Восемь нот начинают с

о к т а в а

восемь нот

• восьмой тон гаммы, звучащий сходно с первым, но в более высоком регистре и имеющий одинаковое с первым название

• самый низкий мужской голос; бас

• восьмая ступень гаммы

• всякое восьмидневное празднество в католической церкви

• музыкальный интервал, обьединяющий 12 полутонов

• расстояние от «до» до «до»

• стихотворная строфа из восьми строк, в которой первые шесть стихов объединены двумя перекрестными рифмами, а два последних стиха — смежной рифмой

• единица измерения диапазона певческого голоса

• ею измеряют диапазон голоса певца

• единица измерения частотного интервала

• стихотворение русского поэта XIX века А. Майкова

• стихотворная форма из восьми строк

• расстояние между двумя соседними «до»

• часть музыкального звукоряда

• интервал в акустике

• интервал в музыке

• интервал в восемь нот

• восьмой тон гаммы

• расстояние между «до»

• интервал от «до» до «до»

• интервал звукоряда в семь нот

• интервал в 7 нот

• семинотный музыкальный интервал

• восемь ступеней и шесть тонов

• музыкальный интервал в 7 нот

• «a b a b a b c c» (тип строфы)

• очень низкий бас

• музыкальный интервал в семь нот

• очень сильный бас

• какую строфу в русскую поэзию ввел Василий Жуковский?

• слишком низкий бас

• ею измеряют диапазон голоса

• Музыкальный интервал, обьединяющий 12 полутонов

• 8-я ступень музыкальной гаммы

• Единица массы в Мексике (3,6 г)

• Очень низкий бас

• «a b a b a b c c» (тип строфы)

• ж. муз. лат. восьмая нота или степень лестницы звуков, восьмой звук вверх или вниз от всякого звука; вся лестница музыкальных звуков, из целых и 4-х полузвуков. Октавное пение, голос от голоса на октаву. Семиоктавный рояль, объемом в семь октав. Октет м. музыка на голосов. Октант м. астроном. снаряд, для измеренья углов, представляющий восьмую долю круга. Октаэдр м. геометр. восьмиграиник, шар, ограненный на восемь пятиугольников; октаэдрический, кругом восьмигранное тело. Октаэдрит, ископаемое анатаз или титановая кислота. Октет, музыка на восемь голосов или музыкальных орудий. Октоих м. восьмигласник, книга церк. пения на голосов. Октябрь м. октомврий церк. паздерник, грудень, листопад, стар.; грязник, свадебник, зазимье, народн, десятый месяц в году между сентября и ноября. Октябрь, ни колеса, ни полоза не любит. Мни и топчи льны с половины грязника, южн. Покров первое зазимье. Свадьбы; сроки всем каймам, сделкам. См. Покров. Октябрские заморозки. Март, апрель, май, июнь, вино в бочках сушит; июль, август, сентябрь, октябрь хозяина крушит

Источник

Если octo на латыни «восемь», то почему октава содержит семь нот?

Даже при минимальных познаниях в музыкальной терминологии каждому наверняка известно, что существует понятие звукового ряда, который состоит из 7 базовых нот. Какое отношение к этому имеет октава, что обозначает данный термин и почему он имеет такое название?

Что такое октава?

Октава – термин, относящийся к музыке. Он представляет собой музыкальный интервал – то есть, показывает, как отличаются по высоте соседние музыкальные звуки. В октаве частоты соотносятся как 1:2. Другими словами, частота высокого звука в 2 раза превышает частоту низкого.

Октавы можно различать на слух, хотя речь идет, конечно, о субъективном восприятии. Если прослушать два звука, разделенные одним интервалом, можно заметить, что они очень похожи, но по высоте все же отличаются.

Одна октава

Октава напрямую связана с диатоническим звукорядом и ступенями. Ее интервал охватывает 8 ступеней. Звукоряд представляет собой последовательность звуков, в которой они расположены в определенном порядке – восходящем или нисходящем. Cтупень в звукоряде – это каждый отдельный звук.

Существует 3 типа октавы:

  • чистая (8 ступеней, 6 тонов);
  • уменьшенная (8 ступеней, 5,5 тонов);
  • увеличенная (8 ступеней, 6,5 тонов).

Происхождение названия

Термин октава происходит от латинского слова «octava», обозначающего цифру восемь. Фактически в звукоряде действительно семь нот: «до-ре-ми-фа-соль-ля-си». Однако интервал охватывает ступени определенной диатонической последовательности. К примеру, от ноты «ре» до следующей ноты «ре», или от «ми» до следующей ноты «ми» – получается как раз 8 ступеней.

