- Поступаем на фортепиано: 7 вопросов Преподавателю
- Пройдите онлайн тестирование и получите сертификат! Тема тестирования: Теория и методика преподавания фортепиано
- Пройдите курсы профессиональной переподготовки и получите документы установленного образца:
- Преимущества нашего сервиса
- 1. По ФГОС
- 2. Быстро
- 3. Честно
- Тест. Фортепиано
- Вопросы для преподавателей фортепиано
Поступаем на фортепиано: 7 вопросов Преподавателю
Фортепиано – король инструментов. И не удивительно, что юные любители музыки часто приходят в школу, чтобы подружиться именно с фортепиано!
Но как правильно организовать обучение? Сколько часов в день нужно репетировать, чтобы достойно выступать перед зрителями? И через сколько лет обучения ваш ребенок сможет стать солистом оркестра? Мы собрали самые наивные, актуальные, практичные и полезные вопросы, которые задают родители будущих музыкантов, и адресовали их опытному преподавателю, заведующей отделения Фортепиано Детской музыкальной школы № 11 им. М.А. Балакирева Ольге Васильевне Васиной.
Вопрос от родителей: Какие требования предъявляются к детям, поступающим на фортепианное отделение ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева? На что будут обращать внимание преподаватели во время вступительных экзаменов?
Ответ: К поступающим на Фортепианное отделение ребятам нет никаких особенных требований. Во время прослушивания мы обращаем внимание на умение прохлопать несложный ритм, на умение спеть простую песенку на русском языке, на внимательность ребенка, на его память. Оцениваем его контактность, его собственный интерес и желание учиться музыке. Кроме того, мы обязательно смотрим на его руки: важно, чтобы они были свободны, не зажаты. Поэтому я рекомендую родителям поступающих детей немножко потренироваться перед прослушиванием: поиграть с ребенком, пусть повторит прохлопанный вами ритм, музыкальную фразу (кусочек мелодии), выучите с ним пару куплетов песни. Тогда ему будет проще общаться с педагогами во время поступления, его не напугают наши просьбы, и вообще вся процедура прослушивания пройдет с максимальным комфортом.
Вопрос от родителей: Хочу, чтобы мой ребенок учился на фортепиано. Дома уже есть инструмент – японский синтезатор. Можно ли будет заниматься на нем?
Ответ: Наличие дома классического инструмента (не электронного пианино, и ни в коем случае не синтезатора!) – это обязательное требование для всех учащихся отделения Фортепиано. Рядовому слушателю разница между электронным и акустическим пианино может и не видна. Но для профессионалов, — а мы в школе готовим юных исполнителей довольно высокого уровня,- разница очевидна. Разница в звучании, в размерах клавиш, в звукоизвлечении, даже тактильные ощущения от нажатия на клавишу акустического пианино и на клавишу пластикового синтезатора – совершенно различные. Поэтому я настаиваю на том, что ребенок, поступающий в классическую детскую музыкальную школу в класс фортепиано, должен заниматься только на классическом акустическом инструменте.
Вопрос от родителей: Моему ребенку 7 лет, в этом году мы хотим поступать на фортепиано. Нужно ли будет ему заниматься на инструменте дома, или в этом возрасте достаточно школьных уроков?
Ответ: Домашние занятия на инструменте для поступающих в класс фортепиано – это ежедневная обязанность с первых дней обучения. Но при системном и регулярном подходе эти занятия будут доставлять лишь удовольствие. Будет очень хорошо, если на первых занятиях по специальности сможет присутствовать кто-то из родителей: педагог во время урока пояснит, как именно нужно заниматься дома, на что маме обратить внимание при контроле домашних заданий и многое другое. Этим родители очень помогут и педагогу, и, главное, своему ребенку. Вообще хотелось бы, чтобы родители были вовлечены в учебный процесс ребенка, их участие очень важно для достижения высоких результатов.
Вопрос от родителей: Хотим поступать на Хоровое отделение. Но и на фортепиано ребенку хочется играть. Как совместить? Можно ли брать дополнительные уроки игры на фортепиано учащимся других отделений?
