- Экзотические лады
- Девять экзотических гамм для гитары
- Дорийская +4 гамма
- Египетская пентатоника
- Фригийская доминантовая гамма
- Хирайоши – японская гамма
- Индийская гамма – эолийская доминантовая
- Уменьшенная гамма
- Персидская гамма
- Двойная гармоническая, или византийская гамма
- Двойной гармонический минор, или венгерская гамма
- Гитаристы и их школы >Мрачный минор и еще мрачнее: разбираем лады для хэви-метала
- Пентатоническая гамма
- Девять странных гамм для импровизаций
- Дорийская #4 гамма
- Египетская пентатоника
- Фригийская доминантовая гамма
- Хирайоши – японская гамма
- Индийская гамма – эолийская доминантовая
- Уменьшенная гамма
- Персидская гамма
- Двойная гармоническая, или византийская гамма
- Двойной гармонический минор, или венгерская гамма
Экзотические лады
Экзотические лады могут добавить новых красок в твою музыку. Ниже приведена выборка ладов с разных концов света. Каждый лад приведен в тональности A вместе с формулой и аппликатурой.
Состоит из 8-ми нот. Это то же самое, что уменьшенный лад (diminished).
Формула: 1 2 b3 4 #4 #5 6 7
Это мажорный лад.
Формула: 1 b2 3 4 b5 b6 7
Это мажорный лад.
Формула: 1 b2 3 4 5 b6 7
Это доминантный лад.
Формула: 1 b2 3 4 b5 6 b7
Данный лад является пентатоникой. Он не относится ни к мажору, ни к минору, так как не имеет 3-й ступени.
Формула: 1 2 4 b6
Данный лад известен также как Asavari и raga Asavari. Он является чем-то средним между ладом и композицией. Он звучит богаче, чем лад, но не так неизменно, как композиция. Это больше похоже на тональную структуру для композиции и импровизации, как смены аккордов и стандарты для джазовых музыкантов. Помимо конкретного лада Asavari имеет особое мелодическое движение, сформированное звуком и особыми интонациями, украшениями, силой и длительностью. Я не буду углубляться в особенности. Я только расскажу о том, что восходящая и нисходящая гаммы играются разными нотами. Нисходящая гамма идентична фригийскому ладу, а восходящая аналогична фригийскому ладу без ступеней b3 и b7.
Восходящая формула: 1 b2 4 5 b6
Нисходящая формула: 1 b7 b6 5 4 b3 b2
Данный лад является венгерским цыганским (минорным) ладом. Для примера можно послушать Django Reinhardt.
Формула: 1 2 b3 #4 5 b6 7
Это минорный лад.
Формула: 1 2 b3 #4 5 6 b7
Это доминантный лад, известный как испанский цыганский лад. Он является инверсией гармонического минора (от 5-й ступени): E еврейский = A гармонический минор.
Источник
Девять экзотических гамм для гитары
Бывает так, что всё на свете немного надоедает. Хочется того, чего еще не было. Мы уже рассказывали о том, что жизнь можно разнообразить, играя в открытом строе (и в разных открытых строях ). А вот еще неплохая идея – экзотические гаммы.
Гаммы, которые описаны в этой статье, звучат непохоже на традиционные (и доставшие уже) минорные и блюзовые пентатоники. Они придадут музыке восточный колорит и заставят её зазвучать по-новому. А уж если вы связали жизнь со стилями вроде джаз-фьюжн или прогрессив, без них совсем никак.
Все примеры представлены для тональности “ля” и играются в пятой позиции. Гаммы можно транспонировать вверх-вниз по грифу, тоника остается на шестой и первой струнах. Конечно же, их стоит разучить для нескольких позиций, чтобы не быть ограниченным (как вооон тот пионер на диване) одной “коробочкой”. Кроме табулатуры будут показаны и ступени гаммы.
Из-за идиотского автоформатирования «Дзена» символ хэша-диеза превращается в какое-то непотребство, поэтому я его заменил знаком плюс (+).
Дорийская +4 гамма
Гаммы с большой секундой между несколькими ступенями всегда звучат интересно. Мы взяли дорийскую гамму, которую часто играем вместо натурального минора, и повысили на полтона четвёртую ступень. Такую гамму также называют дорийской +11, а еще римской, украинской дорийской и мишеберах (таки еврейская музыка).
Получились занятно: у нас теперь есть и блюзовые, и восточные оттенки в одной гамме. Попробуйте поиграть ее под минусовку песни Allman Brothers Band “Whipping Post”. Эта гамма хорошо ляжет на аккорды, входящие в минорную или дорийскую гамму.
