Восточная (арабская) музыка
Музыкальный арабский мир очень красочный и разнообразный. Каждый народ Ближнего Востока — это уникальная музыкальная культура с оригинальным колоритом. Музыка многих стран, бывших в составе Османской империи, имеет отчетливое влияние тюркских традиций. В других же композициях можно уловить яркие африканские напевы. Большинство ближневосточных стран – мусульманские, поэтому и музыка во многом подчинена традициям ислама.
Характерные черты музыки
Восточная музыка очаровывает слушателя уже с первых аккордов. Она манит и завораживает, приглашая совершить далекое путешествие, наполненное изысканным шармом экзотики.
• Музыкальные композиции гармонично сочетают в себе неимоверную мелодичность и четкий ритм.
• Красивые мелодии дарят чувство гармонии, отлично подходят для отдыха и занятий йогой.
• Зажигательные арабские песни обволакивают чувственным шармом и приглашаются к танцу.
• Ритмичные композиции помогают одновременно расслабиться и зарядиться энергией.
• Завораживающие мелодии с неподражаемым ритмом – важнейшая составляющая великолепных танцев живота.
Характерные черты музыки отлично отражает макам. Изысканная роскошь стиля в том, что он красиво сочетает инструментальные и вокальные импровизации. Для него характерно отсутствие четкого ритмического рисунка. Макам разделяется на несколько разновидностей в зависимости от того, в какой стране он исполняется.
Тематика песен и вокал
Музыка Востока – это непревзойденный шарм и утонченный колорит земли, где царствуют удивительные традиции, рождаются сладкие сказки и всё окутано экзотическими ароматами. В европейских странах очень популярны танцевальные арабские песни с приятным, глубоким и чувственным вокалом. Каждая фраза исполнителя наполнена смыслом и яркими эмоциями. Красота голоса обычно вызывает не меньше восторга, чем само содержание композиции.
Основная тематика песен – это, прежде всего, любовь. Фееричная любовь, которая соединяет пылкие сердца, и приглашает в мире удивительных грёз. Жители арабских стран любят сильно, страстно, самозабвенно, им чужды полутона. Вся сила непобедимого чувства находит отражения в песнях, повествующих о взаимном счастье, неожиданном предательстве, горечи разлуки.
Музыкальные инструменты
Восточные музыкальные инструменты представлены в большом разнообразии, но чаще всего в композициях звучит:
• Думбек, «дарбука» или «табла». Это неизменный спутник различных торжественных мероприятий, включая и праздники религиозного характера. Он также имеет большое значение для танца – создает и поддерживает ритм.
• Цимбалы, «сагаты» или «циллы». Очень часто одеваются танцовщицами на пальцы, помогают в создании ритма танца так же, как и бубен.
• Удд или аль-уд. Струнный инструмент, чем-то напоминающий европейскую лютню.
• Зурна. Дудочка с раструбом. С ее звонкого звучания начинаются различные торжества.
• Канун. Старинный инструмент, похожий внешне на арфу. Для игры его нужно положить горизонтально, а на пальцы надеть металлические наконечники.
• Ребаб. Струнный смычковый инструмент, имеет длинную и округлую шейку. У него всего одна или две струны.
• Мизмар. Духовой инструмент, который применяется в восточном фольклоре и при исполнении народных песен.
Красивая восточная музыка восхищает своей чарующей мелодичностью, которая гармонично сочетается с великолепной ритмичностью. Ее звучание касается сокровенных уголков души, даря чувство расслабления, заряжая радостью и энергией, приглашая танцевать.
Источник
ВОСТОК — ДЕЛО ТОНКОЕ!
ВОСТОЧНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
«АРАБЫ ГОВОРЯТ , ЧТО КОГДА ЖЕНЩИНА ТАНЦУЕТ ТАНЕЦ ЖИВОТА, УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ РУКОВОДЯТ ЕЕ БЕДРАМИ, ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — СЕРДЦЕМ, А СТРУННЫЕ — ГОЛОВОЙ»
Познакомтесь с музыкальными традиционными инструментами, использующимися на Ближнем востоке и если ,будет возможность, послушайте их.
ДУМБЕК
(также известный как табла или дарбука ) . В танце самое большое значение имеет музыкальный ритм и думбек помогает поддерживать его. Изначально думбеки были керамическими и обтягивались рыбьей или козьей шкурой , но сегодня большинство из них металлические с пластмассовой поверхностью.
