- Дорийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
- Дорийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного минора
- Аппликатуры дорийского лада
- Аккорды дорийского лада
- Дорийский лад в музыке
- Использование дорийского лада
- Что такое дорийский лад и в чем его особенность
- Дорийский лад. Общая информация
- Отличия от обычного минора
- Аппликатуры дорийского лада
- Аккорды дорийского лада
- Дорийский лад в музыке
- Видео
- Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?
- Стандартный порядок ладов:
- А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:
- Лидийский лад
- Ионийский лад
- Миксолидийский лад
- Дорийский лад
- Эолийский лад
- Фригийский лад
- Локрийский лад
- Упражнения на тренировку ладов
Дорийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке
Дорийский лад. Общая информация
Дорийский лад – один из типов натурального звукоряда, отличающийся от классического минора, который был широко распространен во времена средневековья и античности. Он до сих пор используется в различных современных композициях, и каждому музыканту необходимо понимать, как он выстраивается, чтобы расширить свой музыкальный словарь. В данной статье мы подробно расскажем про дорийскую гамму, как ее строить и использовать.
Отличия от обычного минора
Дорийский лад относится к минорному наклонению, однако отличается от обычного звукоряда своим настроением.
Для начала давайте вспомним, как выглядит стандартная минорная гамма на примере тональности Ля-минор.
A – B – C – D – E – F – G
В дорийской гамме мы поднимаем шестую ступень – то есть, ноту F. Соответственно, у нас получается следующая последовательность нот. Таким образом, строение дорийского лада выглядит вот так:
A – B – C – D – E – F# – G
Эта ступень дает минорному ладу более радостное и мажорное звучание, которое в современной музыке больше ассоциируется с джазом и фанком.
Попробуйте построить дорийский минор от любой другой тональности – например, от Гаммы Ре-минор .
Аппликатуры дорийского лада
Аппликатура дорийского лада на гитаре почти ничем не отличается от классической минорной гаммы. Для удобства мы построим классическую аппликатуру от пятого лада. Ее же можно переносить по грифу, меняя тонику и получая нужные вам ноты.
Шестая струна: 5 – 7 – 8
Пятая струна: 5 – 7
Четвертая струна: 4 — 5 – 7
Третья струна: 4 – 5 – 7
Вторая струна: 5 – 7 – 8
Первая струна: 5 – 7 – 8
Как можно увидеть, аппликатура очень схожа с блюзовой гаммой . Эти два лада очень часто комбинируют между собой, добиваясь интересного и самобытного звучания.
Аккорды дорийского лада
Чаще всего дорийский лад используется для обыгрывания минорных аккордовых последовательностей .
Для того чтобы построить дорийский аккорд, нам нужно добавить к уже готовой аккордовой форме ту самую повышенную шестую ступень, получая дорийскую сексту. Вот пример, использующий аккорд Am. Его базовая форма выглядит так:
Достроим к этому минорному трезвучию дополнительную ноту – нашу шестую ступень. У вас получится:
Кроме этого, вы можете поменять одну из ступеней на тот самый F# и получить следующую схему:
Это трезвучие также обладает характерным «дорийским» звучанием.
Дорийский лад в музыке
Из всех ладов народной музыки дорийский используется больше всего. Очень часто его можно услышать в фанке и джазе, а также в поп-музыке. Ниже приведены примеры песен с использованием дорийского лада:
- John Coltrane – Impressions
- Jimi Hendrix – Purple Haze
- Santana – Evil Ways
- Miles Davis – Milestones
- The Beatles – Eleanor Rigby
Использование дорийского лада
Использование дорийской гаммы оправдано, в первую очередь, в джазовой и фанковой импровизации. Стоит сказать, что аккорды, которые выстраиваются через дорийские ступени, относятся к диссонантным, и использовать их надо очень осторожно. Если же ваша задача – играть соло, то чтобы заставить звучать композицию интереснее, как раз можно использовать дорийский лад. Неслучайно это одна из самых популярных гамм в поп-музыке.
Кроме этого, дорийский лад можно использовать для создания этнического звучания, и стилизации песни под греческие композиции или средневековые баллады. Данный тип минора дает грустное звучание, в котором время от времени появляются нотки радости.
