- Сколько часов нужно заниматься на гитаре в день
- За сколько можно научиться играть на гитаре
- Как распределять время занятий в течение дня
- Ни дня без строчки?
- В какое время суток заниматься на гитаре
- Как заниматься на гитаре рядом с орущими детьми
- Как потратить драгоценное время занятия с пользой
- Стать профи на гитаре за 10000 часов
- Тратить ли время на изучение нот?
- Длительность занятий на разных этапах обучения
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Гитара по-взрослому для самоучек
- Статьи
Сколько часов нужно заниматься на гитаре в день
Планируя занятие на гитаре, нужно исходить из ряда факторов, главный из которых — результат. Какие изменения должны произойти к концу урока? Что вы должны научиться делать лучше, чем до него? Как это приблизит вас к конечной цели обучения игре на гитаре?
В день заниматься на гитаре нужно столько, сколько требуется для достижения вами же поставленных на каждый урок целей. Очевидно, что определить себе такие цели и задачи можно, только составив длительную программу обучения.
За сколько можно научиться играть на гитаре
Когда я только начинал заниматься на гитаре, меня удивила такая постановка вопроса в интернете. Сколько времени нужно учиться играть на гитаре? Подумайте, выпускник музыкальной школы умеет играть на гитаре? Несомненно, да. А научился ли играть на гитаре выпускник музыкального училища? Так зачем же ему поступать дальше в консерваторию, где он снова будет учиться играть на гитаре? То есть под «научиться» можно понимать совершенно разные уровни владения инструментом.
Кстати, зависит ли ваше решение осуществить давнюю мечту научиться играть на гитаре от ответа? Например, в интернете сказано, что на это уйдёт несколько месяцев. Сразу да. А в соседней ветке написано, что минимум пять лет. Желание начинает испаряться?
Какого минимального уровня хотите достичь именно вы? Понятно, что для самоучки составить себе без помощи педагога программу обучения очень сложно. Как это сделать, мы обсудим в отдельной статье. Сейчас же поговорим об организации занятий.
Как распределять время занятий в течение дня
Мы уже рассматривали вопрос, как найти время для гитары. И частично касались темы составления плана занятий и выявления скрытых резервов времени. Что мы имеем в течение дня?
Чаще всего, за редким исключением, дневное время занято основной работой без возможности его подвинуть. Вечером есть домашние дела и домочадцы. Заниматься самому и слушать, как терзает гитару кто-то другой — это разные вещи. Уставшие члены семьи могут неожиданно отнестись к вашему новому увлечению без понимания.
Это некоторым образом забавно. Потому что многие взрослые самоучки берутся за гитару именно в качестве домашней отдушины. После дневной беготни никуда не надо ехать, и ты всегда доступен для домашних. При этом уделяешь время только себе любимому. Пока маленькие дети не начинают требовать внимания от родителя, которого не видели целый день. Ведь бывает и так.
И выспаться тоже надо. Значит, вставать на час раньше или ложиться на час позже — не всегда вариант. К этому можно прибегнуть на время краткосрочного аврала. Но овладение гитарой требует длительного времени. Поэтому очень скоро в таком режиме вы начнёте просто болеть от недосыпа.
Ни дня без строчки?
Много раз я видел совет заниматься каждый день хотя бы 15 минут. Но с максимальной концентрацией. Действительно, вывод напрашивается именно такой. Однако с гитарой, к сожалению, так не получится. Даже если заниматься несколько раз в день по 15 минут и получается как бы час. Так можно постепенно прочитать большую книгу. Но не овладеть гитарой.
Тому есть несколько причин. Во-первых, мышцы кисти работают очень активно и требуют времени на разогрев. Чем сложнее репертуар, тем более разогрев необходим.
Во-вторых, кисть должна крепнуть, растягиваться и нарабатывать мышечную память и беглость. Это тоже требует времени уже после разогрева. В общем, представьте, что вы приходите в тренажёрный зал всего на 15 минут. Как это поможет вам похудеть и нарастить мышцы? Очевидно никак. Вот так и с гитарой. Польза может быть только в случае лишних 15 минут сверх значимого времени.
В-третьих, далеко не у всех есть навык отработки сложного пассажа с любой ноты. Большинство новичков продирается через сложное место, играя всю фразу с самого начала. То есть вместе с одним сбойным тактом многократно повторяются ещё три, с которыми проблем нет. Это непродуктивная трата сил и времени. У вас и так всего 15 минут, а вы их, фактически, используете только на четверть.
На мой взгляд, если нет возможности заниматься ежедневно, значительно продуктивнее делать это через день. Но хотя бы один академический час без разбивки. Не устаю повторять, что эта величина выведена веками педагогического опыта с учётом физиологии человека. Этого времени достаточно, чтобы разогреться, сформировать навык и выполнить очередную значимую задачу. Если постараться, то можно успеть за несколько минут ещё и проанализировать результаты урока.
