- Уроки пианино online
- Блюзовая гамма
- Ещё видеоуроки и курсы от Сергея Филимонова:
- 4 комментария к записи “Блюзовая гамма”
- Оставить комментарий
- Блюзовый лад
- Chord Scale Theory
- Что такое гаммы, для чего они и как их играть?
- Зачем нужно играть гаммы
- Аппликатура
- Виды гамм
- Прямая гамма
- Расходящаяся гамма
- Гамма в терцию
- Гамма в сексту
- Гамма в дециму
- Гаммы развивают
- С какой гаммы начать
- Мажорные гаммы
- Минорные гаммы
- Гармонический минор
- Мелодический минор
- Хроматическая гамма
- Арпеджио
- Короткие арпеджио
- Длинные арпеджио
- 11 Арпеджио
- Из чего состоят 11 арпеджио:
- Двойные терции
- Как заниматься
- Также полезно играть разными штрихами
- Использовать разную динамику
Уроки пианино online
Блюзовая гамма
Одним из самых интересных способов импровизации является импровизация по блюзовой гамме. Эта гамма используется всеми блюзовыми музыкантами и представляет собой минорную пентатонику с добавленной пониженной пятой ступенью.
Более подробно о блюзовой гамме смотрите в видеоуроке ниже (этот урок является первым уроком из курса «BLUES MASTER»:
Ещё видеоуроки и курсы от Сергея Филимонова:
Детские:
1. Чип и Дэйл — играем заставку к мультфильму
2. Фиксики — песня, играем на пианино
3. Маша и медведь — песенка «Большая стирка», «Про следы», «Маша играет на рояле»
ещё детские песни…
Обучающие курсы по игре на фортепиано:
1. «10 шагов к музыкальной свободе» — курс по свободной игре на пианино, изучив который Вы сможете подбирать и играть любимые песни, а также импровизировать и сочинять музыку.
2. «Первые шаги» — курс для начинающих, кто ещё совсем не умеет играть на пианино.
3. «Ballad Style» — стиль баллад на фортепиано. Вы научитесь играть медленные и мелодичные композиции в стиле Элтона Джона, Yiruma и других.
Ещё обучающие курсы…
4 комментария к записи “Блюзовая гамма”
Сергей, мне очень помогают твои уроки! Большое спасибо!
Спасибо за отзыв! Очень приятно, что я могу кому-то помочь! 🙂
Спасибо огромное Сергей. Ваши видео уроки это просто чудо.
Спасибо за базовые уроки.
Начинает получаться.
Сергей, а вы можете записать игру на пианино — заставки из мултфильма «четверо в кубике»?
Оставить комментарий
Поделитесь информацией о нашем сайте в социальных сетях:
Мы принимаем к оплате:
Многие думают, что научиться играть на фортепиано очень сложно и для этого просто необходим хороший преподаватель, который будет неусыпно следить за учеником. Конечно, грамотный преподаватель — это всегда большой плюс, но самое главное — это Ваше большое желание НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ. Многие великие пианисты были самоучками, несмотря на то, что фортепиано всегда считался одним из самых сложных инструментов. Святослав Рихтер, например, начал карьеру пианиста ещё до того, как поступил в профессиональное учебное заведение, а до двадцати двух лет он оставался просто самоучкой. Рэй Чарльз стал слепым в семилетнем возрасте, но тем не менее, он стал одним из самых известных музыкантов США, перед которым преклонялись многие другие известные музыканты. Мишель Петруччиани считался одним из лучших джазовых пианистов Франции и имел орден почетного легиона, хотя не дотягивался даже до педалей, т.к. был карликом. Каждый из этих людей верил в себя и свой талант, несмотря ни на что и победил. Вы тоже сможете, если не будете сомневаться. Наша школа поможет Вам в этом.
Кое-кто скажет: «У меня нет музыкального слуха, поэтому играть на пианино я не смогу»! Это большое заблуждение. Человечество существует много тысячелетий и более или менее талантливые люди по отношению к музыке. Однако, если Вы слышите музыку, чувствуете её ритм и Вам хочется её сыграть, то нельзя сказать, что Вы «полный ноль». Многие не умеют петь то, что хотят спеть, но это уже касается в большей степени способности «управлять голосом», а не музыкального слуха. Огромное количество музыкантов отлично играют музыку, но абсолютно не умеют петь. Поэтому ничто не мешает Вам самостоятельно научиться играть на фортепиано, изучая видеоуроки и курсы нашей онлайн-школы фортепиано. Мы всегда оказываем помощь и поддержку нашим ученикам, а если в итоге у Вас ничего не получится и Вы будете недовольны качеством Вашего обучения, то мы полностью вернём Вам деньги.
Источник
Блюзовый лад
Уникальное явление ладовой системы современной музыки, которое повлияло на развитие таких жанров, как джаз, рок, фанк, метал и, конечно же, современная поп-музыка. Именно так можно описать блюзовый лад.