ЦИМБАЛЫ
(«сагаты» на арабском или «циллы» на турецком).Обычно цимбалы используют сами танцовщицы , надевая их на пальцы , но иногда на них играют и музыканты в группе. Они используют тарелки покрупнее, которые подходят к мужским рукам и были бы слишком громозкими для танца, но звук у них действительно красивый.
БУБЕН
— этот ударный инструмент используется для поддержания основного ритма и как аксессуар. По латунным тарелкам вдоль окружности бубна , как и по его окружности ударяют пальцами.
УДД
— струнный инструмент в форме яйца, с большим «брюхом», предшественник современной гитары, напоминает лютню, на которой играли в средневековой Европе.
4, 5 тыс. лет назад в раскопках ашурской культуры нашли инструмент , который совпадает с видом современной лютни.Мало того нашли ноты, под названием «нинева».Раскрыли эти ноты немцы и впервые а историии были озвучены оркестром Германии. По всей видимости арабы взяли с собой лютню или удд , когда открыли Испанию. Не случайно в Библии написано , что псалмы Давида сыграны на лютне (удде). Удд ( арабская лютня) — инструмент , который является главным инструментом арабского мира. В раскопках Иемена удд имеет 4 струны , а в раскопках Сирии — 5 струн и на протяжении многих веков оставался 5 струнным. В 20 веке арабский композитор , сириец по происхождению, Фарид аль Атраш( земляк Камаля Баллана) добавил 6 басовую струну «до». Фарид аль Атраш известен , как король удда, вертуозно извлекающий философию музыки, порох страсти, глубину лирики из молчаливых струн арабской лютни. После Фарида было много экспериментирующих музыкантов, но Фарид остался планетой с посмертной славай на все времена.Фарид аль Атраш — копмозитор известного произведения «Арабское танго».
Уроки игры на арабской лютне(удд)
от виртуоза своего дела,уникального арабского композитора и исполнителя
8 925 543 80 20
КАНУН
— этот похожий на арфу струнный инструмент кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников.Играть на нем довольно сложно. Чтобы в полной мере воспользоваться всей гаммой звуков кануна, танцовщица под медленную музыку может выполнять серию трясок.
АККОРДЕОН
Первые европейские аккордионы , изготовленные по примеру одгого из древнейших китайских музыкальных инструментов , появились в Австралии около 1830 году. Ерез несколько лет этот инструмент начал использоваться в египетской музыке, причем был немного изменен, чтобы на нем можно было играть четвертые ноты арабской музыкальной шкалы , Сегодня аккордион является обязательным инструментом в группе, исполняющей восточную музыку, и исполняемые на нем таксимы , обладают удивительной гипнотической силой. В одном из типов импровизированной песни под названием «нарастающий беледи» аккордион вступает медленно и постепенно переходит к серии акцентов, все ускоряя темп, и в конце, когда к нему присоединяются барабаны, доходит до максимума быстрого.
РЕБАБ
Ребаб — струнный смычковый инструмент арабского происхождения. Термин «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный.
Имеет деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный корпус с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная, круглая, остроконечная; вверху имеет 1—2 длинных поперечных колка, внизу проходит через корпус и выступает в виде металлической гранёной ножки. Струны (1—2) первоначально из конского волоса, позднее — металлические (медные или латунные).
Звуки извлекаются при помощи лукообразного смычка. Использовался также как щипковый инструмент. Народные певцы (шаиры) аккомпанировали себе на ребабе при исполнении народных песен и элегических поэм.
Описание инструмента содержится в «Большом трактате о музыке» Аль-Фараби (1-я половина X века).
Лира — струнный щипковый музыкальный инструмент в форме хомута с двумя изогнутыми стойками, выступающими из резонаторного корпуса и соединенными ближе к верхнему концу перекладиной, к которой от корпуса протянуты пять или более жильных струн.
Возникнув в доисторические времена на Ближнем Востоке, лира была одним из главных инструментов у евреев, а позднее у греков и римлян. Инструмент служил для сопровождения пению, и в этом случае на ней играли большим плектром.
С закатом греко-римской цивилизации область распространения лиры переместилась в Северную Европу. Северная лира, как правило, отличалась по конструкции от античной: стойки, перекладина и резонаторный корпус часто вырезались из одного куска дерева.
После 1000 н. э. получили распространение не щипковые, а смычковые лиры, особенно у валлийцев и финнов. В наше время только финны, а также их сибирские родственники ханты и манси используют лиру.
В Древней Греции декламация сопровождалась игрой на лире. На лире классической античности обычно играли, перебирая струны плектром, подобно игре на гитаре или цитре,а не щипая струны, подобно игре на арфе. Пальцами свободной руки приглушали струны, ненужные для данного аккорда.