Источник
Что такое дорийский лад и в чем его особенность
Привет! Мы продолжаем серию постов о ладах на гитаре. Разберем натуральные лады – классические и наиболее часто используемые. Узнаем, как может практически применить знания о ладовой системе гитарист. Сегодня разбираемся с дорийским ладом.
Дорийский лад. Общая информация
Дорийский лад – это одна из самых древних звуковых систем, бывшая в ходу еще в Средние века и во времена Античности. Название тоже связано с античной Грецией, а точнее с племенем дорийцев.
Это минорная гамма, которая звучит как натуральный минор с поднятой шестой ступенью. Его строение: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон, или же 2 тетрахорда Т-П-Т, соединенные тоном посередине. Это делает его симметричным.
Так выглядит звукоряд Am-dorian:
Отличия от обычного минора
От натурального минора дорика отличается повышенной шестой ступенью. Посмотрите на картинку с построением выше: у шестой ноты стоит знак диеза. Приподнятая ступень придает мелодиям возвышенное, светлое настроение, гамма становится чуть более мажорной.
Аппликатуры дорийского лада
Построим звукоряд от одной из тоник. Представленную схему можно двигать по грифу и получать одинаковый звуковой рисунок в различных тональностях. К примеру, построим ля-минор от пятого лада. Начинаем с шестой струны:
Перешагиваем через лад и попадаем на следующую тонику.
Простейшим примером дорики на фортепиано будет последовательность от «ре» до «ре», сыгранная на белых клавишах.
Аккорды дорийского лада
Чаще всего строятся от натуральных минорных. Для примера возьмем Am, в базовом варианте составленный нотами А-С-Е. А вот Am-dorian включает в себя четвертый звук F#, то есть ту самую повышенную шестую. Другим способом можно получить этот аккорд, заменив один звук (не тонику) на F#. Например: А-F#-Е.
Дорийский лад в музыке
Больше всего его любят джазовые, блюзовые, фанк-музыканты, в т. ч. импровизаторы. Начиная с 50-х годов эта гармония стала даже популярнее обыкновенного минора, а теперь почти полностью вытеснила.
В Средневековье его активно использовали при написании церковной музыки, чтобы добиться возвышенного звучания, настроения «светлой печали». В возрождении этого строя в 20 в. большую роль сыграл Джими Хендрикс, который много экспериментировал и с другими ладами.
Сейчас довольно часто встречается при создании поп-музыки.
Среди популярных композиций в дорике можно назвать:
- The Beatles – Eleanor Rigby.
- Майлз Дэвис – So What.
- Джордж Гершвин – Summertime.
Дорийские аккорды придают композиции оттенки античной мелодии или средневековой баллады. В некоторых сочетаниях они создают этническое звучание и восточный колорит, но считаются диссонантными. Из-за негармоничного для современного слушателя звучания их нельзя применять слишком часто.
Куда лучше строить из дорики соло, звучание будет вполне гармоничным, но новым на слух.
Видео
На мой взгляд, у Александра Зилкова есть лучшее видео-объяснение ладовой системы, рекомендую посмотреть.
Надеюсь, вы сможете применять новые навыки при создании собственных композиций. Умения обращаться с ладовой теорией позволяет талантливо импровизировать и писать аранжировки.
Расскажите в комментариях, как быстро вам удалось освоить этот прием.
Зачем нужен дорийский лад. Видеоурок по импровизации:
Что Такое Дорийский Лад. Рассказывает педагог ГМКЭДИ Михаил Суджян:
Источник
Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?
Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.
Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.
Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.
Стандартный порядок ладов:
- • ионийский
- • дорийский
- • фригийский
- • лидийский
- • миксолидийский
- • эолийский
- • локрийский
А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:
- • лидийский
- • ионийский
- • миксолидийский
- • дорийский
- • эолийский
- • фригийский
- • локрийский
Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.
Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.
Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:
Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.
Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.
Лидийский лад
Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.
Ионийский лад
Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.
Миксолидийский лад
Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.
Дорийский лад
Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.
Эолийский лад
Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.
Фригийский лад
А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.
Локрийский лад
Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.
Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.
Упражнения на тренировку ладов
Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.
- Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
- Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
- Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
- Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.
У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.
Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».
Отличный(как и все остальные)урок!
Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?
все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать
вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.
В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:
иди-учи матчасть патом бирись за лады
И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?
Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон
Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.
Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.
Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.
Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.
Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .
У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?
Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.
Соль диез это 4й лад шестой струны
Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.
Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .
Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.
А просто с нуля — это по CAGED системе.
И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.
Источник