает удивления, если учесть, что они относятся к периоду, когда фортепианный концерт играл весьма важную роль в творчестве композитора – между 1782 и 1786 гг. было написано полтора десятка клавирных концертов. Это было связано с активной концертной деятельностью, которую Моцарт вел в Вене – его исполнительская слава в это время достигает апогея, и главным средством «общения» с публикой становится для него инструментальный концерт. Свое понимание сущности этого жанра композитор выразил в одном из писем к отцу: «Именно концерты являются чем-то средним между слишком трудным и слишком легким, в них много блеска, они приятны для слуха, но, конечно, не впадают в пустоту». Таким образом, клавирный концерт был для Моцарта жанром, сочетающим доступность и доходчивость музыкального языка с глубоким смыслом – и это позволяло обращаться не только к узкому кругу утонченных знатоков и ценителей (хотя и они могли найти нечто интересное для себя), но и к широкой публике.
Относясь к числу «больших венских концертов», Двадцать первый концерт наделен всеми теми чертами, которые характерны для них, и главная из них – симфонизация фортепианного концерта. Состав оркестра расширен – в него введены две трубы, а также литавры. Роль оркестровой партии весьма значительна – оркестровые эпизоды достаточно велики по объему, а фортепианная партия в ряде моментов приобретает сопутствующую функцию. Но всё же нельзя сказать, что фортепиано здесь отходит на второй план – его партия прямо-таки искрится блестящей техникой (композитор словно «объясняется в любви» к инструменту, стремясь представить его возможности публике во всей красе).
Концерт пронизан светлым, жизнерадостным настроением – этот образный строй становится очевидным уже в первой части – Allegro maestoso, которую открывает маршевая тема. Она сменяется более лиричной мелодией. Лишь один раз праздничный характер первой части омрачается появлением минорной новой темы, в чем-то предвосхищающей главную партию первой части Сороковой симфонии. Часть вторая – Andante – один из прелестнейших образцов лирики Моцарта. Прекрасную мелодию излагают струнные, затем она еще более трепетно звучит у фортепиано на фоне пиццикато струнных (вторая часть приобрела особую популярность и даже была использована в фильме «Эльвира Мадиган», созданном шведским кинорежиссером Бу Видербергом в 1967 г.). Финальное рондо начинается с полнозвучного оркестрового проведения подвижной, жизнерадостной темы. После лаконичной каденции фортепиано развивает ее вместе с оркестром. Привлекают внимание «вопросительные» интонации и «ответы» на них. Последнее появление темы приводит к ликующему, «уносящемуся ввысь» завершению.
Концерт № 21 до мажор впервые прозвучал в Вене в марте 1785 г., его с большим успехом представил публике сам Вольфганг Амадей Моцарт.
Подобные посты
Борис Эмильевич Блох
(р. 1951) «Пианист, вызывающий острое чувство тоски по прошлому, по пианизму великих», – так охарактеризовал один музыкальный критик исполнительскую манеру Бориса Эмильевича Блоха. Этот пианист, родившийся и начавший свой творческий путь в СССР, но рано покинувший родину, ныне известен ценителям фортепианного искусства во всем мире. Родина Бориса Блоха – Одесса. В семье, в которой он […]
Дариус Мийо
«…Многие награждали его титулом гения, а многие считали шарлатаном, чья главная цель была “эпатировать буржуа”» М. Бауер. Дариус Мийо запомнился как создатель легкой карнавальной музыки и как музыкант, привнесший мотивы бразильской культуры в русло академической музыки. При этом он был одним из самых плодовитых композиторов XX века, его творческое наследие включает 430 опусов. […]
Хенрик Миколай Гурецкий
(1933–2010) Хенрик Миколай Гурецкий… Звезда этого композитора взошла на небосклоне польского музыкального искусства в 1950-х годах – наряду с Кшиштофом Пендерецким и некоторыми другими композиторами он стал одним из представителей авангарда в музыке Польши. Однако со временем стиль его изменился, и применительно к творчеству зрелого периода говорят о сакральном минимализме – направлении, сочетающем минималистические […]
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- Писатели и книги (799)
- 19 век (98)
- Бунин (54)
- Чехов (29)
- Достоевский (27)
- Лев Толстой (22)
- Пришвин (20)
- Шекспир (15)
- Куприн (13)
- Лесков (11)
- Аксаков (8)
- Максим Горький (4)
- Поэты и поэзия (607)
- Поэты XIX века (139)
- Лермонтов (31)
- Рубцов (24)
- Заболоцкий (23)
- Анненский (18)
- Фет (17)
- Серебряный век (591)
- Цветаева (131)
- Блок (75)
- Ахматова (54)
- Гумилёв (47)
- Мандельштам (36)
- Бальмонт (21)
- Есенин (19)
- Хлебников (19)
- Леонид Андреев (9)
- Михаил Кузмин (4)
- Волошин (2)
- композиторы и дирижёры (442)
- Бетховен (47)
- Вагнер (27)
- Шопен (26)
- Шостакович (22)
- Моцарт (18)
- Шуман (14)
- Шуберт (13)
- Бах (10)
- Дебюсси (9)
- Сибелиус (6)
- Лист (2)
- живопись (435)
- Голландия (37)
- Ван Гог (29)
- Ренуар (16)
- Босх (9)
- Марк Шагал (8)
- Кандинский (4)
- Русские художники (381)
