- Пьеса «4′33″» или музыка тишины
- Последователи
- Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе
- Тайный смысл нотной записи
- Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
- Нот семь, они образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
- Что такое ноты, где они пишутся и как их читать?
- Как же правильно понимать, читать и знать, где пишутся ноты?
- Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото
- Эволюция нотной записи
- Кому принадлежат названия нот
- Звукоряд, интервал, октавы
Пьеса «4′33″» или музыка тишины
«Четыре тридцать три» — одно из самых необычных и спорных сочинений американского композитора Джона Кейджа. Пьеса интересна тем, что для её исполнения подходит любой набор музыкальных инструментов, которые просто молчат. А все то, что слышно вокруг, предлагается воспринимать как музыку. По задумке автора, когда человек прислушивается к звукам окружающей среды, то он приходит в гармонию с ней.
Впервые, произведение было исполнено пианистом Дэвидом Тюдором в 1952 году во время благотворительного вечера, что выглядело и воспринималось крайне неоднозначно. Представьте себе: объявляется произведение, на сцену вышел пианист, который садится за фортепиано, достает часы и на четыре минуты и тридцать три секунды в зале устанавливается тишина.
Джон Кейдж: «Я сочиняю только ту музыку, которую сам никогда не слышал».
После знакомства с пьесой, людей можно разделить на две группы. Первые утверждают, что глупо и бессмысленно из «ничего» создать что-то великое, а вторые говорят, что «4′33″» — это музыкальная первооснова. Тем не менее, эти 273 секунды тишины со звуками окружающей среды считаются одним из ключевых произведений современной академической музыки.
Последователи
В 2017 году на музыкальных стриминговых сервисах появился десятиминутный ремикс «A a a a a Very Good Song — Single» от пользователя по имени Самир Мезрахи. 10 минут благоговейной тишины оказались в топах продаж iTunes и других магазинов.
Австрийская дэт-метал группа Dead Territory представила свою кавер-версию произведения.
На независимом лейбле Mute готовится к выходу компиляция STUM433, на которой такие известные музыканты, как New Order, Depeche Mode, Moby и другие, представят своё видение «4′33″». Первый трек с диска от словенской группы Laibach уже доступен в сети.
Ставьте Лайк 👍 и подписывайтесь на наш скромный канал! Спасибо!
Источник
Почему некоторые ноты гармонично звучат вместе
Вы никогда не задумывались, почему некоторые ноты больше подходят друг другу, чем другие? Как связаны между собой частоты их волн? Почему ноты одной тональности звучат «хорошо»? Почему «хорошо» звучат ноты в составе аккорда?
Ответ на этот вопрос связан с понятием «консонанса» (т.е. «созвучия») и современной наукой психоакустикой. Консонанс представляет собой согласное, стройное звучание, а диссонанс наоборот – несогласное или беспокойное.
Прежде всего, необходимо различать чистые тона, которые являются обычными синусоидальными волнами, и реальные тона, которые воспроизводятся музыкальными инструментами. Реальные тона, по сути, состоят из гармонических обертонов с разными амплитудами. Таким образом, каждая нота, сыгранная на любом инструменте, представляет собой сложный звук, состоящий из основного тона и большого числа обертонов.
Обертоном называется любая собственная частота выше основной, а те обертоны, частоты которых относятся к частоте основного тона как целые числа, называются гармониками. При этом основной тон считается первой гармоникой. Выходит, что значения частоты каждой гармоники относятся к основному тону следующим образом: f, 2f, 3f, 4f, ….
Частоты гармоник так же относятся друг к другу как целые числа и формируют основные музыкальные интервалы: 2:1 – это октава, 3:2 – это квинта, 4:3 – это кварта и т. д. В разных музыкальных культурах и в разные периоды времени отношение к консонансным и диссонансным интервалам различалось. Во времена Пифагора консонансными интервалами считались октава, квинта и кварта, однако в 13 веке к ним присоединилась терция. Все это связано с изменением музыкальных вкусов.
Иэн Джонстон (Ian Johnston) написал книгу «Measured Tones», в которой описал теорию созвучий (музыкального консонанса). В ней он сравнивает диссонанс с приправами, отмечая тот факт, что все мы относимся к ним по-разному. Строение наших ушей и мозга отличается, потому отличаются и наши понятия о «хорошем звуке».
Лукас Бивальд (Lukas Biewald), основатель компании CrowdFlower, соглашается с тем, что «хорошее звучание» – это очень субъективное понятие. Он говорит, что то, какие песни нам нравятся, зависит от нашей культуры, характера, даже настроения.