Ответ: В учебных программах практически всех отделений нашей школы запланированы занятия на фортепиано. На Хоровом отделении эти уроки предусмотрены с первого класса и дети получают достаточно серьезную, «специализированную» пианистическую подготовку. Но, даже поступив на отделение Духовых и ударных инструментов, или на какое-то другое отделение нашей школы, ваш ребенок освоит освоить азы игры на фортепиано. Для этого не нужно ничего предпринимать дополнительно, все уже предусмотрено в учебном плане. Более того, учитывая стабильную популярность фортепиано не только у детей, но даже и у взрослых, мы открыли платные творческие курсы «Любительское музицирование», на которых любой желающий, независимо от возраста, может учиться играть на пианино для себя, для души. Более подробно о платных уроках – посмотрите, пожалуйста, в разделе «Любительское музицирование» на нашем сайте.
Вопрос от родителей: Какова еженедельная нагрузка у
детей-пианистов? Правда ли говорят, что у преподавателей ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева настолько серьезные требования к ученикам, что дети не успевают ни погулять, ни отдохнуть?
Ответ: В первый год обучения в музыкальной школе еженедельная нагрузка ребенка состоит из 2 уроков специальности, 1 урока сольфеджио, 1 урока ритмики, 1 урока слушания музыки и 1 урока хора. В старших классах появится гармонизация, ансамблевое музицирование и концертмейстерский класс. Мы работаем в соответствии с федеральными государственными требованиями к образовательным программам, наши нагрузки точь-в-точь такие же, как в других музыкальных школах города. И, судя по нашим ученикам, при грамотном распределении времени и регулярных занятиях, дети успевают и погулять, и отдохнуть с друзьями, и сходить в кино, и выполнить школьные уроки, многие еще занимаются спортом, учат языки, танцуют, занимаются исследовательской деятельностью, одним словом – все успевают! Конечно, если ребенок готовится к поступлению в музыкальное училище и собирается стать профессиональным исполнителем, ему придется больше времени уделять занятиям. Есть среди наших учеников и выпускников и такие, кто сидит за инструментом и по 3, и по 6 часов в день, для таких детей музыка – это не просто хобби, это – любимое дело, их настоящее и будущее. Как результат – эти дети побеждают на престижных конкурсах мирового уровня, выступают с оркестрами и поступают в лучшие музыкальные колледжи и консерватории России.
Вопрос от родителей: Какие перспективы у учащихся
фортепианного отделения? Куда можно поступить с дипломом об окончании музыкальной школы?
Ответ: Если говорить о дальнейшем обучении по творческим направлениям, то среди наших выпускников много студентов Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского, Уральского музыкального колледжа, Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Есть среди наших выпускников пианисты, продолжившие свое обучение в Московской консерватории и Центральной музыкальной школе, а это — учебные заведения мирового уровня. То есть, школа дает очень крепкую базу для дальнейшего развития музыканта-профессионала. А вообще навыки и знания, приобретенные в школе, полезны и тем, кто выбирает для себя совершенно нетворческие профессии. Ведь известно, что лидеры многих стран играют на фортепиано и других музыкальных инструментах, да и наш президент, судя по новостям, все чаще и чаще садится за рояль :-).
Вопрос от родителей: Скажите, пожалуйста, какой конкурс на Фортепианное отделение в этом году? Есть ли шанс поступить ребенку, не обладающему, кажется, особыми музыкальными способностями? Очень хотим заниматься музыкой!
Ответ: «Очень хотим заниматься музыкой» — это главный аргумент в пользу поступления. Если хотите – значит все получится, несмотря на конкурс. А уж музыкальные способности мы найдем и разовьем во время учебы. В этом году на отделение Фортепиано подано уже 30 заявлений. Во время основного набора, который начинается в июне, мы планируем набрать 6 учеников. Соответственно, конкурс на Фортепианное отделение – 5 человек на место. Но имейте ввиду, что традиционно при наличии свободных мест после основного проводится дополнительный набор — вторая попытка для тех, кто не успел, не сумел, или передумал и выбрал для себя другой инструмент. И если у вас не получится поступить с первого раза, то прослушивание можно будет пройти повторно.
Напоминаем вам, что подать документы на поступление в Детскую музыкальную школу №11 им. М.А. Балакирева можно до 25 мая! Приемные экзамены начнутся уже с 4 июня. Если вы не успели подать заявление — не забывайте, что по итогам основного прослушивания будет организован дополнительный набор в 1 класс на вакантные места.
Информация предоставлена МАУК ДО «Детская музыкальная школа №11им. М.А. Балакирева»
Источник
Пройдите онлайн тестирование и получите сертификат! Тема тестирования: Теория и методика преподавания фортепиано
Пройдите курсы профессиональной переподготовки и получите документы установленного образца:
Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано 300 ч.
Стоимость:
4350 2915 р.
Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано 600 ч.