У октав также имеются свои наименования: субконтроктава и контроктава, большая и малая октава, а также нумерация по порядку от 1 до 5 – первая, вторая и т.д.

В теории музыки для обозначения октавы используют цифру 8. На самом деле в октаве, помимо 7 нот, есть еще и 5 полутонов, поэтому она состоит из 12 ступеней. Нагляднее всего это можно увидеть на фрагменте клавиш пианино. Каждая белая клавиша – это самостоятельная нота, а черная – ее полутон, диез или бемоль в зависимости от расположения.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Знакомство с нотами на бумаге. Считаем до четырех.

Каждая нота несет информацию о высоте и продолжительности звука. Звуковысотную запись я разбирала в предыдущей статье . Давайте рассмотрим основные длительности нот.

Вверху на схеме изображена целая нота — это самая большая длительность. Но как понять сколько времени она звучит? Продолжительность звучания целой ноты будет соответствовать счету от одного до четырех в темпе вашей пьесы.

Если вы умеете считать до четырех, проблем не будет!

Будем мыслить в размере четыре четверти , так как это самый распространенный и простой для восприятия размер. Размер записывается дробью сразу после ключа (4/4). Вертикальные линии на нотном стане — это тактовые черты . Расстояние между двумя тактовыми чертами называется такт. Такт — единица метра (попросту говоря счета). Смысл в том, что каждый новый такт начинается с сильной доли . Это значит, что когда мы считаем, мы делаем акцент на первый счет: РАЗ, два, три, четыре. РАЗ, два, три четыре и т.д. так мы намеренно акцентируем первую долю. Тоже самое происходит в процессе исполнения музыки. Первая нота в такте звучит более ярко, акцентированно, это нужно, чтобы музыка была динамичной, живой и музыканты могли понимать друг друга в совместной игре.

Размер в музыке — это по сути ее ритмическая организация. Он показывает сколько (в данном случае четыре) и каких долей (в данном случае четвертей) содержится в такте. Практически вся современная музыка имеет «квадратное» строение, то есть состоит из четырехтактовой последовательности с ритмом, который укладывается на четыре счета.

Как и все целое, что делится пополам, нота тоже может быть поделена на две ровные половины. Половинные ноты в свою очередь можно поделить еще пополам — получим четверти . Четверть должна восприниматься как основная единица в четырехдольном размере. На один счет мы исполняем одну четвертую ноту. В такте умещаются две половинные ноты. Каждая из этих половинок продолжают звучать, пока мы считаем соответственно от одного до двух и от трех до четырех.

Каждую следующую длительность мы можем поделить еще пополам. Четверть делится на восьмые , восьмые — на шестнадцатые . Более мелкие длительности используются крайне редко.

Таким образом в одном такте в размере четыре четверти могут поместиться следующие варианты длительностей:

  • одна целая нота
  • две половинные ноты
  • четыре четверти
  • восемь восьмых
  • шестнадцать шестнадцатых

Для удобства восприятия все мелкие длительности (менее одной четверти) объединяются в группы и записываются под «общими крышами». В сумме все длительности, собранные под «одной крышей» образуют четверть. Это очень наглядно и позволяет продолжать вести счет четвертями даже когда мы исполняем более мелки длительности.

Чтобы научиться считать и ровно исполнять восьмые, первое время можно прибегнуть к дополнительному счету (1 и 2 и 3 и 4 и). На «и» исполняется вторая восьмушка в каждой доле. Долей называют все, что находится «под крышей» и соответствует одной четверти (в данном случае это две восьмые). Восьмая нота в два раза короче, чем четверть, — это значит, что на один счет надо сыграть два звука. В одном такте вместо четырех четвертей умещаются восемь восьмушек. Фактически такое исполнение будет звучать в два раза быстрее.

Источник

Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото

Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.

Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.

Эволюция нотной записи

Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.

Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.

Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.

В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.

Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.

Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.

Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.

После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.

Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.

Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.

Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.

Не интересно 10

Кому принадлежат названия нот

Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.

Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.

Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.

Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:

Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.

Звукоряд, интервал, октавы

Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.

Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.

Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.

Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.

Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:

  • Прима (prima — первая)
  • Секунда (secunda — вторая)
  • Терция (tertia — третья)
  • Кварта (quarta — четвертая)
  • Квинта (quinta — пятая)
  • Секста (sexta — шестая)
  • Септима (septima — седьмая)
  • Октава (octava — восьмая)

Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.

Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.

Терция интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.

Кварта 4 ступени

Квинта 5 ступеней

Секста 6 ступеней

Септима 7 ступеней

Октава 8 ступеней

Источник

Читайте также:  Как правильно настроить струны акустической гитары
Оцените статью