Время звучания струны гитары

Все о струнах

Многие гитаристы, как новички, так и зрелые музыканты, наряду с повышением уровня аккомпониаторского искусства, стремятся достигнуть и лучшего звучания, вследствие чего подвергают свои инструменты тем или иным техническим усовершенствованиям.

Это могут быть следующие меры, нацеленные на модификацию гитары: замена звукоснимателей и потенциометров, выбор нового материала порожков, полная смена грифа или деки гитары, поскольку другой сорт дерева даст и новый тон.

Такие операции порой действительно приводят к желаемому результату и существенно изменяют звук инструмента. Однако всегда ли в этом есть необходимость? Ведь найти желаемый тон можно и другим, менее трудоемким способом – всего лишь сменив сплав и калибр струн, что, безусловно, намного проще и дешевле.

В нашей статье мы как раз и поговорим об этом несложном и эффективном варианте изменения звучания инструмента. Но в таком случае нам придется глубже разобраться в существующих типах струн, как для электрической гитары, так и для акустики, кроме того, рассмотреть вариации разных сплавов и покрытий, видов обмотки, калибров, технологических тонкостей изготовления и произвести оценку влияния всех перечисленных факторов на звучание гитары.

Материал, использующийся в производстве струн

Струны из кишок

Первые струны человек научился производить из жил и кишок животных, в основном – представителей домашнего скота: коров и овец. Для лучшего понимания представьте себе сарделечную оболочку, предельно тщательно вычищенную и хорошо высушенную. В примитиве, примерно такова была и технология изготовления струн, но на практике, конечно, существенно сложнее. Сначала по несколько дней жилы вымачивали в воде и очищали при помощи золы. После их вытягивали, выскабливали, скручивали и переплетали. Наконец, отбеливали диоксидом серы, просушивали, отшлифовывали речным песком, снова чистили и промазывали растительным маслом.

Читайте также:  Гитара как человеческая душа передающая послание миру всего через шесть струн

Такие струны получили вполне логичное название «органические». Звучание органических струн по праву радовало наших предков благодаря своей мягкости. Но был и недостаток – постепенно они начинали ссыхаться и приходить в негодность по причине повышающейся ломкости и хрупкости. Еще один нюанс – после продолжительной игры на инструменте на подушечках пальцев сохранялся характерный масляный запах. Кстати, представители современной классической и испанской школ игры на гитаре все еще используют схожую технологию. Правда, подобное изготовление сохранилось лишь для струнного сердечника, оплетка применяется уже строго из металла.

В настоящее время струны бывают нейлоновыми или металлическими.

Нейлоновые струны

Органические струны оставались актуальны вплоть до начала Второй мировой войны. Дело в том, что войн такого масштаба, с таким неимоверным количеством раненых на полях сражений – история еще не знала. Военной медицине требовались значительные количества тех самых животных кишок, что использовались для выпуска гитарных струн. Одновременно французская компания «Дюпон» начала производить свою новую разработку – синтетический материал «нейлон». Он обладал отличными прочностными характеристиками, был легким на вес и стал успешно применяться в текстильной отрасли, для пошива одежды, изготовления парашютных строп и лески для ловли рыбы.

Острый дефицит заготовок из кишки навел мастера Альберта Августина на удачную мысль использовать нейлон для изготовления гитарных струн. Результатами этого эксперимента были ошеломлены все. Прочность и текстура новых изделий отличались от старых параметров, и как следствие, неузнаваемо поменялось звучание. Фирма «Альберт Августин» поныне остается непревзойденным лидером в производстве нейлоновых струн.

В наши дни нейлоновыми струнами пользуются приверженцы классической школы игры на гитаре. Данные наборы обычно обходятся без ограничительного кольца на конце струны, так что их приходится прикручивать непосредственно к бриджу. Но стали появляться и с кольцами. Толстые струны состоят из нейлонового сердечника и бронзовой либо никелевой оплетки.

