Ноты — белорусские народные песни
Сборники, песенники с нотами в pdf
музыка, слова песен, мелодий, наигрышей
народных песен Белоруссии
Белорусские народные песни
выпуск 1
ноты для голоса в сопровождении фортепиано
составитель Н. Рахчеев
“Музыка”, 1987г.
номер 3345
(pdf, 3.9 Мб)
Ярко Венера зажглась над землею — Зорка Венера ўзышла над зямлею
Весна — Вясна
Реченька — Рэчанька
Конь бежит, земля дрожит — Конь бяжыць, земля дрыжыць.
Шумные березы — Шумныя бярозы
Что за месяц — Што за месяц
Ты скажи нам, березонька — Ты, белая бярозанька
Ой, рано на Ивана — Ой, рана на Ивана
Охти мне, ох! — Ох, ці мне вохі
Ой, чабер — Чабарок.
Хотела меня мать замуж отдать — Хацела мяне маць замуж аддаць
Дуда — Дуда.
Савка да Гришка — Саўка ды Грышка
По гороховому полюшку. — Па гарохаўю, па ячанню
Скачать ноты
Белорусские народные наигрыши
Составитель И. Назина
Ноты для голоса и различные инструменты
“Музыка”, 1986г.
номер 12689
(pdf, 5.27 Мб)
Народная инструментальная культура Белоруссии имеет глубокие исторические корни и многослойные традиции. Наиболее ранние сведения о музыкальных инструментах на ее территории относятся, согласно археологическим данным, к первой половине II тысячелетия до н. э. Исторические памятники XI—XIII веков свидетельствуют об использовании населением западнорусских земель звонов (колоколов) и шархунов (бубенцов), глиняных свистулек и погремушек, костяных дудочек и жужжалок, труб и рогов, варганов и струнных инструментов типа псалтыря, о существовании разных жанров инструментальной музыки и форм музицирования. В результате их длительного развития в Белоруссии сформировалась самобытная ветвь народного музыкального творчества.
Современный музыкальный инструментарий белорусов включает все типы инструментов: из духовых — свистульку, окарину продольную и поперечную дудки (с игровыми отверстиями и без них), парные дудки, жалейку во множестве ее местных разновидностей (также с игровыми отверстиями и без них), кларнет, гармонику (баян и аккордеон), трубу, рог, а также лист дерева и травы, бересту, берестянку и карынку, из струнных — скрипку, баеэтлю, цимбалы, балалайку и мандолину; из мембранных— бубен с бразготками (тарелочками, шархунами или звоночками), барабан, турецкий барабан и гребень; из самозвучащих — калотку, ложки, тарелки, треугольник, клепало (било), звон, клещотку (аналогичную русской трещотке), бразготку (погремушку), шархуны и трещотку. До середины нашего столетия встречались также цитра, колесная лира и дуда (волынка). Далее.
- Сигнальные наигрыши
- Звукоподражательные наигрыши
- Песенные наигрыши:
- Обрядовые календарно-земледельческие
- Семейно-обрядовые
- Необрядовые
- Марши, танцевальные наигрыши:
- Импровизационные наигрыши
Скачать ноты
Источник
Поем вместе
Представление о возможности имитировать голосом звукоподражания.
- вслушиваться в пение взрослого;
- проявлять желание подпевать взрослым;
- подпевать повторяющиеся слова песен, звукоподражания, окончания музыкальных фраз, одновременно двигаться (попевки, песенки, «Птичка», муз. Е.Тиличеевой, сл. К.Шмаковой; «Кошка», муз. Ан.Александрова, сл. Н.Френкель; «Собачка», муз. М.Раухвергера, сл. Н.Комиссаровой и др.).
Представл ение о возможности имитировать голосом звукоподражания.