Египетская пентатоника
Мы вроде бы говорили о том, что неплохо бы выйти за рамки стандартных аппликатур? Ну, сейчас мы вернемся назад. Египетская пентатоника – на самом деле та же минорная, но сыгранная от пятой ступени. Она напоминает натуральный или миксолидийский минор, но без 3 и 6 интервалов. Поэтому она хорошо звучит и в минорном, и в доминантовом контекстах. Немного необычно, но и правда работает.
Фригийская доминантовая гамма
Старая добрая фригийская гамма, но с мажорной третьей ступенью. Всего одно изменение – и гамма полностью теряет структуру минорного аккорда. Её можно использовать в соло на последовательность минорных аккордов, которая заканчивается на доминанту пятой ступени, как в андалузской последовательности (I–VII–VI–V). На доминантовом аккорде тоника гаммы должна совпадать с тоникой аккорда.
Хирайоши – японская гамма
В ней всего пять нот, так что правильнее будет назвать её пентатоникой. Но это не та обычная пентатоника, которую мы привыкли играть в блюзе и роке. Её издавна играли на сямисэне (такой японский трехструнный инструмент), а сейчас можно применить в джазе или ином “экспериментальном” жанре. Звучит классно.
Индийская гамма – эолийская доминантовая
Обычно мы строим гаммы от стандартных мажорных и минорных. А вот эта гамма не лезет ни туда, ни сюда, потому что у нас тут эолийский (натуральный) минор, но с мажорной терцией. Минорная шестая ступень звучит довольно меланхолично, а минорная седьмая добивает завершает картину.
Уменьшенная гамма
Все мы любим зловещее звучание уменьшенных (dim) аккордов. А уменьшенная гамма, как ни странно, на самом деле октатоническая, то есть в ней восемь, а не семь ступеней. Правда, толку от них не очень много. Эту гамму можно услышать в джазовой музыке, когда в гармонии встречаются уменьшенные аккорды.
Есть две версии этой гаммы, одна начинается с тона, другая – с полутона.
- 1 – b2 – b3 – b4 – b5 – 5 – 6 – b7
Персидская гамма
Наверное, это самая странная гамма, с которой вам приходилось сталкиваться (после совсем уж непонятной локрийской, конечно). Как ясно из названия, её звучание напоминает средневосточные мелодии. Интересно, что она построена на не совсем “прямом” аккорде Maj7b5 и разбавлена по-восточному пряными хроматизмами.
Двойная гармоническая, или византийская гамма
Эта гамма сама по себе необычна, и вдобавок содержит две большие секунды. Если заменить в ней минорную 7-ю мажорной, то этой гаммой можно для разнообразия заменить фригийскую доминантовую.
Двойной гармонический минор, или венгерская гамма
Эта гамма – та же византийская, но сыгранная от четвертой ступени. Её называют венгерским или цыганским минором. Тут есть две большие секунды – 3–4 и 6–7 ступени, и трехнотная хроматическая последовательность. Её можно забавы ради играть вместо натурального или гармонического минора.
Источник
Гитаристы и их школы >Мрачный минор и еще мрачнее: разбираем лады для хэви-метала
Привет читателям Гитаршколы. Если Вы еще не подписаны на нашу рассылку, Вы пропускаете огромное количество полезной информаци про гитары, гитарное оборудование, а так же сами уроки гитары.
Если Вы серьезно хотите научиться играть на гитаре, подписывайтесь на нашу рассылку и получайте свежие ежедневные уроки гитары.
В этой статье я отвечаю на вопрос одного из читателей: «Какой гаммой чаще всего пользуются гитаристы, когда играют хеви-метал ?»
Что ж, спасибо за вопрос! Обычно гитаристы играют в гармоническом миноре — всегда звучит круто! Можно импровизировать сколько душе угодно, особенно сольные партии.
Из знаменитых гитаристов, кто играет в гармоническом миноре — Ингви Малмстин, Ритчи Блэкмор, Стив Вай, все играют в миноре. Моцарт очень любил гармонический минор.
Послушай, как использует эту гамму Dave Reffett в своей песне Devils Roadmap:
Прислушайтесь к соло с 3:22 до 3:40 — там как раз гармонический минор.
Пентатоника тоже классная штука. Закк Уайлд, Фрэнк Мариино и Дэйв Мустейн часто используют ее в своих композициях.
Пентатоническая гамма
(1, b3, 4, 5, b7). Например, Если играем в тональности E, ноты будут E, G, A, B, D.
