Воспитание самостоятельности учащегося фортепиано кременштейн

Слово педагога

Автор: Никитина Анастасия Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: БОУ ДОД «ДШИ №8»
Населённый пункт: Омская область город Омск
Наименование материала: Статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО
Дата публикации: 13.02.2017
Раздел: дополнительное образование

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В КЛАССЕ

Проблема воспитания самостоятельности учащегося в классе

специального фортепиано очень важна в современной системе преподавания, так

как основополагающим требованием общества к современным детским школам

искусств является формирование личности, которая умела бы самостоятельно

творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и

защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно

пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать

умения, творчески применять их в действительности. Необходимость воспитания

самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано и важность

этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах профессора

Российской академии музыки им. Гнесиных Б. Л. Кременштейн, отечественного

пианиста и педагога Г. М. Коган и других.

Современные концепции дополнительного образования признают

актуальность развития самостоятельности учащихся в классе специального

фортепиано на подлинных образцах мировой музыкальной культуры, формируя

ценностные ориентации личности. Интерес выступает одним из базисных

компонентов музыкально-эстетического сознания и порождает стремление к

самостоятельным занятиям учащегося в классе специального фортепиано

музыкой, основанный на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях.

Воспитание навыков самостоятельной работы.

Роль педагога в деле воспитания навыков самостоятельной работы

исключительно велика: он не может ограничиваться лишь словесными

объяснениями того, «как надо дома учить»; он должен значительную часть работы

и на самом уроке строить так, чтобы ход, последовательность этой работы были

образцом того, что ученик должен затем делать дома. Более того: нужно

достаточно часто заставлять ученика работать на уроке так, как если бы он был

один и педагог не находился с ним рядом. Остановимся прежде всего на тех

методах и способах работы, которые одинаково необходимы при любом

Основным, первоочередным навыком, который должен быть воспитан в

ученике, является навык «предварительного обдумывания», привычка

представлять себе в уме каждую задачу до ее выполнения, привычка не начинать

игру, прежде чем мысленно не будет охвачено все, что необходимо в данный

момент сделать, и пока не появится уверенность, что все (или почти все) сделать

удастся. Продуктивность работы на уроке значительно повышается, если часть

времени отдается мысленной работе ученика, идет на предварительное

обдумывания текущих задач (сюда входит и припоминание всех сделанных

педагогом указании). Совершенно очевидно также, что ученик, неприученный к

обдумыванию игры на уроке, никогда не будет иметь этой привычки и в домашней

работе. Воспитание привычки к обдумыванию является сильнейшим средством

упорядочения работы ученика. Во время обдумывания задач нужно решительно

требовать. Чтобы руки ученика не находились на клавиатуре: ученики всегда

стремятся нащупывать клавиши во время обдумывания, но это чаще всего не

помогает им, а вредит: случайное положение пальца над той или иной клавишей

нередко мешает точному прочтению либо высотности, либо аппликатуры.

Несколько труднее приучить ученика к «промежуточному обдумыванию», к

тому, чтобы он, повторяя несколько раз тот или иной отрезок, в промежутках

соображал, что у него не вышло и что надо лучше сделать. Ученику всегда

невольно хочется без перерыва перейти от конца разучиваемого отрывка снова к

его началу, пока еще сохранились яркие следы от игровых ощущений. Поэтому

нужно требовать, чтобы он в промежутках между повторениями хотя бы на

секунду снимал руки с клавиатуры и клал их на колени; эти мгновения

естественно заполняются повторным мысленным охватом задачи; чем длиннее

повторяемый отрезок, тем более продолжительным должно быть промежуточное

Еще труднее воспитать навык «заключительного обдумывания», то есть

умение по окончании работы над пьесой припоминать, какие неточности еще не

удалось прочно устранить, какие вообще задачи еще не выполнены. Поэтому

нужно требовать достаточно часто, чтобы ученик, проиграв пьесу (или часть ее),

умел рассказать, следя по нотному тексту, где и что у него недостаточно хорошо

вышло. При этом приходится мириться с тем, что ученик в начале указывает лишь

часть своих недостатков, притом – не самые главные; в дальнейшем

«самокритика» ученика обычно становится полнее. Для того, чтобы ученик и в

домашней работе практиковал последующее обдумывание, полезно требовать от

него в начале урока «устный самоотчет» о проделанной дома работе, о том, что у

него в данной пьесе в конце концов стало хорошо выходить и что еще не выходит.