- произносить, подпевать и петь звукоподражания, легко произносимые, повторяющиеся слова, фразы несложных попевок, песенок в соответствии с характером музыки (попевки: «Зайка», рус. нар. мел. и др.; песни: «Ах ты, коценька-каток», муз. А.Рэмiзоўскай, сл. народные; «Елка», «Птичка», муз. Т.Попатенко, сл. Н.Найденовой; песни-игры: «В огороде заинька», муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель; «Лошадка», муз. А.Филиппенко; «Погуляли наши детки», муз. Я.Жабко и др.);
- сопровождать свое пение игровыми действиями;
- моделировать музыкальный образ с помощью элементарных движений и звукоподражаний.
Музыкально-дидактические игры: «Колокольчики», «Найди и покажи», «Птица и птенчики», «Где мои детки?» и др.
Игры и игровые задания: «Угощение для зайчика», «Голоса больших и маленьких», «Попугай, повторяй» и др.
Представление о разном характере песни.
- исполнять попевки и песни в удобном диапазоне, естественным голосом с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой (попевки: «Цветики», муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель; «Божая кароўка», бел. нар. мел. (апрац. А.Рашчынскага) и др.; песни: «Петушок», рус. нар. мел.; «Вось якi мурлыка», бел. нар. мел. (апрац. Д.Камiнскага); «Петя, солнце разбуди!», «Будем мы хорошими», «Мамочка милая», муз. и сл. Я.Жабко; «Дождик», муз. И.Кишко; «Пирожок», «Есть у солнышка друзья», муз. Е.Тиличеевой; «Петушок», муз. В.Витлина; «Мотылек», муз. Р.Рустамова, сл. Ю.Островского; «Курочка», «Уточка», муз. Т.Попатенко, сл. И.Лешкевич; «Листья золотые», «Маму поздравляют малыши», «Елка», «Уточка», муз. Т.Попатенко; «Воробей», «Мы садимся в самолет», «Все запели песенку», муз. А.Филиппенко; «Мишка косолапый», муз. и сл. О.Волох; «Дед Мороз», «Мишка», «Жучок», муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной и др.);
- воспроизводить голосом звуки легко, напевно, мягко, без крика и напряжения; четко произносить слова и звуковые сочетания в процессе речевого и вокального интонирования; интонировать мелодию песни, интонации радости, жалобы, протяжно пропевать долгие звуки;
- воспринимать, воспроизводить и придумывать речевые звукоподражания, интонационно отражающие веселый, грустный, нежный характер музыкального образа.
Игры и игровые задания: «Три голоса», «Часы и игрушки», «Между небом и землей», «Листопад», «Кто пришел?», «Башмачки» и др.
Музыкально-дидактические игры: «Большая и маленькая матрешки», «Ступеньки», «Птички и птенчики», «Чей домик?» и др.
Сюжетные музыкальные игры: «Синичка», «Радостная синичка и грустная ворона», «Петух и кукушка» и др.
Представление о правильной певческой установке.
- речевые и вокальные (звукообразование, чистота интонирования, четкая дикция, правильное певческое дыхание): умение воспроизводить звуки определенного качества (легкость, напевность, мягкость); протяжно пропевать долгие звуки, без крика и напряжения; четко произносить и петь звукоподражания в разном темпе, ритме с учетом вокальных возможностей ребенка; правильно брать дыхание в процессе пения; точно интонировать мелодию песни, передавая направление ее движения и ритмический рисунок;
- выразительно исполнять попевки и песни в соответствии с заданным темпом, динамическими оттенками, с характером музыки (весело, радостно, ласково, грустно и т.д.): «Сорока», «Василек», «Как под горкой», рус. нар. мел.; «Лесенка», муз. Е.Тиличеевой, сл. М.Долинова; «Кукушечка», «Мы идем с флажками», муз. Е.Тиличеевой; «Чики-чики», рус. нар. мел. (обр. Е.Тиличеевой); «Дудочка», муз. В.Карасева; «Бегаў зайка шэранькi», бел. нар. мел. (апрац. Г.Вагнера); «Два кота», пол. нар. мел.; «В огороде заинька», муз. В.Карасева; «Зайка», бел. нар. мел. и др.; «Водичка», «Серенькая кошечка», «Веселятся все игрушки», муз. В.Витлина; «Дождик, солнышко верни», «Солнышко скучает», «Мамачка-сонейка», муз. и сл. Я.Жабко; «Адмарозiў лапкi», муз. С.Альхiмовiч, сл. I.Муравейкi; «Песенка друзей», муз. В.Герчик; «Елочка», муз. М.Красева; «Мы — солдаты», «Снежок», муз. Ю.Слонова; «Елочка», «Мы на луг ходили», «О кукле», муз. А.Филиппенко; «Мамочке любимой», «Бабушка моя», муз. Е.Гомонова; «Будет дождик или нет?», муз. Е.Тиличеевой; «Паровоз», муз. З.Компанейца; «Мы запели песенку», муз. Р.Рустамова; «Мамiны рукi», муз. А.Рэмiзоўскай, сл. М.Пазнякова и др.;
