Волшебная палочка с нотами

Волшебная палочка. Залесский. Стюарт

Вы находитесь на сайте Нотного Архива России (library notes Russia) — www.notarhiv.ru Посмотреть другие произведения

Слова Е. Стюарт Музыка Залесского

Беру я в руки палочку
Волшебную свою,
Шагаю лесом с палочкой
И песенку пою,
Шагаю лесом с палочкой
И песенку пою.
Когда слова кончаются,
Я их не повторяю –
Держу, как флейту, палочку
И песенку играю.

К ветле притронусь палочкой –
Пыльцу стряхнет ветла,
Цветок задену палочкой –
И вылетит пчела,
Цветок задену палочкой –
И вылетит пчела.
А если я устану
Идти в лесу пешком,
Вмиг обернется палочка
Горячим скакуном.

Крапиву повстречаю я,
Когда спущусь в овраг, —
И станет саблей палочка,
Коль перед нами враг,
И станет саблей палочка,
Коль перед нами враг!
И разом грянет в листьях
Послушный птичий хор,
Когда волшебной палочкой
Взмахну, как дирижер!

Источник

Волшебная палочка (описание игры и приёма)

По материалам кн.: В.М. Букатов, А.П. Ершова
«Хрестоматия игровых приемов обучения»
(серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

«Волшебная палочка» — (ручка, карандаш, линейка и т. д.) переда­ется в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

Читайте также:  Ноты ларичев ой полным полна моя коробушка

Например, передающий называет

на математике: любое число, а принимающий — число на 2(3, 4) единицы больше(мень­ше);

на русском языке: существительное — прилагательное(глагол) к нему;

на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения;

на химии: вещество — его харак­теристику(органическое-неорганическое, металл-неметалл);

на ис­тории: фамилию исторического деятеля — имя(или страну, или даты жизни).

Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правиль­ность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность сло­восочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за сло­вом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ. Например:

СТОЛ — стол с чернильными пятнам,
стол со скатертью,
раскладной стол,
обеденный стол;

БЕЖИТ — собака бежит,
ручей бежит,
девочка бежит,
дорога бежит.

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в боль­шей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;

— говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствую­щих ответил бы точно так же, то они встают;

например, передающий: два плюс три — принимающий: пять (часть детей встает, они соглас­ны);

но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности,

например, передающий: елка — принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, вы­сокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист — черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.;

— передающий выбирается (или назначается) один на всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки (если этот вариант использовать для работы всех детей, то он становится наиме­нее социо-игровым, если же все присутствующие разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевы­бирают его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).

Дополнительно см.: §1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки» [Ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова к рассказу (конспекту) Р.Н. и О.А. о занятии с детьми в подготовительной группе (г.Сыктывкар)]

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА школьной дидактики

Если же учителю не нужно знать, как они думают, тогда вопросы следует ставить более корректно. То есть честно и напрямик спрашивать: «А как написано в учебнике?» — и устраивать соревнование, кто точнее.

ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕТ (описание игры и приёма)

Самое интересное было, когда назывались варианты, которые не были привязаны вообще ни к чему. И, тогда невольно начинаешь проверять – точно ли этого нигде здесь нет? И непроизвольно представляешь, как бы это здесь могло выглядеть. Отчего всем становилось очень смешно.

Волшебная палочка (описание игры и приёма)

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение«Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

Герменевтические процедуры для детей

Герменевтические процедуры. Последовательность игровых заданий и «простых физических действий» для обживания и поиску собственных смыслов, открытий и понимания.

Описание картины Густава Климта «Поцелуй» 1908 (блуждание, обживание, рефлексия)

Для меня осталось загадкой, что на картине? Любовь или принуждение, страсть или сопротивление. Она как будто и не против, но только лицом. И этот румянец, при всей общей бледности, к чему он? Она как будто без чувств. То ли от изнеможения, то ли от страха, то ли от безысходности…

ДИДАКТЧЕСКИЕ ИГРЫ

Алфавитный перечень ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ. Дидактические игры (деловые) или игровые задания позволяют выстроить деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом.

Источник

Волшебная палочка (описание игры и приёма)

По материалам кн.: В.М. Букатов, А.П. Ершова
«Хрестоматия игровых приемов обучения»
(серия «Я иду на урок»; М., 2000 и 2002)

«Волшебная палочка» — (ручка, карандаш, линейка и т. д.) переда­ется в классе в произвольном порядке. Передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу.