В 17 веке появляются первые толстые струны с применением обмотки, сильно напоминающие рояльные. А к 19 столетию на гитаре все чаще можно было встретить привычный для нас сегодня шестиструнный комплект.

Металлические струны

Сейчас без металлических струн невозможно себе представить ни электрическую, ни бас-гитару. Струны могут быть плоские или в оплетке, разного состава и покрытия. Вообще, струны с обмоткой – это наследство фортепиано и рояля, где они применялись изначально. Но с приходом на авансцену музыкальных инструментов электрической гитары стали появляться и такие нововведения, как гибкость, эластичность, малый диаметр струн, что вкупе вывело эту важнейшую деталь струнного музыкального инструмента на совершенно новую ступень качества.

Базисными требованиями к модифицированию струн в итоге стали:

— усиление магнитных свойств для наилучшего контакта со звукоснимателем;

— увеличение показателя долговечности благодаря повышению прочностных характеристик;

— сопротивление коррозийным и окислительным процессам.

Оплетка

Круглая оплетка

Включает в себя круглый сердечник, на который спирально намотана проволока круглого сечения. Производство круглой оплетки не представляет больших сложностей и вполне дешево. Она дает среднее натяжение и звонкий тон. Это лидер по популярности среди имеющихся на рынке оплеток; хорошо подходит как для электрических, так и для акустических гитар.

Шероховатость струн с круглой оплеткой – больше, чем с плоской, но меньше, чем с гексагональной (шестиугольной) оплеткой. Поэтому износ ладов будет примерно средним, и такие приемы игры, как слайд, также будут даваться со средней сложностью.

Плоская оплетка

Для производства струн с плоской оплеткой приходится задействовать несколько усложненные технологии производства, в связи с этим изделие всегда имеет достаточно высокую цену. Сердечник в данной вариации круглый, но сечение намотанной на него проволоки представляет собой квадрат с закругленными углами.

Такой тип обмотки дает особую бархатистость тона с великолепным низом и смягченным верхом, что очень изящно, например, умеют использовать в своих экспрессивных музыкальных зарисовках джазмены. Благодаря плоской поверхности струн дольше прослужат и лады.

Полукруглая оплетка

Это в некотором роде гибрид между двумя предыдущими видами струн, причём не только технических, но и по звучанию.

Технологический процесс изготовления этих струн такой же, как у струн с круглой оплёткой, т.е. на сердечник навивается круглая проволока, однако после этого поверхность струны шлифуется либо используется пресс для придания плоского профиля поверхности струны.

При всех ухищрениях струны с полукруглой оплёткой не так популярны, как остальные подвиды. Чаще их используют бас-гитаристы для игры на безладовых басах.

Гексагональная оплетка

Конструкция данной оплетки представляет собой шестигранный сердечник с намоткой круглой проволоки. Стоимость такого изделия примерно совпадает с ценой круглой оплетки.

Тон у данных струн намного выразительнее благодаря плотному взаимодействию сердечника и оплетки. Прослужат они достаточно долго, но острота их ребер значительно сократит ресурс ладов и, скорее всего, доставит небольшой дискомфорт в процессе игры.

Калибр струн

Такая терминология принята для определения диаметра струны, а измеряется калибр – в сотых долях дюйма, которые для ясности отечественного потребителя иногда переводятся в миллиметры.

Калибр не менее важен, чем материал, из которого выполнены струны.

Громкость звука, комфортность игры, длительность взятой ноты – на все эти составляющие при подборе струн также влияет их калибр. В основном, струны с большей толщиной обеспечивают наиболее громкий и плотный звук. Это напрямую связано с соотношением массы струны с единицей ее длины – оно позволяет с меньшими потерями передавать колебательную энергию струны корпусу и струнодержателю. Хотя – имея дело с тонкими струнами – возникает меньше сложностей с игрой, подтяжками, прижатием струны к грифу и т. д. В общем-то, проблема громкости сейчас благополучно снята применением высокочувствительных звукоснимателей, дающих насыщенный звук даже с тонкой струны.