Ученик должен быть приучен к тому, что нужно всегда играть «красивым

звуком». Стремление играть красивым звуком включает в себя и точное

планирование градации силы звука, и «вслушивание» в звучания, и

координированность игровых движений. Дополнением к этому является

требование всегда играть «осмысленно» — так, чтобы звуки всегда что то

выражали, а не просто следовали один за другим. Важность требования всегда

играть красивым звуком, декламируя или выпевая каждую ноту, а не просто

толкая клавиши, — едва ли нуждается в развернутом обосновании: чем больше в

каждый момент работы включаются все стороны исполнительского процесса, тем

больше шансов на то, что они включатся и в момент ответственного исполнения;

запоздалое же включение приподнятого эмоционального тонуса нередко

разрушающим образом действует на моторику, если она не приучена постоянно

функционировать в контакте с эмоциональной настройкой.

Необходимость исполнительской практики.

В первую очередь следует отметить необходимость исполнительской

практики – концертные выступления во всевозможных формах. Это и

академические вечера, и открытые концерты, и экзамены. Все формы концертной

деятельности чрезвычайно и одинаково полезны в профессиональном отношении,

поскольку наиболее непосредственным образом способствуют проявлению

творческого начала у молодого музыканта.

При недостатке исполнительской практики у многих учащихся в дальнейшем

обнаруживаются некоторые проблемы. Нередко обнаруживаются серьезные

исполнительские недостатки: формальное прочтение авторского нотного текста

без глубокого вживания в образный смысл музыки, слабый слуховой контроль

собственного исполнения, темпо — ритмическая неорганизованность, случайная

педализация, ограниченное понимание артикуляционных штрихов и лишь внешне

благополучное владение беглостью при блеклости и безынициативности

Самостоятельное изучение произведений.

Хорошей формой воспитания самостоятельности учащегося может быть

задание приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно,

пьесы подбирают такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться:

трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников.

Пьесы должны быть выучены в определенный (и короткий) срок. Прослушивание

самостоятельно приготовленной программы может производиться в обстановке

зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором

участвуют исполнители-слушатели и их педагог. Польза от такого рода работы

несомненна: подготовка к выступлению заставляет учащегося напрячь все свои

силы при самостоятельных занятиях, а оживленная дискуссия после выступления

учит его переоценивать, переосмысливать многое в работе, помогает лучше

осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически относиться к своему

исполнению и исполнению коллег.

Большую роль в общем музыкальном развитии ученика играет и количество

пройденных произведений. Каждый педагог, составляя учебный план для ученика

на семестр (или на год), должен стараться, чтобы этот план был максимальным во

всех отношениях. Вместе с тем, полезно бывает выучить с учеником (дав простор

его самостоятельной деятельности) произведение, которое представляет для него

уже пройденный этап. Естественно, что исполнение этот «легкого» для ученика

произведения должно быть доведено до высокой степени мастерства. Не следует

сокращать «индивидуальны план» учащегося, слишком долго отделывая детали, с

целью на одной пьесе «научить всему». Подобное «сидение» на одном и том же

тормозит развитие ученика. Лучше, доведя произведение до определенного

уровня хорошего исполнения, оставит его, но зато успеть пройти (тоже

достаточно основательно) еще одно-два. Г.Г.Нейгауз говорил, что в таких случаях

обычно количество переходит в качество.

Методические разработки, направленные на воспитание самостоятельности

учащегося в классе специального фортепиано.

Формирование самостоятельного музыкального мышления начинающего

пианиста тесно взаимосвязано с развитием осознанного восприятия музыки,

осмысленности и выразительности в исполнении фортепианного репертуара.

Важнейшим фактором здесь является использование элементов целостного

анализа, раскрытие музыкально-образного содержания произведения в единстве с

его формой. На начальном этапе обучения ребёнок сможет определить общий

характер пьесы, темп, динамику, регистры, количество частей. Объяснение

музыкальной фразы как небольшой, относительно законченной части

музыкальной темы рекомендуется проводить на фразах, которые оканчиваются

паузой или долгим звуком. Дети знакомятся с элементарными способами 3

развития музыкальных тем: секвенцией, варьированием, имитацией, с понятием

репризы в трёхчастной форме, сонатиной, рондо, полифоническими формами.

