Вот нота до с нее начнем мы пенье

Первые шаги маленького музыканта

Первые шаги маленького музыканта
Музыкальный букварь для самых маленьких

Распевают звонко птицы,
Дождь косой в окно стучится,
Мышка в подполе шуршит,
Колокол в тиши звенит.

Шепчет тихо лист осенний,
Ручеек журчит весенний.
Утром петушок кричит,
И коровушка мычит.

Тоненько пищит цыплёнок,
Блеет жалобно ягнёнок.
Майский жук в траве жужжит,
Соловей в лесу свистит.

Голосов вокруг – не счесть,
Среди них твой голос есть.
Низок он или высок,
Твой красивый голосок?

Динь-дилинь – звенит звонок.
Начинаем наш урок.

На листе, как на рояле
Клавиши нарисовали.

Видишь, клавиш очень много,
Будто длинная дорога.
Если клавишу нажать –
Станет клавиша звучать,
И услышим мы не стук –
Музыкальный будет звук.

Низким голосом реветь
Может зверь лесной – Медведь.

Мишкин голос бас зовётся,
Очень низко бас поётся.

Слева клавиши у нас
Будто мишкин голос – бас.

Рядом с Мишкой Волк живёт,
Тоже низко он поёт.

Дальше звуки чуть повыше,
В них Лисичку ты услышишь.

В нотках средних на лужайке
Скачет длинноухий зайка.

Белочки пушистой цокот
Звонкий, яркий и высокий.

Очень тонок и высок
Нежный птичий голосок.

Без труда найти мы сможем
Звук, на птичий свист похожий.

Если мы решим все вместе
Песню для друзей сыграть,
Будут звуки этой песни
В СРЕДНИХ клавишах звучать.

Будто голоса ребят
Эти клавиши звучат.

Нот на свете ровно СЕМЬ,
И они известны всем.
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ –
Нотки в гости пригласи!

ДО – это ДОмик во дворе,
А это РЕпка – нотка РЕ.
Ми – бурый МИшка косолапый,
Сосёт в берлоге сладко лапу.

ФА будто у машины ФАра,
СОЛЬ – СОЛнце в синем небе встало.
А вместе ноты ФА и СОЛЬ –
Стручок по имени ФАСОЛЬ.

ЛЯ – у реки поёт Лягушка,
Ей вторят в камышах подружки.
СИ – сине-жёлтая Синица –
Красивая лесная птица.

Ноты в домике живут,
НОТНЫМ СТАНОМ дом зовут.
Пять ЛИНЕЕК начертили –
Дом для ноток получили.

Чтобы нотки зазвучали,
Нужен ноткам свой начальник.
Познакомьтесь – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –
Командир для нот отличный!

Днём и ночью неустанно
Он стоит в начале стана
И всем нотам говорит:
«Путь для музыки открыт!»

Завитой, красивый знак
Нарисуем мы вот так:

А сейчас на нотном стане
Нарисуем нотки с вами.

Нотки, будто птички,
Сели на линеечки.
Каждой нотке есть своя
В домике скамеечка.

Дружно сели нотки в ряд,
Получился ЗВУКОРЯД.

А теперь ты нотки эти
Отыщи на инструменте.

Неужели позабыли
Мы про клавиши другие?

Ну-ка, нотки, на подмогу:
Есть свободных клавиш много.
Все местечки занимайте,
Ничего не пропускайте!

Всё, свободных клавиш нет.
Не пойму я – в чём секрет:
Те же ноты – и не те.
Изменились в высоте!

Есть пониже и повыше.
Сам сыграй – и ты услышишь.

Вот еще один значок,
Как горбатый старичок.
Это тоже предводитель,
Низких нот руководитель,
Важный и слегка суровый,
Его имя – КЛЮЧ БАСОВЫЙ.
И ему, ребята, дан
Свой, отдельный нотный стан.

Чтоб играли две руки,
Мы напишем две строки.
Ключ скрипичный в верхней правит,
А басовый в нижней ставим.