Стоимость:
5850 3920 р.
Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано 1000 ч.
Стоимость:
7350 4925 р.
Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано 2000 ч.
Стоимость:
10300 6901 р.
Организация деятельности педагога дополнительного образования при обучении игре на фортепиано 1500 ч.
Стоимость:
8800 5896 р.
Преимущества нашего сервиса
1. По ФГОС
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
2. Быстро
Результаты тестирования доступны моментально . Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня..
3. Честно
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат..
Источник
Тест. Фортепиано
1 К мелкой технике пианиста относятся:
2 Понятие «Музыкальный слух» включает в себя
внутренний слух o
3 В начальный \ донотный период музыкального обучения формируются способности:
осязательно – двигательные o
4 К какому жанру относится «Террасообразная динамика»:
5 open ped – это:
держать педаль o
6 При работе над постановкой руки следует помнить о:
свободе двигательного аппарата o
воспитании образного мышления
7 Специальные музыкальные способности включают:
музыкальную память o
внимание и сосредоточенность
8 Артикуляция – это
способ музыкального произношения o
проучивание крепким звуком
9 Аппликатурный прием, способствующий игре в быстром темпе:
позиционная игра o
10 Музыкальный ритм
плохо поддается развитию
11 К какому музыкальному жанру относится понятие «Двойная экспозиция»:
12 С какого вида полифонии начинается обучение ребенка:
13 Позиционная игра – это
игра с экономным движением
исполнение отрывка без подкладывания 1 пальца o
с подкладыванием 1 пальца
14 Типичная фактурная формула аккомпанемента у венских классиков:
альбертиевы басы o
15 По способу исполнения педализация бывает (убрать 1 неверный ответ):
16 Allegro con brio – это:
скоро с огнём o
скоро с напором
17 Интермедия – это:
фрагмент полифонического произведения без темы o
Источник
Вопросы для преподавателей фортепиано
Светлана Дик – учитель с 27-летним стажем, создатель и художественный руководитель ансамбля «Апельсинчик». Ансамбль является обладателем гран-при и званий лауреата международных и всероссийских конкурсов. Мы решили поговорить со Светланой и узнать, что же такое детское музыкальное обучение, какова его роль для развития ребенка.
1. Насколько важно музыкальное образование для развития ребенка?
– Смотря, какую задачу люди перед собой ставят. Все определяют намерения. Понимает ли человек, что перед ним ребенок, что это – многогранная личность?
Что развивает, например, школа – в основном интеллект человека. Но если делать акцент только на интеллекте, то получаются люди, которые потом не понимают самих себя. Музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его душу. Скажем так, она – определяющая. С точки зрения восточных философских учений – сердце, духовный центр человека гораздо более значимы. А интеллект только обрабатывает те чувства, которые ему приходят. И поэтому это очень важно.
Знание своих чувств, эмоций, умение этим управлять – вот что дает музыка. Потому что она очень глубоко уводит туда, потому что она рождена из этого. Она рождена для этого – чтобы человек мог выражать себя.
Во-вторых, музыка рождает в человеке стремление к творчеству. Если у человека открыт творческий центр, открыт этот поток творчества, тогда он будет применять это везде абсолютно. Что бы он ни делал, это будет проникнуто не банальностью.
Поэтому, музыка как раз очень помогает развитию ребенка. В принципе, это такой объемный вопрос, что здесь можно еще очень много говорить.
2. Все ли дети могут учиться музыке? Нужны ли для этого какие-то особые способности?
– Опять же, если мы говорим, что человек призван развивать себя, он приходит на эту землю, для того чтобы стать лучше, соответственно, причем тут способности? Это уже, скажем так, выбор профессии – есть ли у тебя какие-то особые способности, и раздирает ли тебя самого так, что ты понимаешь – это твоя жизнь. А для того чтобы включить у себя поток творчества, для того чтобы быть просто человеком, который понимает, что такое культура, история, что такое он сам – учиться музыке однозначно должны все. Просто, может быть, до определенного периода.
3. С какого возраста можно начинать учить ребенка музыке?
– Ну, мы вот сейчас учим с полутора лет. И это совершенно удивительно, потому что музыка входит в них, как с молоком матери. Во-первых, потому что дети действительно занимаются вместе с родителями.
А во-вторых, для них это очень свойственно – радоваться, познавать, играть. Для детей звуки и самовыражение становятся абсолютно естественны. И поэтому, допустим, когда потом их видят в 5-6 лет и говорят: «боже мой, почему они совершенно не боятся сцены?» А почему они ее должны боятся? Для них сцена – то же самое творчество. И они не боятся людей. Ведь почему человек боится сцены? Потому что он боится людей, он боится оценки.