- моделировать и воспроизводить высотные, ритмические и динамические соотношения между звуками с помощью голоса, звучащих жестов (хлопков, притопов и т.д.), игры на детских музыкальных инструментах;
- исполнять песню естественным голосом с музыкальным сопровождением и без него, начиная и заканчивая фразы одновременно с музыкой, в движении;
- петь соло и в ансамбле, слушая друг друга, начиная и заканчивая пение одновременно со своими сверстниками;
- воспринимать, воспроизводить и придумывать звукоречевые комплексы, состоящие из сочетания разнообразных звуков или слогов, интонационно отражающих характер образа.
Игры и игровые задания: «Веселая песенка ласточек», «Снеговик» и др.
Музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живет?», «Кто в гости к нам пришел?», «Курица и цыплята», «Угадай-ка», «Птицы и птенчики» и др.
Сюжетные музыкальные игры: «Зонтик», «Зонтик и радуга», «Синичка», «Синичка и перепел», «Кукушка», «Кукушка и петух», «Обиженный человечек», «Грустный человечек», «Веселый человечек» и др.
- возможностях своего голоса;
- слуховом самоконтроле.
- чисто интонировать мелодию попевки и песни, точно передавая ритмический рисунок, четко и коротко произносить согласные в середине и конце слова в процессе пения (попевки: «Чэ-чэ-чэ, сарока»; «Как под горкой», рус. нар. мел.; «Курица», «Труба», «Бубенчики», «Наш дом», муз. Е.Тиличеевой и др.; песни: «Осенью», муз. И.Жванецкой, сл. М.Ладонщикова; «Кружева осенние», муз. и сл. Я.Жабко; «Выхавацелька», муз. С.Галкiнай, сл. Н.Галiноўскай; «Дзiцячы сад», муз. i сл. С.Галкiнай; «Дорогие бабушки и мамы», муз. А.Островского, сл. З.Петровой; «Самая лепшая», муз. А.Рэмiзоўскай, сл. У.Карызны; «Пришла весна», муз. О.Волох, сл. Л.Дымовой; «Скоро в школу», муз. Л.Захлевного, сл. В.Лученок; «Мы идем в первый класс», муз. М.Муратаева, сл. О.Высотской; «Не забудем детский сад», муз. Е.Туманян, сл. З.Петровой; «Дзедава кароўка», муз. Л.Захлеўнага, сл. Л.Пранчака; «Горошина», муз. В.Карасевой, сл. Н.Френкель; «По малину в сад пойдем», муз. А.Филиппенко; «Рыжая вавёрка», муз. А.Чыркуна, сл. А.Дзмiтрыева; «Весенняя», муз. О.Волох, сл. З.Петровой; «Званочак грае», муз. i сл. Я.Жабко и др.;
- определять жанровые особенности песни (песня-полька, песня-марш, песня-вальс и т.д.), различать куплетную форму, вступление и заключение в ней;
- петь соло, дуэтом, хором с музыкальным сопровождением и без него, напевно и отрывисто;
- правильно брать дыхание и распределять его на длинную фразу;
- выразительно исполнять песню в соответствии с характером музыки, отражая динамические оттенки, замедляя и ускоряя темп, проявляя в пении определенные чувства;
- сопереживать музыкальному образу песни;
- сочинять музыкальные вопросы и ответы, импровизировать отдельные интонации в пении; окончание мелодии, начатой взрослым («Зайка, зайка, где бывал?», муз. М.Скребкова; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г.Зингер и др.);
- передать разный характер в своем пении;
- моделировать образ песни в движениях;
- отображать в рисунке характер песни с помощью цвета, линии, формы;
- выбирать тембры детских музыкальных инструментов в соответствии с характером песни;
- оценивать свое пение и пение сверстников.