Чтобы был теперь порядок,
Мы рисуем АККОЛАДУ.
Акколада – будто лук –
Свяжет строчки для двух рук.

Верхняя – для правой,
Нижняя – для левой.
Руки ставь на клавиши –
И в дорогу смело!

Знаешь счет ты до пяти?
Ну-ка, пальчики сочти!
Раз, два, три, четыре, пять,
Будут пальчики играть.

Вы готовы, детвора,
Дать для пальцев номера?
Вот, смотрите, два окошка,-
Приложите к ним ладошки.
Приложите, обведите,
Счёт для пальцев подпишите.

Эта нотка белая,
Её имя – ЦЕЛАЯ.
И она звучит так важно,
Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –
Получаем половинки.
Нотка ПОЛОВИННАЯ –
Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки
На две чёрных четвертинки.
И всего мы получили
Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.

Делим дальше четвертушки –
Получаем мы ВОСЬМУШКИ.
Тоже нотки чёрные –
Быстрые, проворные.
Их крючочками отметим,
Чтоб не путать тех и этих.

Если несколько восьмушек
Друг за дружкою стоят,
Можем мы одной чертою
Обозначить ноток ряд.

Нужен каждой ноте счёт.
Ноты, стройтесь на расчёт!

Различи, скорее, друг,
Длинный и короткий звук.
Нотки правильно считай,
Чувство ритма развивай.
Нужно помнить вам, что РАЗ –
Это сильный счёт у нас.

В день рождения енот
Получил огромный торт.
Съесть один его хотел,
Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» —
Прибежал к нему барсук.
И пришлось тогда друзьям
Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –
В дверь стучат соседки-белки.
На четыре части торт
Режет для гостей енот.

Кто еще стучится в дверь?
— Эй, барсук, пойди, проверь!
Заяц, волк, лиса и ежик
Торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь!
Всех гостей к столу мы просим!

Чтоб не спутать польку с вальсом
Или с маршем, например,
За ключом стоит на страже
Музыкальный счет – РАЗМЕР.

Счет бывает на ЧЕТЫРЕ,
Мы его отметим так:
Между ключиком и нотой
Выставляем этот знак.

И такой бывает счет,
Будто строй солдат идет.
Называется как раз
Он ДВЕ ЧЕТВЕРТИ у нас.

Если вдруг решила нота
Черной клавишею стать,
То придется этой ноте
Знак ДИЕЗ с собою взять.

Диез – четыре черточки,
Похожих на решеточки.
Всякий это слышит –
Стала нота выше!

Чтобы сделать ноту ниже
Есть другой значок-пароль,
Называется он просто:
Понижающий БЕМОЛЬ.

Знак бемоль – как пол листочка,
Сядет он на нотной строчке.
И ты, малыш, услышишь –
Станет нотка ниже.

Караул! Кошмар, кошмар!
Вот идет значок БЕКАР.
Отнимает он все знаки –
Как бы не случилось драки!

«Ноты, быстро по местам!» —
Раздается тут и там. –
Прекращаю все движенья –
Отменяю повышенья!
Пониженья отменяю –
Всех на место отправляю!

В музыке, друзья, бывает,
Что все ноты замолкают.
Это ПАУЗОЙ зовут,
Нотам отдохнуть дают.

Кирпичик, червячок, крючок –
Всё это паузы – молчок!

Крючок – молчи одну восьмушку.
А червячочек – четвертушку.
Кирпичик вверх – молчи два счета,
Смотри, не сбейся ты с расчета!

Ну, а кирпичик если так ,
Молчать придется целый такт!

Если в вальсе мы закружим,
Счет ТРИ ЧЕТВЕРТИ нам нужен.
Раз-два-три, раз-два-три, —
Всё кружится, посмотри.

Источник

урок в 1 классе «Музыкальная азбука», посвящённый Международному Дню Музыки
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Песни, которые исполняются в этом уроке наиболее полно соответствуют потребностям детей и последовательны. Радостная устремлённость, ожидание увлекательного путешествия в мир Музыки вместе с «ожившими» главными героями сказки Л.Светличной «Сказка о музыке», атмосфера добра и доверия — главные настроения урока.