О нем можно говорить много и рассматривать с разных сторон. Американские музыковеды посвящают диссертации исследованию феномена блюзового лада и структуры блюзовой мелодики. Мы же в этой статье попробуем провести ликбез и рассмотреть тот минимум, который нужно знать современному музыканту для понимания структуру блюзового лада.
Что такое блюзовый лад и какие в нем ноты/ступени?
Первая проблема, с которой сталкивается музыкант это само строение блюзового лада. И проблема состоит в том, что нет какого-то одного блюзового лада, а есть различные варианты блюзовых ладов, которые имеют один общий корень/принцип, который является фундаментальным.
Это принцип блюзовых ступеней или блюзовых нот.
Давайте попробуем разобраться с тем, что такое blue notes, как их называют в Америке.
Как известно, блюз это музыка, которая возникла в Америке на основе традиций африканской музыки. В Африканской музыке, как и в музыке большинства народов не было никакого понятия о темперации, соответственно их слух по умолчанию был настроен на восприятие более мелкого деления целого тона (не на полтона, а на ¼, 1/3 и тд).
Можно предположить, что понижение ступеней в африканском звукоряде было своеобразным способом получения более печальных мелодий.
Попав в музыкальную культуру с темперированным строем африканцы начали накладывать свои грустные мелодии на темперированную гармонию. Соответственно, так как они не знали, что в мажорном трезвучии терция большая, а квинта чистая, то по привычке продолжали петь их в привычном им строе.
Слух же европейского человека услышал в этом наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию. И так как в нотной записи ¼ тонов нет, то записывать ступени в блюзе стали на полтона ниже, тем более инструментов для исполнения четвертьтонов не было, а самый просто способ получить блюзовое звучание на фортепиано это сыграть 3b ступень, на мажорное трезвучие.
Так и появилось понятие блюзовых тонов.
Если проанализировать мажорную гамму, которая очевидно была навязана африканцам, как стандарт, то легко заметить, что понижать в ней можно 2, 3, 5, 6, 7 ступени.
Но здесь нужно вспомнить, что в африканской культуре мажорной гаммы нет и африканцы по привычке продолжали мыслить пентатоникой, которая является основной музыки практически всех культур.
Теперь идем дальше
Наложение концепции пентатоники и блюзовых ступеней на кальку мажорного лада дает нам следующую схему:
Пентатоника в самом популярном виде
Пример фразы из соло Joe Farrell в чистой пентатонике (Db/Bbm)
Мажорная гамма
Наложение пентатоники на мажорную гамму с понижением на 1/4 тона 3, 5 и 7 ступеней:
Похожая концепцию излагается здесь Oliver, Paul. «That Certain Feeling: Blues and Jazz… in 1890?» p.13, Popular Music, Vol. 10, No. 1, The 1890s. (Jan., 1991), pp. 11-19. Cites Rudi Blesh
Получили блюзовую гептатонику – своеобразный прообраз блюзового лада.
Так как африканская душа очевидно стремилась сохранить пентатоническое звучание в таком гибриде африканской и европеской гаммы, то было проделано следующее – расстояние в увеличенную секунду между 5b и 6 было ликвидировано путем отсечения 6 ступени, как нарушающей пентатоническое звучание, а вместо нее была добавлена натуральная 5 ступень, вторая ступень так же была пропущена для приведения пентатоники к первичному виду.
В итоге появилась блюзовая гексатоника или, как ее неверно называют, блюзовая пентатоника. Пониженные ступени сделали просто бемольными:
Это один из самых популярных вариантов блюзовой гаммы, который будет звучать по блюзовому только при использовании ¼ понижения 3, 5 и иногда 7 ступени. Именно такой эффект создают микробенды на гитаре и духовых инструментах и его имитируют пианисты с помощью форшлагов.
Дальнеший процесс развития блюзового лада шел по пути внедрения блюзовых ступеней и ходов в привычные для европейцев лады.
Основой этого стало полутоновое разрешение блюзовых нот и понижение все тех же 3, 5,7 ступеней.
Как мы видим, блюзовая гекстоника имеет минорное наклонение. Но гармония блюза при этом мажорна, наложение блюзового лада на блюз гармонию создает своеобразный полимодальный эффект.
Для более мажорного звучания используется разрешение 3b в 3, а иногда и 7b в 7. Так получается 9 нотный блюзовый лад:
Если привести этот лад к пентатоническому виду, то получим такую структуру:
Такой лад условно можно назвать мажорной блюзовой пентатоникой.
Таким образом, мы видим, что есть 2 вида блюзовой гекстатоники, а также несколько видов 7,8,9 ступенных ладов.