В какое время суток заниматься на гитаре
В то, когда вы не засыпаете. Ибо сидение в одной позе и монотонное повторение упражнений не способствует приступам бодрости. Занятие превратится в неравную борьбу со сном. И через несколько таких раз вы его бросите. Не поможет даже раз в 10 минут вставать и разминаться, недосып победит.
Хотя само по себе делать несколько активных перерывов в течение занятия желательно. Статичное напряжение спины, таза с ногой на подставке, зажимы кровотока — всё это надо снимать. Но организм изначально должен бодрствовать, а не бороться со сном.
Грамотно определить с самого начала программу и график занятий для новичка дело неподъёмное. Поэтому придётся идти методом проб и ошибок. С другой стороны, идти по незнакомой местности с примерной картой лучше, чем вообще без карты.
В этом случае можно порекомендовать дневник бодрствования. Суть метода в том, чтобы несколько дней или даже недель наблюдать за своими биологическими часами. Просто записывайте каждый час в дневник своё состояние. Делать это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Потому что подробное описание ни к чему. Просто напротив каждого часа ставите в бумажке плюс, если бодрячок, и минус, если клонит в сон. Или ставите в телефоне почасовую напоминалку и кратко записываете на встроенный диктофон свои ощущения. Способов много.
Набрав достаточную выборку, легко выявить подходящие периоды подъёма сил и привязать к ним расписание занятий.
Как заниматься на гитаре рядом с орущими детьми
Многие молодые отцы, отдавая себя семье полностью, нуждаются в отдушине, не выходя из дома. Часто это бывает гитара. Как уже говорилось выше, возникает накладка. Хобби позволяет не отрываться от семьи, но именно это и мешает самому занятию.
Если это ваш случай, не пытайтесь демонстрировать стальные струны вместо нервов. Организуйте малышу удобное место с игрушками прямо перед собой. И спокойно поиграйте ему свои упражнения. Таким образом вы убьёте сразу трёх зайцев. Вдумчиво позанимаетесь — надо же думать, что и как играть ребёнку. Пообщаетесь с чадом больше трёх минут. И супруга отвлечётся. И может быть, даже отблагодарит.
Как потратить драгоценное время занятия с пользой
Как уже говорилось, прежде всего, надо спланировать урок. В это понятие входит и правильно подобранный репертуар «по зубам». Учить произведение не по силам — только тешить своё самолюбие пустой тратой времени и сил.
Пьесу своего уровня вы пройдёте с пользой и легко вспомните её при необходимости. Вам не придётся тащить за собой багаж пьес, которые надо повторять каждый урок. Иначе скоро весь урок будет уходить только на повторение произведений, которые вы никак не выучите.
Самоучки часто допускают ещё одну ошибку, начиная занятие с самой лёгкой части для разминки. Но тут есть одна не очевидная хитрость. Если начать, наоборот, с самого сложного задания, то усталость не будет мешать. Потому что накопится она к тому моменту, когда останется самое простое.
Самую трудную часть нужно отрабатывать медленно и вдумчиво. Это, во-первых, настраивает на рабочий лад с самого начала. А во-вторых, мышцы кисти получают качественный разогрев и растяжку.
Ещё одна фишка такого подхода заключается в том, что можно наглядно наблюдать прогресс обучения. Отработанная сложная пьеса становится всё более простой и перемещается в сторону конца занятия. Там она вытесняет уже совсем пройденные произведения. А в начало занятия приходят новые сложности, с которыми неизбежно происходит то же самое. Прогресс налицо.
Стать профи на гитаре за 10000 часов
В интернете довольно много статей и роликов о применении этого правила к обучению на гитаре. Книжка про гениев и лузеров в своё время наделала целую бурю в стакане воды. Якобы можно стать экспертом в чём угодно, практикуясь 10000 часов. Однако задайте себе несколько вопросов.
- Является ли уровень концертирующего виртуоза вашей целью?
- Хотите ли вы вообще гитарой зарабатывать?
- Проспав 10000 часов уже к трёхлетнему возрасту, вы эксперт по сну?
Возвращаясь к вопросу конечной цели обучения на гитаре, она, безусловно, должна быть. Иначе вы идёте, не зная, куда и не разбирая пути. Но цель формулируется не в виде потраченного на неё времени. Научись играть на гитаре за лето — такой же абсурд, как и за 10000 часов.
