Вопросы ответы по нотам
Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы
Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.
Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?
Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.
В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:
Упражнение №1
Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.
Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.
Вот как они располагаются на клавиатуре.
Упражнение №2
Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.
Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:
Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:
К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.
Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.
Основы записи: из чего состоит музыкальный текст
Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.
Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.
Основные ключи
Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.
Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.
Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.
В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:
К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.
Расположение нотных знаков соответственно ключу.
Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:
- До располагается на первой добавочной линейке.
- Ре под первой линейкой.
- Ми на первой линии.
- Фа между 1 и 2.
- Соль на 2.
- Ля между 2 и 3.
- Си на 3.
- До 2 между 3 и 4.
Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.
Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .
Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:
- До между 2 и 3.
- Ре на 3.
- Ми между 3 и 4.
- Фа на 4
- Соль между 4 и 5
- Ля на 5
- Си над 5.
- До на первой верхней добавочной линии.
Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.
Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.
При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)
Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.
Название ноты | Скрипичный ключ | Басовый ключ | Расположение на клавиатуре |
До (C) | |||
Ре (D) | |||
Ми (E) | |||
Фа (F) | |||
Соль (G) | |||
Ля (A) | |||
Си (H) |
Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.
Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.
Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.
При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.
Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.
Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?
На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.
GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.
Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.
К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.
Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.
Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник
Играть по нотам с листа
Научиться быстро играть по нотам — легко?
Легко ли научиться быстро играть по нотам? Поставили ноты, а ты взял и сыграл! Отличный навык, не правда ли? Хочу немного прояснить ситуацию для тех, кто не совсем понимает, что такое играть по нотам «с листа», т.е. увидеть ноты впервые и сразу же сыграть по ним произведение с нужной скоростью.
Недавно мне прислали комментарий к моему видеоуроку (видеоразбор песни) следующего содержания:
«Люди, нет, Я так учиться не хочу играть. Так всё запоминать?! Не для меня. Научите меня читать ноты и играть по ним. Хочу, чтобы передо мной положили ноты и чтоб Я по ним смог играть быстро) Как научиться?»
Каждый, кто учился в музыкальной школе хорошо знает, что быстро сыграть по нотам новое для себя произведение очень сложно. Почему? В качестве ответа я приведу свой ответ на тот самый комментарий:
«Вы просто не представляете, как долго Вам придётся учиться, чтобы обрести навык БЫСТРОЙ игры по нотам! Не каждый выпускник музыкальной школы (наверное только 5-10% из них) может по нотам сыграть «с листа» более-менее прилично, а ведь они учатся по 5-7 лет. Если поставите себе цель научиться играть быстро по нотам и будете каждый день убивать на это по 2 часа, то за пару лет научитесь наверное. Но я не гарантирую. Вполне может уйти куда больше времени.
Сложность в игре по нотам заключается в том, что Вам нужно будет обладать огромным количеством навыков:
1. Навык игры двумя руками вслепую (т.е. не смотря на клавиатуру). При том, что даже глядя на клавиатуру, научиться играть не просто. А Вам придётся на неё не смотреть, т.к. Вы будете погружены глазами в ноты. Закройте глаза и сыграйте что-нибудь, что Вы хорошо знаете. Если не получилось — значит сыграть незнакомое произведение не глядя, точно не получится.
2. Умение одновременно распознавать множество музыкальных знаков, интерпретировать их, преобразовывать внутренне в зрительное представление клавиш и всё это делать в упреждающем режиме, не смотря на клавиши. Вы должны всегда помнить, в какой тональности играете, сколько знаков альтерации при ключе, быстро ориентироваться в ритмике разных ритмических рисунков, а также соблюдать дополнительные знаки (тихо, громко, ускорение, замедление, диезы, бемоли и ещё куча других знаков).
Я уместил это огромное количество навыков в 2 пункта. Каждый из них требует отдельной, очень трудоёмкой работы. Дальше сами думайте. Если для Вас ОЧЕНЬ СЛОЖНО запомнить с чьих-то рук и это «не для Вас», то навык слепой игры по нотам в режиме реального времени ТОЧНО НЕ ДЛЯ ВАС!»
Пожалуйста, прокомментируйте ниже: Прав ли я, ответив таким образом своему подписчику? Умеете ли Вы играть по нотам незнакомые произведения с листа? Как Вы считаете — действительно ли сложно научиться играть по нотам с листа?