Музыкально-дидактические игры: «Громко-тихо запоем», «Кулачки и ладошки», «Узнай песенку по двум звукам», «Веселые матрешки», «Музыкальная лесенка», «Нарисуй мелодию», «Колокольчики-бубенцы», «Ступеньки», «Прогулка», «Три медведя», «Три поросенка», «Какой колокольчик звучит?» и др.
Сюжетные дидактические игры: «Певец-попугай», «Узнай по песенке», «Подскажи голосок», «Найди золотой ключик», «Кто поет выразительней?», «Давайте познакомимся!», «Цуда-прыпеўкi» и др.
Сюжетные музыкальные игры: «Осень», «Цветы», «Повторяй за мной», «Говорим с солнышком», «Ап-чхи», «Вазы», «Ромашка» и др.
Источник
Вось які мурлыка бел нар мел ноты
Содержание
Бабье лето
Беларусь
Белорусский ансамбль
Вёска беларуская
Водар бэзавы
Восень
Дзе б я не ехала
Ехау Ясь на кані
Забудзь (ноты и слова)
Запрагай — ка бацька, лошадзь
Зямля Беларусі (ноты и слова)
Карагод Вясны (народная)
Карагод Сонца (народная)
Люблю наш край (белорус. анс. «Бяседа»)
Лявониха па-севастопольски (А.Гареликава)
Марыся (обработка беларусской народной песни) — 3000
Мой дом (ноты и слова)
Не кувай, ты шэрая зязюля
Песенка про бобыля — 3000 /BOBYLb/
Спасибо тебе, Беларусь! (ноты и слова)
Цячэ вода у ярок
Чарка на пасашок
Шапочуть успамiны мне (ноты и слова)
Бабье лето
Слова и музыка А.Гореликовой,
ноты, аранжировка С.Ананьева
1.Тихо падают листья, и грустит тишина.
Осеньв сердце стучится, сторожит у окна.
Пусть она не кружится, не стоит у ворот,
Ведь ещё бабье лето у калитки цветёт.
ПРИПЕВ:
Я с тобой не прощаюсь, я иду к тебе вновь,
Ароматом осенним опьяняет любовь.
И пылает рябина ярким светом огня,
И зовёт, и тревожит, и волнует меня.
2.Лист опавший кленовый закачался в пруду.
На любимом бульваре я тебя подожду.
Там седых паутинок вьётся тонкая нить.
Нам с тобой эти встречи никогда не забыть.
ПРИПЕВ.
3.Нашей жизни страницы мы листаем одни.
Словно лебеди-птицы пролетают они.
Снова осень кружится и стоит у ворот,
Но ещё бабье лето у калитки цветёт.
ПРИПЕВ.
Беларусь
Белоруссия – Брестская крепость,
Вечный памятник огненных лет,
Закаленная пламенем верность,
Знамя гордое славных побед.
Я тобой, Беларусь,
Как святыней горжусь,
Верю в правду твою,
Православная Русь.
Беларусь! Беларусь!
Белокрылая Русь! 2 раза
Символ верной любви –
Лебединая Русь.
Ты подснежника горного нежность,
Край березовых рощ и озер,
Золотистой пшеницы безбрежность
И весны соловьиный простор.
Братства кровного ратная мера,
Ты – славян негасимый маяк.
Луч Свободы, Надежда и Вера,
Ты – последняя крепость моя!
Минусовка песни «Беларусь»:
Белорусский ансамбль
Плещется море строптивой волной,
Песня летит над тобой, надо мной.
В ней — красота белорусской земли,
Слушают люди, дома, корабли.
И капитан, побывавший в морях,
И ветеран, со слезой на глазах.
Чисто, душевно звучат голоса —
Это поет белорусский ансамбль.
