Длительности нот
В предыдущей статье отмечалось, что ритм позволяет удерживать внимание слушатели и по-разному оценивать важность звуков.
Фраза Гиппократ – «Vita brévis, ars lónga» – сказана была не о ритме, но именно слова «бревис» и «лонга» были старейшими названиями длительностей звуков. «Лонга» переводится как вечный, долгий, а «бревис», – как короткий. Лонга равнялась по длительности трем (иногда двум) бревисам. Но и лонга не была самой крупной длительностью. Самой большой длительностью была «максима», или «двойная лонга». В современных нотах не встретить максим и лонг. Если перелистать несколько десятков нотных сборников, то можно встретить «бревис». На сегодняшний день, это самая большая длительность. Более крупные – не выжили в нашем суетном мире.
Таблица соответствия длительностей старинных нот мензуральной нотации и современной:
Нотные длительности в современной и старинной нотации
Когда потребовались более короткие длительности, то придумали длительность в два раза короче бревиса – «семибревис», длительность соответствующая современной целой ноте. Так же появились и более короткие длительности. В настоящее время используются длительности в 32, 64 и даже 128 раз короче целой. Бревис, равный по продолжительности двум целым нотам не имеет единого стандартного написания. Эта длительность заново родилась у разных авторов, она выпадает из стандартного дробления целой ноты на части и по названию и по написанию. И редко, кто сейчас вспоминает, что этот запредельно длинный звук, в переводе с латыни, означает «короткий».
Для запоминания названий длительностей обычно используют таблицу нотных длительностей, аналогичную этой:
таблица нотных длительностей
В таблице наглядно видно, что половинная нота называется половинной, так как по времени составляет половину продолжительности целой ноты. Четвертная – четвертую часть, восьмая – восьмую и т.д. Осталось только сказать, что музыканты часто пользуются словами: «половинка», «четверть», «восьмушка». И не зря, так как это самые распространенные длительности в начале обучения.
Деление целой ноты на части хорошо объясняет происхождение названий длительностей нот, но с точки зрения практического обучения музыке не очень удобно. Начинающему музыканту не нужно делить целые ноты на части. Они ему вообще не так уж часто встречаются. Если вы собираетесь обучаться игре на музыкальном инструменте, то лучше начинать с запоминания четвертной ноты.
В большинстве случаев, метрическая пульсация, определяющая темп, задается именно четвертными нотами. В некотором приближении, можно сказать, что четверть обычно отражает частоту ударов сердца, шагов и слов, соответствующую передаваемому музыкой состоянию. Если темп медленный, то четверть, как правило, тянется больше секунды. В быстрых темпах – проходит быстрее, чем за полсекунды. Логичнее, в начале обучения мыслить шагами, считая, что четверть = шагу. Тогда темп будет отражать «крадется» музыка или «бежит».
Если оценивать важность звуков по их длине, то современные нотные длительности очень измельчали и в плане продолжительности и в плане значимости. Чтобы идти в ногу со временем, следует в основном мыслить четвертями и длительностями еще короче.
Источник
Воспроизведение нот по длительности
Длительность — одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.). В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.
Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним.
Итак, музыкальные звуки различаются не только по высоте, но и по длительности. Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот.
Для того, чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя. За единицу счета (равномерного удара) можно принять любую длительность: качание маятника, секунду.
Единицей счета обычно служит четвертная нота. Она изображается черной головкой со штилем (палочкой) вверх или вниз: или Такая четвертная нота, или четверть, звучит только в продолжении одного удара (счета):
Звук, который звучит на протяжении двух ударов (на два счета), обозначается половинной нотой. Она изображается светлой головкой со штилем (палочкой) вверх или вниз: или Длительность половинной ноты равна двум четвертым:
Звук, который длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета), обозначается целой нотой. Она изображается большой светлой головкой без штиля: Длительность целой ноты равна двум половинным нотам, или четырем четвертым:
Кроме целых, половинных и четвертных нот, существуют и более мелкие длительности нот.
Восьмая нота по времени общего звучания вдвое короче четвертной и изображается черной головкой со штилем и флажком: или .
Длительность двух восьмых равна одной четверти:
Для удобства чтения восьмые ноты часто соединяются между собой поперечной чертой (вязкой): например, вместо пишут или , или .
Для отсчитывания восьмых нот прибегают приему дробления каждого четвертного счета вспомогательной буквой «и», которая делит время, отведенной на звучание четвертной ноты, пополам. В этом случае следует считать всегда «раз и», «два и» и т.д.
Пример: известная всем детская песенка «Маленькой елочке…»
Ноты, длительность которых вдвое короче восьмых, называются шестнадцатыми и изображаются черной головкой со штилем и двойным флажком вверху или внизу: . Несколько шестнадцатых нот обычно соединяются двумя поперечными чертами: .
Шестнадцатые ноты, также как и восьмые, считаются с добавлением «и», причем на каждый счет исполняют две ноты:
Для лучшего усвоения шестнадцатых длительностей к каждой счетной единицы добавьте счет «та»
Более мелкие длительности – тридцатьвторые – по времени звучания вдвое короче шестнадцатых. Эти ноты обозначаются: и .
Такие мелкие длительности встречаются сравнительно редко.
- Точка у ноты (или паузы). Ставится она у ноты справа и увеличивает ее длительность наполовину
- Две точки у ноты (или у паузы) увеличивают длительность наполовину и еще на четверть
- Лига — дуга, выгнутая вверх или вниз. Связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность.
Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато - Фермата — знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты или паузы. Задержка (остановка) движение музыки обозначается знаком фермата (от итальянского fermata — остановка), который ставиться над или под нотой, аккордом или паузой.
Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.
Мелодии музыкальных пьес временами прерываются, затем звучание их опять возобновляется. Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот).
Целая пауза равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца:
Половинная пауза равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца (нотного стана):
Четверная пауза равна по длительности четвертой ноте и обозначается:
Восьмая пауза равна по длительности восьмой ноте и обозначается следующим знаком:
Шестнадцатая пауза равна по длительности шестнадцатой ноте и обозначается знаком:
Тридцать вторая пауза равна по длительности тридцать второй ноте и обозначается знаком:
Нота | Пауза | Русское название | Итальянское название | Дробь |
8 целых нот | Massima | |||
Длинная (4 целых ноты) | Lunga | |||
Бревис (Двойная целая нота) | Breve | |||
Целая нота | Semibreve | |||
Половинная нота | Minima | |||
Четвертная нота | Semiminima | |||
Восьмая нота | Croma | |||
Шестнадцатая нота | Semicroma | |||
Тридцать вторая нота | Biscroma | |||
Шестьдесят четвёртая нота | Semibiscroma | |||
Сто двадцать восьмая нота | Fusa |
* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля
Источник