А когда они выходят на сцену… Это невероятно трогательно – когда выходят двухлетние – они абсолютно свободны, они с такой радостью смотрят в зал. Человек, когда в 4 года выходит – он и зал это уже некая такая дистанция. А двухлетний… для него: что есть зал, что нет зала… это просто люди, которые почему-то радуются, и он тоже с ними радуется. И у них пропадает страх оценки. И поэтому, когда дети выходят на сцену – они творят самозабвенно, потому что они еще чувствуют, что их творчество еще кому-то нужно.
Поэтому, чем раньше – тем лучше. Если мы хотим развить творческое мышление, то тут у детей еще нет ни каких препон. Даже более того, в них это так сильно, что ты у них начинаешь учиться. Потому что ведь наше мышление во многом закомплексовано, мы чего-то знаем – как ремесленники, но… Когда смотришь на ребенка, понимаешь – на самом деле, это ты у него еще учишься.
4. Как изменилось отношение родителей к музыкальному обучению за последние годы (10 лет)?
– Да, оно изменилось. Во-первых, гораздо меньше людей стало желать, чтобы дети вообще шли в эту профессию. Потому что в нашем Российском обществе, социальный статус музыкантов достаточно сложен. Как, в принципе, вообще людей, связанных с гуманитарным направлением. Поэтому заниматься музыкой профессионально, серьезно, люди сейчас хотят гораздо меньше.
Во-вторых, родители теперь знают, что занятия музыкой действительно помогают ребенку в том, о чем я уже говорила. Следующий наш этап – убедить их, что заниматься музыкой профессионально нужно не для того, чтобы выбрать эту профессию в будущем, а для того чтобы человек вообще развивался как многогранная личность.
Музыка – это ведь очень сложное искусство, это очень тонкое искусство. Ты не познаешь его тайны, если не будешь этим серьезно заниматься. И это приучает ребенка заниматься серьезно всем, чем он хочет заниматься в жизни.
Поэтому у нас сейчас другой этап: убедить людей, что профессиональные занятия музыкой нужны, прежде всего, самому ребенку.
5. В ДМШ многие дети бросают учебу. Как сохранить интерес у ребенка?
– Мы тоже с этим сталкивались. На самом деле, давно известно, что есть определенные возрастные этапы, например – 7 лет, 10 лет. В 7 лет ребенок впервые задумывается: а хочет ли он сам, или это родители хотят, чтобы он этим занимался – любым делом. В 10 лет возникает еще более серьезный вопрос: а что собственно хочет сам ребенок.
А потом ведь занятия музыкой – это серьезный труд. Готовы ли дети трудиться? В последнее время мы замечаем, что общество вообще пропагандирует другой образ жизни – все взять, побыстрее, на халяву. Халява – это чуть ли не лозунг нашего общества, подсознательный или сознательный. Так что, научить детей трудиться – это особая какая-то наша забота. Но, кстати, это и забота родителей.
Я думаю, то, что дети в какой-то момент перестают заниматься – это всегда было и всегда будет. И ничего тут особенно не сделаешь – это дети. Они растут, им что-то нужно другое. Поэтому, мы взяли вот ребенка в два года, и когда в 10 лет приходит момент расставания – мы довольны. Мы за 8 лет ему дали очень много того, что, может быть, никакая другая структура ему больше никогда не даст. И когда потом мы с ними общаемся, они говорят, и мы видим, что заложили какие-то очень серьезные вещи в них, в их понимание мира.
Вот сейчас у нас выпуск – им по 14 лет, они 12 лет занимались музыкой. Казалось бы, они научились очень многому, и им бы сейчас дальше-то и расти… Но вот девочка всю жизнь мечтала, она хочет и понимает, что это ее судьба – быть дизайнером. Нельзя ее останавливать, она должна идти за своей мечтой! Другое дело, что я уверена: все, что она познала в музыке – она воплотит в своей профессии.
6. Некоторые дети от природы очень музыкальны, насколько важно им знать теорию (ноты и пр.)?
– Конечно, это важно. Потому что одно – это чувство, а другое – как это воплотить самому. С вокалом немного легче, если ты чувствуешь музыку – ты можешь ее спеть. И если голос от природы дан – все равно может получиться хорошо, даже если ты не знаешь, как это надо делать. А вот на фортепиано ты так уже не сделаешь. А если хочется самому сочинять музыку – тем более. Есть очень много ремесла, которое просто необходимо знать.