Верною дружбою связаны мы,
Вместе поем от весны до весны.
Грусть улетает, как утренний сон,
День наступает — и в жизнь ты влюблен!
Дай же мне руку, мой друг дорогой,
Мы навсегда неразлучны с тобой,
И не страшна нам любая беда —
Песней связала нас жизнь навсегда!
Разной дорогой в ансамбль мы пришли,
В нём теплоту отношений нашли.
Родины песни, как радости свет,
Мы полюбили их с детства навек.
Вечно живи, расцветай, Беларусь!
Ты — наше счастье, надежда и грусть.
Здесь мы живём, а душа наша там,
Где аистята бегут по полям.
При повторе 2-х последних строчек:
В Крыму мы живём, а душа наша там,
Где аистята бегут по полям.
Вёска белорусская
Ніна Аксёнчык — Ала Гарэлікава
Не дарэмна вёска наша цэніцца,
Шчырасцю – гасцінны беларус.
На парозе толькі госць павернецца —
Ільняны разгортваем абрус.
Верашчака, смажанкі, бульбянікі…
Пахне полем дзедаўская печ.
Ешце, госці, залатыя дранікі –
Упадзе гадоў десятак з плеч.
ПРЫПЕЎ: Вёска – вёсачка мая,
Хаты – сэрцу любыя
Дзе жыве буслоў сям`я
І сцяжынкі вузкія.
Васількоў блакітных край,
У печы спее каравай.
Да цябе імкнуся я,
Вёска беларуская.
І плыве гармонка лёгка шпаркая.
Так у нас заведзена даўно:
Не звядзецца ў нашай хаце скварачка,
Разам з ёй і чарка заадно.
Каб не здрадзіць бацькаўскаму следу,
Беларусь у сэрцы берагчы,
Па гасціннасць я ў вёску еду –
Хата зоркай свеціць мне ў начы.
Водар бэзавы
Словы Дзмiтрыя Пятровича
Музыка Аллы Гореликовой
Ноты, аранжировка, минусовка —
Восень
Словы Аркадзя Куляшовa
музыка Алы Гарэлiкавай
Дзе б я не ехала
белорусская народная песня
Колькі у небе зор
Колькі у небе зор, цяжка палічыць.
Толькі з іх адна найярчэй гарыць.
Гэта ты мая, зорка ясная.
Ты – любоў мая непагасная.
У працы і жыцці добра нам з табой
Марыць і любіць з песняй маладой.
Сонца і вясна з намі круглы год.
Шчасьця больш у нас, як на небе звёзд.
Край шырокі ў нас, мірны, дарагі.
І бягуць у нас светлыя шляхі.
Мне з табой одной хачацца ісьці
І усё дзяліць разам у жыцці.
Колькі у небе зор, цяжка палічыць.
Толькі з іх адна найярчэй гарыць.
Гэта ты мая, зорка ясная.
Ты – любоў мая непагасная.
Люблю наш край
Друзья! Заполнение сайта будет происходить постепенно, практически ежедневно, см. Дневник. Тут только те произведения, над которыми я работал.
Слева — тексты и фонограммы, справа — ноты.
В алфавитном порядке.
Большую роль в формировании этой страницы сайта сыграла Алла Ивановна Гореликова и её ансамбль «Белая Русь» города Севастополя.
4 ноября 2012 г. в бахчисарайской городской библиотеке состоялся вечер беларусской культуры с участием белорусского ансамбля «Белая Русь» (г.Севастополь) и бахчисарайского композитора Сергея Петровича Ананьева.
Всем очень понравилось!
Вот интересный отзыв бахчисарайской поэтессы Варвары Фёдоровны Божедай:
В костюмах самобытных, ярких,
Ах, до чего же хороши!
Они явились к нам подарком,
Коснулись песнями души!
В улыбке каждой — солнца лучик,
В глазах — задора огонёк
И даже расступились тучи,
Даря нам солнечный денёк!
Ушла осенняя тревога,
Куда — то отступила грусть.
Вы дали радости так много!
Спасибо песням, Беларусь!
Источник