Обратите внимание, что при этом на качество звука будут в большей мере влиять звукосниматели, чем материал корпуса. Когда стоят толстые крупнокалиберные струны, дерево начинает заметно резонировать. Многие музыканты издавна знакомы с такой фишкой и не прочь воспользоваться ей, выбирая инструмент с явственной отдачей от струн. Скажем прямо, сильный резонанс не определяет хороший звук, однако возникает потрясающее ощущение, будто дерево «поет» при игре. Такой эффект очень многим приходится по вкусу.

Калибр повелось указывать согласно толщине первой струны набора. Например, на фабричной этикетке фирмой-изготовителем указываются следующие параметры: 010-013-017-026-036-046. Это значит, что диаметр первой струны – 0,01 дюйма, а шестой – 0,046 дюйма (1 дюйм равен 25,4 мм). В нашем случае набор имеет 10 калибр.

В музыкальных магазинах вы сможете приобрести наборы, начиная с 8 и заканчивая 13 калибром. Для начинающих гитаристов, а также исполнителей, исповедующих легкие стили, рекомендуется остановить выбор на малом калибре (8 или 9). Чем жестче ваш стиль игры, тем больше понадобится калибр. 10 и 11 – этакая золотая середина, которая, если не углубляться в частности, подойдет фактически всем.

На струнах малого калибра проще осваивать игру на гитаре, «набивать» пальцы, практиковаться в бэндах и быстрых пассажах. Но и у крупного калибра есть плюсы, которых не отнять – они прибавляют звуку своеобразной плотности. Стоит знать еще и о том, что чем больше выбранный калибр, тем существеннее нагружается гриф и бридж. Не выбирайте большие размеры струн для гитар сомнительного качества – такое совмещение может закончиться поломкой инструмента.

Советы по уходу

Чтобы струны прослужили вам максимально долго, за ними важно обеспечить соответствующий уход.

Во-первых, струны надлежит всегда держать в чистоте. Начинающим музыкантам следует ввести себе в правило не брать инструмент в руки, предварительно не помыв их с мылом. После игры струны желательно протирать сухой чистой тканью, ведь даже при соблюдении всех санитарных норм на струнах все равно будут оставаться частицы грязи и ороговевшей кожи, а также следы пота. Все это неминуемо приводит к образованию окислов, неблагоприятно влияющих на звучание инструмента.

Во-вторых, как минимум раз в неделю надо обрабатывать струны спецсредством для их очистки. Сегодня на рынке средств по уходу за струнами представлен широкий спектр специально разработанных жидкостей, качественно удаляющих жировые и грязевые скопления с поверхности струн. Как альтернатива фирменным средствам, подходит использование для данных целей и обыкновенных спиртосодержащих составов – при условии аккуратного контакта со струнами и непопадания их на другие части инструмента.

Существуют и специально разработанные смазки, изготавливающиеся из минеральных масел. Они обеспечивают образование тончайшей защитной пленки на поверхности струн, что с равной эффективностью позволяет предотвращать их загрязнение.

Все перечисленные мероприятия по уходу за струнами гарантированно увеличат срок их службы и благоприятно отразятся на желаемом звучании инструмента.

Рекомендуемая частота замены струн

Вообще, не принято говорить о каком-то твердо фиксированном сроке службы струн. Пожалуй, в этом вопросе все индивидуально. Отдельные гитаристы меняют комплект струн после каждой репетиции, а тем более концерта. Другие музыканты без проблем и нареканий пользуются одним комплектом от года и дольше. Но если вы настаиваете на конкретных цифрах, то все же рекомендуется производить смену струн каждые 2 месяца. Практикуете игру на гитаре до 10-12 часов в сутки? Тогда смену комплекта желательно производить еженедельно. При игре менее часа в сутки, комплект отлично прослужит вам полгода и даже чуть дольше.