выразительность фразировок и интонационная точность в исполнении песен, активное участие в игровых моментах урока — увлекательные формы общеклассной, групповой и самостоятельной работы в творческой реализации многогранности мира Музыки. Урок для учащихся это —

1. раскрытие творческого потенциала

2. развитие творческого мышления

3. формирование гибких компетенций

Скачать:

Вложение Размер
1_klass.docx 25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 1 классе, посвящённый Международному дню музыки

Тема урока: Музыкальная азбука

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия и к осуществлению контрольной функции

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов, а также контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

Учебные – формирование целостности в представлениях о музыкальной культуре, ее основаниях, образности.

— наблюдения, восприятия, размышления о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений, игры на музыкальных инструментах и т.д.

— ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и явлениями: музыкальными интонациями, значением песенности, танцевальности, маршевости, основами нотной грамоты, музыкальными инструментами и т.д.

Развивающие — развитие личности ребенка, его самореализации в области творческих возможностей,

— готовность к самовыражению в области искусства,

— формирование ценностного нравственного стержня, адекватной самооценки.

Воспитательные – воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности

— способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть, формирование умения учиться.

— воспитание эмоционального отклика на музыку, способность к творческому восприятию музыки, освоение личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий.

Тип урока: комбинированный, урок-игра

Техническое обеспечение: декорации дворца, элементы костюмов для главных действующих лиц, ноутбук, звукоусиливающая аппаратура.

Материалы: фрагменты сказки Л.Светличной «Cказка о музыке», учебник для учащихся 1 класса начальной школы «Музыка» Е.Критская, осенние листья и дождевые капли, стихи А.Барто и Н.Михайлова

Муз. Инструменты: фортепиано, дудочка, бубен, колокольчик.

Муз. Репертуар: Распевка «Слова и нотки» (Как сложилась песенка) муз. О.Антоняк, сл. А.Орел

Песня «Азбука» муз. А.Островский, сл. З.Петрова

«Семь подружек» муз. В. Дроцевич, сл. В. Сергеева

«Чтоб выучиться пению» исп. О.Анофриев,

«Песенка о гамме» муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьёва

  1. Организация класса. Музыкальное приветствие. Проверка присутствующих. Объявление темы урока. 2 минуты

Учитель: На Музыкальном острове у самого берега океана под пальмами стоял маленький домик. В домике жил мальчик. Мальчик был жизнерадостный, у него всегда было хорошее настроение, он любил носить яркую разноцветную одежду и играть в подвижные игры. Но больше всего мальчик любил слушать и сочинять веселую музыку. Его звали Мажор. Все, кто знал Мажора, удивлялись, как веселый Мажор может дружить с таким грустным мальчиком как Минор. У Минора всегда было тоскливое настроение, по любому случаю он мог заплакать, музыку он любил грустную и спокойную. Но Мажор и Минор ладили друг с другом. За это их называли ‘лады’.

Мажор и Минор подошли к Музыкальному дому, который еще назывался ‘нотный стан’ или ‘нотоносец’. В Музыкальном доме жили ноты. Все ноты были кругленькие, толстенькие и ужасно впечатлительные. Если к ним в гости приходил Мажор, они вместе с ним веселились, играли, пели веселые песни. Но если к нотам приходил Минор, то они начинали грустить и петь печальные песни. В последний раз нотам грустить надоело, и они Минора выгнали, поэтому он шел в Музыкальный дом очень неохотно.

Мажор: Я – Мажор, весёлый, шумный, люблю смеяться и шутить.

Вот он – Минор, всегда спокойный и чаще любит погрустить.

Минор: Но вместе ладим мы прекрасно и дружно песенки поём.

Мы существуем не напрасно, в гармонии всегда живём!