Давайте отойдем от личных предпочтений и немного углубимся в физику происходящих процессов. «Наиболее созвучными будут ноты, имеющие одинаковую высоту тона. Другими словами, соль малой октавы фортепиано созвучна с нотой соль (G) на гитаре, – отмечает Бивальд. – Вот график звуковой волны, которую воспроизводит гитарная струна»:
Источник
Тайный смысл нотной записи
Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). один из крупнейших теоретиков музыки в эпоху Средних веков и самых значимых во всей истории западноевропейской музыки.
Во время выступления хора, Гвидо для указания нот использовал свою левую руку, сгибая суставы пальцев он указывал, какую ноту брать в то или иное время.
В последствии Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке.
Нот семь, они образуют октаву. Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si.
За названия нот он взял первую строфу гимна Иоанну Крестителю (Hymnus ad Sancte Ioannes Baptista), который был написан лангобардским монахом Павлом Диаконом Варнефридом (автором знаменитой «Истории лангобардов») в VIII веке н.э
Это – первые слоги гимна св. Иоанну.
Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
UT queant laxis
RE sonare fibris
Sancte Ioannes.( SI )
Чтобы слуги твои
чудные деяния твои,
очисти грехи наши
с опороченных наших уст,
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в16 в. заменили на DO(скорее всего, от латинского слова Do minus – Господь).
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – Материя;
Mi – miraculum – Чудо;
Fa – familias рlanetarium – Семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – Небеса.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию.
Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни.
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
Источник
Что такое ноты, где они пишутся и как их читать?
Всем привет, дорогие друзья! Сегодня я напишу о том, что такое нотный стан. Как читать ноты и где они пишутся.
Нота — это название звука, музыкальный знак. Ноты отличаются высотой звучания. Всего в природе существует семь нот, это — самая низкая «до», затем «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», самая высокая»си».
Нотный стан — это параллельные горизонтальные линии (нотные линейки), на нотных линейках и между ними записываются ноты. Нотный стан состоит из пяти линеек. Считаем снизу в верх. По-мимо основных линеек нотного стана существует и дополнительные (добавочные) линейки на которых пишутся ноты.
Скрипичный ключ — это музыкальный знак, который открывает запись в нотной строке.
Как же правильно понимать, читать и знать, где пишутся ноты?
Нота «до» первой октавы — пишется на первой добавочной линейке. Нота «ре» первой октавы — пишется под первой линейкой. Нота «ми» первой октавы — пишется на первой линейке. Нота «фа» первой октавы — пишется между первой и второй линейкой. Нота «соль» первой октавы — пишется на второй линейке. Нота «ля» первой октавы — пишется между второй и третьей линейкой. Нота «си» первой октавы — пишется на третьей линейке.
Вот так развернуто нужно знать, уметь читать и правильно говорить ноты!
Если вам понравилась эта статья ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал. Спасибо, что прочитали эту статью!
Источник
Как читать и считать ноты – подробная инструкция + фото
Открывая сборник нот, неподготовленный человек вряд ли что-то поймет. В то время как профессиональный музыкант, глядя в ноты может услышать музыку, даже без помощи инструмента.
Дело в навыке. Научиться читать ноты и другие музыкальные знаки можно также, как вы когда-то научились читать буквы, складывая их в слова и предложения. Но для этого нужно овладеть знаниями, которыми я поделюсь с вами в этой статье.
Эволюция нотной записи
Чтобы лучше понять, как читать и считать ноты, нам придется обратиться к истокам и узнать, как формировалась нотная запись.
Как и любую другую информацию, в древние времена музыку передавали из уст в уста. Конечно, люди очень давно осознали потребность в сохранении музыки и перенесении ее на более надежный носитель. Эти попытки систематизировать и записать музыку предпринимались в различные времена. И, надо сказать, что способы были весьма разнообразны.
Истоками современной системы нотной записи стала работа древнегреческого теоретика музыки Алипия (III или IV в. н. э.). Он составил список символов (в основном это были греческие буквы), и подробно описал их значения. Символ обозначал звук определенной высоты. Эта система получила широкое распространение. В интерпретации римлян, буквы греческого алфавита были заменены на латинские: A, B, C, D, E, F, G. Именно они и по сей день широко применяются в музыкальной практике.
В средние века появилась невменная нотация. С позднелатинского «невма» — знак, намек.
Использовалась такая запись в религиозной католической музыке. Над текстом псалмов подписывались эти самые знаки или их комбинации. Они показывали направление движения мелодии: вверх или вниз, мелодические обороты или ноты, повторяющиеся на одной высоте. Но, точную высоту звука невмы не отражали. Эта система была хорошим подспорьем, подсказкой для певцов — напоминала ранее разученную мелодию.