Иными словами, многое зависит от интенсивности игры на музыкальном инструменте. Износ струн у профессионалов происходит гораздо быстрее. У любителей, имеющих возможность ограничить интенсивность игры на гитаре, эти сроки больше. Однако любители не всегда могут четко определить, настал ли момент для замены. Укажем на некоторые очевидные факторы, которые помогут это установить:

1. Внешние признаки износа, как-то: появившаяся коррозия, царапины и разрывы в обмотке;

2. Понизившаяся яркость звука; появившееся ощущение глухоты звучания, нехарактерной для свежего комплекта;

3. Плывущий строй: настройка становится некомфортной и в итоге невозможной.

Советы по замене струн

Начинающие гитаристы уверены в том, что смена струн – простейшая процедура, не таящая в себе никаких хитростей. Но свои нюансы есть везде, и процесс замены струн – тоже не исключение. Например, не рекомендуем вам снимать все струны разом. Подобный опрометчивый шаг может вызвать деформацию грифа. Поэтому меняйте струны пошагово, начиная с первой (тонкой). И лишь поменяв ее, переходите ко второй. Аналогичным же образом – далее до шестой (самой толстой). Учтите, в случае деформации грифа, нормальная настройка станет впредь невозможной.

Произведя правильно замену струн, переходим к подстройке мензуры и высоты струн. Обращаем ваше внимание: новые струны будут тянуться еще 2-3 дня, поэтому после нескольких начальных настроек строй еще будет уползать на 1-2 тона. Это в порядке вещей и не стоит ваших преждевременных беспокойств.

Будет иметь значение и число витков на колках инструмента. Их излишнее количество будет провоцировать постоянное расстройство гитары, недостаточное – заставлять проворачиваться колок вокруг струны. Для 1 и 2 струны рекомендуется делать 4-5 витков, для 3 струны – 3-4 витка, а для толстых струн будет достаточно 2-3 витков.

Резюме

Как вы смогли увидеть из нашего обзора, существующее разнообразие сплавов и калибров струн не позволяет выделить некий идеальный набор – для каждой индивидуальной задачи потребуется выбирать соответствующие струны. Поэтому следует изначально определяться с приоритетами, какие свойства для вас важнее: комфортность игры, яркость тона, срок службы или внешний вид. Надеемся, что воспользовавшись нашими рекомендациями, каждый музыкант, вне зависимости от стажа игры на гитаре, обязательно подберет для себя самый оптимальный вариант!

Широкий ассортимент струн по приятным ценам вы всегда можете найти на нашем сайте в разделе струны

Источник

Полный гайд по струнам. Часть 1 — калибр струн.

Этой статьёй я начинаю целый цикл, призванный дать исчерпывающую информацию и отмести все вопросы, касающиеся замены струн на вашей гитаре. Идея этой статьи навеяна наблюдаемым мной тотальным непониманием, как извлечь максимальную пользу из струн своей гитары, среди начинающих и даже продвинутых гитаристов. А, между тем, струны – пожалуй, главный элемент вашей гитары – ведь именно струны обеспечивают взаимодействие гитариста и его инструмента. Каким бы мощным ни был ваш мотор и какими бы навыками вождения вы ни обладали, без подходящих покрышек ваша машина не уедет далеко. О струнах можно сказать то же самое.

Сегодняшняя, первая из цикла, статья посвящена вопросам выбора струн, а именно — подбора подходящего калибра. Вопрос выбора марки и общего подхода к струнам я рассмотрел в своей предыдущей статье – настоятельно рекомендую ознакомиться. А сегодня поговорим о том, какие именно струны нужны вам и вашей гитаре. ВНИМАНИЕ – в этой статье будет много цифр, но все они исключительно важны для каждого гитариста, поскольку образуют понимание собственного инструмента, поэтому отнеситесь к этой информации максимально серьёзно! Поехали.

Пожалуй, первый вопрос, который задают себе гитаристы, намереваясь сменить струны – «какой калибр выбрать?». Некоторые приходят в музыкальные магазины и мучают продавцов, некоторые полагаются на мнение блогеров, некоторые просто покупают наобум. Наша же с вами задача – максимально подготовиться к моменту покупки струн и прийти в магазин с чётким пониманием, что именно вам нужно.