Соло в песне “I Just Don’t Want to Say Goodbye” играется в пентатонике. С 3:26 по 4:37:
Хоть Dave Reffett давно играет, но он многому учился сам. Обычно,он играет на слух, и он подсказывает ему, правильно ли он играет или нет. Но знание гамм — это как основа, базис, который поможет совершать меньше ошибок.
Когда-то он учился у одного музыканта, он выпускал обучающие DVD, и там он говорил, что можно придумывать свои собственные гаммы так же просто, как подобрать рифмы к словам. Безумно, конечно, но очень креативно.
Своих учеников Дэйв тоже учет думать свободно и творчески. Слушать риф и подобрать к нему соло, выбирая ноты из хроматического ряда опираясь только на слух. Это очень развивает.
Если взять «неправильную» ноту, она будет звучать некрасиво и противно. Хотя, иногда они бывают в тему! Добавляют изюминку, так сказать. Не надо себя ограничивать.
Ниже я привожу список интересных гамм. Они все начинаются с Ми, но вообще двигаться можно откуда душе угодно:
• Гармонический минор (1, 2, b3, 4, 5 b6, 7) или (E, F#, G, A, B, C, D#). Ингви Малмстин, Ритчи Блэкмор большие любители этой гаммы.
• Персидский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, b7) или (E, F, G#, A, B, C, D). Это мажорный лад. Слушай Iron Maiden “Powerslave”.
Al Di Meola “Egyptian Danza” — отличный пример этого лада. Звучит прямо по-египетски!
• Византийский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, 7) or (E, F, G#, A, B, C, D#). Похож на персидский, но более магически-загадочный. “Gates of Babylon” Ронни Джеймса — хороший пример.
• Цыганский лад (1, 2, b3, #4, 5, b6, 7) or (E, F#, G, A#, B, C, D#). Еще называют венгерским минором. Megadeth “Head Crusher” с 2:58 по 3:24.
• Персидский лад (1, b2, 3, 4, b5, b6, 7) or (E, F, G#, A, Bb, C, D#). Звучит просто крышесносно! Обязательно попробуйте его в своих соло. Его использует Мерлин Мэнсон.
• Японский лад (1, b2, 4, 5, b6) или (E, F, A, B, C). Фридман, Джейсон Беккер и много других гитаристов его активно используют. Это пентатоника.
Ну и в завершении урока я хочу предложить Вам таблицу с формулами всех ладов. Обязательно добавьте в закладки эту страницу, потому как она Вам еще очень много раз пригодится.
Название | Формула | Тип |
Арабский | 1 2 b3 4 #4 #5 6 7 | минорный |
Цыганский | 1 2 b3 #4 5 b6 7 | минорный |
Румынский | 1 2 b3 #4 5 6 b7 | минорный |
Индийский | 1 b2 4 5 b6 1 b2 b3 4 5 b6 b7 | нейтральный минорный |
Персидский | 1 b2 3 4 b5 b6 7 | мажорный |
Византийский | 1 b2 3 4 5 b6 7 | мажорный |
Восточный | 1 b2 3 4 b5 6 b7 | доминантный |
Еврейский | 1 b2 3 4 5 b6 b7 | доминантный |
Японский | 1 2 4 5 b6 | нейтральный |
Если остались вопросы или дополнения, смелее пишите их в комментарии ниже.
Интересно всё же сколько направлений минора. Вроде как не похожи друг на друга, но всё же что-то их сближает. Тяжелая всё же музыка, на любителя.
Как же я люблю этот мрачный минор! В исполнении Yngwie Malmsteena уже настоящая классика. Спасибо Вам за роскошную подборку, что дали возможность услышать лад в разных стилях. Настоящее счастья для меломана.
Сперва пишите: Персидский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, b7) или (E, F, G#, A, B, C, D).
Затем: Византийский лад (1, b2, 3, 4, 5, b6, 7) or (E, F, G#, A, B, C, D#)
И в конце: Персидский лад (1, b2, 3, 4, b5, b6, 7) or (E, F, G#, A, Bb, C, D#).
Источник
Девять странных гамм для импровизаций
Бывает так, что всё на свете немного надоедает. Хочется того, чего еще не было. Мы уже рассказывали о том, что жизнь можно разнообразить, играя в открытом строе (и в разных открытых строях). А вот еще неплохая идея – экзотические гаммы.
Гаммы, которые описаны в этой статье, звучат непохоже на традиционные (и доставшие уже) минорные и блюзовые пентатоники. Они придадут музыке восточный колорит и заставят её зазвучать по-новому. А уж если вы связали жизнь со стилями вроде джаз-фьюжн или прогрессив, без них совсем никак.