Потребность более подробной записи сохранялась, поскольку в церковной традиции использовалось множество различных песнопений. И певцам было очень трудно удержать весь этот объем в голове.
Поиски решения продолжались. Очень важно было придумать, как же обозначать конкретную высоту звука, а не только направление движения. Сначала попробовали рядом с каждой невмой писать букву, которая соответствует определенному звуку. Но от этой идеи быстро отказались. Более рациональным стало решение ввести линию для одного звука. Она обозначала звук fa и стала ориентиром, от которого вверх и вниз стали считать все остальные звуки.
После, для еще большего удобства ввели еще одну параллельную линию сверху для звука do.
Этим нововведением мы обязаны итальянскому монаху, выдающемуся педагогу Гвидо Аретинскому. Именно он, в XI в. предложил ввести параллельные линии для более точного определения высоты звука. В течение своей педагогической деятельности он постоянно совершенствовал свою систему. Ему нужно было найти способ быстро разучивать с певцами незнакомые песнопения. Это привело к настоящей реформе в области нотной записи.
Сложившаяся система Гвидо Аретинского представляла собой четыре параллельных линии, расположенных друг под другом. Невмы стали изображать на самих линиях и между ними.
Каждая невма в этой системе имела определенную высоту. Это прямой прообраз современного нотного стана. Отличие только в том, что сейчас параллельных линий пять, а вместо невм – ноты.
Не интересно 10
Кому принадлежат названия нот
Создание системы нотной записи – не единственное достижение Гвидо Аретинского. Ему также принадлежат названия нот, которыми мы пользуемся и по сей день: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
В те времена был очень популярен гимн, посвященный Святому Иоанну. Мотив его был хорошо известен певцам и имел очень интересную структуру: каждая строка гимна начиналась на тон выше предыдущей. Начальные слог каждой строки и стал названием ноты, с которой она начиналась.
Итак, звукоряд Гвидо Аретинского состоял из шести нот, последовательно восходящих и отстоящих друг от друга на один тон: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Эта система просуществовала достаточно долго и была действительно очень удобной и понятной. Но, время шло и ей предстояло претерпеть еще множество изменений, прежде чем получить современный вид.
Первые изменения коснулись слога «Ut». Он оказался не удобен для пения, поскольку заканчивается на согласную. Поэтому в XVII веке музыковед Джованни Баттиста Дони заменил «Ut» на привычное нам «Do». Мнения относительно создания этого звука разделились: одни считают, что слог «Do» это первые буквы его фамилии, а другие уверяют, что этот слог происходит от слова DOMINUS что означает – Господь.
Название ноты «Si» также принадлежит ему. Он взял первые буквы словосочетания «Sancte Iohanne» (Святой Иоанн) из последней строчки гимна.
Существует также версия, что названия нот имеют другие корни:
Это красивая легенда, и она вполне могла бы иметь право на существование.
Звукоряд, интервал, октавы
Итак, постепенно количество нот дошло до семи: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Названиями этих нот мы и пользуемся до сих пор.
Ноты располагаются в определенной последовательности по возрастанию высоты, то есть каждая следующая нота выше предыдущей.
Если мы хотим научиться бегло читать ноты, необходимо научиться пользоваться интервалами.
Отношение между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно, называется интервалом . Одновременное звучание образует гармонический интервал, последовательное – мелодический.
Интервал имеет основание и вершину. Расстояние между ними можно посчитать ступенями или количеством тоно́в. Названия интервалов происходят от латинских порядковых числительных. Например, расстояние от основания до вершины в две ступени называется секундой, а в пять ступеней – квинтой. Также, каждый интервал обозначается арабской цифрой:
- Прима (prima — первая)
- Секунда (secunda — вторая)
- Терция (tertia — третья)
- Кварта (quarta — четвертая)
- Квинта (quinta — пятая)
- Секста (sexta — шестая)
- Септима (septima — седьмая)
- Октава (octava — восьмая)
Прима — это интервал, который имеет больше формальный характер, поскольку отражает расстояние между одной и той же нотой. Сами понимаете, что фактического расстояния там нет или оно равно 0. Но, тем не менее интервал существует и мы должны о нем знать.
Секунда — это интервал, где расстояние от основания до вершины включительно, составляет две ступени.
Терция – интервал, в котором разница между двумя звуками составляет 3 ступени.
Кварта – 4 ступени
Квинта – 5 ступеней
Секста – 6 ступеней
Септима – 7 ступеней
Октава — 8 ступеней
Источник