По поводу калибра струн сказано уже столько, что можно писать целую книгу, поэтому не ругайтесь, если информация покажется вам очевидной для каждого – поверьте, это не так. Итак, как маркируется калибр струн? Обычно комплекты струн маркируются двумя цифрами – толщиной 1 и 6 струны. Так, например, струна калибра 9 – это струна толщиной 0,009 дюйма (1 дюйм равен 2,54 сантиметра), а 42 – толщиной 0,042 дюйма. Аналогичным образом маркируются и отдельные струны, которые также можно найти в продаже.

Выбор необходимых именно вам струн целиком и полностью зависит от трёх факторов, которые мы разберём по пунктам.

Первое – музыка, которую вы играете. Многие начинающие гитаристы считают, что чем тяжелее и мощнее их музыка, тем толще струны им нужны. Понять эту логику весьма нетрудно – многие популярные звёзды метала играют на толстенных 12-60 или даже больше. Однако, не всё так просто. На самом деле толщина струн напрямую не зависит от музыки, которую вы играете. Качественный метал, например, можно получить как из тоненького комплекта 8-42, так и из 13-62.

Откуда взялся стереотип «чем толще – тем лучше»? Всё очень просто. Развитие метал-музыки привело музыкантов к тому, что для получения большей тяжести нужно понижать строй гитары. А, как многие знают, чем ниже настроена нота струны, тем слабее струна натянута. В то же время чем больше толщина струны, тем более низкую ноту она будет воспроизводить при равной силе натяжения. Если вы попробуете опустить строй вашей гитары хотя бы в Drop C, то поймёте, что играть на таких струнах попросту невозможно – они провисают, уходят в нестрой при малейшем ударе, а высечь из них чёткие ноты не получается никакими ухищрениями. Всё дело в недостаточном натяжении. Выход из этой ситуации — более толстые струны, позволяющие сохранить исходную силу натяжения при пониженной высоте звучания струны. А поскольку почти весь современный метал сводится к пониженному строю, возникло мнение, что «для тяжелого метала нужны толстые струны». Но теперь мы с вами знаем – толщина струн зависит от необходимого строя гитары, а не непосредственно от музыки, которую вы играете. Это очень важно понимать, ведь даже самый интеллигентный джаз можно играть в C-Standard, и всё равно для этого понадобятся толстые струны.

Второй фактор – ваш музыкальный инструмент. Речь идёт о мензуре. Ни для кого не секрет, что в электрогитарном мире существуют два стандарта – Gibson и Fender, а именно мензуры 24,75 дюймов (Gibson) и 25.5 дюймов (Fender). Мензура – есть длина рабочей части струны между точками опоры (перегиба струны) на верхнем порожке и бридже. Именно изменение длины рабочей части струны с помощью ладовых порожков и обеспечивает существование нот на электрогитаре – чем короче рабочая часть, тем выше звучит струна. Исходя из этого, становится понятно, что при более длинной мензуре и одинаковом натяжении одна и та же струна будет звучать ниже, нежели при более короткой мензуре. Но, нам с вами необходимо получить нормальное играбельное натяжение и одинаковую высоту звучания, и мы помним, что чем толще струна, тем ниже её нота при одинаковом натяжении. Поэтому для гитар с мензурой 25,5 дюймов потребуются более тонкие струны, нежели для гитар с «Гибсоновской» мензурой.

Третий фактор – ваш навык игры. Дело в том, что в одном и том же строе струны разной толщины будут вести себя по-разному. Более толстые струны будут иметь более сильное натяжение и потребуют более резкой атаки, чтобы их «раскачать», более тонкие – наоборот, требовательны к дозированной силе удара и при её превышении создадут беспощадные «нестроевичи». Кроме того, на струнах с более сильным натяжением сложнее делать бенды и вибрато, а менее натянутые струны, наоборот, потребуют более точных усилий, чтобы попадать в нужные ноты. Поэтому выбор струн зависит от того, овладели ли вы базовыми навыками игры, или же только учитесь играть.