Например, передающий называет

на математике: любое число, а принимающий — число на 2(3, 4) единицы больше(мень­ше);

на русском языке: существительное — прилагательное(глагол) к нему;

на литературе: название сказки, рассказа, повести — одного из персонажей этого произведения;

на химии: вещество — его харак­теристику(органическое-неорганическое, металл-неметалл);

на ис­тории: фамилию исторического деятеля — имя(или страну, или даты жизни).

Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правиль­ность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность сло­восочетаний возникает в том случае, если слушающий сразу за сло­вом передающего представляет реальную картину из жизни и, исходя из ее особенностей, дает свой ответ. Например:

СТОЛ — стол с чернильными пятнам,
стол со скатертью,
раскладной стол,
обеденный стол;

БЕЖИТ — собака бежит,
ручей бежит,
девочка бежит,
дорога бежит.

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение «Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

Задание может иметь много вариантов, каждый из которых в боль­шей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.

— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза;

— говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствую­щих ответил бы точно так же, то они встают;

например, передающий: два плюс три — принимающий: пять (часть детей встает, они соглас­ны);

но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности,

например, передающий: елка — принимающий: зеленая (все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, вы­сокие, с шишками, искусственные и т. д.); или трубочист — черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.;

— передающий выбирается (или назначается) один на всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в руки (если этот вариант использовать для работы всех детей, то он становится наиме­нее социо-игровым, если же все присутствующие разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевы­бирают его за какую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).

Дополнительно см.: §1. О «Знатоках» и других вариантах «Волшебной палочки» [Ответные реплики-комментарии доктора педагогических наук В.М.Букатова к рассказу (конспекту) Р.Н. и О.А. о занятии с детьми в подготовительной группе (г.Сыктывкар)]

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА школьной дидактики

Если же учителю не нужно знать, как они думают, тогда вопросы следует ставить более корректно. То есть честно и напрямик спрашивать: «А как написано в учебнике?» — и устраивать соревнование, кто точнее.

ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕТ (описание игры и приёма)

Самое интересное было, когда назывались варианты, которые не были привязаны вообще ни к чему. И, тогда невольно начинаешь проверять – точно ли этого нигде здесь нет? И непроизвольно представляешь, как бы это здесь могло выглядеть. Отчего всем становилось очень смешно.

Волшебная палочка (описание игры и приёма)

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Задание-упражнение«Волшебная палочка» хорошо активизирует этот опыт.

Герменевтические процедуры для детей

Герменевтические процедуры. Последовательность игровых заданий и «простых физических действий» для обживания и поиску собственных смыслов, открытий и понимания.

Описание картины Густава Климта «Поцелуй» 1909 (блуждание, обживание, рефлексия)

Для меня осталось загадкой, что на картине? Любовь или принуждение, страсть или сопротивление. Она как будто и не против, но только лицом. И этот румянец, при всей общей бледности, к чему он? Она как будто без чувств. То ли от изнеможения, то ли от страха, то ли от безысходности…

ДИДАКТЧЕСКИЕ ИГРЫ

Алфавитный перечень ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ. Дидактические игры (деловые) или игровые задания позволяют выстроить деловые взаимоотношения и учителя с классом, и учеников друг с другом.

Источник

Как читать ноты (Урок 2)

На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.

Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать – это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.

В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.

Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.

Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.

Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть, в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.

Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).

Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.

Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.

Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше, являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта.

Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.

Так изображается тактовая черта в середине произведения:

А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:

Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью, киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).

Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.

Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…

Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.

Четвертые = ½ половинной = ¼ целой

Восьмая = ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой

Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:

Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая

Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…

Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).

Думаю, что вы уловили смысл.…

Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.

Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей (размер 4/4). То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.

Итак, у нас остался один завершающий штрих – размер такта.

Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.

Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.

Верхняя цифра размера – означает сколько в такте долей, а нижняя – какие они по длительности.

Параметры нижней цифры:

  • 1 – целая
  • 2 – половинная
  • 4 – четвертная
  • 8 – восьмая
  • 16 – шестнадцатая
  • 32 – тридцать вторая и т.д.

4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.

Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:

Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:

Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:

2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых

Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.

В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:

¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых

Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.

Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.

Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!

Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.

Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).

Фа мажор (F dur)

Соль мажор (G dur)

Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!

Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

Включим дедукцию:

  1. В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это – скрипичный ключ.
  2. После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).
  3. 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.
  4. Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.
  5. Две восьмые ноты Ре первой октавы.
  6. Тактовая черта.
  7. Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.

Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино – оно не даст вам соврать голосом.

Постепенно, если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!

Сегодня в качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот .

Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.

Источник

Оцените статью