Немного о моих курсах:
«Первые шаги» — курс для обучение игре на пианино с нуля. Курс построен по принципу «Я знаю, что я играю». Это означает, что Вы будете не просто играть «с рук» или «по нотам», но и понимать, ЧТО Вы играете. То есть Вы будете понимать структуру произведения, его гармонию, основные аккорды, ведение мелодии и т.д. Такой подход к обучению очень важен, если Вы хотите не просто научиться играть на фортепиано, но и начать подбирать, импровизировать, а может и сочинять музыку самостоятельно. Но даже если Вы хотите просто научиться играть на фортепиано, музыкальная теория не будет мешать Вам это сделать. Она будет подкреплять полученные навыки, чтобы они лучше уложились в голове на подсознательном уровне.
Курс «Виртуозная игра на фортепиано за 12 минут в день» направлен на развитие навыка — скорости и силы мышц, отвечающих за быстрое поднятие и опускание пальцев на клавиатуру. В курсе задействована методика, разработанная автором сайта muzvideo2.ru Сергеем Филимоновым. Она отвечает всем требованиям для того, чтобы мышцы развивались наиболее быстро, существенно превосходит по эффективности гаммы и упражнения Ганона, т.к. требует всего 12 минут в день на отработку упражнений с большой эффективностью. В методике используются знания из области музыки, медицины и фитнеса, позволяющие всесторонне понять проблему развития мышц и разработать специализированные упражнения.
9 комментариев к записи “Научиться быстро играть по нотам — легко?”
Сергей, уже не в первый раз » поднимает»важную тему, можно ли уметь играть на инструменте не читая ноты? ответ однозначный: ДА)) как человек умеет говорить на каком-нибудь языке, не умея на нём читать. И это хороший вид музицирования!! но человек, умеющий читать, всё же обладает неоспоримыми преимуществами!! Беда в том,что в муз. школах учат ноты, но не учат их собирать в «слова»-аккорды, так «буквами»-нотами и учат произведения. в этом беда и проблема традиционнго обучения.
Сергей разработал хорошие и полезные курсы, продуманные, последовательные, дающие результат!!
СпасиБо, Сергей.
УДАЧИ!!
Сергей, в целом, согласен.
Однако ноты хороши, например, в качестве шпаргалки, когда возвращаешься к игре произведения через некоторое время. Да и при разучивании тоже не вижу ничего плохого в том, чтобы туда подсматривать, — раз уж умеешь читать (пусть и не очень быстро), то почему бы не пользоваться?
Научиться читать ноты именно для таких целей мне было не так и сложно. Наверное, это можно сравнить с процессом обучения чтению ребенка: ноты — буквы, слоги — интервалы (считаю, что очень полезно научиться узнавать их в нотной записи чисто графически).
Во времени процедура тоже примерно такая же: сначала долго пялишься и вспоминаешь (особенно басовый ключ :)), но со временем стадия вспоминания самоустраняется: видишь знак — нажимаешь клавишу. Возможно, тут сказался и навык слепого набора текста (там все было точно так же, поэтому я даже не нервничал по этому поводу: знал, что со временем дойдет до автоматизма).
А еще нужно делать скидку на сложность произведений: в музыкалке разучивают густо окрашенную классику, которую хоть умри, но нужно воспроизвести в точности так, как написал композитор. А если это какой-нибудь «Город 312», в котором два бемоля при ключе и больше никаких левых знаков, да еще и мелодия на слух хорошо знакома, то игра с листа упрощается на несколько порядков 🙂 Тем более что претензий по поводу форте и пиано вы при этом вряд ли от кого-то дождетесь.
Если не ошибаюсь, то львиная доля самообучающихся коллег учится играть как раз именно нечто подобное. А те, кому хочется попсиховать над классикой, таки идут в музыкалку. Или нет? 🙂
В общем, не так страшен басовый ключ, как его малюют 😉
В любом случае игру по «никогда не виданным доселе» нотам всё равно нельзя назвать лёгким навыком. К тому же, каждый такой комментатор, который хочет быстро научиться играть по нотам с листа всё-таки имеет в виду ноты любого происхождения, а не «простые ноты» или «попсовые ноты».
Опять же есть большая разница между тем, насколько сложные произведения ты можешь сыграть после длительного разучивания и такими произведениями, которые ты можешь сыграть с ходу.