Учитель: Ребята, а давайте вспомним. Откройте учебник на странице 22. Давным-давно музыку записывали так:

И только 400 лет назад в Италии изобрели ноты. Их 7.

  1. Вот нота До, с неё начнем мы пенье
  2. А дальше к Ре нам надо подойти
  3. А нота Ми потребует уменья,
  4. Чтоб плавно к Фа могли мы перейти.
  5. Вот нота Соль – здесь гаммы середина
  6. Подводит Ля к финалу песни нас.
  7. Пришли мы к Си, о чудная картина
  8. Мы спели гамму До мажор для вас!
  1. Распевание «Слова и нотки»

Учитель: Проведём разминку для голоса, распоёмся с песенкой «О гамме»

Фальшь: Кто покой мой нарушает? Почему нет тишины? Правил кто моих не знает? Петь фальшиво вы должны!

Мажор с Минором замерли.

— Ты поешь фальшиво, — прошипело чудище.

— Как? — испуганно переспросил Минор.

— Кто ты такая? — крикнул Мажор.

— Я — Фальшь! Я вас сожру, фальшиво поете!

(Мажор и Минор спрятались в замок и осмотрелись. Дворец из белого мрамора и хрусталя стоял на большой поляне в лесу, вокруг дворца росли красивые цветы и били фонтаны. Высокая хрустальная крыша дворца блестела на солнце, и ее было видно издалека.)

Учитель: Ой ребята, давайте скорее прогоним фальшь, разбирайте музыкальные инструменты, они помогут нам петь чисто! (подходят к Фальши и играют на дудочке, бубне и колокольчике)

Ученик-колокольчик: Колокольчик золотистый, бубну с дудкой подпевай!

Песенкой своей искристой, всех на пляску приглашай!

Ученик-бубен: Друг мой верный, бубен звонкий, ярче, милый, заиграй!

Музыкой и пеньем громким Фальшь скорее прогоняй!

Ученик-дудочка: Дудочка моя родная, заиграй-ка веселей, ну а ты Фальшь давай-ка, убирайся поскорей! (Фальшь уходит. Мажор и Минор выходят.)

Учитель: Ой, спасибо вам, ребята, какие вы дружные!

Мажор и Минор: А на радостях таких давайте поиграем!

Звуки выстроились в ряд, получился …(звукоряд)

Нашу дружбу, говорят, называют словом …(лад)

Светлый мир, просторный, открыл нам лад …(мажорный)

Мир, в сумрак погружённый, открыл нам лад …(минорный)

Учитель: Хорошо как поиграли, продолжаем мы урок (входят король Скрипичный ключ и Фея Гармония)

Фея Гармония: Здравствуйте, мои друзья, хочу вас познакомить я, с миром красоты и счастья, где нет тоски-ненастья, вам открою я секрет, радости без песни – нет, чтоб для вас её сложить, нотки нужно попросить, а ещё…

Король Скрипичный ключ: Я – ключ особый, не простой! Лишь для нот – специальный! Отопру замок любой, только музыкальный!

Учитель: Да, да, мы помним вас! Вы — Король Скрипичный Ключ и сами придумали себе такое необычное имя. Ребята, Король всегда носил с собой разные ключи. Это были ключи от всех комнат, сокровищницы и от маленьких башенок на хрустальной крыше, в которых обитали звуки. Король открывал башенки, и звуки вылетали на волю, сливались в мелодии, носились над Музыкальным океаном, а потом возвращались назад.

Король Скрипичный ключ: Именно так!

Учитель: А вы – фея Гармония! Мы с ребятами помним, как Мажор и Минор встретились с вами в подземелье. Мальчики оказались в большом, темном и сыром подземелье с низким потолком, очень похожем на пещеру. Свет попадал сюда только через узкое окно, сквозь которое мальчики и пролезли. Они оглянулись и увидели очень красивую девочку в длинном блестящем платье. Они не ожидали встретить кого-нибудь в подземелье, и уж конечно не думали увидеть здесь такую красивую и нарядную незнакомую девочку. Она совсем не выглядела несчастной пленницей. В таком наряде ей надо было бы танцевать на балу, а не сидеть в подвале.