Все примеры представлены для тональности “ля” и играются в пятой позиции. Гаммы можно транспонировать вверх-вниз по грифу, тоника остается на шестой и первой струнах. Конечно же, их стоит разучить для нескольких позиций, чтобы не быть ограниченным (как вооон тот пионер на диване) одной “коробочкой”. Кроме табулатуры будут показаны и ступени гаммы.
Дорийская #4 гамма
Гаммы с большой секундой между несколькими ступенями всегда звучат интересно. Мы взяли дорийскую гамму, которую часто играем вместо натурального минора, и повысили на полтона четвёртую ступень. Такую гамму также называют дорийской #11, а еще римской, украинской дорийской и мишеберах (таки еврейская музыка).
Получились занятно: у нас теперь есть и блюзовые, и восточные оттенки в одной гамме. Попробуйте поиграть ее под минусовку песни Allman Brothers Band “Whipping Post”. Эта гамма хорошо ляжет на аккорды, входящие в минорную или дорийскую гамму.
- 1 – 2 – b3 – #4 – 5 – 6 – b7
Египетская пентатоника
Мы вроде бы говорили о том, что неплохо бы выйти за рамки стандартных аппликатур? Ну, сейчас мы вернемся назад. Египетская пентатоника – на самом деле та же минорная, но сыгранная от пятой ступени. Она напоминает натуральный или миксолидийский минор, но без 3 и 6 интервалов. Поэтому она хорошо звучит и в минорном, и в доминантовом контекстах. Немного необычно, но и правда работает.
- 1 – 2 – 4 – 5 – b7
Фригийская доминантовая гамма
Старая добрая фригийская гамма, но с мажорной третьей ступенью. Всего одно изменение – и гамма полностью теряет структуру минорного аккорда. Её можно использовать в соло на последовательность минорных аккордов, которая заканчивается на доминанту пятой ступени, как в андалузской последовательности (I–VII–VI–V). На доминантовом аккорде тоника гаммы должна совпадать с тоникой аккорда.
- 1 – b2 – 3 – 4 – 5 – b6 – b7
Хирайоши – японская гамма
В ней всего пять нот, так что правильнее будет назвать её пентатоникой. Но это не та обычная пентатоника, которую мы привыкли играть в блюзе и роке. Её издавна играли на сямисэне (такой японский трехструнный инструмент), а сейчас можно применить в джазе или ином “экспериментальном” жанре. Звучит классно.
- 1 – b2 – 4 – b5 – b7
Индийская гамма – эолийская доминантовая
Обычно мы строим гаммы от стандартных мажорных и минорных. А вот эта гамма не лезет ни туда, ни сюда, потому что у нас тут эолийский (натуральный) минор, но с мажорной терцией. Минорная шестая ступень звучит довольно меланхолично, а минорная седьмая добивает завершает картину.
- 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – b6 – b7
Уменьшенная гамма
Все мы любим зловещее звучание уменьшенных (dim) аккордов. А уменьшенная гамма, как ни странно, на самом деле октатоническая, то есть в ней восемь, а не семь ступеней. Правда, толку от них не очень много. Эту гамму можно услышать в джазовой музыке, когда в гармонии встречаются уменьшенные аккорды.
Есть две версии этой гаммы, одна начинается с тона, другая – с полутона.
- 1 – 2 – b3 – 4 – b5 – #5 – 6 – 7
- 1 – b2 – b3 – b4 – b5 – 5 – 6 – b7
Персидская гамма
Наверное, это самая странная гамма, с которой вам приходилось сталкиваться (после совсем уж непонятной локрийской, конечно). Как ясно из названия, её звучание напоминает средневосточные мелодии. Интересно, что она построена на не совсем “прямом” аккорде Maj7b5 и разбавлена по-восточному пряными хроматизмами.
- 1 – b2 – 3 – 4 – b5 – b6 – 7
Двойная гармоническая, или византийская гамма
Эта гамма сама по себе необычна, и вдобавок содержит две большие секунды. Если заменить в ней минорную 7-ю мажорной, то этой гаммой можно для разнообразия заменить фригийскую доминантовую.
- 1 – b2 – 3 – 4 – 5 – b6 – 7
Двойной гармонический минор, или венгерская гамма
Эта гамма – та же византийская, но сыгранная от четвертой ступени. Её называют венгерским или цыганским минором. Тут есть две большие секунды – 3–4 и 6–7 ступени, и трехнотная хроматическая последовательность. Её можно забавы ради играть вместо натурального или гармонического минора.
- 1 – 2 – b3 – #4 – 5 – b6 – 7
Источник