А с другой стороны, когда такие дети получают профессиональные знания, они раскрываются очень мощно. Их таланты тогда идут по каким-то таким путям, по которым ты даже сам не представлял, что это возможно. Потому что их одаренность начинает соединяться с профессиональными знаниями. И это очень здорово, на самом деле.
У меня есть сейчас группа девятилетних детей, которые великолепно сочиняют музыку. При чем каждый в своем жанре, каждый в своем направлении. Потому что у них убрали этот блок, им сразу его просто не привили: что ты не можешь сочинять музыку. А почему он не может сочинять? Он может! Мы просто подсказали ребенку какие-то вещи в этом направлении, а дальше он смело идет, и иногда так смело, что мы вообще поражаемся: какое счастье – не знать, что это трудно.
7. Какие музыкальные навыки надо развивать в первую очередь?
– Умение трудиться вообще, трудиться над музыкой. Знать законы музыки – знать, как ее сделать. Ведь есть некое чувство и интуитивное понимание того, как должна звучать музыка. А вот как этого достигнуть – это надо уметь погружаться в нее, знать те законы, которые существуют в музыке. Поэтому, если человек готов трудиться, то профессионалы ему всегда все откроют.
А по поводу каких-то специальных навыков, наверное, в первую очередь это свобода самовыражения. Вот ребенок – он уникальный, он такой, какой он есть. Он может так спеть, может так станцевать, придумать музыку. Это именно он – ребенок должен ощущать ценность этого.
А всем этим профессиональным вещам мы научим легко. Ради чего? Ради ценности его личности, которую он осознает.
8. Что в традиционной системе музыкального образования вы хотели бы изменить?
– Мы это и изменили, организовав свое дело. Ценность человека, уникальность его, и, наверное, по настоящему любовь к музыке. То есть та любовь, которая позволяет человеку находиться в музыке долго, узнавать много ее тайн, и потом претворять это в жизнь. Хочется, чтобы этому уделялось больше внимания.
Потому что многие дети, и я сама, пройдя через музыкальную школу, даже не понимают, что, собственно говоря, там можно получить. Я получила это на другой ступени обучения. Думаю, что если бы я получила это в детстве, наверное, я смогла бы сделать гораздо больше. Потому что меня учили абсолютно традиционно, абсолютно скучно. Мой внутренний дар меня вел, но это не было заслугой учителей. Я когда в 15 лет встретила Учителя в музыке, я просто поняла, что это такое. И поэтому мы стараемся, чтобы все люди, которые у нас преподают, это были – Учителя, чтобы они с детства открыли человеку этот мир.
9. Какими главными качествами должен обладать педагог-музыкант, работающий с ребенком?
– Горение. Должен очень любить музыку. По-настоящему. Ему это должно быть не просто приятно, а он должен чувствовать суть музыки. И умение передать это, зажечь в другом человеке этот огонь. Если он «зажжет» человека – не важно, какими руками он это сыграет, не важно, как он это споет. Главное – это духовный огонь, который передается от человека к человеку через звуки, через такую сферу, как музыка.
Потом, ведь музыка – это очень тонкая структура. Тут еще мало обвинять музыкальную школу или учителя – далеко не каждая душа способна, готова понять этот уровень. Но если мы не будем над этим работать – наше общество превратиться в то, что мы сейчас уже имеем. Поэтому, мы видим даже определенную свою миссию: помогать людям не забывать о душе.
10. На какой незаданный вопрос Вы бы хотели ответить (или дать комментарий)?
– Даже не знаю. Наверное, не вопрос, а скорее сожаление, что в данный момент наше общество находится в такой стадии, когда понятие искусства – уходит. Вообще, понятия хорошей живописи, хороших стихов, хорошей прозы, литературы – это вроде бы удел таких странных людей, которые сами себе чего-то там хотят и занимаются этим. Это очень жалко, потому что искусство – это не какая-то узкая область, а вообще работа с духом человека, его душой.
То, что видят по телевидению наши дети и родители в том числе (кстати, подрастает уже такое поколение родителей, которые уже тоже безграмотны), видят суррогат попсы – это не искусство, это не душа и не дух человека. Все упирается в это. Когда ты открываешь человеку другую область познания мира и самого себя через вот такие вещи – это очень здорово. И за это мы радеем: чтобы как можно больше людей об этом, по крайней мере, задумывалось.
Источник