Произведения какого уровня вы хотите научиться свободно играть — вот главный вопрос. Лично я вижу свою ближайшую цель — уровень хорошего выпускника музыкальной школы по классу классической гитары. Исходя именно из этого я строю свои занятия и репертуар. А достигну я эту цель за 10 лет, за 5 или за 3 года — вопрос вторичный. Меня уже никто не выгонит из ДМШ за неуспеваемость. И сроки экзаменов я устанавливаю себе сам.
Тратить ли время на изучение нот?
Нужна ли вообще гитаристу нотная грамота — это отдельный большой вопрос. Но считать ли время, потраченное на сольфеджио, занятием гитарой? Безусловно, да. Всё дело в том, что изучение нотной грамоты не требует наличия инструмента и разогрева мышц.
Эту дисциплину как раз можно изучать по 10-15 минут в любой удобный перерыв. Да хоть в курилке на работе или в кровати перед сном. Почитать в туалете — вообще святое. Ну, или учебное видео, коих полно в интернете, посмотреть.
Важно то, что это занятие может никак не затрагивать время основного урока на гитаре. А, наоборот, с пользой дополнять его.
Длительность занятий на разных этапах обучения
Разумеется, по мере накопления опыта и навыков, необходимое для занятия время может варьироваться. Но это дальняя перспектива. На начальном же этапе важно выработать привычку регулярно заниматься. Начните с того времени, которое получается, анализируйте его, думайте. Приучите себя к регулярности занятий на гитаре. Для всех остальных вопросов решения со временем найдутся.
Добавить комментарий Отменить ответ
Гитара по-взрослому для самоучек
С 2016 года я самостоятельно учусь играть на гитаре. Это стало моей страстью. На моём сайте для таких же самоучек я с удовольствием делюсь тем, чему уже сумел научиться.
Источник
Статьи
«Сколько нужно времени, чтобы научиться играть на гитаре?»
Этот вопрос возникает практически у каждого, кто впервые берет инструмент в руки, однако ответ может быть крайне непредсказуемым! Для многих школ и преподавателей прогноз результата — это просто маркетинговый ход, чтобы привлечь учеников, поэтому будьте готовы услышать самые невероятные обещания, рассказы о чудесных превращениях новичков в профи и еще целую кучу баек 🙂
Как все устроено на самом деле?
Чтобы в этом разобраться, нам придется ответить на несколько вопросов:
• Первый – «Что мы понимаем под словом «играть»?»
• Второй – «Что мы уже умеем на данный момент? Обладаем ли мы хорошими музыкальными способностями?»
• Третий и самый насущный вопрос – «Сколько же действительно понадобится времени, чтобы овладеть инструментом на желаемом уровне?»
А желаемый уровень у всех разный! Что понимать под словом «ИГРАТЬ», каждый решает сам для себя! Для аккордов, а кому-то хочется быть новым Ваем, Сатриани, Томми Эммануэлем или Полом Голбрайтом.
Давайте попробуем выделить несколько основных уровней владения инструментом:
Уровень 1. Его достаточно для простого аккомпанемента, игры простых пьес, владения основными приемами. На вечеринке блеснуть перед друзьями точно сможете!
Уровень 2. Это более продвинутый уровень – игра развернутого аккомпанемента, небольших пьес, рифов и т. п. Теоретическая подготовка еще пока слаба.
Уровень 3. Хороший средний уровень. На этом этапе музыкант владеет всеми приемами игры, но их нужно продолжать совершенствовать. Пока не хватает стабильности и уверенности, но многие вещи (особенно 1-го и 2-го уровня) получаются без проблем. Уровень теоретической подготовки предполагает знание нот, цифровок, понимание ритма и т. д.
Уровень 4. То, что мы подразумеваем под профессиональной игрой. Внешне это выглядит так, как будто музыкант во время исполнения ничего не делает – настолько это легко. Это тот уровень, на котором можно сыграть все, что угодно! Порой нужно приложить больше усилий, чтобы выучить произведение, чем сыграть. На этом этапе музыкант полностью владеет технической стороной исполнительства, теорией, импровизацией (это не всегда касается классических музыкантов). На первый план выступает содержательность игры — так называемая музыкальность. Проще говоря, на этом уровне начинается искусство…
Для того, чтобы попасть на какой либо из этих уровней, потребуется совершенно разное время, при этом кому-то будет проще, а кому-то – сложнее. К примеру, если вы никогда не занимались музыкой – это одно, а если вы закончили ДМШ по классу фортепиано и вдруг решили научиться играть на гитаре – совершенно другое! Человек, у которого есть какая либо подготовка (даже если это было 10 лет назад, и вы все забыли), будет опережать того, кто занимается с «0».
Сюда же нужно отнести наличие базовых музыкальных способностей. К примеру, одно из самых главных – чувство ритма. Если оно есть, то вам будет значительно проще заниматься музыкой! (Проверить это несложно — любой профессиональный музыкант справится с этим за 10 минут.) Конечно, чувство ритма можно развивать, но зачастую это требует длительного времени.