Выразительные функции мелодии и аккомпанемента усваиваются в

процессе сравнительного анализа пьес, самостоятельного выбора варианта

аккомпанемента, наиболее соответствующего характеру мелодии, а также при

сочинении детьми сопровождений к данным мелодиям. В образной, игровой

форме детям объясняются такие важнейшие для пианиста понятия, как темп,

артикуляция, динамика позиция. Легко усвоив понятия, ученики без усилий

овладевают навыком артикуляции в процессе исполнения фортепианных пьес и

элементарного сочинительства. Преподаватель должен руководить творческой

деятельностью своих учеников: детское творчество опирается на знания и навыки,

полученные в процессе обучения. С другой стороны, творческое музицирование

активизирует процесс обучения, приучая детей к свободному оперированию

музыкальным материалом. Процесс развития самостоятельного мышления длинен

и сложен. Умение самостоятельно мыслить не даётся человеку само, оно

воспитывается путём определённой тренировки воли и внимания. Большое

значение имеет максимальная сосредоточенность на уроках. Если педагог

основную работу будет брать на себя, то ученики останутся пассивными,

инициатива их не станет развиваться. Надо, чтобы основная мыслительная

деятельность падала на учащегося. Используя небольшие задания, дать

возможность самому дойти до решения задач, т.е. развивать у ребёнка творческую

инициативу. Для этого следует, к примеру, предложить ему сочинить мелодию на

заданный ритмический рисунок, на стихотворный текст, «досочинить» конец

музыкальной фразы, подобрать знакомую мелодию, сыграть её от разных звуков,

прочитать с листа новую пьеску (отрывок) и угадать из какого фильма или

телепередачи эта музыка, самостоятельно проставить аппликатуру и т.д.

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть

тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на

каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и

непринуждённо. «Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки

— главнейшая из первоначальных задач педагога. В процессе обучения первую

роль играет домашняя работа.

Необходимо помочь ребёнку в составлении

дневного расписания, чтобы была соблюдена разумная последовательность в

занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной

школы. Учащиеся музыкальных школ не могут уделять очень много времени

фортепианной игре, поэтому педагог должен обратить внимание на повышение

качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься

так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Одно из важных положений — гибко

распределить своё время между различными объектами работы. Педагог должен

акцентировать внимание на первоочередных задачах. Важно помнить, что урок —

образец ежедневной самостоятельной работы дома. Развитие навыков

самостоятельной работы протекает успешно лишь в том случае, если ученик

понимает, какую художественную цель преследует указание педагога —

рекомендуемая аппликатура, динамический план, оттенки звука и т.д.

Необходимо следить и добиваться точного выполнения домашнего

задания. Этим самым прививается любовь к работе. Если ребёнок воспринял

яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными

силами. Отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к

тому, что мы называем «умением работать». Успех самостоятельной работы —

привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к

тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя

добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел

слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего

возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения

темпа. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое

произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества

самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный музыкант должен

делиться с окружающими тем, что приобрёл — в любой форме, какая ему доступна:

играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причём так

играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество

исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность. Итак, что

же способствует развитию самостоятельности учащегося?

Это умение читать с листа, подбирать, транспонировать, играть в

ансамбле, аккомпанировать. Замечательно, если ученик будет пробовать сочинять

и записывать свои сочинения. Музыкальная педагогика — искусство, требующее от

людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного

интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так

называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим

образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из

главных задач педагога — сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы

быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и

методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается

Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности

ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих

способностей, а также на воспитание самостоятельности учащегося в классе

специального фортепиано. В методике развития навыков самостоятельной работы

можно выделить следующие этапы:

Благодаря самостоятельному изучению произведению и эскизному (не доводя до

концертного исполнения) их прохождению, учащийся расширяет свой

музыкальный кругозор, формирует чувство стиля, жанра.

Благодаря воспитанию самостоятельности ученика в классе специального

фортепиано, ученик может ставить перед собой различные учебные задачи и

решать их вне опоры и побуждения извне. На первый план выходят

познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива,

умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Важно дать ему

понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности.

Источник

Читайте также:  Гибкое пианино рейтинг 2019
Оцените статью