Хотя лирой пользовались многие выдающиеся музыканты, увеличивавшие число струн на ней до 9 (Теофраст Пиерийский) и даже до 12 (Меланиппид), в классическую и в эллинистическую эпоху она была в основном «домашним» инструментом, поскольку звук ее не отличался громкостью. На ней обучали начинающих.
На лире играли и женщины, поскольку она была не такой тяжелой, как кифара и не требовала большой физической силы. Причем, в отличие от духового инструмента авлоса, или авла , игра на лире не считалась занятием, непристойным для порядочной женщины, коль скоро с лирой изображались и некоторые Музы.
МИЗМАР
Mizmar (мизмар) — арабский духовой инструмент, род зурны.
У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди.
Двойной язычок и специальный мундштук для опирания губами придают инструменту характерные исполнительские особенности и определяют общий характер звучания, более резкий, чем у гобоя. Отсутствие непосредственного контакта с тростью делает звучание инструмента менее гибким.
Источник
Обучение танцу живота, индивидуальные занятия, постановка танца, выступления, участие в фестивалях, шоу-программа
Арабские музыкальные инструменты
Подробности Опубликовано 12.07.2013 17:22
Вы конечно можете спросить, зачем нам изучать арабские музыкальные инструменты, если мы — не музыканты, а танцовщицы, но лучше и не спрашивайте:) Потому как музыка имеет к нам самое прямое отношение — танцуем мы ведь под музыку, и именно ее мы должны прочувствовать и выразить своим танцем. Теоретические знания об инструментах, которые используются в восточных мелодиях, помогут нам еще глубже воспринимать то, что мы слышим, и более граммотно и интересно это обыгрывать движениями. Пожалуй главным инструментом Египта, и «королевой» всех восточных композиций является ТАБЛА — барабан, очень напоминающий среднеазиатскую дарбуку или думбек. Египетская табла чаще всего керамическая с перламутровой инкрустацией или росписью по керамике. Размеры могут быть разными: 30-40 см высотой и 20-35 см. в диаметре. На более дорогих барабанах натянута кожа рыбы, а на более дешевых — козы. Помимо натуральных керамических табл, в Египте также очень популярны и металлические дарбуки с пластиковой мембраной. Главные тяжелые удары «дум» производятся в центре, а вторичные «тек» — у обода. Практически ни одна песня для танца живота не обходится без звучания таблы. А также танцовщицы часто исполняют табла-соло, то есть восточный танец только лишь под барабаны. Барабан может задавать не только ритмический рисунок, а еще и наполнять звучание интересными длительными дробями, то усиляющимися, то затихающимися, и интересными акцентами. Аудио «Табла» В Египте также есть рамочные барабаны РИК (тамбурин) и ДЭФ. РИК – маленький рамочный барабан, внешне напоминающий бубен. Его можно услышать в классической, эстрадной и танцевальной восточной музыке. Еще используется в качестве аксессуара для танца живота. Как правило, рик 17 см в диаметре, а глубина обода — 5 см. Внешняя сторона обода инкрустирована перламутром, так же как и в классической египетской табле. В ободе установлены пять пар медных тарелочек, создающих дополнительный звон. Поэтому часто рики довольно тяжелые на вес. Аудио «Рик» ДЭФ – рамочный барабан большого диаметра без металлических тарелочек по ободу, используется для басового ритмического аккомпанемента. Аудио «Дэф» Еще существуют большой барабан ДОХОЛ – ударный музыкальный инструмент, состоящий из полого цилиндрического тела, диаметром около 1 м. и высотой 25-30 см. Оба конца цилиндра покрыты сильно натянутой кожей. На дохоле извлекают звук либо руками, либо двумя палочками, одна из которых похожа на трость, а другая – на тонкий прут. Аудио «Дохол» Иногда можно увидеть, как танцовщица танца живота во время выступления сама себе аккомпанирует маленькими металлическими тарелочками, одетыми на пальцы — это САГАТЫ. Это две пары тарелочек, как правило из латуни, надевающихся на средний и большой пальцы каждой руки, для танцовщиц — маленького размера, для музыкантов — побольше. Сагаты — это очень древний музыкальный инструмент который имеет аналоги во многих странах (Россия — ложки, Испания — кастаньеты). В арабских танцах они очень часто являлись частью музыкального сопровождения танцовщицы со времен гавези. Сейчас в восточных танцах сагаты используют в фольклорном и классическом исполнении (ракс шарки, беледи). Аудио «Сагаты» СИСТР — музыкальный инструмент из категории ударных (род кастаньет); древнеегипетская храмовая погремушка. Состоит из металлической пластины в форме продолговатой