Важно понимать, что все мы разные, и наличие даже небольшого стартового преимущества скажется очень быстро.
А теперь самое интересное!
Сколько нужно времени для достижения успеха?
Процитируем М.Гладуэлла (книга «Гении и аутсайдеры»): «В начале 1990-х гг. психолог Андерс Эриксон вместе с двумя коллегами провел исследование в Академии музыки в Берлине. С помощью преподавателей разделили на три группы. В первую вошли звезды, потенциальные солисты мирового класса. Во вторую — те, кого оценили как «перспективных». В третью — студенты, которые вряд ли могли бы стать профессиональными музыкантами. Всем участникам задали один вопрос: сколько часов вы практиковались с того момента, когда впервые взяли в руки скрипку, и до сегодняшнего дня?
Студенты, считавшиеся лучшими в классе, упражнялись больше всех остальных: к девяти годам по шесть часов в неделю; к 12 — по восемь часов; к 14 — по 16, и так до 20 лет, когда они стали заниматься — то есть целенаправленно и сосредоточенно совершенствовать свое мастерство — более чем по 30 часов в неделю. Таким образом, к 20 годам у лучших студентов в общей сумме набиралось до 10 000 часов занятий. У средних студентов количество часов составляло 8 000, а будущие учителя музыки репетировали не более 4 000 часов.
После этого Эриксон с коллегами сравнили профессиональных пианистов Была выявлена аналогичная закономерность.
Любопытен тот факт, что Эриксону с коллегами не удалось найти ни одного человека, который добился бы высокого уровня мастерства, не прикладывая особых усилий и упражняясь меньше сверстников».
Вот и ответ! Как видите — чудес не бывает, и когда вам обещают научить играть за месяц – не верьте! Даже если вы будете заниматься по 8 часов в сутки, за месяц вы наберете всего 192 часа, да и это не реально, так как на старте вы просто не сможете просидеть с инструментом и часа – вы устанете.
Но раз уж мы все же решили назвать сроки достижения результата, давайте считать. Возьмем «идеальный» вариант учащегося: нигде не учился, но обладает нормальным чувством ритма. Для каждого уровня за точку отсчета примем игру с «0».
Для того чтобы попасть сюда, действительно много времени не потребуется. 500 часов занятий будет вполне достаточно. Возьмем условия, когда человек работает и на гитару не сможет уделять так много времени, как профи. Будем постепенно повышать продолжительность занятий.
1-й месяц достаточно 30 минут в день – это 15 часов (30 дней).
Со 2-го по 4-ый месяц занимаемся по 60 минут – это еще 90 часов (90 дней).
Далее повышаем время занятий до 1,5 часов – это уже максимум для большинства. Для того чтобы добраться до заветных 500 часов, в таком режиме нам потребуется еще 263 дня. Итого: 368 дней — проще говоря, 1 год.
Сюда попасть уже сложнее, но вполне реально! 2 000 часов будет хорошим ориентиром. Увеличиваем продолжительность занятий до 2-х часов в день. С учетом того, что мы уже на 1-ом уровне и занимаемся 368 дней или 500 часов, в новом режиме нам потребуется еще 750 дней для достижения 2 000 часов. Итого: 1 118 дней или приблизительно 3 года и 1 месяц.
Это уже серьезно, ставки растут, обстановка накаляется, ведь нам нужно минимум 4 000 часов! То есть придется добавить 2 000. Повышаем время занятий до 3-х часов в день и получаем еще 667 дней. Итого: 1 785 дней, либо почти 5 лет (4 года и 11 месяцев). И помните – это минимум
Идем Потребуется еще 6 000 часов для достижения заветных 10 000. Напряжемся и ринемся в бой, занимаясь по 5 часов в день. В таком ритме нам нужно еще 1 200 дней, добавим это к нашим 1 785-ти, итого: 2 985 дней – это 8 лет 2 месяца и 5 дней!
Теперь можно выдохнуть.
Как видите, музыка – это кропотливый труд, но очень увлекательный и интересный! Конечно, мы рассмотрели идеальные условия, в действительности заниматься в таком темпе почти невозможно и времени потребуется чуть больше. Кроме того, если у нас есть проблемы с ритмом, придется работать на 20-30% больше. Но есть и хорошая новость: если вы окончили ДМШ или уже играете какое-то время, можете немного скинуть.
Главное, помните: на первых 3-х уровнях наличие преподавателя неизбежно, причем желательно профессионального)). Иначе время увеличится еще в так как вам придется изобретать велосипед, а это всегда затягивается…
© При перепечатке статьи обязательно указывать источник:
Источник