Теперь, имея основные теоретические знания, перейдём к практике. Если вы – новичок, и только осваиваете электрогитарное искусство, то настоятельно рекомендую пренебречь вашим любимым стилем и обратить внимание на универсальные комплекты струн. В вашем случае практически без раздумий можно покупать струны калибра 9-42, если у вас гитара с мензурой 25,5 дюймов, и 10-46, если ваша гитара имеет мензуру 24,75 дюймов. Почему так? Дело в универсальности. Эти комплекты струн обеспечат правильное натяжение струн на вашей гитаре в стандартном строе, в котором вы, как начинающий гитарист, скорее всего и будете играть. Благодаря оптимальному натяжению, именно на таких комплектах вам будет комфортнее всего учиться делать подтяжки и вырабатывать навык атаки, который обеспечит нужную чёткость без «нестроя». Со временем у вас выработаются предпочтения относительно играемой музыки, а также появится ясность, какой именно инструмент вам нужен, и в каком строе он будет играть. Тогда-то вы и сможете осознанно подобрать комплект струн под себя, а пока воспользуйтесь стандартными решениями.

Если вы — продвинутый гитарист, имеющий понимание, какую музыку будете играть, и обладающий нужным инструментом, то держите методику подбора струн. За основу возьмите те же самые стандартные решения – 9-42 для гитар с мензурой 25,5 дюймов, 10-46 – для гитар с мензурой 24,75 дюймов. Затем увеличивайте порядок толщин, пока не достигнете нужного строя. Для примера, если для строя Е-Standard вы используете струны 9-42, то для понижения в D-Standard вам потребуется комплект 10-46, в C-Standard – 11-52, и так далее. Если же ваша стихия – Dropped-строй, то вам подойдут комплекты с более толстыми басовыми струнами и стандартными «нижними». Так, например, для Dropped D вам подойдут 9-46, для Dropped C – 10-52, и так далее. Соответственно, если ваша гитара имеет мензуру 24,75 дюймов, то используйте следующие по толщине струны относительно вышеописанных. Это поможет вам сохранить те же самые ощущения при игре, сместив при этом строй к необходимому. Важно – если вы пользуетесь промежуточными строями, то используйте струны, предназначенные для более низкого строя. Так, например, для игры в Ре-диез-Стандарт вам понадобятся струны, соответствующие строю Ре-Стандарт.

Возникает вопрос – а что делать с более тонкими струнами? Более тонкие струны калибра, например, 8-38, вам могут пригодиться в двух случаях. Первый – если вы являетесь соло-гитаристом, и ваша игра изобилует бендами и не требует ломовой атаки. В таких случаях используйте более тонкие струны, чтобы было возможно делать более высокие подтяжки. Естественно, нужную силу атаки придётся нащупывать. Вот почему заниматься подобным я рекомендую людям, уже освоившим на должном уровне базовые навыки игры. Соответственно, понижая строй, смещайте порядок толщины струн до уровня более высокого строя.

Второй случай – повышающий строй. Никто не может запретить музыканту повысить строй своей гитары в, скажем, Фа-диез-Стандарт. Именно для этого вам и пригодятся тонкие струны. Правило всё то же – с каждым тоном повышения строя уменьшайте порядок толщины струн.

Этой информации, на мой взгляд, более чем достаточно, чтобы каждый гитарист смог подобрать подходящий ему калибр струн. Поэтому на этом часть, посвящённую калибру струн, предлагаю закончить. В следующей статье мы рассмотрим, из чего и как делают гитарные струны, и как выбрать материал своих будущих струн – обязательно подпишитесь, чтобы не пропустить! Также ставьте лайк, если статья была полезной или хотя бы интересной, пишите одобрительные комментарии, если согласны с моими мыслями, или смело напишите, в чём я ошибаюсь – обязательно всех выслушаю!

Источник

Оцените статью