подковы или скобы, к более узкой части которой прикреплена ручка. Сквозь небольшие отверстия, сделанные по бокам этой подковы, продевались металлические прутья разной величины, концы которых загибались крючком. Надетые на крючки металлических стержней тарелочки или колокольчики звякали или бряцали при встряхивании. Аудио «Систр» Ну а теперь после таких громких и ударных инструментов перейдем к более мелодичным:) КАНУН — этот похожий на арфу струнный музыкальный инструмент. Его кладут горизонтально и играют с помощью надетых на пальцы металлических наконечников. Играть на нем довольно сложно. А танцовщицы восточного танца, когда слышат в композиции канун, а он как правило звучит в определенной части сам по себе, сольно, используют в своей импровизации различные комбинации трясок. Аудио «Канун» УДД – это безладовая щипковая лютня с коротким грифом, по форме напоминающая половинку груши. Сверхпопулярный в египетской и турецкой музыке на протяжении многих сотен лет, уд также распространен в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Сахаре. Аудио «Удд» МИЗМАР — духовой музыкальный инструмент. У него два язычка и две трубы одинаковой длины. Мизмар принадлежит миру народной музыки, и чаще всего его можно услышать в восточном фольклоре, особенно в саиди. Аудио «Мизмар» НЭЙ — это открытая с обеих сторон флейта. Она бывает разных размеров и традиционно изготовляется из тростника или бамбука. Однако в настоящее время вместо традиционных материалов используются пластик или даже металл. Строение и использование этого инструмента обманывает своей незатейливостью: наиболее часто нэй имеет одну дырочку для пальца на дне и шесть сверху, и музыкант просто дует в трубочку. Благодаря особенной технике музыкант может играть в пределах больших, чем три октавы. Основной тон нэя зависит от длины трубочки. Аудио «Нэй» РАБАБА — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. Как правило имеет одну или две струны. Часто используется в музыке стран Персидского залива.
«РАБАБА»
Углубляясь в мир музыкальных инструментов стран Персидского залива, нельзя также не рассказать о ТАР – важнейший инструмент классической музыкальной традиции Ирана. Тар – струнный инструмент, на котором играют с помощью металлического плектра, мезраба, вставленного в шарик воска. В прошлом иранский тар имел пять струн, однако в настоящее время делают шесть струн. Чаще всего резонатор (дека) тара вырезается из выдержанной древесины тутового дерева (шелковицы). Чем старше и суше становится древесина, тем лучше будет звук инструмента. Лады обычно изготавливаются из определённого вида кишок барана, а гриф и головка тара – из орехового дерева. Форма резонатора инструмента подобна двум сложенным вместе сердцам, с обратной стороны он похож на сидящего человека. Подставка под струны, называемая «ослёнок», изготавливается из рога горной козы. По обеим сторонам передней части грифа используется кость верблюда.
«ТАР»
ДУТАР (в переводе с персидского «две струны») – иранский струнный щипковый инструмент, который, как следует из его названия, имеет две струны. При игре на этом инструменте обычно используют не плектр, а ноготь. Дутар имеет корпус грушевидной формы и довольно длинный гриф (около 60 см). Грушевидная часть дутара изготавливается из древесины чёрной шелковицы, а его гриф – из абрикосового дерева или из дерева грецкого ореха.
«ДУТАР»
Похожий на предыдущий инструмент, СЕТАР (с перс. «три струны») – иранский струнный щипковый инструмент, при игре на котором обычно используется не плектр, а ноготь. В прошлом сетар имел три струны, теперь – четыре (третья и четвёртая струны располагаются близко друг к другу, при игре их задевают одновременно, в результате чего их обычно «объединяют», называя басовой струной).
«СЕТАР»
Назвав довольно таки немалое количество арабских музыкальных инструментов, хочется сказать, что это еще далеко не все:) Восток большой, и практически в каждой его стране, в каждой области есть свои характерные национальные инструменты. Но с основными, с которыми мы частенько встречаемся, танцуя любимые восточные танцы, мы пожалуй Вас ознакомили. Также помимо истинно восточных инструментов, в песнях для танца живота мы нередко можем услышать и более привычные для нас звуки аккордеона, синтезатора, скрипки, трубы, саксофона, гитары и даже органа. Каждый музыкальный инструмент имеет свой характер, свою индивидуальность и свое очарование. Желаем Вам приятного прослушивания и знакомства с ними, и дальнейшего плодотворного творческого содружества в танце живота:)
Источник