Брать только лёгкие ноты в ущерб красоте, которую можно играть разучивая более сложные ноты?
Я видел видео с тем же Чиком Кориа, который умея играть виртуозные вещи, разучивал что-то по нотам. При этом его разучивание сложно было назвать игрой «с листа». Где-то он играл сразу по 2 такта, а где-то спотыкался. При этом он виртуозно и безошибочно импровизирует в любой тональности.
Не думаю, что даже тот же Денис Мацуев, который даёт иной раз по 2 концерта в день, сможет по нотам сыграть какой-то сложный концерт с листа. Всё равно нужно время для разучивания. Иначе ему бы не приходилось дома заниматься. Только концерты, а всё остальное — свободное время.
Абсолютно согласен. Это ни разу не легкий навык, который очень круто грузит мозг (что хорошо для мозга, только вот не каждый любит его грузить), поэтому он исключительно на любителя. Но не попробуешь — не узнаешь.
Я бы рассматривал умение читать ноты просто как один из инструментов (наряду с «Синтезией», подбором на слух, знанием аккордов, гармонических переходов и т.д.), чтобы иметь возможность выбирать нужный под конкретную задачу. Владеешь этим инструментом — хорошо, нет — иди обходными путями, которые иногда будут короче, а иногда и намного длиннее.
Сергей!
Я с Вами абсолютно согласна.
По пословице » Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Музыка — это труд и причем постоянный. На своем примере; не позанималась несколько дней и все начинай сначала. Любое произведение сначала разбирается, каким бы великим музыкантом человек не был,особенно классика.А вот при разборе умение читать ноты и видеть гармонию позволяет выстраивать произведение.
Умение читать ноты это хорошо, но недостаточно для овладения инструментом.
Полностью согласна с комментариями умение читать с листа тем более с ходу очень интересный и вообщем-то нужный навык для музыканта. Я лично имея высшее музыкальное образование вообщем-то неплохо чытаю ноты с листа и неплохо понимаю, что я играю (строение, гармония,формы и т. д.) но это два семестра курса аккомпанемент до этого муз школа, муз училище, а вот импровизировать в любой тональносте не умею и не могу хотя очень хочу научиться и стараюсь овладеть этим навыком но пока это очень слабенько и невыразительно. У Сергея своя современная адаптированная к сегодняшнему дню методика по муз материалу и главное по ритму и это очень круто супер профессионально о сложных вещах рассказать просто разложив по полочкам мелодию, ритм, гармонию и главное муз подачу.
То есть получается, что ни один , даже самый искусный музыкант не способен в целом читать ноты с листа? Но что же мне делать , если завтра я буду должна ознакомится с произведением за одну минуту, а потом сразу же, с первого раза играть? Неужели это невозможно? Что делать
Здравствуйте, Екатерина!
Я лично видел видео на Ютубе, где один из «титанов джаза» — Чик Кориа, сидит перед нотным листом и с грехом пополам потихоньку разбирает новые для себя ноты.
Конечно, у разных музыкантов разный навык чтения нот с листа. Некоторым это удаётся легко, другие тратят больше времени. В любом случае, для формирования этого навыка нужно много времени. Опять же, многое зависит также от того, какие требования Вы предъявляете к произведениям, которые собираетесь играть. Если Вам достаточно произведений уровня 2-3-го класса музыкальной школы, то Вы сможете научиться за год достаточно упорного труда. Если требования выше, то и учиться придётся дольше.
Если ситуация такова, что ЗАВТРА Вы будете ДОЛЖНЫ ознакомиться с произведением за ОДНУ МИНУТУ и потом сразу же, с первого раза сыграть, но при этом Вы СЕГОДНЯ это делать не умеете, то я думаю что Вы понимаете, что это в принципе невозможно — овладеть навыком игры по нотам с листа за одну ночь.
Бывают абсолютно типичные ноты. Например какой-то аккомпанемент для песни, который исполняется для певца. Если такой аккомпанемент требуется исполнять с листа, то его не делают гиперсложным. Вставляют типичные аккорды, типичные движения левой руки и всё сыграть вполне возможно.
Если нужно сыграть с ходу какое-то классное произведение, быстрое, сложное, виртуозное (типа Рахманинова), то ни один пианист не справится с этой задачей. Это пока не под силу человеческим возможностям.
Источник