Главная особенность формирования блюзового лада основана на его фрагментированности, то есть лад возникает, не как цельная 6, 7, 8, 9, 10 нотная структура, а как набор секвенцированных ячеек:
То есть, простые 3-4 нотные попевки, будучи секвенцированными дают структуры вплоть до 11 нот. Пример скоростного пассажа из песни 6: 00 Dream Theater. Здесь использованы 2 хроматические ячейки в блюзовой пентатоник
Особняком стоит минорный лад, так как он не типичен для блюза, то его использование более характерно в рок-музыке. По сути, структура ячеек не меняется, за исключением 3 ступени, которая остается в одном виде, остальные ходы вполне типичны для минора. Получаем такой 9 нотный лад:
Пример лика из Whole lotta love Led Zeppeling с использованием дорийского с блюзовыми нотами:
Завершающий лик в это соло использует уже мажорный лад в качестве основы с характерным заострением интонации 3b — 3.
Еще один пример фразы в блюзовой октатонике 1 3b 3 4 5b 5 6# 7 — SRV Lenny:
Еще один пример хроматизации блюзового лада Blues Etude Оскара Питерсона:
Исходя из вышесказанного легко сделать следующие выводы:
- Основа блюза это блюзовые ступени, которые можно внедрять в любые лады, превращая их в блюзовые (как вам идея создать фригийский блюзовый?)
- Для блюза, в целом, важен не набор нот внутри лада, так как структура лада может варьироваться, а архитипичные интонации, которые в виде ячеек могут образовывать, в некоторых случаях, и полную хроматику
- Неполное понижение ступеней очень важно для создания блюзового звучания
- Не существует одного блюзового лада
- Для блюза важно наложение на мажорную гармонию, если же гармония минорная, то имитируются мажорное звучание, за счет мажорно субдоминанты и септаккорда на 6 ступени (F7 в ля минор и ход F9 – E9)
Chord Scale Theory
Что даст вам данный курс?
Фундаментальное понимание ладов и их роли в современной музыке
Вы детально проработает и поймете все важнейшие лады современной музыки в контексте гармонии
Вы научитесь применять лады в вашем творчестве: импровизации, композиции, сограйтинге, аранжировке
Источник
Что такое гаммы, для чего они и как их играть?
Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.
Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:
Формула для минора:
А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:
А это гамма Ля-минор (натуральный вид):
Зачем нужно играть гаммы
Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.
Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.
Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.
Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.
Этюд что надо 73
Слишком быстро 6
Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.
Аппликатура
Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.
Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:
Виды гамм
Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.
Прямая гамма
Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.
Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.
Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.
Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:
Расходящаяся гамма
Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:
Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.
Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:
Гамма в терцию
Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.
Гамма в сексту
Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.
Гамма в дециму
Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.
Гаммы развивают
- Пальцевую технику
- Умение распознавать мажорный и минорный лад в музыке, мелодический и гармонический звукоряд.
- Запоминание ключевых знаков альтерации для каждой тональности
- Память на аппликатуру, что облегчает разучивание длинных пассажей в пьесах
С какой гаммы начать
Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.
Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.
Мажорные гаммы
В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.
Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.
Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…
Минорные гаммы
Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.
В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.
Гармонический минор
В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:
Мелодический минор
В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:
Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.
Хроматическая гамма
Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:
Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.
Арпеджио
Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.
Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.
Короткие арпеджио
Длинные арпеджио
Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.
Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.
11 Арпеджио
11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:
Из чего состоят 11 арпеджио:
Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие
Арпеджио 2 — минорное трезвучие
Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд
Арпеджио 4 — минорный секстаккорд
Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд
Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд
Арпеджио 7 — доминантсептаккорд
Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд
Арпеджио 9 — терцквартаккорд
Арпеджио 10 — секундаккорд
Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд
Двойные терции
Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:
Как заниматься
- Играйте гамму диапазоном в 1-2 октавы.
- Доведите до автоматизма сперва одну, а затем другую руку. Только потом соединяйте.
- Играйте пробежками — 2 ноты медленно, 4 быстро. На тонике «висим» долго, остальные клавиши играем быстро.
- Чтобы добиться четкости артикуляции поставьте кисть руки на стол так, как она у вас должна лежать на пианино. По очереди «играйте» каждым пальцем по столу, пока не добьетесь одинакового стука. На пианино играйте пунктирным ритмом.
Также полезно играть разными штрихами
- легато (legato – плавно, слитно)
- стаккато (staccato – резко, отрывисто)
- нонлегато (nonlegato – раздельно)
Использовать разную динамику
- пиано (piano – тихо)
- форте (forte – громко)
- крещендо (crescendo – постепенно увеличивая громкость)
- диминуэндо (diminuendo – постепенно затихая)
Отличная статья 73
Бесполезная статья 6
Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.
Надеюсь, статья оказалась вам полезной и теперь вы знаете, что такое гаммы и какими они бывают. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте , где много интересного!
А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский
Источник