Мажор и Минор: Да, наша первая встреча была там!

Фея Гармония: Я тоже помню эту встречу! В музыке добрые краски найдёшь, если палитру и кисти возьмёшь.

Король Скрипичный ключ: Ребята, а знаете ли вы, что у каждой нотки свой цвет?

  1. До –красная
  2. Ре – оранжевая
  3. Ми – жёлтая
  4. Фа – зелёная
  5. Соль – голубая
  6. Ля – синяя
  7. Си – фиолетовая

Вместе: каждый охотник желает знать где сидит фазан

Учитель: А мы знаем песенку про 7 подружек!

Песня «Семь подружек»

Прошу открыть вас ребята свои нотные тетрадки и записать в них нотки, которые спрятались в словах!

Король Скрипичный ключ: В до ме тут идёт ремонт,

Фея Гармония: в мире множество хлопот.

Мажор: вот фасоль на огороде,

Минор: а вот в саду сирень цветёт.

Учитель: Пять линеек нотной строчки мы назвали «нотный стан» и на нём все ноточки разместили по местам. Споём мы «Песенку о гамме»

Фея Гармония: Ребята, а как вы думаете, что нужно для того чтобы написать хотя бы маленькую песенку? (ответы учащихся) Правильно ребята, нам нужны стихи.

А стихи к нашим новым песенкам будут осенние, ведь сейчас осенняя пора – очей очарованье! Вот послушайте: Осень листья рассылает – золотую стаю. Не простые, золотые я листы листаю.

Залетело на крыльцо золотое письмецо, я сижу, читаю.

Ребята, а какое слово повторялось несколько раз? А как вы думаете почему? Вот вам золотые листочки осени, на них написано: неторопливо, радостно, негромко, задумчиво, ласково, напевно и нежно. Попробуйте, сочините свою мелодию на эти осенние стихи. А я и Мажор поможем вам!

Король Скрипичный ключ: А мы с тобой Минор, про дождик стихи почитаем! Дождь идёт, дождь идёт… ну когда же он пройдёт? Вот когда идти устанет, вот тогда и перестанет. Дождь идёт, дождь идёт, дождь идёт… Минор прочитай, что на дождевых капельках написано?

Минор : уныло, с юмором, сердито, дерзко, печально, задиристо и надоедливо. Ребята, попробуйте спеть эти стихи с разным настроением. А мы вам поможем!

  1. Закрепление темы, материала урока.

Учитель: Хорошо вы справились с заданиями наших гостей! А теперь мы им покажем, что ещё умеем делать сочиняя мелодии к стихам, сочиняя песенки. Группа «Листочки» синтонируйте пластически своё стихотворение, а вы группа «Капельки» простучите ритмический рисунок, чередуя короткие и длинные звуки в своём стихотворении.

  1. Оценивание работы учащихся: 1 минутка

Вот молодцы! Так давайте так учиться, песни петь, играть, плясать, надо только не лениться сердцу радость доставлять!

Ребята, а давайте для наших гостей, в знак нашей почтительности и благодарности за визит споём нашу любимую песенку!

Песня «Чтоб выучиться пению»

На этом наш урок окончен, всем спасибо, до свидания, до новых встреч с Музыкой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздничная программа , посвящённая Международному женскому Дню 8 марта, на которой родители отправляются в увлекательное путешествие в детство,используются интересные конкурсы и концертные номера.

Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие.

Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие.

1 апреля — Международный День Птиц. Любите и охраняйте птиц! Внеклассное мероприятие помогает детям узнать новое о жизни птиц.

Мероприятие проводится для учащихся 1-4 классов.

Утренник включает стихотворения и песню.

Как же прекрасен родной мой язык,Волшебный, певучий,играющий.Словно прозрачный хрустальный родникСердце и душу ласкающий.

Источник

Читайте также:  Кто старше баян или аккордеон
Оцените статью