- Врубель (23)
- Валентин Серов (16)
- Коровин (14)
- Левитан (12)
- Крамской (9)
- Кустодиев (9)
- Борисов-Мусатов (8)
- Иван Шишкин (7)
- Васнецовы (6)
- Кипренский (6)
- Музыка и музыканты (367)
- Ростропович (12)
- Художники и картины (338)
- Альбрехт Дюрер, (11)
- Гейнсборо (6)
- Искусство (299)
- Волошин (15)
- Мыслители (276)
- Леонардо да Винчи (27)
- Герман Гессе (17)
- Флоренский (11)
- Видео и фильмы (255)
- Тарковские (58)
- Артисты (238)
- Русские композиторы (224)
- Римский-Корсаков (22)
- Скрябин (18)
- Чайковский (17)
- Мусоргский (15)
- Свиридов (15)
- Глинка (11)
- Танеев (10)
- Даргомыжский (4)
- Балет (221)
- Есть женщины . (211)
- Ольга Берггольц (14)
- Вне разделов (208)
- Иван Толстой (29)
- опера (192)
- История России (191)
- Цветы и поздравления (188)
- Май (22)
- Учёные и открытия (184)
- На здоровье (180)
- Наши . (174)
- Шукшин (22)
- Платонов (16)
- Шаламов (16)
- Лихачёв (12)
- Астафьев (12)
- космонавты (12)
- Научно-популярное (172)
- Наша Земля (171)
- танцовщики (150)
- нуриев (22)
- Цискаридзе (20)
- Барышников (20)
- Васильев (16)
- Лиепа (8)
- Годунов (7)
- нежинский (7)
- Лавровский (1)
- Святые . (141)
- Замечательные люди (130)
- 1812, 1945 (129)
- Герои 1812 (16)
- Города и памятники (127)
- Cкульптура (126)
- Микеланджело (21)
- Пушкин (125)
- Великие балерины (124)
- Максимова (24)
- Анна Павлова (13)
- Уланова (10)
- Замечательные места и промыслы (120)
- Песни и мелодии (103)
- Театр и актёры (103)
- Обучающие материалы (103)
- Природа. Животные (98)
- Авангард (97)
- прерафаэлиты (21)
- кандинский (12)
- Ларионов и Гончарова (10)
- Филонов (3)
- Русские не в России (96)
- Борис Зайцев (8)
- Еда (92)
- Фотографии (90)
- Аудиокниги (83)
- Кто мы (81)
- Наша родина (79)
- Наука (76)
- Славянская культура (75)
- О Японии (68)
- Пастернак (68)
- Рахманинов (65)
- ДаКар (59)
- Материаловедение (52)
- Балетмейстеры (51)
- Баланчин (7)
- Минкус (6)
- Эйфман (4)
- Архитектура (41)
- Гауди (11)
- Бродский (41)
- Геометрия и символы (39)
- Эшер (6)
- Экопроблемы (39)
- Романовы (36)
- Моря и океаны (34)
- Реки и озёра (15)
- Непознанное (30)
- Шестидесятники (14)
- Аксёнов (7)
- справочники (13)
- Мудрые . (12)
- Рюриковичи (8)
- Возрождение (6)
- Леонардо да Винчи (2)
- северное возрождение (2)
—Цитатник
Боб Чилкотт В 1904 году немецкий писатель Оскар Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назв.
✨Хоть сейчас в Голливуд: десять оперных красавцев Американский тенор Джей Хантер М.
. Фотография. Париж, 1915 г. Находящаяся на пике славы (интервью, статьи, .
✨ Есть ли в опере ХХ века настоящие шедевры? «Турандот» Пуччини в п.
: Родос. Средневековая крепость Средиземноморья. Уди.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 — 1791). Фортепианный концерт 21
Сегодня 258й день рождения Иоганна Хризостома Вольфганга Теофила Моцарта. Поздравляю всех нас
с этим счастливым случаем, который вряд ли повторится на Земле.
По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки,- говорил П.И.Чайковский. Я со знатоком искусства Моцарта: Валерием Звоновым. Предлагаю послушать один из лучших концертов для фортепиано и таким образом отметить этот знаменательный день
Вольфганг Амадей МОЦАРТ (1756 — 1791) . Лучше Моцарта может быть только Моцарт. Он вобрал в себя красоту музыки всех предшествующих поколений. Вершиной его творчества были фортепианные концерты. Моцарт научил фортепьяно разговаривать с оркестром. Всего он написал 25 концертов. Мне очень нравятся 9, 20, 21 и 24 концерты.. Фортепианный концерт 21 до мажор похож именно на признание в любви инструменту. Он переливается, искрится и дает солисту возможность продемонстрировать блестящую технику.
Первая часть концерта — Allegro maestoso — похожа на веселый летний праздник с фейерверком. То здесь, то там зажигается игривая искра, проскальзывает легкий смешок. Надо сказать, что и все произведение воспринимается как нечто жизнерадостное, ликующее. Но в концерте есть и драматическая, минорная тема, которая звучит у фортепиано. Как будто сквозняк прошел по комнатам, задул свечи, обдал холодом декольтированные плечи дам.
Но свечи зажжены вновь — и праздник продолжается, хотя и несколько присмиревший, раздумчивый.
Прелестнейшее Andante (пожалуй, лучшее у Моцарта) начинается темой струнных, которую чуть позже и еще более лирично повторяет фортепиано под аккомпанемент пиццикато.
Последняя часть, Allegro vivace assai, пленяет своей неуверенностью, вопросительными интонациями и радостным, уносящимся ввысь, завершением.
Концерт был впервые исполнен 12 марта 1785 года, через три дня после того, как был написан, и сразу же вызвал восторг слушателей. Своим музыкальным настроением концерт несколько напоминает симфонию №41. Он столь же бурно стихиен и словно пронизан каким-то небесным светом (это и вообще характерно для Моцарта венского периода).
Источник — Валерий Звонов
Mozart:Piano Concerto No. 21 in C major, K. 467
Филармонический оркестр театра Ла Скала.Милан
Источник